V. Чтение Корана
45. Затем необходимо обратиться к Аллаху за защитой от проклятого шайтана (истиаза). Это является обязательным (ваджиб). Тот, кто так не поступает, совершает грех.
46. Сунной является иногда произносить:
أعوذ بالله من الشيطان الرجيم من همزه ونفخه ونفثه
А'узу би-Лляхи мин аш-шайтан ар-раджим: мин хамзи-хи, ва нафхи-хи, ва нафси-хи
«Я прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана: от его наущений (приводящих к безумию), от высокомерия (,которое он внушает,) и (пустых, порочных) стихов».
47. А иногда произносить:
أعوذ بالله السميع العليم من الشيطان الرجيم من همزه ونفخه ونفثه
А'узу би-Лляхи ссами'и-ль 'алими мин аш-шайтан ар-раджим: мин хамзи-хи, ва нафхи-хи, ва нафси-хи
«Я прибегаю к защите Всеслышащего и Всезнающего Аллаха от проклятого шайтана: от его наущений (приводящих к безумию), от высокомерия (, которое он внушает,) и (пустых, порочных) стихов».
48. Затем следует произнести про себя как в намазах, когда Коран читается вслух, так и в намазах, когда Коран не читается вслух:
بسم الله الرحمن الرحيم
Бисми Лляхи рахмани рахим
«Во Имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!», но не вслух
Чтение суры «Аль-Фатиха»:
49. Затем следует полностью прочитать суру «Аль-Фатиха», включая слова Бисми Лляхи рахмани рахим («Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного»), являющихся частью этой (суры). Чтение «Аль-Фатихи» является столпом (рукном) намаза. Намаз является недействительным, если в нем не прочитана эта сура. Неарабы должны выучить эту суру наизусть на арабском языке.
50. Тому, кто не может запомнить ее, дозволено говорить:
سبحان الله، والحمد لله، ولا إله إلا الله، والله أكبر، ولا حول ولا قوة إلا بالله
Субхана Ллахи, ва-ль хамду ли Лляхи, ва ля иляха илля Ллаху, ва Аллаху акбар, ва ля хауля ва ля куввата илля-би Ллях
«Безупречен Аллах! И Хвала Аллаху! И нет никакого божества, кроме Аллаха! И Аллах Превелик! И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха!»
51. Сунной является чтение аятов этой суры размеренно, каждый раз останавливаясь перед началом следующего аята. Поэтому следует читать:
بسم الله الرحمن الرحيم
Бисми Лляхи рахмани рахим
«Во Имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!»
Затем остановиться, после чего прочитать:
الحمد لله رب العالمين
Альхамду лилляхи раббиль 'алямин
«Хвала Аллаху, Господу миров!»
Затем остановиться, после чего прочитать:
الرحمن الرحيم
ар-Рахмани Ррахим
«Всемилостивому, Милосердному»
Затем остановиться, после чего прочитать:
مالك يوم الدين
Маалики йауми ддин
«Владыке Судного Дня»
и так (следует читать) до конца суры.
Именно так читал Коран Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), делая паузу перед началом следующего аята, не соединяя предыдущий аят с последующим, даже если он был связан с ним по смыслу.
52. Дозволено читать как М аа лики йауми-ддин, так и М а лики йауми-ддин
Чтение «Аль-Фатихи» молящимся позади имама:
53. Тот, кто молится позади имама, должен читать «Аль-Фатиху» в тех намазах, когда имам не читает намаз вслух. Так следует поступать и в тех намазах, в которых Коран читается вслух, если молящийся не слышит чтение имама, или когда имам делает паузу после прочтения «Аль-Фатихи», чтобы дать возможность тем, кто молится позади него, прочитать эту суру. Тем не менее мы считаем, что эта пауза достоверно не установлена в Сунне[695].
Чтение (других сур Корана) после «Аль-Фатихи»:
54. Сунной является чтение какой-либо другой суры из Корана после «Аль-Фатихи», даже в погребальном намазе (салят аль-джаназа), либо нескольких аятов в первых двух рак’атах намаза.
55. Иногда следует подолгу читать Коран, а иногда следует укорачивать его чтение, когда молящийся находится в пути, либо кашляет, либо болеет, либо слышит плач детей.
56. Продолжительность чтения Корана различается в зависимости от совершаемого намаза. Чтение Корана во время утреннего намаза (аль-фаджр) дольше, чем в остальных пяти предписанных намазах. После утреннего намаза наиболее продолжительным является чтение в полуденном намазе (аз-зухр), затем в послеполуденном (аль-'аср), затем в вечернем (аль-'иша), а затем, чаще всего, в закатном намазе (аль-магриб).
57. Чтение Корана в дополнительном ночном намазе является самым продолжительным из всех намазов.
58. Согласно Сунне в первом рак'ате Коран следует читать дольше, чем во втором.
59. Чтение Корана в последних двух рак’атах намаза следует сделать вдвое короче, чем в первых двух[696].
О чтении «Аль-Фатихи» в каждом рак’ате:
60. Читать «Аль-Фатиху» необходимо в каждом рак’ате.
61. Также является сунной иногда читать что-либо дополнительно (из Корана) после «Аль-Фатихи» в последних двух рак’атах.
62. Имаму нельзя читать Коран дольше того времени, о котором передается в Сунне, поскольку этим он доставляет затруднения молящимся позади него, например, пожилым или больным людям, кормящим женщинам, либо людям, нуждающимся в чем-либо.
О чтении Корана вслух и про себя во время совершения намаза:
63. Коран читается вслух в утреннем намазе, в пятничном намазе, намазе по случаю Двух Праздников, в намазе о ниспослании дождя, в намазе (совершаемом во время) солнечного затмения, а также в первых двух рак’атах закатного и вечернего намазов. Коран читается про себя в полуденном и послеполуденном намазах, в третьем рак’ате закатного намаза и в последних двух рак’атах вечернего намаза.
64. Во время намаза, когда Коран читается про себя, имаму дозволено иногда читать аяты так, что один (или несколько) из них слышны (стоящим поблизости от него).
65. Что касается чтения Корана в намазе «аль-витр» и в дополнительном ночном намазе, то иногда он читается про себя, а иногда – вслух. При этом следует читать Коран умеренным голосом (не очень громко, но и не слишком тихо).
