АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Рэй: четыре дороги, сердце, хамса

Семья Рэй переехала в Израиль, когда девочке было пять лет.

Год спустя ее отдали бездетному родственнику, живущему в одном из дальних поселений страны. Рэй чуть не умерла, в течение двух лет очень тяжело переживая разлуку с родными. После возвращения к родителям по ночам ее стали преследовать страхи. Девочке казалось, что Бог должен наказать ее за «грехи» и что она может не проснуться на следующее утро. Когда Рэй начала работу с психотерапевтом, ей было 45 лет, она уже была матерью троих детей. При создании второй композиции (рис. 13.5) она поместила небольшую светло-коричневую пирамиду в верхнем левом углу песочницы, на ровном участке песка. Из верхнего левого угла к правому нижнему шли несколько рядов предметов, расположенных полукругом (небольшие металлические маски, перемежающиеся полудрагоценными камнями, деревьями и грибами). Пальцами она изо-

Глава 13. Поверхность песка | 1 8 1

Рис. 13.5. Рэй: четыре дороги

бразила тропинки, соединяющие левый верхний угол с другими углами, а в правом верхнем углу поместила черную ведьму. Таким образом, пирамида стала отправной точкой движения ко всем углам «мира». Получилась своеобразная маршрутная карта: ведьма располагалась в конце одного пути; в конце двух остальных дорог никаких других фигурок не было.

Четвертая песочная композиция была создана Рэй спустя шесть недель (рис. 13.6). Она оставила отпечатки обеих рук в верхней половине песочницы, заявив при этом, что хочет, таким образом, передать земле свою энергию и тяжесть. Затем она украсила отпечатки ладоней и пальцев кусочками кварца и другими минералами. Вокруг обеих рук она нарисовала сердце и по его контуру расположила мутные голубые и синие кристаллы. Внизу же, прямо на его контуре, она поместила красный и белый камушки, а каждую ладонь обвела глубокими бороздами, используя для этого ручку металлической ложки.

Сердце одновременно является центром и человеческого организма, и духовной сущности человека, и символизирует мудрость чувств (Cooper, 1978). Изображения сердца и хамсы принято считать символами защиты и высокого покровитель-


1 8 2 | Часть V. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ

Рис. 13.6. Рэй: сердце и хамса

ства. Они были созданы Рэй в начале психотерапии, когда та обсуждала с психотерапевтом свои страхи и перенесенные в детстве психические травмы. И Рэй, и Рената использовали в своих работах изображения дорог и фигурки ведьм. Пирамиду, как и гору, рассматривают в качестве центра мира и символа восхождения к духовному знанию. Пирамида также обозначает огонь и солнечную мужскую энергию, являющиеся важными элементами процесса трансформации (Cooper, 1978). Рената создала свою композицию спустя определенное время после начала психотерапии. В ее работе ведьма и пирамида находятся в центре композиции, откуда начинается движение во внешний мир.

Эта песочная композиция была создана Рэй в начале психотерапии. Она использовала пирамиду в качестве обозначения исходной точки всех дорог, при этом ведьма располагалась в конце одной из этих дорог. В течение второго года психотерапии Рэй создала четыре песочных композиции. Все они включали в себя расположенный в центре круг, внутреннее пространство которого было высвобождено от песка. Видневшееся голубое дно подноса символизировало воду и готовность Рэй к погружению в бессознательное. При создании трех последующих композиций Рэй использовала фигуры богов и богинь, Глава 13. Поверхность песка | 183

Рис. 13.7. Рэй: центральная пирамида

в этих работах проявлялась тема рождения. Спустя два с половиной года после начала психотерапии она создала в центре очередной песочной композиции гору.

На одной из следующих сессий Рэй вновь использовала пирамиду, на сей раз расположив ее в центре серии концентрических окружностей, в месте схождения четырех дорог, нарисованных на песке. Теперь пирамида обозначала начало и одновременно конечный пункт движения по всем четырем дорогам (рис. 13.7).

Эта композиция имеет четырехчастную структуру и представляет собой мандалу с центром в виде мандалы же. Эдингер (Edinger, 1972) пишет:

Одним из открытий Юнга является объяснение им психологического содержания числа 4, которое является символом психической целостности и четырех функций психики. Число 4, таким образом, связано с его психологической теорией и отражает как структуру, так и развитие психики — процесс индивидуации (Edinger, 1972, р. 179).

Он продолжает:

Архетип троицы, или троичности, и архетип четырехчастности, или четверичности, отражают разные аспекты психики, и каждый из них


1 8 4 | Часть V. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ

имеет свое собственное содержание и функции. Образ четверичности выражает психическую целостность в ее структурном, статическом, вечном проявлении, в то время как образ троичности выражает целостность психологического опыта в его динамическом, временном, связанном с развитием аспекте... Четверичность и образы мандалы появляются в период психического напряжения и вносят в психическую жизнь ощущение стабильности и покоя. Образ четверичности оказывает стабилизирующее воздействие. Он дает человеку возможность увидеть вечность (Edinger, 1972, р. 182).

При создании Рэй последней песочной композиции с пирамидой ей, наконец, удалось достичь состояния стабильности.


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 363 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)