АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Девственность

Чрезвычайно привлекательная 32-летняя женщина пришла к психотерапевту с жалобами на болезненную застенчивость и неспособность к установлению контактов с окружающими. Хотя пациентка сама обратилась к специалисту и проявляла интерес к художественному творчеству, она была крайне немногословна и начинала работать лишь тогда, когда тот давал ей то или иное задание. Ее скупые и явно замедленные вербальные реакции указывали на нежелание быть понятой психотерапевтом и добиться его сочувствия. Через полтора года пациентка стала проявлять к художественному творчеству еще больший интерес и демонстрировать большую открытость в общении с психотерапевтом. Она призналась в том, что девственна и чувствует себя «белой вороной», а также в том, что очень боится, если об этом кто-то узнает. Тогда психотерапевт предложил ей работать с каким-либо объемным материалом, например, с песком или глиной, предполагающими тактильный контакт и про-


I Часть У. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ

l,

никновение в глубь, перед чем она испытывала явный страх. Паци-, ентка неохотно создала одну композицию из глины, представляв-; шую собой изображение пещеры. В ходе работы она поставила пещеру на сухой песок, положила в нее камень, а в дальний угол — несколько более мелких камушков. Ей так и не удалось преодолеть свой страх перед этими материалами. Не смогла она также объяс-нить причин своего страха тактильного контакта. К счастью, ее живописные работы стали более крупными, что свидетельствовало о ее возросшей уверенности и желании более активно использовать цвет, который она накладывала толстым слоем, словно пытаясь придать своим работам объем. Путешествуя с группой, эта женщина по-; знакомилась с мужчиной одного с собой возраста, и они полюбили друг друга. Чтобы нарушить девственность, она решилась на опера-1 цию, однако операция не понадобилось — еще до нее пациентка переспала со своим новым знакомым. После этого они решили пожениться и завести детей, что вскоре и было сделано. Несмотря на страх перед объемными материалами, предполагающими тактильный контакт, пациентка оказалась способна к прямому телесному контакту, без использования транзитных объектов.

ОБСУЖДЕНИЕ

В этой главе были приведены примеры, связанные со страхом клиентов перед тактильным контактом с песком. Все они на данном этапе своей биографии не могли преодолеть страха перед «хаосом» жизни. Психотерапевтический процесс содержал разные формы работы, в том числе и те, которые не включали в себя использование песка и глины. Решение проблем этих людей предполагало применение вербальных методов, разнообразных предметов и символов, а также различных видов художественной экспрессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все создаваемые в песочной терапии формы имеют аналоги, создаваемые на пляже. По своей природе песок и вода предполагают определенные движения рук, совершаемые в процессе работы с ними. В то же время в защищенной психотерапевтической среде песочницы имеют место не только внешние, но и «внутренние» движения, отражающие эмоциональное состояние клиента. Вырытая в песке яма — не просто яма. Она может обозначать пещеру, чрево, жерло вулкана, вход в подземный мир, могилу или ворота в коллективное бессознательное с его демонами и сокровищами.

Возвышенность или горка — это нечто большее, чем просто куча песка. Они символизируют тело Матери-Земли, грудь, живот или чрево, некую среду, являющуюся источником тепла и питания. Они также обозначают связь земли и неба. Рисование на песке линий бывает и просто результатом движения и обозначает границу некой территории или «путь», по которому человек готов отправиться на освоение новых жизненных пространств. Линия может быть символом жизненного пути в целом, а точка в центре — местом соединения всего и вся.

Общей задачей психотерапии является преодоление клиентом знакомых, но не продуктивных форм поведения и освоение более аутентичных и продуктивных. Тоннель или мост обозначают переход из одного состояния в другое. Они символизируют связь между тем состоянием, в котором человек находится, и тем, которого он хотел бы достичь. Переход с поверхности вглубь, помещение клиентом какого-либо предмета в песок может символизировать желание найти укрытие или что-то спрятать. Подъем на поверхность обозначает освобождение или но-


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 357 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)