Чтение Корана размеренно по всем правилам (тартиль):
66. Согласно Сунне Коран следует читать размеренно, не нарушая правильного ритма, не спеша и не торопясь. Аяты необходимо читать, четко произнося каждую букву и украшая Коран своим голосом. Также следует читать Коран нараспев, соблюдая известные правила, которые определены знатоками науки таджвид. Нельзя читать аяты нараспев в какой-либо выдуманной тональности либо в соответствии с правилами, установленными в музыке.
О напоминании имаму (аятов Корана, если в том возникнет необходимость):
67. Для тех, кто молится за имамом, предписано подсказывать ему (соответствующие аяты Корана), если у него возникли трудности с чтением Корана.
VI. Поясной поклон (руку’)
68. Когда молящийся завершит чтение Корана, ему следует сделать небольшую паузу, чтобы перевести дыхание.
69. Затем следует поднять руки таким же образом, как было ранее разъяснено в разделе «Такбир, открывающий намаз (такбират аль-ихрам)», и
70. Произнести такбир. Это является обязательным (ваджиб).
71. Затем следует совершить поясной поклон так, чтобы все суставы приняли устойчивое положение, а каждая часть тела заняла свое должное место. Это является столпом (рукном) намаза.
О том, как следует совершать поясной поклон:
72. Необходимо возложить ладони рук на колени, плотно прижать их к коленам, растопырив пальцы, будто сжимая ими колени. Все это является обязательным (ваджиб).
73. Необходимо распрямить свою спину и держать ее ровно, так, чтобы если бы на нее лили воду, то она бы оставалась на месте. Это является обязательным (ваджиб).
74. Не следует ни опускать голову, ни поднимать ее. Она должна находиться вровень со спиной.
75. Локти следует раздвигать в стороны от боков.
76. Во время совершения поясного поклона следует сказать:
سبحان ربي العظيم
Субхана Рабби-ль-'Азым
«Безупречен мой Великий Господь!» три или более раза[697].
Об одинаковой продолжительности столпов намаза:
77. Согласно Сунне необходимо совершать столпы намаза так, чтобы их продолжительность была одинаковой. Поэтому поясной поклон, стояние после поясного поклона, земной поклон и сидение между двумя земными поклонами следует делать примерно равными по продолжительности.
78. Нельзя читать (что-либо) из Корана во время совершения поясных и земных поклонов.
Выпрямление из поясного поклона:
79. Затем необходимо выпрямиться из поясного поклона. Это является столпом (рукном) намаза.
80. Во время выпрямления из поясного поклона следует произнести:
سمع الله لمن حمده
Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху
«Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу!»
Это является обязательным (ваджиб).
81. Выпрямляясь из поясного поклона, следует поднимать руки так же, как было описано ранее.
82. Затем необходимо стоять прямо и спокойно, пока каждая кость не займет свое должное положение. Это является столпом (рукном) намаза.
83. Во время этого стояния следует сказать:
ربنا! و لك الحمد
Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд
«Господь наш, и хвала Тебе!»[698].
Это является обязательным (ваджиб) для каждого молящегося[699], даже если он совершает намаз за имамом, поскольку эти слова являются поминанием Аллаха, которые произносятся во время стояния после поясного поклона. Что касается слов Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху («Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу!») (тасми'), то они являются поминанием, которое произносится при выпрямлении из поясного поклона.
84. Как было упомянуто ранее, это стояние должно быть примерно равно по продолжительности времени совершения поясного поклона.
VII. Земной поклон (суджуд)
85. Затем следует произнести такбир. Это является обязательным (ваджиб).
86. Иногда следует поднимать руки (перед совершением земного поклона).
О склонении в земном поклоне на руки:
87. Затем следует склониться в земном поклоне на руки, поставив (на землю) сначала руки, а потом колени. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) велел так поступать. Достоверно передается, что он сам (да благословит его Аллах и приветствует!) так поступал, запретив склоняться ниц подобно верблюду, который сначала ставит на землю свои передние колени.
88. Когда молящийся совершает земной поклон, – а это является столпом (рукном) намаза, – ему следует опираться на свои ладони и держать их раскрытыми.
89. Пальцы следует прижать друг к другу и
90. Их необходимо обратить в сторону Киблы.
91. Ладони следует ставить на уровне своих плеч.
92. А иногда ладони следует ставить на уровне своих ушей.
93. Предплечья необходимо приподнимать от земли, что является обязательным (ваджиб), и их не следует простирать (по земле) подобно собаке.
94. Нос и лоб необходимо плотно прижать к земле. Это является столпом (рукном) намаза.
95. Также следует упереться коленями (в землю).
96. То же самое относится и к пальцам ног.
97. Ступни следует поставить вертикально. Все это является обязательным (ваджиб).
98. Кончики пальцев ног следует обратить в сторону Киблы.
100. Пятки необходимо прижать друг к другу.
О соблюдении равномерности во время совершения земного поклона:
101. Во время земного поклона необходимо соблюдать равномерность, одинаково опираясь на все части тела, которые касаются земли при совершении земного поклона: на лоб и нос, на ладони, на колени и на пальцы ног.
102. Частью равномерности земного поклона является соблюдение в нем полного спокойствия. Подобное спокойствие во время совершения земного поклона также является столпом (рукном) намаза.
103. Склонившись в земном поклоне, следует сказать:
سبحان ربي الأعلى
Субхана Рабби-ль-А'ля
«Безупречен мой Высочайший Господь!» три или более раза[700].
104. Желательно почаще обращаться с мольбами к Аллаху, находясь в этом положении, поскольку существует большая вероятность, что на них будет дан ответ.
105. Земной поклон следует делать примерно одинаковым по продолжительности со временем (совершения) поясного поклона, о чем речь шла ранее.
106. Разрешено совершать земной поклон как на голой земле, так и на то, что ее покрывает: на одежду, ковер, подстилку и т.п.
107. Нельзя читать (что-либо из) Корана во время совершения земного поклона.
О положении «ифтираш» и «ика'а» между двумя земными поклонами:
108. Затем следует поднять голову, произнося такбир. Это является обязательным (ваджиб).
109. При этом иногда следует поднимать руки.
110. Затем следует спокойно сесть, пока каждая кость не возвратится на свое место. Это является столпом (рукном) намаза.
111. Следует распластать левую ногу по земле (, подогнув ее под себя,) и усесться на нее. Это является обязательным (ваджиб).
112. (Ступню) правой ноги следует поставить вертикально.
113. А ее пальцы необходимо направить в сторону Киблы.
