АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕСТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прочитайте:
  1. A) Нарушение конструктивной деятельности у больных с поражением лобных долей мозга
  2. I этап (базовая поддержка жизнедеятельности (BLS)).
  3. III. Выделение лекарственных веществ, являющихся продуктами жизнедеятельности грибов и микроорганизмов; биотехнология (клеточная и генная инженерия)
  4. V В области финансово-экономической деятельности
  5. Большинство медицинских специальностей изучает закономерности жизнедеятельности больного человека (т.е. исследует патологию человека). К их числу относится и патофизиология.
  6. В различные фазы сердечной деятельности
  7. в) особенности жизнедеятельности
  8. Важнейшие черты предпринимательской деятельности
  9. Виды деятельности предшествующие внезапной сердечной смерти
  10. Виды деятельности студентов на производственной педагогической практике

В этом вопросе мы до сих пор встречаемся с резким про­тивопоставлением действия, как объективного процесса, и психологических процессов, которые обеспечивают его выполнение, но сами уже не являются действиями.

Всякое человеческое действие, независимо от того, как оно производится — физически или идеально — представ­ляет собой объективный процесс преобразования исход­ного материала или положения в заданный продукт иди состояние, Этот процесс не только целесообразный, но и целенаправленный, в котором, по выражению Мар­кса, цель как закон определяет способ и характер дейст­вия. Это — процесс решения задачи, которая не только объективно возникает перед человеком, но и субъек­тивно выступает перед ним, так или иначе им понимает­ся, и, соответственно этому, так или иначе решается.

Когда мы проанализировали, что представляет собой это «понимание», перед нами выступила «орентировочная основа действия», очень сложное образование, в ко­тором различаются две части:

1} образ объекта, который предстоит получить, с оп­ределенным внутренним строением, свойствами и при­знаками, словом — модель будущего результата, соотне­сенная со свойствами исходного материала;

2) образ системы операций, подробный план дейст­вий. С помощью этих операций сначала проверяется со­став, качество, состояние всех условий задачи, а потом выполняются преобразования, обеспечивающие после­довательное превращение исходного материала в задан­ный продукт.

В процессе действия это содержание его ориентиро­вочной основы, точка за точкой, соотносится с объектив­ными условиями и последовательными изменениями, — соотносится не только ориентировочно, с помощью примеривания, но и путем фактического выполнения наме­ченных преобразований. Благодаря этому, теоретические знания, уже включенные в ориентировочную основу дей­ствия, начинают реально выполнять свое ориентировоч­ное назначение, и между ориентировочной основой дей­ствия и исполнением устанавливаются многочисленные условные, нервные материальные связи. Благодаря им, теоретические знания из объекта теоретической деятель­ности становятся важнейшей составной частью ориенти­ровочной деятельности, — а в целом, — образуется пред­метное действие человека.

Таким образом, действие как объективный процесс не только не противостоит психическим способностям человека, но и в процессе формирования присваивается им, и в результате такого присвоения психологически ста­новится, во-первых, важнейшей, но лишь одной из ос­новных частей ориентировочной деятельности человека, а во-вторых, исполнительной частью его действия. И если для отдельного человека в каждый момент времени объ­ективное знание, взятое само по себе, т. е. только по от­ношению к вещам, является инвариантным, то как отра­жение в сознании отдельного человека, как момент его ориентировки это объективное знание вовсе не является постоянным. Мы теперь знаем, что оно может варьиро­ваться многообразно, и в настоящее время установлены три кординально разные типа ориентировки.

От качества этой ориентировки, частью которой яв­ляется объективное знание, зависят и качества человече­ского действия, и качество продуктов этого действия, и, наконец, качество его формирования, процесса учения.

Таким образом, если вне психологически объектив­ное знание противостоит психическим процессам и яв­лениям, то как достояние человека, оно инкорпорирова­но в них и составляет только элемент ориентировочной части человеческого действия.

Поэтому все наши психологические представления, построенные на декартовском противопоставлении мира вещей и мира сознания должны быть решительно пере­смотрены. Должны быть пересмотрены представления о том, что действия не составляют предмет психологии, ко­торая будто бы должна заниматься только умениями и на­выками. На самом деле умения и навыки являются лишь отдельными характеристиками действия, к тому же харак­теристиками, которые идут по разным параметрам. И нель­зя отрывать характеристики действия от самого действия и изучать их независимо от действия, в виде собственно психологического или физиологического процесса.

Объективный процесс, осуществляемый человеком, ста­новится исполнительной частью его действия, управляемого ориентировочной частью, — управляемого именно потому, что объективные условия этого действия и оно само пред­ставлены в этой ориентировочной части.

Противопоставление «психического» и «физическо­го» есть внешняя картина, видимость положения. Эта видимость отнюдь не лишена значения, но все-таки она остается лишь «явлением» в философском смысле слова.

Эта картина получает настоящее значение лишь в свя­зи с невидимой для невооруженного глаза «сущностью» действительных отношений человека со средой. Эта кар­тина выражает только одну сторону этих отношений, дру­гая сторона которых состоит в теснейших, интимнейших связях душевного мира человека с окружающим. Отли­чие этих психологических отношений от физиологиче­ских состоит в том, что в процессе присвоения эти внеш­ние объекты не разрушаются и уподобляются организму, а воспроизводятся в собственном виде, восстанавлива­ются в виде образа, и в этом виде становятся механизмом собственной деятельности человека.


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 449 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)