АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА, СКЛОННОГО К СУИЦИДУ

Прочитайте:
  1. Автопортрет в жанре экзистенциального триллера (заметки переводчика).
  2. Анализ поведение лиц склонных к суициду
  3. Вирусные гепатиты человека, особенности их эпидемиологии. Основные свойства возбудителей. Принципы лабораторной диагностики.
  4. ВИЧ относится к семейству ретровирусов, т. е. вирусам, геном (ВИЧ с РНК) которых может встраиваться генам человека, например в геном клеток крови - лимфоцитов - или клеток мозга .
  5. Возрастная анатомия и физиология человека; анатомия и физиология человека,; возрастная анатомия, физиология и гигиена (1Курс)
  6. Г. может передаваться от больного человека,
  7. Герпесвирус человека, болезни Марика кур, лимфомы и саркомы обезьян
  8. Герпесвирусы человека, состав семейства, основные свойства, вызываемые заболевания.
  9. Если Вы любите человека, Который НЕ ПРИВЛЕКАЕТ вас физически
  10. Как реагировать на поведение человека, страдающего бредом

Под влиянием перечисленных причин, люди, которые совершают самоубийство, обычно считают свои трудности непреодолимыми. Они не видят другого выхода, суицид кажется им разрешением проблем, боли и грусти. Перед самоубийством возникают определенные изменения в поведении. Они зависят от личности, темперамента, от тех условий, в которых происходит суицидное действие, от общих и социальных причин, которые должны наложить на самоубийство известный колорит и придать им определенную специфическую особенность. Э.Дюркгейм выделил несколько типов самоубийств: эгоистическое, альтруистическое, аномическое. Для эгоистического самоубийства характерны следующие признаки: бесстрастие, вялая меланхолия, услаждающаяся собою, рассудочное равнодушие скептика. Характерною его чертою, как уже было сказано, является состояние томительной меланхолии, парализующей всякую деятельность человека. Всевозможные дела, общественная служба, полезный труд, даже домашние обязанности внушают ему только чувство безразличия и отчуждения. Ему невыносимо соприкосновение с внешним миром, и, наоборот, мысль и внутренний мир выигрывают настолько же, насколько теряется внешняя дееспособность. Закрывая глаза на все окружающее, человек главным образом обращает внимание на состояние своего сознания; он избирает его единственным предметом своего анализа и наблюдений. Но в силу этой исключительной концентрации он только углубляет ту пропасть, которая отделяет его от окружающего мира; с того момента, как индивид начинает заниматься только самим собой, он уже не может думать о том, что не касается только его, и, углубляя это состояние, уве­личивает свое одиночество. Занимаясь только самим собой, нельзя найти повода заинтересоваться чем-нибудь другим. Тот человек, вся деятельность которого направлена на внутреннюю мысль, становится нечувствительным ко всему, что его окружает. Если он любит, то не для того, чтобы отдать себя другому существу и соединиться с ним в плодотворном союзе: нет, он любит для того, чтобы иметь возможность размышлять о своей любви. Страсти его только кажущиеся, потому что они бесплодны; они рассеиваются в пустой игре образов, не производя ничего существующего вне их самих.

Все эти различные особенности относятся к эгоистическому самоубийству. Несомненно, что они являются следствием и выражением специфического характера именно этого вида самоубийств. Это нелюбовь к действию, это меланхолическая оторванность от окружающего мира является результатом того преувеличенного индивидуализма, которым мы охарактеризовали выше данный тип самоубийств.

Признаками альтруистического самоубийства являются страстная или волевая энергия, спокойное чувство долга, мистический энтузиазм, спокойная храбрость. Субъект часто вместо того, чтобы грустно размышлять о своей судьбе, относится к ней весело и легкомысленно. Он сознает свой эгоизм и логически вытекающие из него последствия, но он заранее принимает их и продолжает жить, как дитя или животное, с тою только разницей, что он отдает себе отчет в том, что он делает. Он задается одною задачей — удовлетворять свои личные потребности, даже упрощая их для того, чтобы, наверное, быть в состоянии удовлетворить их. Зная, что ни на что другое он не может надеяться, он ничего другого и не требует, всегда готовый в случае, если он не будет в состоянии достигнуть этой единственной цели, разделаться со своим бессмысленным существованием. К этому типу принадлежит самоубийство, практиковавшееся у эпикурейцев. Эпикур не предписывал своим ученикам стремиться к смерти, он советовал им, наоборот, жить до тех пор, пока жизнь представляет для них какой-нибудь интерес. Но, так как он чувствовал, что, если у человека нет никакой другой цели, то каждую минуту он может потерять и ту, которая у него есть, и что чувственное удовольствие слишком тонкая нить, чтобы прочно привязать человека к жизни,— то он убеждал их быть всегда готовыми расстаться с нею по первому зову обстоятельств. Таким образом, здесь мы видим, что философская мечтательная меланхолия уступает место скептическому и рассудочному хладнокровию, особенно сильно проявляющемуся в час последней развязки. Здесь человек наносит себе удар без ненависти, без гнева, но и без того болезненного удовлетворения, с которым интеллектуал смакует свое самоубийство; первый еще бесстрастнее второго; его не поражает тот исход, к которому он пришел. Это событие в более или менее близком будущем он хорошо пред­видел; поэтому он не затрудняет себя долгими приготовлениями, а, только следуя желаниям своего внутреннего «Я», старается уменьшить свои страдания. Таким обыкновенно бывает самоубийство хорошо поживших людей, которые с наступлением неизбежного момента, когда становится невозможно продолжать свое легкое существование, убивают себя с ироническим равнодушием, спокойствием и своеобразной простотой. Спокойствие полное; никаких следов самопринуждения, акт совершается от чистого сердца, потому что все деятельные наклонности человека прокладывают ему путь.

