АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Самоубийство и отношение к нему в обществе

Прочитайте:
  1. b) и с) Происхождение эксогамии и ее отношение к тотемизму
  2. B) любые сведения, полученные в ходе производства по делу с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства, имеющие отношение к делу
  3. II. Отношение нервной деятельности к нервному веществу и к состояниям сознания.
  4. III модуль. Соотношение факторов генотипа и среды в возникновении наследственных болезней и проблем психического дизонтогенеза
  5. XCII. САМОУБИЙСТВОТО
  6. XV. Самоубийство
  7. А – отношение женщины к себе беременной
  8. а) Общественная профилактика
  9. Б — соотношение лицевого черепа взрослого и новорожденного
  10. Б) отношение численности занятого населения к численности трудовых ресурсов.

Введение

 

Нет большего горя, чем потеря человека. Любая смерть вызывает у близких тяжелые эмоциональные переживания, которые сопровождаются чувством одиночества, неверием в случившееся, сердечной болью и душевными мучениями. Если человек умирает своей смертью, от естественных причин, то для окружающих существуют рациональные («У него был рак» и др.) или религиозные объяснения («Бог дал, Бог взял»). При самоубийстве любая трактовка сомнительна. Смерть человека от собственной руки для близких всегда воспринимается как гром среди ясного неба. В подавляющем большинстве случаев самоубийство человека для окружающих неожиданно. Когда близкий человек лишает себя жизни, то те, кто остаются в живых, испытывают не только боль от разлуки, но и сильные чувства вины, стыда, гнева и самообвинения. Страдания от беды многократно увеличиваются, если мир для суицидента перестает существовать по его собственному решению, когда жизнь прекращается в результате самоубийства.
Растущая сложность человеческой жизни, изменившееся отношение к ней, возросшая требовательность к достойному существованию приводят к признанию, что суицид является чем-то большим, чем частное, личное решение. По мнению Э. Гролмана, это болезнь цивилизации. По выражению Э. Шнейдмана, суицид демократичен и характерен для всех слоев общества. С другой стороны, суицидальный феномен представляет собой «статистически устойчивое социальное явление, распространенность которого подчиняется определенным закономерностям, связанным с социально-экономическими, культурно-историческими и этническими условиями развития как государств, так и их отдельных регионов» [2].
Почти все люди в то или иное время думают о суициде. Саморазрушение является одним из многих жизненных выборов, открытых для людей. Дж. Мерло, автор книги «Суицид и массовый суицид», утверждает: «80% людей признают, что они в разное время играли идеями о суициде». «Ни одна группа, национальность или класс людей не свободны от этого «непростительного греха общества». Все люди имеют тенденцию к саморазрушению, которая различается лишь по степени выраженности или интенсивности проявлений у разных людей и в разных обществах. Психологи считают, что желание умереть является частым среди детей, а суицидальные фантазии вполне естественны для обычных взрослых людей. Эти желания могут быть выражены по-разному: «Если бы я сейчас умер, мои родители пожалели бы, что относились ко мне так плохо», «Лучше умереть, чем так дальше жить», «Я устал от жизни», «Вам без меня будет лучше», «Вам не придется слишком долго меня терпеть». Эти высказывания могут показаться не связанными с самоубийством, но именно они используются в пресуицидальных беседах и записках. Угрозы могут превратиться в действия. Вместо пассивного принятия непреодолимых трудностей возникает активная декларация независимости: смерть от своих рук. Жертва как будто кричит: «По крайней мере, я сумел сделать хотя бы это».
Суицидент, находясь на определенном этапе формирования суицидальных намерений, иногда не в состоянии адекватно оценить конфликтную ситуацию и тогда решается на последний, с его точки зрения, соответствующий ситуации шаг. В определенный момент он оказывается перед альтернативой смириться или уйти из жизни.
«Самоубийце свойственно то, что он смотрит на свое «я» как на какое-то опасное, ненадежное и незащищенное порождение природы, кажется себе чрезвычайно незащищенным, словно стоит на узкой вершине скалы, где достаточно маленького внешнего толчка или крошечной внутренней слабости, чтобы упасть в пустоту» (Г. Гессе).