114. Иногда дозволено принимать положение «ика'а», выпрямившись на обеих пятках и передней части обеих стоп.
115. Во время этого сидения следует сказать:
اللهم! اغفر لي، وارحمني، واجبرني، وارفعني ، وعافني، وارزقني
Аллахумма, гфир ли, ва-рхам-ни, ва-джбур-ни, ва-рфа’-ни, ва‘афи-ни, ва-рзу-кни
«О Аллах, прости меня и помилуй меня, и дай мне силы, и возвысь меня, и даруй мне прощение, и даруй мне средства к существованию!».
116. Или же, по желанию, молящийся может сказать:
رب اغفر لي، رب اغفر لي
Рабби-гфир ли, Рабби гфир ли
«Господи мой, прости меня! Господь мой, прости меня!»
117. Это сидение следует делать примерно одинаковым по продолжительности со временем (совершения) земного поклона.
Второй земной поклон:
118. Затем следует произнести такбир, что является обязательным (ваджиб).
119. Иногда следует поднимать руки, произнося этот такбир.
120. После этого необходимо совершить второй земной поклон, что также является столпом (рукном) намаза.
121. Этот земной поклон следует совершить точно так же, как и первый.
Сидение для отдыха (джальсат аль-истираха):
122. Когда молящийся поднимет свою голову из второго земного поклона, желая встать для совершения второго рак’ата, он должен произнести такбир. Это является обязательным (ваджиб).
123. При этом иногда ему следует поднимать руки.
124. Прежде чем встать, необходимо выпрямиться, сидя на левой ноге, прямо, пока каждая кость не возвратится на свое место.
Второй рак'ат:
125. Затем следует встать для совершения второго рак'ата, опираясь руками о землю и сжав пальцы в кулак, подобно человеку, который замешивает тесто. Этот рак'ат является столпом (рукном) намаза.
126. Этот рак'ат совершается точно так же, как и первый, за исключением того, что
127. Во втором рак'ате не читается мольба, открывающая намаз (ду'а аль-истифтах)
128. Второй рак’ат следует делать короче, чем первый.
Сидение для чтения ташаххуда:
129. Когда молящийся завершит второй рак'ат, ему следует сесть для произнесения ташаххуда. Это является обязательным (ваджиб).
130. Необходимо сидеть «муфтаришан». Об этом положении, которое называется «ифтираш», шла речь в разделе «О положении «ифтираш» и «ика'а» между двумя земным поклонами».
131. Однако в этом сидении нельзя принимать положение «ика'а».
132. Правую ладонь следует возложить на правое бедро и колено, а конец локтя правой руки следует возложить на бедро, не отодвигая при этом локоть от бедра.
133. Раскрытую левую ладонь следует возложить на левое бедро и колено.
134. Нельзя сидеть, опершись на руки, особенно на левую руку.
О движении (правым указательным) пальцем и об обращении на него своего взора:
135. Все пальцы правой ладони следует сжать в кулак. Иногда большой палец правой руки следует возложить на средний палец.
136. Иногда из этих двух пальцев следует образовать кольцо.
137. Указательный палец необходимо направить в сторону Киблы.
138. Свой взор следует обратить на него.
139. Следует двигать правым указательным пальцем, взывая им к Аллаху, с самого начала ташаххуда и до самого его конца.
140. Нельзя указывать пальцем левой руки.
141. Все вышеизложенное молящийся должен делать в каждом ташаххуде.
О форме ташаххуда и мольбе, произносимой после него:
142. Ташаххуд в намазе является обязательным (ваджиб). Если молящийся забудет его произнести, то (перед таслимом) он должен совершить «два дополнительных поклона для невнимательных» (саджда ас-сахв).
143. Ташаххуд следует читать про себя.
144. Форма ташаххуда является следующей:
التحيات لله، والصلوات، والطيبات، السلام على النبي! ورحمة الله وبركاته، السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين، أشهد أن لا إله إلا الله، وأشهد أن محمداً عبده ورسوله
Ат-тахиййату ли-Лляхи ва-с-салавату ва-т-таййибату. Ас-саляму ‘аля-н-набийи, ва рахмату Ллахи ва баракату-ху. Ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади- Ллахи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху
«Приветствия и молитвы, и (все) благие слова – Аллаху! Мир Пророку[701], милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник»[702].
145. После этого следует обратиться к Аллаху с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), сказав:
اللهم! صل على محمد، وعلى آل محمد؛ كما صليت على إبراهيم وعلى آل إبراهيم، إنك حميد مجيد، اللهم! بارك على محمد، وعلى آل محمد؛ كما باركت على إبراهيم، وعلى آل إبراهيم، إنك حميد مجيد
Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин, ва ‘аля али Мухаммадин, кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима, ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя хамидун маджид! Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин, ва ‘аля али Мухаммадин, кя-ма баракта ‘аля Ибрахима, ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя хамидун маджид!
«О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный Хвалы, Славный! О Аллах, ниспошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как ниспослал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный Хвалы, Славный!»
146. Желающий может вознести эту молитву в сокращенной форме, сказав:
اللهم! صلّ على محمد، وعلى آل محمد، وبارك على محمد ، وعلى آل محمد، كما صليت وباركت على إبراهيم وآل إبراهيم، إنك حميد مجيد
Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин, ва ‘аля али Мухаммадин, ва барик ‘аля Мухаммадин, ва ‘аля али Мухаммадин, кя-ма салляйта ва баракта ‘аля Ибрахима, ва али Ибрахима, инна-кя хамидун маджид!
«О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада и ниспошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как Ты благословил и ниспослал благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный Хвалы, Славный!»
147. Затем, (сидя) в этом ташаххуде, молящийся может выбрать любую достоверно переданную мольбу, с которой он желает обратиться к Аллаху.
Третий и четвертый рак'аты:
148. Затем следует произнести такбир, ибо это является обязательным (ваджиб). Согласно Сунне такбир следует произнести, когда молящийся все еще находится в сидячем положении.
149. Иногда следует поднимать руки (при произнесении этого такбира).
150. Затем следует подняться для совершения третьего рак'ата. Он является столпом (рукном) намаза, как и следующий рак'ат.
151. То же самое следует делать, если молящийся желает подняться для совершения четвертого рак'ата.
152. Однако прежде чем встать, необходимо выпрямиться, сидя на левой ноге, прямо, пока каждая кость не возвратится на свое место.
