АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ЦВЕТ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ I ЖИВЫХ СИСТЕМ

Поскольку цвет ассоциируется с разными чувствами и поведением, в арт-терапии и психологии он используется как метод диагностики (Luscher, 1969; Ulman, 1965). В изобразительном искусстве цвет всегда используется в качестве символа, особенно когда речь заходит о ритуалах и религиозном искусстве (Clark, 1975; Walker, 1991). В манифесте Кандинского от 1911 г. обозначены принципы современного искусства, в частности, что выбор художником того или иного цвета или формы должен определяться внутренними потребностями творца; это является проявлением аутентичности его творчества. Кандинский также описывает физические и психологические характе-. ристики разных цветов (Kandinsky, 1977).

В древней тибетской и китайской философии цвет рассматривается как один из элементов, включенных в целост- | ную систему жизненных процессов, следование которой по-! зволяет человеку достичь гармонии и жить в соответствии с законом Пяти элементов. Элементы этих двух философских систем слегка отличаются друг от друга, однако для их обо-


1 4 0 | Часть III. АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЮНГИАНСКАЯ...

значения используются одни и те же пять цветов. Пять элементов китайской системы — это дерево, огонь, земля, металл и вода, которым соответствуют зеленый, красный, желтый, белый и синий цвета. Помимо этого, каждый элемент связан с соответствующим временем года, органом тела, временем суток, стороной света, вкусом, чувством, звуком, запахом, пищевым продуктом и т. д. В то же время из одного элемента может возникнуть другой: из дерева возникает огонь, из огня —. земля, из земли — металл; из металла — вода, из воды — дерево. Таким образом, все элементы являются частью целостной динамической системы, ни один из них не является более значимым, чем другие. Цвет в данной системе неотделим от гармонии и здоровья (Connelly, 1979).

Другой системой, в которой цвет связан с представлением о гармонии жизни, является индуистская система энергетических центров человеческого организма или чакр, располагающихся вдоль позвоночного столба. Чакры рассматриваются в качестве «динамических центров жизненной силы и сознания — генераторов праны и мест вхождения космической энергии в систему человеческого организма» (Ouseley, 1949, р. 70). Цвета, обозначающие разные чакры, расположены в том же порядке, в каком они представлены в радуге: в основании позвоночного столба расположена чакра красного цвета; над ней, на уровне селезенки — чакра оранжевого цвета; в области солнечного сплетения — чакра желтого цвета; чакра зеленого цвета находится в области сердца; чакра голубого цвета — посередине горла, чакра синего цвета — между глаз, а чакра фиолетового цвета — в области темени. Каждая из них вбирает в себя жизненную энергию соответствующего цвета, которая затем расходуется по всему телу.

Североамериканские индейцы верят в то, что Полная Радуга состоит из небесной и земной радуг, образующих в своем соединении бесконечный разноцветный круг. Каждому человеку при рождении дается определенный цвет, и на протяжении своей жизни он должен постичь многообразие значений этого цвета, а затем освоить значения других цветов (Rhinehart and Englehorn, 1984, p. 37-43).

Глава 11. Цвет |141

Черный, белый и коричневый цвета отличаются от других цветов. Белый фактически означает отсутствие каких бы то ни было цветов и в то же время их единство и баланс. В китайском «Законе Пяти Элементов» белый цвет символизирует металл. Черный означает полное отсутствие света. Черный цвет «Закон

Пяти Элементов» связывает с синим цветом, тогда как коричневый с желтым — символом земли. Используемые в качестве пигментов черный, белый и коричневый цвета являются очень важными и в сочетании с другими цветами часто используются клиентами при создании художественных работ. Присутствие черного цвета рядом с другими цветами усиливает их яркость. Соседство красного кадмия с черным цветом указывает на переживаемое клиентом чувство гнева. Близость желтого кадмия с черным свидетельствует о высокой осторожности клиента. Ультрамарин в сочетании с черным указывает на наличие у клиента депрессивного состояния. Приводимые ниже характеристики различных цветов связаны с представлением об их исцеляющих возможностях и с обозначаемыми ими чувствами.


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 450 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)