Больной может проецировать свои чувства и впечатления на окружаю-
Прочитайте: II. тип. Для каждого вопроса, пронумерованного цифрой, подберите один или несколько ответов (один и тот же ответ может быть использован несколько раз). А: Почему вы не можете стать сумасшедшей и приходить снова. Даже если у меня есть недостатки, все это можно изменить. Я могу начать понимать вас, если вы будете помогать мне. Больной 70 лет, умер от ревматического порока митрального клапана сердца, осложнившегося развитием хронической сердечно-сосудистой недостаточности. Больной бронхоэктатическое болезнью с выраженным обструктивным компонентом погиб от прогрессирующего нефротического синдрома. На секции обнаружен амилоидоз почек. БОЛЬНОЙ И ВРАЧ Больной М., 29 лет госпитализирован в клинику с жалобами на общую слабость, нарастающую жажду, полиурию. БОЛЬНОЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ Больной ребенок в семье. В скудной мокроте вязкой консистенции у больного К., 45 лет, встречаются прожилки буроватого цвета. Известно, что больной перенес ревматический эндокардит.
щих его лиц. Так, часто больной просит врача или сестру о бережном
отношении к его жене, поскольку он очень озабочен тем <Выдержит ли
жена операцию (его операцию!)?>
Отрицание и проецирование чувств могут встречаться одновременно.
Примером служит тот случай, когда больной с тяжелым заболеванием
мозга, страдающий расстройством зрения, идет с сестрой к врачу, чтобы
тот обследовал ее, ибо и <у нее те же самые жалобы> [337], или же наблю-
давшийся нами случай престарелой больной и ночной сестры (см. стр. 228).
У хронически больных наблюдаются более глубокие психические из-
менения. Сама продолжительность болезни оказывает неблагоприятное
воздействие на подверженного страданиям человека. Перспективы вы-
здоровления, его возможности сужаются. Больные замыкаются в себе и
занимаются, интересуются лишь собой. Не раз приходится встречаться
и с возникновением тяжелой депрессии . Возможно, в больном живет на-
дежда на медицинскую науку, которая располагает такими эффективными
средствами помощи, более того, больной может рассчитывать и на неожи-
данное, спонтанное выздоровление. Он постоянно колеблется между на-
деждой и безнадежностью, настроение его может быть подавленным .
Больной может стать пессимистом, может стать обидчивым, чувствитель-
ным, завистливым, даже ненавистником. Один наш хронический больной
это выразил так: <...все равно придет конец миру...> И наоборот: боль-
ные могут быть равнодушными, бесчувственными ко всему, холодными.
Обстановку в больнице они знают <как свои пять пальцев>, им всегда все
известно лучше всех. Они здесь <старики>, у них на все здесь больше
прав, чем у <новичков>. То они безмолвны, замкнуты, то требовательны,
воинственно настроены, строчат жалобы. Один больной в результате по-
перечного поражения спинного мозга и тяжелой тетраплегии потерял
способность двигаться. И хотя в институте для тяжелых хронически
больных уход за ним был очень тщательным, к нему проявлялась большая
забота, он писал массу жалоб в самые различные инстанции, прося пере-
вести его отсюда, ибо здесь <о нем не заботятся>. Внешне же больной
оставался приветливым и спокойным. Недовольные больные обычно
капризны, все критикуют. Однако за всеми их требованиями скрывается
их страстное желание во что бы то ни стало выздороветь.
У хронически больных наряду с ярко выраженными острыми психи-
ческими нагрузками (например, мучительное беспокойство, страх, тре-
вога, см. главу V) чаще всего приходится встречаться с явлениями рег-
рессивно-инфантильного поведения. Личность регрессирует в своем разви-
тиидо более низкого, более примитивного уровня.(Лежащая больная с многолетним полиартритом. Эйфория уженщины, страдающей тяжелым заболеванием суставов с деформациями и контрактурами.)Взрослые ведут себя
словно дети, дети же - соответственно уровню более раннего возраста.
Подобное регрессивно-инфантильное поведение у хронически больных
может проявляться в стремлении к тому, чтобы окружающие прояв-
ляли к ним максимум внимания, баловали их, а потому, если пре-
доставляется такая возможность, они заставляют полностью обслуживать
их, ждут даже, чтобы их кормили, умывали и пр. Плачут и переживают
из-за мелочей, но и успокоить таких больных также можно с помощью
совсем незначительных мелочей, детских радостей, игр (см. рис. 1).
Известный венгерский писатель Фридьеш Каринти (Frigyes Karinthy) в одном из
своих произведений, рассказывая историю опухоли мозжечка у него и ее успешной
операции, прекрасно иллюстрирует все вышесказанное [170]. Жалобы начинаются со
звона в ушах (<словно поезда отправляются>), головокружений, а затем появляются и
головные боли. Эти головные боли вначале объясняют заболеванием ушей, усталостью,
чрезмерным потреблением никотина. До некоторого времени удовлетворяются таким
объяснением, но в ассоциациях больного уже живут подозрения относительно настоя-
щей причины болей: он думает об умершем от опухоли мозга молодом коллеге-поэте,
вспоминает о фильме на тему нейрохирургии. Однако, несмотря на эти подозрения, забо-
левание свое больной отрицает, это прекрасно описано писателем в главе <Страус
защищается>: <Я не заметил, что давно с головой ушел в "диссимиляцию"; и отме-
чает, что больные такие <... не жалуются, а скорее скрывают симптомы заболева-
ния>. (Конечно, скорее только от себя самих.) Согласно описанию, больной до конца
очень дисциплинирован, хотя ему приходится бороться с переживаниями страха. Часто
всплывает в памяти образ умершего от опухоли мозга друга, вспоминает он и о своем
старом произведении, где писалось об удалении <центра страха смерти> около мозжечка
и пр. Иногда он с горьким юмором успокаивает себя: <... обратно уже понесут в
урне.., а это уже не подлежит таможенной пошлине...>. Как только полностью фор-
мируется сознание заболевания, поставлен точный диагноз, появляется чувство вины:
<Незаметно для себя я стал сознавать себя виноватым за что-то, за какой-то забытый
грех, который никак не приходил мне на память, но от этого мне было не легче...>.