153. Затем следует встать, опираясь на руки, точно так же, как молящийся вставал для совершения второго рак'ата.
154. Затем в третьем и четвертом рак'атах необходимо прочитать суру «Аль-Фатиха», что является обязательным (ваджиб).
155. Иногда после нее можно прочитать один или несколько аятов.
Ду'а-кунут по случаю какого-либо бедствия и место ее произнесения:
156. Согласно Сунне необходимо произносить ду'а-кунут и обращаться к Аллаху с мольбами за мусульман, если их постигла какая-либо беда (назиля [703]).
157. Дуа-кунут в случае какого-либо бедствия следует читать после совершения поясного поклона и произнесения слов: Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд («Господь наш, и хвала Тебе!»).
158. Не существует определенно установленной формы этой мольбы. Поистине, в ней следует обращаться к Аллаху с теми словами, которые соответствуют постигшему бедствию.
159. При произнесении этой мольбы следует поднимать руки.
160. Если молящийся является имамом, то ему следует произносить эту мольбу вслух.
161. Те, кто стоят позади имама, должны во время этой мольбы говорить «Амин».
162. Когда молящийся закончит читать эту мольбу, ему следует произнести такбир и совершить земной поклон.
Ду'а-кунут во время совершения намаза «аль-витр» – ее место и форма:
163. Что касается ду'а-кунут в намазе «аль-витр», то читать ее предписано лишь иногда.
164. Эту мольбу следует произносить до поясного поклона в отличие от ду'а-кунут, который читается по случаю какого-либо бедствия (назиля).
165. К Аллаху следует обращаться со следующей мольбой:
اللهم! اهدني فيمن هديت، وعافني فيمن عافيت، وتولني فيمن توليت، وبارك لي فيما أعطيت؛ وقني شر ما قضيت، فـإنك تقضي ولا يقضى عليك، وإنه لا يذل من واليت، ولا يعز من عاديت تباركت ربنا وتعاليت ، و لا منجا منك إلا إليك
Аллахумма, хди-ни фи-ман хадайта, ва ‘афи-ни фи-ман ‘афайта, ва тавалля-ни фи-ман тавалляйта, ва барик ли фи-ма а‘тайта, ва кы-ни шарра ма кадайта, фа-инна-кя такды ва ля юкда ‘аляй-кя ва инна-ху ля йазыллю ман валяйта ва ля я'иззу ман ‘адайта, табаракта, рабба-на, ва та‘аляйта, ва ля манджа мин-кя илля иляй-ка
«О Аллах, выведи меня на правильный путь среди тех, кому Ты указал его, и избавь меня (от всего дурного) в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и благослови меня в том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а о Тебе решений не принимают, и, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать! Господь наш, Ты – Благословенный и Всевышний! И нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе!»
166. Этой мольбе обучил (своих сподвижников) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), и к ней нельзя ничего прибавлять, за исключением ниспослания ему благословений. Так поступать разрешено, поскольку об этом достоверно передается от сподвижников (да будет доволен ими Аллах!).
167. Затем следует совершить поясной и два земных поклона, о которых речь шла ранее.
О последнем ташаххуде и положении «таваррук»:
168. Затем следует сесть для чтения последнего ташаххуда. Оба этих действия являются обязательными (ваджиб).
169. В этом ташаххуде следует делать все то же самое, что и в первом ташаххуде, за исключением того, что
170. В этом ташаххуде необходимо сесть «мутаваррикан»: левое бедро должно находиться на земле, а обе ступни следует высунуть с одной (т.е. с правой) стороны, при этом левая стопа должна находиться под голенью правой ноги.
171. Ступню правой ноги следует поставить вертикально.
172. Иногда дозволяется простирать правую ступню (по земле).
173. Левой ладонью необходимо закрыть колено, а затем следует опереться о него.
Об обязательности вознесения молитв за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) и обращения к Аллаху за защитой от четырех вещей:
174. В этом ташаххуде молящийся должен обратиться к Аллаху с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). При разъяснении первого ташаххуда мы уже упомянули одну из форм этой мольбы.
175. Также необходимо обратиться к Аллаху за защитой от четырех вещей, сказав:
اللهم! إني أعوذ بك من عذاب جهنم، ومن عذاب القبر، ومن فتنة المحيا والممات، ومن شر فتنة المسيح الدجال
Аллахумма, инни а'узу би-кя мин ‘азаби джаханнама, ва мин ‘азаби-ль-кабри, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамати, ва мин шарри фитнати- ль-масиихи-д-даджаль
«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений ада и от мучений могилы, и от искушений жизни и смерти, и от зла искушения Антихриста (Даджжаля)»[704].
Мольбы, обращаемые к Аллаху перед произнесением слов приветствия:
176. Затем молящемуся следует обратиться к Аллаху с мольбами (ду'а) за самого себя, выбрав ту мольбу, которая содержится в Коране, либо достоверно передается в Сунне. На этот счет существует множество ду'а, являющихся благими. Если же молящийся не знает эти мольбы, то ему следует произнести те из них, которые не вызывают у него затруднений (при чтении), прося у Аллаха то, что принесет ему пользу как в вере, так и в мирских делах.
Приветствие (таслим) и его формы:
177. Затем молящемуся следует произнести слова приветствия, (повернув голову) направо так, чтобы (молящимся позади него) была видна белизна его правой щеки. Произнесение приветствия является столпом (рукном) намаза.
178. А затем следует произнести слова приветствия (, повернув голову) налево так, чтобы (молящимся позади него) была видна белизна его левой щеки, даже при совершении погребального намаза (салят аль-джаназа).
179. Имаму следует возвысить голос при произнесении слов приветствия, за исключением погребального намаза (салят аль-джаназа).
180. Слова приветствия имеют различные формы:
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
I. Ас-саляму ‘аляйкум ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху
(''Мир вам и милость Аллаха и Его благословения ''), повернув голову направо, и
السلام عليكم ورحمة الله
Ас-саляму ‘аляйкум ва рахмату-Ллахи
(''Мир вам и милость Аллаха''), повернув голову налево.
السلام عليكم ورحمة الله
II. Ас-саляму ‘аляйкум ва рахмату-Ллахи
(''Мир вам и милость Аллаха''), повернув голову направо, и
السلام عليكم ورحمة الله
Ас-саляму ‘аляйкум ва рахмату-Ллахи
(''Мир вам и милость Аллаха''), повернув голову налево/
السلام عليكم ورحمة الله
III. Ас-саляму ‘аляйкум ва рахмату-Ллахи
(''Мир вам и милость Аллаха''), повернув голову направо, и
السلام عليكم
Ас-саляму ‘аляйкум
(''Мир вам''), повернув голову налево.