Самоубийство и отношение к нему в обществе


В истории человечества проблемы самоубийств оценивались по-разному - от резкого осуждения до признания самоубийства как достойного способа ухода из жизни. В разные исторические эпохи в различных обществах, а иногда и в разных слоях одного общества самоубийству давались противоположные моральные оценки. По-разному оценивалось самоубийство и юриспруденцией. Отношение к этому акту зависело от философских, религиозных, правовых и научных воззрений.
Первые упоминания о самоубийствах мы встречаем в мифах. В мифологии народов Европы считалось, что самоубийцы превращались в вампиров. Различные поверья относительно самоубийц встречаются у всех народов мира, что говорит о возникновении самоубийств на самых ранних этапах развития человечества.
По религиозным взглядам древних германцев, в рай попадали мужчины, а также женщины, покончившие жизнь самоубийством поеле смерти мужа. У многих народов самоубийство считалось предпочтительнее, чем сдача в плен или рабство. В Индии, Китае, Японии оно было относительно распространено и в определенных случаях носило характер социального предписания. Наоборот, в Спарте и Афинах трупы самоубийц сжигали со знаками презрения. Отрицательное отношение к этому акту можно найти в учениях греческих философов: Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля и др. В Древнем Риме отношение к суициду было двойственным, одни прославляли суицид, другие осуждали.
В средние века под давлением религии в Австрии, Пруссии, Франции и некоторых других странах самоубийство стали относить к преступлениям. На Руси оно оценивалось отрицательно на основании взглядов православной церкви. Самоубийцы не отпевались священнослужителями, их не разрешалось хоронить на кладбищах, обычно захоронение происходило у дороги.
Жесткие кары за попытки самоубийства были введены при Петре I, затем они были смягчены, но по «Положению о наказаниях уголовных и исправительных от 1885 года» лишение себя жизни не влекло уголовного наказания только в тех случаях, когда «кто-либо по великодушному патриотизму подвергнет себя очевидной опасности или прямо верной смерти, а равно женщина лишит себя жизни для спасения от грозившего насилия» (ст. 1474). Статьи об ответственности за самоубийство и за покушение на него действовали в России вплоть до 1917 года. В Англии уголовные санкции за покушение на самоубийство были отменены только в 1961 году.
Немного статистики
Угроза наказанием и применение других мер воздействия за попытку самоубийств мало способствовали сокращению числа последних. Нравственное же состояние общества, его стабильность, духовность, доброжелательное отношение друг к другу его членов, уверенность в завтрашнем дне заметно влияли на отношение человека к собственной жизни. Патриархальная Россия, с преобладанием в ней сельского населения, с низким уровнем алкоголизации, издавна исповедовавшая духовность и осуждавшая самоубийство как порок, до 1917 года занимала последнее место в Европе по количеству самоубийств - всего 3-4 случая на 100 тысяч человек. Этот духовный потенциал в условиях почти всеобщего вероисповедания сохранялся до 1930-х годов. Так, в 1926 году уровень самоубийств в нашей стране в расчете на 100 тысяч населения составлял 7,8 человека. До наших дней в деревнях, куда еще не проник дух отчужденности и безразличия, сохранился обычай пожелания здоровья при встрече даже с незнакомыми людьми, пожелания «Бог в помощь», выполняющим какую-либо работу, коллективное строительство жилья, сопереживание и поддержка в горе. Поныне сохранился в церквях обряд исповеди, который также играет немаловажную роль для человека, обремененного навалившимися проблемами. По мнению настоятеля церкви Покрова Богородицы в Москве протоиерея И. Рязанцева: «Это счастье, что в церкви существует таинство исповеди: самоубийцы имеют возможность своевременно получить утешение в скорбях, которые, увы, нельзя пока получить ни в департаменте, ни в милиции, ни даже в семье».
