АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ФОРМА, ИЗМЕРЕНИЕ И ИЛЛЮЗИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Любой визуальный образ имеет некую основу. Сама по себе основа придает образу определенную форму и рассматривается в качестве фундамента. Понятие «фундамент» определяется как «основа или основополагающий элемент чего бы то ни было; естественное или искусственно создаваемое основание, на котором возводится все остальное; нижняя часть здания, стены или чеголибо еще» (New Webster's Encyclopedic Dictionary of the English

Language, 1997). Песок насыпается в песочницу небольшим рав-


1 5 2 | Часть IV. СОЗДАНИЕ ФОРМЫ...

номерным слоем и, таким образом, может быть признан трехмерным материалом. Он является фундаментом для создания песочных композиций. Когда клиент не совершает с песком никаких манипуляций, тот представляет собой нейтральный естественный материал, такой же незаметный, как и земля, по которой мы ходим. Такой песок выступает в качестве архетипического символа хорошей матери — кормящей, поддерживающей и безусловно принимающей своих детей. Отказ клиента работать с песком можно расценить как свидетельство его неспособности отвечать за свои поступки и проявлять самостоятельность, а также как стремление переложить ответственность за свои действия на других. Оставленный нетронутым, песок отражает «тревогу, связанную с песочной терапией, возможно, с утратой привычного ощущения границ "Я"» (Shaia, 1991).

Прежде чем перейти к выбору миниатюр, клиенты работают с основными материалами — песком, водой и голубым цветом. В начале курса песочной терапии клиент стремится потрогать песок и воду. Любое перемещение песка — слабое или более значительное — вызывает его неравномерное распределение на подносе и появление высоко и низко расположенных участков, а также зон с разным характером поверхности. Иногда манипуляции с песком можно рассматривать в качестве своеобразного «знакомства» песка и рук, не имеющего какой-либо иной цели. Манипулируя с песком, клиент ощущает его структуру и даже отдельные песчинки. Предположительно песок является самостоятельной сущностью, поэтому в процессе манипуляций он определенным образом воспринимает движения рук и их энергию и вступает с ними в некий диалог. Взаимодействие рук с песком приводит к появлению определенных форм, отражающих психическое и физическое состояние клиента.

Форма определяется как «внешняя, видимая конфигурация тела, такая его характеристика, которая отлична от его материала и цвета; структура предмета, определяемая ее составом и видом» (Funk and Wagnall's Standard Dictionary, 1961). Данное определение относится как к естественным, природным формам, так и к формам, созданным человеком. Экспрессивная форма, создаваемая в процессе художественного творчества, определяется структурой и взаимоотношениями составляющих ее основ-

| 1 5 3

ных элементов. В поэтическом творчестве такими элементами | являются слова, в живописи — линии, формы и цвета, в скульптуре — массы вещества. Если в произведении есть связующее начало, образ будет представлять единое целое. Если же связующее начало отсутствует, произведение представляет собой набор разрозненных элементов. Слово «измерение» энциклопедический словарь Вебстера определяет как «свойство пространства, протяженность в определенном направлении, размер по длине, ширине и толщине» (New Webster's Encyclopedic Dictionary of the English Language, 1997). Попросту говоря, изображенные на бумаге пятна и линии определенным образом друг с другом связаны. Создание изображений на поверхности камня, песка, земли или дерева определяется свойствами самой основы, однако не приводит к ее качественному изменению. Трехмерные объекты и материалы подобно человеческому телу могут рассматриваться со всех сторон.

Большинство видов изобразительного творчества связано с работой, базирующейся на двухмерной основе, — именно так создаются рисунки, живописные произведения, гравюры. Хотя бумага и холст плоские, сочетая линии, цвет и свет, можно имитировать объем и глубину пространства. Открытие в XV в. флорентийским архитектором и скульптором Филлипо Брунеллески закона перспективы основывалось на использовании определенных технических приемов. Они заключались в том, что, используя для изображения переднего плана более темные оттенки, а для изображения удаленных планов — более светлые, можно добиться имитации глубины пространства. Техника чиароскуро, заключавшаяся в использовании контрастных светлых и темных оттенков, была усовершенствована Караваджо и Рембрандтом в XVII веке при изображении трехмерных форм.

