ВВЕДЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Кафедра теории и истории искусств
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по учебному курсу
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ»
для студентов всех форм обучения
специальности 070906
«История и теория изобразительного искусства»
Составитель: О. А. Хорошилова
Санкт-Петербург
2010/2011
Содержание
1. Рабочая программа 3 с.
2. Список основной и дополнительной
литературы по дисциплине 7 с.
3. Методические указания ………………………………………………..8 с.
4. Перечень вопросов к экзамену 10 с.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
для специальности 070906.65 – «История и теория изобразительного искусства»
Кафедра истории и теории искусств
План учебного процесса
Составляющие
учебного
процесса
| Очное
обучение
| Очно-заочное
(вечернее)
обучение
| Заочное
обучение
| Объем работы студента, час.
| Всего
|
| –
|
| Аудиторные занятия
|
| –
|
| Лекции
|
| –
|
| Лабораторные занятия
| –
| –
| –
| Практические занятия
| –
| –
| –
| Самостоятельная работа
|
| –
|
|
| Лекции
|
| Лабораторные занятия
| –
| Практические занятия
| –
| Самостоятельная работа
|
| Форма итогового контроля по семестрам (указывать номер семестра)
| Экзам
н
|
| Зачет
| –
| Контрольная работа
| −
| Курсовой проект (работа)
| –
| Форма итогового контроля по семестрам (указывать номер семестра)
| Экзамен
|
| –
|
| Зачет
| –
| –
| –
| Контрольная работа
| –
| –
|
| Курсовой проект (работа)
| –
| –
| –
|
ВВЕДЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
1.1. Актуальность, роль и место преподаваемой дисциплины в структуре учебного плана.
Раздел «Иностранные термины в моде» является частью дисциплины «История декоративно-прикладного искусства» для студентов специальности 070906.65 – История и теория изобразительного искусства. Терминология – одна из важных составляющих в процессе изучения истории костюма. Большинство терминов – иностранного, чаще всего европейского происхождения, без знания которых сложно изучать и анализировать различные явления в области дизайна и моды. Зачастую специалисты в области костюма не достаточно хорошо ими владеют, и это приводит к неправильной оценке, экспертизе и атрибуции предметов дизайна в целом, и костюма в частности. Тем самым, владение основной иностранной терминологией видится важным как в контексте современного дизайноведения, так и в целом в системе развития современной культуры. Данный курс объединяет две области — лингвистику и дизайн, и таким образом соответствует современному культурологическому подходу в преподавании гуманитарных дисциплин. Актуальность курса заключается в том, что знание иностранных терминов из области дизайноведения и умение ими владеть играет важную роль в работе как искусствоведов, так и дизайнеров. Курс способствует расширению кругозора студентов. Изучение терминов осуществляется в широком культурологическом контексте с привлечением материалов из лингвистики, семиотики, истории, социологии, культурологи, моды. Таким образом на протяжении курса студенты изучают основные иностранные термины и учатся использовать их в анализе и атрибуции разнообразных предметов дизайна и моды.
1.2. Цель преподаваемой дисциплины
Цель дисциплины — изучение и овладение основной иностранной терминологией, связанной с историей дизайна и костюма, умение ориентироваться в ней и использовать ее в анализе исторических образцов, а также современных коллекций модельеров. Важным является выявить общность и взаимовлияние двух областей – семиотики и дизайна.
1.3. Задачи преподаваемой дисциплины
Задачей дисциплины является изучение возникновения и трансформации иностранных терминов, анализ развития отдельных предметов дизайна и моды в терминологическом контексте. Важным видится также охарактеризовать и изучить каждое понятие и соответствующие ему предметы, дав каждому четкое определение и термин. в произведениях актуальных художников с помощью сопоставительного анализа. Таким образом, студенты не только пополняют свой словарный запас новыми иностранными терминами, но и учатся использовать их в работе.
1.4. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе изучения курса.
