АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ЦЕРЕМОНИЯ ОПЛАКИВАНИЯ

Несколько раз в год в Израиле поминают усопших. В День Холокоста отдают дань памяти жертвам геноцида. В День Памяти нация вспоминает солдат, погибших в период несения службы. Отмечая Иом Киппур — день искупления грехов, зажигают свечи в память об умерших родственниках. Кроме того, погибших военнослужащих поминают в ходе особых гражданских и военных церемоний. Таким образом, потерявшие своих близких люди чтят их как сыновей и дочерей нации и, вспоминая о них в дни рождения и смерти, приходят к их могилам.

Родители Ванды участвовали в общинных церемониях поминовения сына. Ванда также дважды принимала в них участие, но затем перестала это делать, возможно, из-за неосознанного желания разотождествить переживаемое ею чувство горя с коллективным горем. В то же время она не знала, каким образом она могла бы выразить свои чувства. При написании дипломной работы она изучала ритуалы оплакивания, существующие в различных культурах. Интуитивно она понимала, что ритуал, в котором принимают участие родители, будет напоми ц

II


2 2 4 | Часть VI. ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

нать ей о тех временах, когда брат был жив. В первобытных культурах племя стремится помочь усопшему спокойно отойти в мир иной, используя ритуалы перехода, поскольку умерший часто не хочет оставлять живых, а живые не хотят отпускать мертвого. Работа над дипломным проектом постепенно перешла для Ванды в личную психотерапию, позволившую ей совершить ритуал перехода и расстаться с погибшим братом. Написания дипломной работы было для нее недостаточно. Но все же работа над дипломным проектом и желание, используя песочную терапию, осознать чувства, связанные со смертью брата, стали той самой дверью, войдя в которую Ванда приступила к глубокому психотерапевтическому процессу.

ПСИХОТЕРАПИЯ

Ванда занималась с психотерапевтом три года; лишь после гибели ребенка у нее был шестимесячный перерыв в ходе психотерапии. В течение первых 11 месяцев курса ею было создано 29 песочных композиций. При этом она смогла выразить чувства, связанные со смертью брата, написать дипломную работу и забеременеть. Казалось, Ванда решила основную проблему, послужившую причиной обращения к психотерапевту. Однако в ее песочных композициях проявлялся гнев, направленный против существующей системы разделения семей, указывавший на наличие иных нерешенных вопросов. Уйдя из киббуца, она продолжала сравнивать себя с другими сверстниками, с которыми вместе выросла. Так, Ванда отметила, что у нее позже, чем у других установился менструальный цикл, что она позже других вышла замуж и забеременела. Ее сложные чувства и желание иметь ребенка отражали проблемы фемининности. Они проявлялись особенно ярко, когда, например, ее мать, шутя, говорила, что у Ванды слишком хрупкое телосложение, для того чтобы рожать детей. Похоже, мать отвела себев отношениях с Вандой фемининную роль и не хотела делиться этой ролью с дочерью.

Мужские роли в песочных композициях Ванды были взаимозаменяемы — неважно, была ли это роль отца, брата, мужа или сына. Смерть Нира не позволила ему пройти путь мужской индивидуации, который брату Ванды предстояло пройти,

W^_ Глава 17. Ниспровержение коллективного | 2 2 5

Г останься он жив. В период первой беременности Ванда не раз I испытывала сильную тревогу. При этом у нее возникали все-

| возможные мысли. Не беременна ли она своим братом? Может ли община забрать у нее ребенка? Следует ли дать ребенку имя Нир, заменив тем самым в глазах общины погибшего? Казалось, она не была уверена в том, что обладает достаточным правом на вызванное смертью брата чувство горя, правами на ребенка, на дом, мужа и профессию.

Через шесть месяцев после смерти сына Ванда возобновила психотерапию, все еще испытывая чувство горя и страха. В течение последующих полутора лет она оплакивала погибшего ребенка, тяжело переживая затянувшееся лечение бесплодия и, в конце концов, естественным образом забеременела. Мужские и женские качества нашли проявление в создаваемых ею архетипических образах, после чего Ванда родила здорового сына. До родов она успела создать 23 песочных композиции, а спустя четыре месяца — еще три. Таким образом, всего ею было создано 55 работ. В этой части книги описывается 27 композиций, в которых представлены ключевые темы. Из-за ограниченного объема книги, а также учитывая продолжительность и сложность психотерапевтического процесса, имеет смысл дать лишь краткую характеристику наиболее значимых работ.


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 355 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)