В конце XIX в. Сезанн для изображения глубины пространства использовал теплые и холодные оттенки. Теплые оттенки всегда воспринимались как более близко расположенные к наблюдателю, чем холодные. Школа живописи под названием trompe-1'oeil (что по-французски означает «обман зрения») основана на использовании изобразительных приемов, позволяющих создавать эффект реального присутствия изображенных предме-


1 5 4 | Часть IV. СОЗДАНИЕ ФОРМЫ...

тов. Длительное время художники Западной Европы считали изображение иллюзорной глубины пространства обязательным в живописи, однако их взгляды стали меняться после знакомства в середине XIX в. с «плоскими» японскими изображениями. Плоские поверхности, характерные для абстрактной живописи начала XX в., подчеркивали важность психологической «глубины» работы, а не то, насколько художнику удалось создать имитацию трехмерности (Chilvers, 1996).

Слово «измерение» иногда используется как метафорическое обозначение степени возможности и важности того или иного явления. Так, прилагательное «одномерный» может обозначать примитивность оценок; а слово «плоский» — поверхностный юмор. Содержательность формы в изобразительном искусстве определяется степенью взаимосвязи ее отдельных элементов. В арт-терапии понятие «образ во плоти», предложенное Шаверьен (Schaverien, 1992), предполагает, что содержательность образа определяется тем, насколько сильный эмоциональный отклик он вызывает у зрителя, независимо от того, является ли он двух- или трехмерным. В песочной терапии даже весьма осторожные попытки клиента оставить на поверхности песка отпечатки приводят к созданию весьма экспрессивных, структурированных и содержательных образов, хотя они и остаются двухмерными. Создание из песка схематичных образов, например проведение границ между воображаемыми водой и сушей, вместо того чтобы попытаться изобразить их более правдоподобно, также рассматривается как создание двухмерных образов, однако они не содержат экспрессивной окрашенности. Если клиент кладет фигурки на песок, вместо того чтобы их ставить, создавая композицию подобно тому, как это происходит при рисовании, это также можно рассматривать как пример создания схематичного — так называемого «диаграмматического» — образа, а не «образа во плоти».

Промежуточное положение между двухмерными и трехмерными образами занимает рельеф. Будучи более плоским, чем скульптура, рельеф соединяет в себе признаки скульптуры и рисунка. Он включает фундамент или основу, на которой создаются объемные образы разной степени выпуклости, сохраняющие связь с основой. Использование рисунка и попытка

| 1 5 5

изобразить на рельефе перспективу усиливают ощущение высоты и глубины и превращают рельеф в нечто промежуточное между иллюзорной и реальной формой.

Создание песочной композиции является творческим процессом, напоминающим создание рельефа или ассамбляжа. В то же время использование песка, воды и голубого цвета внутренней поверхности подноса сближает песочную терапию с созданием композиций из песка отдыхающими на пляже. Соответственно, создаваемые при этом формы могут напоминать те, что воздвигаются на пляже. Песок чем-то напоминает глину. Являясь трехмерным материалом, смешиваемым с водой, он легко меняет свою форму. Высыхая и затвердевая, глиняный образ ее сохраняет. Мягкость, пластичность песка, непостоянство его формы, с одной стороны, и четкие границы подноса — с другой, служат разным задачам. Песочная композиция, хотя и является весьма содержательной, конкретной и глубоко затрагивающей эмоциональную сферу клиента, существует непродолжительное время. Создаваемые в ходе песочной терапии композиции ждет примерно та же участь, что и работы, которые создаются на пляже. Спустя короткое время они разрушатся, приняв свою естественную плоскую форму, хотя их создатели не наблюдают за процессом разрушения и «возвращением к естественной форме». Во всех же других видах художественного творчества графический или скульптурный образ сохраняет свою форму и его можно увидеть вновь. Правда, песочные композиции можно фотографировать, но это всего лишь фотография, а не реальный предмет. В любом случае, их фотографии не демонстрируются клиенту до конца всего процесса, который может длиться несколько лет. Если песочная композиция была создана в результате спонтанных действий клиента, и он почувствовал, что это — «то, что нужно», скорей всего, она сохранится в его памяти даже после разрушения. Она становится содержанием психики клиента, формируя новую систему после ее отделения от внешнего песочного «мира».