IV. Произнесение слов приветствия только один раз, чуть склонив свое лицо и повернув его немного направо.
***
Мой брат-мусульманин!
Таково краткое изложение книги «Описание намаза Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!)», которое мне удалось составить, пытаясь тем самым приблизить тебя к этому труду, сделать его для тебя яснее, облегчить его для твоего восприятия, как будто ты видишь этот намаз собственными глазами.
И если ты молишься так же, как молился Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), намаз которого разъяснен (в данной книге), то, поистине, я надеюсь, что Всевышний Аллах примет твой намаз, поскольку, поступая подобным образом, ты на практике воплощаешь слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Совершайте намаз так же, как на ваших глазах молился я».
Вместе с тем, ты не должен забывать и об уделении должного внимания присутствию сердца и смирения во время намаза, поскольку это является величайшей целью стояния молящегося раба перед Аллахом. И чем сильнее ты сможешь развить в своей душе чувство смирения и покорности, совершая намаз так же, как молился Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), тем больше ожидаемых плодов ты пожнешь. А на них указал наш Благословенный и Всевышний Господь, сказав:
إِنَّ الصَّلَوةَ تَنْهَى عَنِ الْفَحْشَآءِ وَالْمُنْكَرِ
«Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (Сура «Паук», аят 45).
В заключение я прошу Всевышнего Аллаха принять наши благие дела и сохранить нам награду за их совершение вплоть до того Дня, когда мы с Ним встретимся, «в тот День, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем» (Сура «Поэты», аяты 88-89). Хвала Аллаху, Господу миров!
[1] Прим. редактора: здесь необходимо отметить, что шейх аль-Албани также составил каталог рукописей с хадисами, которые хранятся в библиотеках г. Халеб (Сирия) и г. Марракеш (Морокко), а также в Британской Национальной Библиотеке
[2] Прим. редактора: на данный момент остаются неопубликованными свыше 70 рукописей шейха аль-Албани.
[3] Прим. редактора: в 1958 году Египет вместе с Сирией образовал Объединенную Арабскую Республику (ОАР). Этот политический союз просуществовал до 1961 года, когда Сирия вышла из ОАР.
[4] Прим. переводчика: ср. с сурой «Паук», аятом 45.
[5] Прим. переводчика: возвышение в мечети, с которого имам произносит проповедь (хутбу).
[6] Аль-Бухари и Муслим. Более подробно см. главу «О намазе на минбаре».
[7] Аль-Бухари, Муслим, Ахмад. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ''Аль-Ирва' '' (213).
[8] Малик, Абу Дауд, ан-Наса'и и ибн Хиббан. Это достоверный хадис, о достоверности которого утверждали многие имамы. Я проверил его цепочку на достоверность в книге «Сахих Аби Дауд» (451 и 1276).
[9] Достоверный хадис. Приводится у Ибн аль-Мубарака в ''Аз-Зухд'' (10/21/1-2), Абу Дауда и ан-Наса'и с хорошей цепочкой передатчиков. Я проверил его цепочку на достовернось в книге «Сахих Аби Дауд» (761).
[10] После классификации книг ханифитского фикха и указания, на которые из них можно положиться, а на которые нет, Абуль-Хасанат Аль-Лукнави в своем труде ''Ан-Нафи' аль-Кябир лиман йутали' аль-Джами' ас-Сагир'' пишет (стр. 122-123): «Всё, что мы упомянули о классификации этих сочинений относится к содержащимся в них правовым вопросам; однако в том, что касается хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), то наше высказывание неприемлемо, ибо сколь много книг, на которые полагаются лучшие из правоведов, полны вымышленных хадисов, в особенности фетвы. Проведя широкий анализ затронутой тематики, нам стало очевидно, что хотя авторы этих книг и компетентны в некоторых вопросах, они небрежно относились к цитированию хадисов».
Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. переводчика) говорю: одним из этих ложных фальсифицированных хадисов, который приводится в некоторых лучших книгах, является следующий: «Тот, кто восполняет (када) обязательные намазы в последнюю пятницу рамадана, это послужит ему возмещением за каждый намаз, пропущенный им в своей жизни вплоть до семидесяти лет!». Аль-Лукнави (да будет милостив к нему Аллах!) сказал в ''Аль-Асар аль-Марфу'а фи-ль-Ахбар аль-Мавду'а'' (стр. 315) после приведения данного хадиса: «Али аль-Кари в ''Аль-Мавдуат ас-Сугра'' и ''Аль-Мавдуат аль-Кубра'' сказал: «Это абсолютно ложный хадис, ибо он противоречит единодушному мнению ученых (иджма): один акт поклонения не может служить искуплением за те (акты поклонения), пропуск которых исчисляется годами. Тем самым не имеет смысла цитировать автора ''Ан-Нихаййи'' либо других комментаторов труда ''Аль-Хидайа'', поскольку они не были учеными-хадисоведами и, кроме того, не относили этот хадис к какому-либо сборнику хадисов»''. Аш-Шаукани упомянул данный хадис в схожей версии в своем труде ''Аль-Фава'ид аль-Маджму'а фи-ль-Ахадис аль-Мавду'а'', после этого сказав: «Несомненно, это выдуманный хадис. Я даже не обнаружил его ни в одном сборнике, где собраны ложные хадисы! Однако этот хадис в наше время распространился среди некоторых студентов, изучающих право, в г. Сана, и многие из них стали поступать в соответствии с ним. Я не знаю, кто его выдумал для них, да опозорит Аллах лжецов!». (Конец цитаты, стр. 54).
Далее аль-Лукнави пишет: «С целью подтверждения доказательств вымышленности данного хадиса, который в различных версиях можно обнаружить во многих книгах по отправлениям обрядов, я составил небольшой труд, содержащий краткие и развернутые свидетельства разума и преданий, назвав его «Предостережение братьев от нововведений последней пятницы рамадана», куда я включил полезные выводы, которые пробудят умы, и к которым прислушаются внимающие. Обратитесь к этому труду, ибо разделы его ценны, а тематика важна».