Нарушение нравственных внутренних ограничений на лишение себя жизни, фактическое исчезновение общественных запретов на самоубийство, технократизация и дезинтеграция общества, игнорирование проблемы государственными институтами и общественностью, а также рост алкоголизма, наркомании, усугубление психосоциальных, экономических, экологических и других факторов привели к тому, что во второй половине XX века начался резкий рост числа самоубийств во всем мире, и особенно ощутимо это произошло в нашей стране. В Союзном государстве наибольший уровень самоубийств был отмечен в 1981 году и составил 35 человек на 100 тыс. населения. В годы так называемой борьбы с пьянством и надежд, связанных с перестройкой, уровень самоубийств снизился до 24. Затем в связи с продолжающейся перестройкой уровень суицидов стал расти, и в 1994 году этот уровень составлял уже 42 на 100 тысяч человек. От самоубийств за год погибали порядка 65 тысяч человек, т.е. население небольшого города. В некоторых регионах России уровень самоубийств доходил до 100 человек на 100 тысяч населения. Резко ухудшилась суицидальная ситуация и в сельской местности, более того, по уровню суицидов сельские районы стали превосходить уровень городов. По данным ВОЗ, показатель суицидов больше 20 на 100 тысяч населения свидетельствует о кризисе в обществе. В настоящее время средняя цифра по России составляет 36 на 100 тысяч населения [4].
Каждую минуту кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. Эти попытки 120 или 130 раз в день оканчиваются успешно. При этом необходимо учитывать, что на каждое завершенное самоубийство приходится от 10 до 100 суицидальных попыток, которые нередко заканчиваются психическими и соматическими осложнениями, инвалидностью. Другой особенностью суицидов в нашей стране является преобладание суицидов среди трудоспособного возраста. При этом отмечается явное преобладание мужских самоубийств над женскими в соотношении 4:1.
Проблема еще более ухудшается в связи с тем, что отмечается значительное повышение числа суицидальных попыток и самоубийств среди молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет. До конца 1960-х годов они составляли относительно незначительную часть от общего числа суицидов. С 1960 года их частота среди подростков увеличилась на 265%! Смертность среди молодежи, связанная с суицидом, стоит на первом месте среди всех причин смерти.
Многочисленные исследования показывают, что суицидальное поведение - результат сложного взаимодействия различного рода психофизиологических, моральных, психологических, социальных, экологических и социокультурных факторов. Суицидальное поведение является следствием физических и эмоциональных перегрузок со снижением сопротивляемости к стрессовым воздействиям и эмоциональным нагрузкам, неблагополучием в коммуникативных сферах, слабостью психологической защиты личности, снижением или утратой ценности жизни при дефектах нравственного воспитания личности.
Попытки объяснить увеличение числа самоубийств только социально-экономическими трудностями не всегда оправданы. Жизнь показывает, что высокий уровень суицидов отмечается в экономически благополучных странах, в то время как низкий - в странах с относительно невысоким уровнем экономического развития. По данным ЮНЕСКО за 1990-2000 годы, в Финляндии происходит 21 самоубийство на 100 тысяч населения, в Японии - 20,7 самоубийств, в Швеции - 12, в Гватемале и Египте - по 0,5. Самый высокий уровень самоубийств за последние десятилетия был отмечен в 1983 году в Венгрии - 45,3 на 100 тысяч населения, однако за последние годы в этой стране уровень самоубийств снизился до 24,8. Весьма различен уровень самоубийств в бывших странах Союза. Самым низким этот показатель является в государствах Средней Азии и Закавказья (в Армении, например, около 2,1 на 100 тысяч населения), самый высокий - в бывших Прибалтийских республиках (более 20, в Литве - более 30).

Анализ статистических данных показывает, что уровень самоубийств в определенной степени зависит от интенсивности ряда социальных процессов, приводящих к дезадаптации целые категории населения. Опыт мировой суицидологической практики полон примеров существования известных корреляций между частотой самоубийств и такими переменными, как степень индустриализации, урбанизации, экономической нестабильности, интенсивности миграционных потоков, нарушения жизненных стереотипов под воздействием социальных и политических преобразований. Кроме того, следует учитывать важную роль ослабления традиционных социальных институтов, регламентирующих взаимоотношения между поколениями и отдельными людьми, степенью дезинтеграции общества и его культурными традициями. Очевидно, что значительное увеличение числа самоубийств является тревожным симптомом болезни нашего общества, который в полной мере затронул и нашу молодежь.


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 529 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)