В процессе работы с песочницей воображение клиента выходит за рамки реальных границ подноса и миниатюрных фигурок. Определенным образом обработанный клиентом песок, принявший вид фундамента с расположенными на нем предметами,


156 | Часть IV. СОЗДАНИЕ ФОРМЫ-

обладает сверхъестественными свойствами. Может возникать ощущение того, что песочная композиция обладает гораздо большей длиной, глубиной и высотой, чем имеет на самом деле. Песочная композиция задает пространству определенные границы и становится центром внимания клиента и психотерапевта.

Некоторые люди в ходе песочной терапии ощущают, что их тело связано с нижней, песочной частью композиции. Размытость нижней границы композиции ведет к тому, что клиент ощущает свое тело как бы включенным в нее. Слияние тела и композиции расширяет ее пространство и вызывает ощущение того, что центр композиции расположен ниже реального физического центра. Другой часто возникающей в процессе песочной терапии иллюзией является то, что песок и вода, которую символизирует голубой цвет, воспринимаются клиентом уходящими в бесконечную глубину, далеко за нижние границы песочницы. Путешествие мифологического героя в подземный мир заканчивается нахождением сокровищ либо его встречей со смертью и последующей трансформацией и обретением божественного покровительства. Использование миниатюр также может быть связано с возникновением иллюзий. Они выступают в качестве метафор значимых для клиента потребностей и переживаний. Кроме того, миниатюры задают им определенные границы и отделяют от окружающего пространства. Может показаться, что содержание миниатюр достаточно «прозрачно», однако при использовании техники «амплификации» обнаруживается новая система ассоциаций и значений. Кроме того, расположение миниатюр дает дополнительную важную информацию об их содержании.

Приведенные примеры иллюзий, возникающих в ходе песочной терапии, отличаются от связанных с созданием ощущения перспективы, света и тени, что, например, характерно для рисования рельефных образов. Для клиентов, которые боятся проникновения в толщу трехмерных материалов, таких как глина и песок, и тактильного контакта с ними, создание иллюзорных трехмерных образов является вполне приемлемой формой психотерапевтической работы.

В процессе творческой деятельности по созданию конкретных образов, отражающих фантазию клиента, вода, песок и го-

Глава 12. Визуальная экспрессия | 1 5 7

лубой цвет выступают в качестве своеобразных партнеров. Воображение отражает способность психики создавать ментальные образы без какого-либо соотнесения их с реальностью. Иллюзии ведут к глубокому разочарованию, когда человек обнаруживает, что мечты и фантазии не могут быть реализованы на практике. Однако, если клиент видит свою работу по прошествии некоторого времени, песочная терапия приводит к не менее глубокому разочарованию. Когда он дистанцируется от созданных образов и утрачивает спонтанность, эти образы часто теряют свой магический оттенок. Это ведет к утрате целостности интроецированных образов и их девальвации. Поэтому песочные композиции остаются в кабинете непродолжительное время, после чего разрушаются. Клиент и психотерапевт наблюдают за процессом их создания и запечатлевают их в своей памяти. Это ограничивает роль песочных композиций и делает непригодными для повторного использования, подобно маскам, чья сила теряется после использования в племенных церемониях и ритуалах перехода, когда они неизбежно уничтожаются (Janson, 1962). В ходе ритуалов маски используются в качестве защиты и своеобразных инструментов контакта между внутренней и внешней реальностью. Аналогичным образом создание и физическое присутствие песочных композиций дает выход внутренним — пугающим и дисгармоничным — проявлениям. Они предстают в форме песочных образов и, постепенно теряя свою «силу сцепления», распадаются. Когда их место занимают новые переживания, в соответствующий момент клиент создает новую работу.


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 497 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)