То, что подобные ложные хадисы приводятся в книгах по фикху, подрывает доверие к содержащимся в них (другим) хадисам, которые не относятся к авторитетным сборникам хадисов. Именно на этот смысл указывают слова Али аль-Кари. Мусульманин обязан брать хадисы от людей, специализирующихся в них, ибо как гласят старые арабские пословицы: «Жителям Мекки лучше известны её горные проходы», и «Хозяин дома лучше знает, что в нём».
[11] В кратком изложении имам ан-Навави (да будет милостив к нему Аллах!) в ''Аль-Маджму' Шарх аль-Мухаззаб '' (1/60) сказал: '' Ученые-исследователи из числа знатоков хадисов и другие (ученые) говорят, что если хадис является слабым, то относительно него нельзя говорить: ''Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал/сделал/велел/запретил …'' или любые другие фразы, содержащие утверждения, но взамен, следует говорить: ''Сообщается/передается/рассказывается от него (да благословит его Аллах и приветствует!) …'' либо иные фразы, содержащие неопределенность. Они (т.е. знатоки хадисов) говорят, что выражения, содержащие утверждения, могут быть применимы лишь к достоверным и хорошим хадисам, а выражения, содержащие неопределенность, - к любым другим хадисам. Всё это потому, что фразы, содержащие утверждение, подразумевают, что следующее за ними, является достоверным, поэтому их можно использовать только тогда, когда достоверность установлена. В ином случае, человек фактически будет измысливать ложь на него (да благословит его Аллах и приветствует!)''. (Далее имам ан-Навави продолжает:) ''Этот этикет нарушают авторы книг, а также многие правоведы из числа наших соратников и других (мазхабов), на самом деле, даже большинство ученых любой области, кроме некоторых истинных знатоков хадисов. Подобное (обращение с хадисами) являет собой вопиющую безответственность, поскольку они часто говорят о достоверном хадисе: ''От него сообщается, что …'', а о слабом хадисе: ''Он сказал …'' и ''Такой-то передал …'', а ведь как это далеко от истины! ''
[12] Прим. переводчика: здесь имеется ввиду произнесение молитвенной формы ''Аллаху акбар'' (Аллах Превелик!), открывающей намаз.
[13] Прим. переводчика: произнесение слов ''Ас-саляму алейкум уа рахмату Ллах ''(Мир вам и Милость Аллаха!), завершающие намаз.
[14] В соответствии с согласованным мнением знатоков хадисов термин ''достоверный хадис'' включает в себя достоверные и хорошие хадисы: достоверные (хорошие) хадисы, как таковые, и достоверные (хорошие) хадисы, считающиеся таковыми в силу существования других хадисов..
[15] Аль-Бухари и Муслим.
[16] Достоверный хадис, который передали ат-Тирмизи, Ахмад и Ибн Аби Шайба. Мухаммад Саид аль-Хальби в ''Мусальсалят'' (1/2) отнес этот хадис к аль-Бухари, но он ошибся в этом.
По прошествии некоторого времени мне стало ясно, что на самом деле этот хадис является слабым (да'иф): я положился на аль-Манави, который назвал достоверной цепочку передатчиков (иснад), приводимую Ибн Аби Шайбой, однако, затем мне представилась возможность самому проверить этот иснад, и я обнаружил, что он откровенно слабый, будучи тем же самым иснадом у ат-Тирмизи и других (мухаддисов), - см. мою книгу «Сильсилят аль-Ахадис ад-Да'ифа» (1783). Тем не менее, его место занимает другое высказывание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Тот, кто рассказывает обо мне то, что сам он считает ложью, является одним из лжецов» (Этот хадис передали Муслим и другие). См. предисловие к моей книге «Сильсилят аль-Ахадис ад-Да'ифа» (том первый).
[17] Прим. переводчика: иджтихад – право авторитетного знатока религии самостоятельно решать вопросы религиозно-правового характера.
[18] Прим. переводчика: эти слова шейх аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах!) написал к первому предисловию книги более пятидесяти лет тому назад. С тех пор эта книга издавалась в полномасштабном формате на мноигх языках мира. Предлагаемый русскоязычному читателю перевод данной книги полностью содержит в себе как основную, так и дополнительную части.
[19] Аль-Лукнави в книге ''Имам аль-Калям фима йата'алляк биль-Кира'а Хальф аль-Имам'' (стр. 156) сказал: ''Тот, кто занимается беспристрастным анализом, погружается в океаны фикха и его основы, сторонясь всяческих принуждений, твердо познает, что в большинстве второстепенных и главных вопросов, относительно которых разошлись ученые, мазхаб знатоков хадисов крепче иных мазхабов. Всякий раз, когда я анализирую различные мнения, высказывание знатоков хадисов оказывается наиболее близким к справедливости– их ждет награда от Аллаха, и Он их отблагодарит. Такова основа. А как же может быть иначе, если они являются настоящими наследниками Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) и истинными помощниками его Закона (Шариата)?! Пусть соберет нас Аллах вместе с ними (в День Воскресения) и внушит нам любовь к ним и следование за ними вплоть до самой смерти!''
[20] Ас-Субки в ''Аль-Фатава'' (1/148) сказал: ''Наиболее важным делом мусульман является намаз, о котором должен заботиться каждый мусульманин, сохраняя его основы и соблюдая его требования. В нем также собраны положения, которые обязательны для выполнения, а также такие положения, об обязательности которых мнения ученых разошлись. К намазу относятся вопросы, по которым существует единогласное мнение ученых – и здесь нет места для иного, кроме Истины, – и другие вопросы, вызвавшие расхождения ученых. Наиболее благоразумный подход заключается в том, чтобы либо не ввязываться в расхождения по этим вопросам, насколько это возможно, либо заняться исследованием достоверных преданий от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) и придерживаться их. Если человек поступит подобным образом, то его намаз окажется правильным и благим, включенным в следующие Слова Всевышнего:
فَمَن كَانَ يَرْجُو لِقَآءَ رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلاً صَـلِحاً
«И кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает благие дела …» (Сура ''Пещера'', аят 110)''.
Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. переводчика) говорю: второй подход является более превосходным, даже обязательным, поскольку первый подход, помимо того, что не способствует разрешению многих вопросов, не отвечает его (да благословит его Аллах и приветствует!) велению: «Совершайте намаз так же, как на ваших глазах молился я», поскольку в таком случае намаз человека может кардинальным образом разойтись с намазом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Задумайтесь же над этим!