Анемическое самоубийство характеризуется раздражением, отвращением, горячим протестом против жизни вообще или определенного лица (убийство, сопровождаемое самоубийством). Во-первых, совершение его всегда носит характер страстности, а от вторых, вдохновляющая его страсть совершенно иного происхождения. Здесь не может быть речи об энтузиазме, религиозной вере, морали или политике, ни о какой-нибудь военной доблести; здесь играет роль гнев и все то, что обыкновенно сопровождает разочарование.

Большинство из самоубийц этого типа проникнуты отчаяньем и раздражением, которые выражались в проклятиях, в горячем протесте против жизни вообще; иногда это были жалобы на определенное лицо, которое самоубийца считал ответственным за все свои несчастия. К этой группе, очевидно, относятся самоубийства, являющиеся как бы дополнением предварительно совершенного убийства; человек лишает себя жизни, убив перед этим того, кого он считает отравившим ему жизнь. Нигде отчаянье самоубийцы не проявляется так сильно, как в этих случаях; ведь тут оно обнаруживается не только в словах, но и в поступках. Убивающий себя эгоист никогда не допустит себя до таких диких насилий; случается, конечно, что и он пеняет на жизнь, но в более жалобном тоне; жизнь угнетает его, но не вызывает острого чувства раз­дражения; он скорее ощущает ее пустоту, чем ее печали; она не интересует его, но и не внушает ему положительных страданий; то состояние подавленности, в котором он находится, не допускает его даже терять самообладания. Что же касается до альтруиста, то он находится совсем в другом состоянии. Он приносит в жертву себя, а не своих близких.

Существуют и такие самоубийцы, которые не могут пожаловаться ни на людей, ни на обстоятельства, а сами по себе устают в бесконечной погоне за недостижимой целью, в которой желания их не только не удовлетворяются, но возбуждаются еще сильнее; тогда они возмущаются жизнью и обвиняют ее в том, что она обманула их.

Таковы главные признаки различных самоубийств, то есть те, которые являются непосредственным результатом социальных причин. Индивидуализируясь в частных случаях, они принимают различные оттенки в зависимости от личного темперамента самоубийцы и специальных обстоятельств, в которые он поставлен. Но среди образовавшихся, таким образом, различных комбинаций все же всегда можно отыскать основные формы. Например, эгоистично-аномическое самоубийство характеризуется смесью возбуждения и бесстрастия, действия и мечтательности, анемично-альтруистическое характеризуется возбужденным отчаянием, эгоистично-альтруистическое - меланхолией, умеряемой известной моральной твердостью.

Признаки самоубийства бывают разными в зависимости и от возраста. У юношей наиболее явным намеком на суицидальные тенденции является злоупотребление алкоголем и наркотиками. Примерно половина молодых людей, совершавших суицид, принимали перед этим лекарства, прописанные их родителям. Молодые люди, предпринимающие попытки самоубийства, часто отличаются сниженной самооценкой, испытывают чувства малоценности и ненужности. Часто ожидания детей или родителей являются нереалистическими.

Многие люди, собирающиеся покончить жизнь самоубийством, не верят, что смерть - всего-навсего конец их существования. Они считают, что это лишь переход из одного состояния в другое, и смерть, таким образом, приблизит их к Богу или к любимым, которых они раньше потеряли. В этом смысле смерть считается прелюдией к лучшей жизни. Эти обоснования помогают им преодолеть страх смерти и принять окончательное решение покончить с собой. Тем не менее многие из этих людей предпочли бы жизнь, если бы они видели, что все их трудности можно разрешить в этом мире. Вот здесь-то участливое и заботливое отношение со стороны близких, друзей или воспитателей может в буквальном смысле спасти им жизнь. Главное чувство, которое человек испытывает в кризисный момент своей жизни на пути к самоубийству, -это противоречивость. Это то состояние, когда в нем борются два противоречивых чувства - желание жить или желание умереть.