В результате изучения курса студенты должны:
1. Знать основные термины из области дизайна и моды;
2. Знать происхождение этих терминов и историю их трансформации;
3. Уметь разбираться в стилистических нюансах каждого термина;
4. Уметь анализировать предметы дизайна и моды, используя изучаемые термины;
5. Овладеть навыками анализа современных коллекций дизайнеров с применением изученной иностранной терминологии;
6. Владеть практическими навыками использования полученных знаний;
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование тем, их содержание и объем
Наименование и содержание тем
| Объем выделяемого времени, час.
| Тема 1.Термин «мода». Проблема стиля, периодизация, связь с развитием декоративно-прикладного искусства.
|
| Тема 2. «Плащ»− термины и определения, история плаща в контексте дизайна и моды от Античности до начала XXI в.
|
| Тема 3. «Платье» − термины и определения; «платье» в контексте истории развития декоративно-прикладного искусства. Проблема терминологического разделения «платья» на «модное» и «народное».
|
| Тема 4. «Пальто» − термины и определения; «пальто» в контексте генезиса и специфических особенностей развития декоративно-прикладного искусства и моды.
|
| Тема 5. Головные уборы – термины и определения; история головных уборов в системе западноевропейского прикладного искусства от Античности до начала XXI в. Политика и массовая культура в контексте творчества Й. Иммендорфа, Г. Базелица и Л. Голуба.
|
| Тема 6. «Обувь» − термины и определения. Обувь в контексте истории развития декоративно-прикладного искусства Европы с учетом национальной специфики.
|
| Тема 7. Галстуки – термины и определения:крават, шейный платок, солитер, сток, белчер, шалевый галстук, бабочка, современные виды галстуков
|
| Тема 8. Униформа – основные термины и определения:буффль, жюстокор, штиблеты, кивер, этишкет, эполеты, петлицы, обшлага
|
| ВСЕГО:
|
|
Перечень основной и дополнительной литературы:
а) основная литература:
1. Laver J. Concise history of fashion. Lnd, Thames&Hudson, 1979. – 325 P.
2. Lucie-Smith E. Art Now. Lnd, Thames&Hudson, 2008. – 289 P.
3. Maccrell A. Fashion illustration. Lnd, Thames&Hudson 2004. – 308 P.
4. Martin R. Fashion and Surrealisme. Lnd, Thames&Hudson, 2007. – 378 P.
5. Steele, Valerie. Fifty years of fashion - New Haven; London: Yale University Press, 2000. - vii, 168 p.
6. Которн, Найджел. История моды в 20 веке. - М.: Тривиум, 1998. - 176 с.
7. Martin, Richard. Christian Dior. - New York: Metropolitan Museum of Art: Distributed by H. N. Abrams, 1997. - 207 p.
8. Fashion. Mode. Мода. 1500-1954. - Paris: L'Aventurine, 2003. - 238 p.
9. Steele, Valerie. Fashion, Italian Style. - New Haven; London: Yale University press, 2003. - 131 p.
10. Mendes, Valerie D. 20th Century Fashion. − New York: Thames & Hudson, 1999. - 288 p.
11. O`Hara Callan, Georgina. The Thames and Hudson dictionary of fashion and fashion designers. − New York: Thames & Hudson, c1998 2001. - 272 p.
12. Calasibetta, Charlotte Mankey. The Fairchild dictionary of fashion. − New York: FAIRCHILD PUBLICATIONS, 2003 - 522 p.
13. Fashion foundations: early writings on fashion and dress - Oxford, UK; New York: BERG, 2003. - ix, 156 p.
б) дополнительная литература:
14. 1. Vinken, Barbara. Fashion zeitgeist: trends and cycles in the fashion system - Oxford; New York: BERG, 2005. - viii, 161 p.
15. 2. Twentieth-century American fashion - New York: BERG, 2005. - 264 p.
16. 3. Quinn, Bradley. Techno Fashion − Oxford; New York: BERG, 2006. - 230 p.
17. 4. Dictionnaire de la mode au XXe siecle - Paris: Ed. du Regard, 2009. 592.
18. 5. Ловатт-Смит, Лиза. Дом высокой моды. - М.: Тривиум: Эгмонт Россия Лтд., 1998. - 208 с.
19. 6. Walford, Jonathan. Forties fashion. – Lnd, Thames & Hudson, 2008. - 208 p.
20. 7. Murray, Maggie Pexton. Changing styles in fashion - New York: FAIRCHILD PUBLICATIONS, 2001. - 252 p.
21. 8. Art deco fashion: альбом - Singapore: The Pepin Press, 2007. - 408 p.
22. 9. Mode / Fashion - [Paris]: IFM: Regard, [2008]. - 217 p.
23. 10. Fashion spreads: word and image in fashion photography since 1980 - Oxford; New York: BERG, 2006. – 242.
24. 11. Ретцель, Бернхард. Джентльмен. - Koln: Konemann, 2000. - 360 с.
25. 12. Fashion Show Selected by Trends: 2002 Spring & Summer: Pret-a-Porter Collections. - Tokyo: Gap Japan Co, 2002. - 423 p.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 648 | Нарушение авторских прав
|