АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ОТ УТРАТЫ И ГОРЯ К ПЛОДОРОДИЮ И ДЕТОРОЖДЕНИЮ

В VI части книги описывается серия песочных композиций, созданных за три года молодой женщиной, пережившей тяжесть утраты. В арт-терапевтическом кабинете Ванда обрела богатые возможности для невербального самовыражения, позволившие ей преодолеть ограничения, которые были связаны с привычным для нее рациональным критическим мышлением. В основном она работала не с художественными материалами, а с песочницей, получая удовольствие от тактильного контакта с песком. Создаваемые Вандой спонтанные образы вызывали у нее приятное удивление и заключали в себе глубокий смысл. Обычно она начинала свою работу манипуляциями с сырым песком и вела с ним своеобразный диалог до тех пор, пока интуиция не подсказывала, что созданные формы, структуры, поверхности либо голубые пятна, появившиеся на освобожденном от песка месте, являются именно тем, что ей было необходимо. После этого Ванда размещала на подносе определенные фигурки. В 50 из 55 созданных ею песочных композиций поверхность песка была относительно ровной, хотя ее различные части могли несколько отличаться друг от друга по высоте и структуре. Однако чаще всего эти различия уловить было довольно трудно. Постепенно диапазон высоты и глубины в ее работах увеличивался, а выбираемые предметы становились все крупнее. Несколько раз она создавала отпечатки своих рук и различных предметов. Первая работа Ванды, а также несколько из созданных ею позже представляли собой четырехчастные композиции. В некоторых из них отмечалась поляризация, но центр — символ «Я» (Ammann, 1991, р. 48) — был едва намечен. Наблюдая за тем, как Ванда использует цвет, форму, структуру, как располагает предметы, организует композицию — в особенности ее центральную часть — я пришла к пониманию переживаемого ею процесса психической трансформации.

ГЛАВА 17 НИСПРОВЕРЖЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО

ВАНДА

Ванда, 29-летняя, недавно вышедшая замуж женщина, приступила к курсу песочной психотерапии спустя два года после того, как ее брат — военнослужащий — погиб в авиакатастрофе. Для написания дипломной работы она выбрала тему, посвященную исследованию чувств тех, кто перенес смерть своих братьев или сестер во время службы в армии. Испытывая явные затруднения в работе над теоретическим материалом и проведении интервью с людьми, переживавшими те же чувства, что и она, Ванда обратилась к психотерапевту. В работе с Вандой песочница использовалась в качестве основного инструмента. В течение первых четырех месяцев пациентке удалось решить задачу начального этапа психотерапии, — используя песочницу и технику активного воображения, пройти ритуал оплакивания брата и расставания с ним.

Вскоре после этого Ванда забеременела и за шесть месяцев беременности написала дипломную работу. Тем не менее ее песочные композиции отражали тревогу, неуверенность в своих силах, а также в способности родить и вырастить ребенка в условиях жизни в киббуце. Вплоть до родов Ванда продолжала работать с психотерапевтом, используя, главным образом, изобразительные техники, но не песочницу. Как это ни прискорбно, однако ее первый сын погиб в результате того, что


Т!

2 2 2 | Часть VI. ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ *

пуповина обвилась вокруг его шеи еще до начала родов. Ванда переживала острое чувство вины и едва сдерживаемого гнева. Спустя полгода после смерти ребенка она возобновила работу с психотерапевтом и продолжала ее на протяжении последующих полутора лет, используя, в основном, песочницу. Острота переживаемых ею чувств, вызванных новой утратой, усугублялась еще и тем, что она страдала бесплодием, а проводимое лечение не давало эффекта. Излечение Ванды, ее новая беременность и успешное рождение ею сына происходило в условиях киббуца, в Израиле, что, несомненно, повлияло на ее женскую идентичность.


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 379 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)