[21] Из стихов Хасана ибн Мухаммада ан-Насави, как передал знаток хадисов аль-Хафиз Дийя ад-Дин аль-Макдиси в своем труде ''Фадль аль-Хадис ва ахлихи'' («О достоинствах хадисов и их знатоков»).
[22] Ат-Тирмизи, аль-Куда'и, Ибн Бушран и другие. Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. переводчика) высказался об этом хадисе и путях его передачи при проверке хадисов, содержащихся в труде ''Шарх аль-Акыда ат-Тахавиййа'' (стр. 278).
[23] Именно на подобного рода таклид указал имам ат-Тахави сказав: «Таклидом занимается только тот, кто является фанатиком либо невеждой». (Эту цитату приводит Ибн 'Абидин в ''Расм аль-Муфти'' (том 1, стр. 32, Собрание сочинений).
Прим. переводчика: следует отметить, что существует три категории людей, которые занимаются одним из следующих видов деятельности:
1) иджтихад
2) иттиба'
3) таклид
1) Иджтихад (букв. ''старание'', ''усердие'', ''прилежание'') – это деятельность авторитетного богослова, имеющего право самостоятельно решать такие вопросы религиозно-правового характера, на которые не имеется прямых указаний в Коране и Сунне. Заниматься иджтихадом могут только лица, в совершенстве владеющие арабским языком, наизусть знающие Коран и его толкования, хорошо знающие Сунну и комментарии к ней и отвечающие целому ряду других требований. Человека, который имеет право заниматься иджтихадом, называют муджтахид.
2) Иттиба' (букв. ''следование'') – это деятельность человека, способного следовать решениям религиозно-правового характера на основе рассмотрения и понимания представленных доказательств из Корана, Сунны, иджмы сподвижников и иджмы ученых-богословов, однако неспособного самостоятельно решать вопросы религиозно-правового характера. Человека, который способен заниматься иттиба', называют муттаби'.
3) Таклид (букв. ''подражание'', ''имитирование'', ''копирование'')–это деятельность человека, безоговорочно руководствующегося высказываниями и решениями одного из богословов без обращения к Корану и Сунне, которые могут подтвердить или опровергнуть справедливость его точки зрения. Человека, который придерживается таклида, называют мукаллидом.
Здесь необходимо отметить, что существуют разрешенные и запрещенные формы таклида.
I. Разрешенная форма таклида
Шейх уль-Ислам Ибн Таймиййа (да будет милостив к нему Аллах!) сказал: «Когда мусульманин сталкивается с какой-либо проблемой, ему следует стремиться получить фетву от такого человека, который, как он убежден, вынесет ему фетву на основе того, что постановили Аллах и Его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует!). При этом не имеет значения к какому из мазхабов он себя относит. Для любого мусульманина необязательно слепо следовать за кем-либо из ученых во всем том, что он говорит. Также любому мусульманину необязательно следовать определенному мазхабу ученых во всем том, что он от них требует и им сообщает. Наоборот, высказывание любого человека может быть принято либо отвергнуто, кроме (высказывания) самого Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!). Разрешается следовать мазхабу определенного человека в случае неспособности (мусульманина) узнать шариатское постановление (по какому-либо вопросу); однако это необязательно для каждого отдельного человека, если он способен узнать о шариатском постановлении, не прибегая к подобному пути таклида. Поэтому каждый человек должен по мере своих сил страшиться Аллаха и стремиться к знанию того, что велели Аллах и Его Посланник, делая то, что приказано и избегая того, что запрещено» (''Маджму' Фатава'' (''Собрание фетв''), 20/208, 209).
II. Запрещенная форма таклида
Ибн аль-Каййим (да будет милостив к нему Аллах!) в своем труде ''И'лям аль-Мувакки'ин'' (2/188) указал на запрещенные формы таклида: «Он состоит из трех видов: (1) полный отход от того, что ниспослал Аллах, и удовлетворенность таклидом своих предков; (2) делать таклид за человеком, если вы не знаете, является ли он тем, высказывания которого могут быть приняты; (3) придерживаться таклида после того, как (по какому-либо вопросу) будет установлено доказательство и станет ясно, что установленное доказательство противоречит мнению человека, за которым был сделан таклид».
Шейх уль-Ислам Ибн Таймиййа (да будет милостив к нему Аллах!) сказал: «Никто не должен слепо следовать за кем-либо во всем том, что он велит, запрещает либо рекомендует, за исключением Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!). Мусульмане всегда должны задавать свои вопросы исламским ученым, иногда следуя за одним, а иногда за другим. Если последователь решит следовать мнению одного из имамов по какому-либо конкретному вопросу, которое, как он полагает, лучше для его приверженности религии либо является более правильным и т.д., согласно большинству мусульманских ученых, это разрешено, и ни Абу Ханифа, ни Малик, ни аш-Шафи’и, ни Ахмад не говорили, что это запрещено. (''Маджму' Фатава'' (''Собрание фетв''), 23/382).
Шейх Сулейман ибн Абдаллах (да будет милостив к нему Аллах!) сказал: «То, что должен делать верующий, если Книга Аллаха и Сунна Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует!) достигли его и он понимает их в том, что касается какого-либо вопроса, - это поступать в соответствии с ними, не обращая внимания на того, с кем он расходится по данному вопросу. Это то, что вменили нам в обязанность наш Господь и наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), и относительно чего единодушны все ученые, за исключением невежественных слепых подражателей и тех, чьи сердца ожесточились. Подобные люди не являются учеными». (''Тайсир аль-Азым аль-Хамид'', стр. 546).
Имам Ахмад ибн Ханбал (да будет милостив к нему Аллах!) сказал: «Как странно, что люди, которые знают цепочку передатчиков хадиса и его достоверность, продолжают следовать мнению Суфьяна (ас-Саури), тогда как Всевышний Аллах сказал:
فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَـلِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَن تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
«Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение (фитна) или не постигли их мучительные страдания!» (сура ''Свет'', аят 63). (Далее Имам Ахмад продолжил) Вы знаете, что такое фитна? Фитна – это многобожие (ширк)! Ибо отвержение некоторых из его (да благословит его Аллах и приветствует!) высказываний может стать причиной того, что отклонение войдет в сердце, и тем самым (человек) будет погублен». (Сообщил Ибн Батта в ''Аль-Ибана аль-Кубра'' (№97). См. также ''Аль-Маса'иль'' (3/1355) Абдуллаха ибн Ахмада).