Рассмотрев, таким образом, основные социально-психологические признаки человека, совершающего самоубийство, в зависимости от типов суицида, возраста, влияния депрессии и др., можно составить портрет молодого человека, склонного к саморазрушающим действиям. Итак, признаками эмоциональных нарушений являются:

— заметная перемена в обычных манерах поведения человека;

— потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;

— частые жалобы на соматическое недомогание (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

— необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

— постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

— ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

— уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку

— нарушения внимания со снижением качества выполняемой работы;

— погруженность в размышления о смерти;

— отсутствие планов на будущее («Почему это должно меня беспокоить? Ведь завтра я могу умереть»);

— внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;

— приобщение к алкоголю или наркотикам или усиленное их потребление.

Словесные заявления:

— «ненавижу жизнь»;

—«Они пожалеют о том, что они мне сделали»;

— «Не могу больше этого вынести»;

— «Я покончу с собой»;

— «Просто жить не хочется»;

— «Никому я не нужен»;

— «Это выше моих сил».

Таким образом, мы видим, что психологическая формула самоубийцы не так проста, как это обыкновенно думают. Сказать, что он устал, испытывает отвращение к жизни, еще не значит определить эту формулу. Под влиянием социальных, социально-психологических и психологических причин у человека, решившего покончить с собой, наблюдаются изменения в поведении. Поведение может меняться постепенно или внезапно. Чтобы предотвратить намерения молодежи покончить с собой, необходимо вовремя заметить изменения, определить уровень риска для совершения им самоубийства и использовать все необходимые возможности для его предотвращения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема суицида в молодежной среде достаточно серьезна и требует серьезных раздумий о реальных причинах, толкающих людей на самоубийство. Согласно приведенной статистике, суицид — явление молодое. Это связано с положением молодежи в обществе и ее психологическими особенностями. Нынешнее молодое поколение не может занять достойное место в социальной структуре, поскольку лишено возможности на равных конкурировать с более обеспеченными слоями населения. Молодежь в большинстве своем осталась без надежных социальных ориентиров.

Причин суицидального поведения молодежи много. Их можно объединить в социальную, социально-психологическую и психологическую группы. С социальными факторами связаны общественные и культурные явления. Общество в определенных ситуациях требует от своих членов самопожертвования. Самоубийство тесно связано с общественно-политической обстановкой в стране. При общественном подъеме, оживлении в политике, экономике, культурной жизни общества просматривается закономерность уменьшения суицидов и, наоборот, при общественных спадах наблюдается увеличение суицидов. Особую опасность представляет суицид с элементом подражания, когда вслед за смертью (самоубийством) кумира кончают с собой сотни людей. Действие силы подражания всегда ограничено, происходит за короткий промежуток времени. Одним из сильнейших социальных факторов является религия.

Н.Крамзин справедливо назвал самоубийство «необъяснимым феноменом в нравственном мире». И, на наш взгляд, к суициду в молодежной среде эту фразу можно отнести вдвойне и втройне. Все существующие теории, с помощью которых маститые психологи, социологи и философы пытаются объяснить суицидальное поведение, мягко говоря, не справляются со своей задачей. Понять суицид невозможно.

Единственное, что мы можем – пытаться вернуть заблудившимся душам веру в жизнь и отношение к ней как к высшей ценности. У молодых людей совершенно сбита ценностно – ориентационная сфера личности. Нет традиций, по которому молодежь могла бы жить, и нет инстинктов, которые могли бы вести их. А что же тогда есть? Есть куль насилия, саморазрушения и ненависти в масс-медиа, есть множество примеров того, как бездарные самоубийцы превращались «непонятных гениев», и, наконец, есть вопросы без ответов.

Завершить эту работу нам хотелось бы отрывком из психологического эссе Н. Бердяева «О самоубийстве»: «…самоубийство есть психологическое явление, и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой.

Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды. Психология самоубийства есть, прежде всего, психология безнадежности. Безнадежность же есть страшное сужение сознания, угасание для него всего богатства Божьего мира, когда солнце не светит и звезд не видно, и замыкание жизни в одной темной точке, невозможность выйти из нее, выйти из себя в Божий мир. Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря же надежды склоняет к самоубийству…

Душа целиком делается одержимой одним состоянием, одним помыслом, одним ужасом, которым окутывается вся жизнь, весь мир. Вопрос о самоубийстве есть вопрос о том, что человек попадает в темные точки, из которых не может вырваться. Человек хочет лишить себя жизни, но он хочет лишить себя жизни именно потому, что он не может выйти из себя, что он погружен в себя. Выйти из себя он может только через убийство себя. Жизнь же, закупоренная в себе, замкнутая в самости, есть невыносимая мука».

Таким образом хотелось бы отметить, что наша общая задача заключается в том, чтобы по возможности ограничить распространение самоубийств, научиться эффективно предупреждать их. Однако, задача эта чрезвычайно сложная, так как для решения ее необходимо добиться кардинальных позитивных сдвигов в общественных отношениях, как на макро-, так и на микросоциальных уровнях.

 


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 568 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)