Шейх Абдурахман ибн Хасан (да будет милостив к нему Аллах!) сказал: «В этих словах Имама Ахмада (да будет милостив к нему Аллах!) содержится указание на то, что совершение таклида до того, как человека достигнут доказательства, не является порицаемым. Однако достоин порицания тот человек, до которого дошли доказательства, однако он продолжает противиться им из-за (приверженности) высказываниям своего ученого». (''Фатх аль-Маджид'', 2/649).
Таким образом, подытоживая все вышеизложенное, необходимо отметить следующее:
1) муджтахиду разрешено делать таклид, когда он неспособен к иджтихаду по какому-либо вопросу в силу уважительных причин;
2) муттаби'у и мукаллиду разрешено делать таклид при соблюдении двух условий: (а) он находится в ситуации, когда неспособен самостоятельно узнать шариатское постановление по какому-либо вопросу в силу уважительных причин; (б) человек, за которым он делает таклид, должен быть известен своими правильными воззрениями, истинным вероубеждением, знаниями и правом заниматься иджтихадом;
3) запрещено делать таклид после того, как станет очевидно, что он противоречит установленному доказательству из Корана и Сунны;
4) запрещено делать таклид за одним человеком, кроме самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), либо за одним мазхабом абсолютно по всем вопросам религиозно-правового характера;
5) запрещено делать таклид за человеком, который не отвечает соответствующим требованиям и не подходит для этого.
Таким образом, совершенно очевидно, что шейх аль-Албани, затрагивая в данной книге вопросы таклида, подразумевает ту его форму, которая запрещена. Это ясно как из текста самой книги, так и из соответствующих высказываний ученых-богословов, приводящихся в ней.
[24] Передали Ибн 'Абидин в "Аль-Хашийя" (1/63) и в "Расм аль-Муфти" (1/4 из Собрания сочинений Ибн 'Абидина), шейх Салих аль-Фулани в ''Иказ аль-Химам'' (стр.62) и другие. От Ибн 'Абидина передается следующее высказывание в труде ''Шарх аль-Хидайа'', который написал Ибн аш-Шахна аль-Кябир, учитель Ибн аль-Хумама: «Когда выясняется, что какой-либо хадис, противоречащий мазхабу, является достоверным, то человеку следует поступать в соответствии с этим хадисом, и это становится его мазхабом, а от того, что он поступает в соответствии с хадисом, он не перестает быть последователем ханифитского мазхаба. Так, достоверно передается, что Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах!) сказал: «Если хадис достоверный,- это и есть мой мазхаб», а данное высказывание Абу Ханифы и других Имамов передал Ибн 'Абд аль-Барр».
Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. переводчика) говорю: это является одним из проявлений полноты знания и богобоязненности Имамов, поскольку подобными высказываниями они указали на то, что не охватывают (своим знанием) всю Сунну целиком. Имам аш-Шафи’и разъяснил это более подробно, о чем будет упомянуто далее. Случалось так, что они расходились с какой-либо сунной, которая не достигала их, поэтому они сами и велели нам следовать сунне и делать её частью их мазхаба. Да будет милостив к ним всем Аллах!
[25] Передали Ибн 'Абд аль-Барр в ''Аль-Интика' фи Фада'иль ас-Саляса аль-А'ймат аль-Фукаха'' (стр. 145), Ибн аль-Каййим в ''И'лям аль-Муваки'ин'' (2/309), Ибн 'Абидин в своих примечаниях к ''Аль-Бахр ар-Ра'ик'' (6/293) и "Расм аль-Муфти" (стр.29, 32) и аш-Ша'рани в "Аль-Мизан" (1/55), передавший второе сообщение. Последнее сообщение передал Аббас ад-Даури в ''Ат-Тарих Ибн Ма'ин'' (6/77/1) с достоверным иснадом от Зафара, ученика Имама Абу Ханифы. Подобные же сообщения передаются и от соратников Абу Ханифы: Зафара, Абу Йусуфа и 'Афийи ибн Йазида (сравните ''Иказ'', стр. 52). Ибн аль-Каййим ясно указал на сообщения от Абу Йусуфа в ''И'лям аль-Муваки'ин'' (2/344). Добавление ко второму сообщению редактор ''Иказ'' (стр.65) относит к Ибн 'Абд аль-Барру, Ибн аль-Каййиму и другим.
Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. переводчика) говорю: если это то, что они говорят о человеке, которому неведомы их доказательства, то как бы мне хотелось знать, что они ответили бы тому, кто знает о расхождении данного доказательства с их соответствующим высказыванием, но все равно после этого выносит фетвы, противоречащие данному доказательству?! Задумайтесь же над этим высказыванием (Имама), ибо его одного достаточно, чтобы сокрушить слепое подражание (ат-таклид аль-амма); вот почему один из шейхов- мукаллидов отказался поверить, что эти слова принадлежат Абу Ханифе, когда я, выразив порицание его фетве, привел ему данное высказывание Абу Ханифы о незнании доказательств.
[26] Прим. переводчика: здесь имам Абу Ханифа обращается к своему выдающемуся ученику Абу Йусуфу (да будет милостив к ним обоим Аллах!)
[27] Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. переводчика) говорю: Имам Абу Ханифа так говорил потому, что он часто основывал свое суждение на аналогии (кийас), после чего он находил более аргументированную аналогию либо до него доходил хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) (по рассматриваемому вопросу), и тогда он принимал его и отказывался от своего предыдущего высказывания. В кратком изложении аш-Ша'рани в своем труде ''Аль-Мизан'' (1/62) пишет: «Мы убеждены, равно как и каждый исследователь (жизни и наследия) Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах!), что доживи он до времен письменной фиксации Шариата и поездок знатоков хадисов в города и страны, чтобы узнать о них и собрать их воедино, он принял бы это и отказался бы от всех использованных им суждений по аналогии (кийас). Доля кийаса в его мазхабе была бы сравнительно столь же невелика, как и в других мазхабах. Однако поскольку при его жизни шариатские доказательства были рассредоточены среди последователей и их последователей в малых и больших городах, в его мазхабе кийас составлял бóльшую долю по сравнению с другими Имамами. Это было обусловлено тем, что у него не было текстового свидетельства по тем вопросам, в которых он прибегал к кийасу, в отличие от остальных Имамов. Жившие после него знатоки хадисов стали совершать поездки в целях поиска и собирания хадисов из различных городов и с
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 718 | Нарушение авторских прав
|