В соответствии с этим больной упоминает о профессоре-нейрохирурге не. иначе как о
<председателе военного трибунала>, а себя как <приговоренного в тюрьме Синг-Синг>.
Указывает писатель и на появляющееся вследствие заболевания регрессивно-инфан-
тильное поведение: <Больные чаще всего лежат на спине, очень тихо, хотя не спят:
это настоящая детская, родители ушли в театр или приглашены на ужин, и малыши,
лежа с открытыми глазами, мечтают наяву>.
Некоторые больные настолько охвачены своими болезненными пере-
живаниями, что даже отсчет времени начинают вести с момента начала
заболевания [295].
Естественно, наряду с вышеперечисленными реакциями нельзя - и
очень вредно - забывать о том, что часто у очень тяжелых, хронически
больных можно наблюдать проявления настоящего геройства. Они слу-
жат примерами не снижения, а дальнейшего развития личности даже
в период такого тяжелого состояния. Даже в таком состоянии они
оказывают душевную поддержку, помощь окружающим.
Тяжелые хронически больные - большая нагрузка как для врачей,
так и для сестер. Незначительность результатов лечения, неизлечимость
переносить тяжело. Такие больные причиняют множество проблем, за-
бот и близким. Социально они оказываются изолированными, находятся
в <роли больных>. Именно для предотвращения окончательного оформ-
ления этой <роли> и служат поддержание психической активности боль-
ного, обеспечение его занятости, которые являются важнейшими зада-
чами психологии работы с больным, его терапии [49]./
С точки зрения повседневной практики весьма важно заняться проб-
лемой агрессивных больных (см. еще стр. II 5). Агрессивность у боль-
ных может быть явной и скрытой [74]. Явная форма ее проявления
может быть словесной (например, ругает все и всех) и может выра-
жаться в агрессивных поступках (например, бросает вещи). Скрытая
же агрессивность может выражаться в упрямстве, в придирчивости,
завистливости, ревности, недовольстве, требовательности или даже зади-
ристости. Нередко такое поведение непонятно и самому больному, он
сам не понимает, что с ним происходит. Часто он настолько яро вы-
ступает против <несправедливостей>, причем в такой форме, что к нему
с правом можно применить венгерскую пословицу: <Кто так обижается,
тот неправ.> Может случиться, что больные слишком формальны в своем
поведении, слишком манерны, чрезмерно вежливы, часто это является
свидетельством отчаянной внутренней борьбы против агрессивности.
Что же скрывается за такой агрессивностью больных? Вот вопрос,
на который нужно ответить прежде всего. В возникновении агрессивности
могут играть роль различные факторы [74]. Может случиться, что обид-
чивость и злоба больных во многом оправданы: неумение понять их,
непроявление к ним должного внимания, безнадежная болезнь, море
страданий и пр. - все это может служить оправданием. У тяжелых
хронически больных, например при неоперабильных случаях карциномы,
можно наблюдать такие словесные проявления их чувств: <...никто
ничего не делает..>, <...жизнь идет дальше...>, <дядя тоже умер от
этого>.
Любая болезнь поражает всего человека в целом. С правом можно пред-
полагать, что личность, психические факторы играют роль не только в
выздоровлении, но и в ухудшении.состояния больных, более того, даже
в становлении хронического характера заболевания fl73j. Болезнь и свя-
занное с нею поведение могут быть по-настоящему поняты лишь с учетом
всей истории жизни человека, его прошлого и настоящего. Это поло-
жение может быть использовано и в повседневной лечебной деятельности,
в результате чего врач будет лечить не только желудок, ухо или конеч-
ности больного, а терпящего, страдающего человека, <homo patiens>
(Frank)), который во всей сложности своей личности страдает от забо-
левания.
Как возникает контакт между врачом, сестрой и больным? Больной
может прийти к врачу в поликлинику, в диспансер, в больницу. Естест-
венно, условия лечения, психология работы с больными в больнице иные,
чем в приемной амбулаторного врача. Следовательно, целесообразно опре-
делить рамки лечебной деятельности и с психологической точки зрения.
Рамки лечебной деятельности нам хотелось бы показать на протя-
жении четырех ее этапов (деление на этапы произведено на основе вре-
мени лечения):
1. Премедицинская стадия. Медленно подкрадываются или с траги-
ческой внезапностью появляются в жизни здорового человека симптомы.
мешающие продолжению его повседневной жизни. У человека появля-
ются мысли и чувства, связанные с этими симптомами: Что же случилось?
Болен я или здоров? Что делать? Идти к врачу или нет? Больной фанта-
зирует, размышляет, обеспокоен, окружен советами соседей, родствен-
ников. Картина болезни еще не.развернулась, повседневным явлением
в этот период является безразличие, отказ от мыслей о болезни, оттяги-
вание времени посещения врача. Основой такого поведения и является
реакция отрицания. На этом этапе больной борется со своим заболева-
нием один или при поддержке не много понимающего в этом ближайшего
его окружения. Продолжительность премедицинского этапа зависит от
заболевания, от его прогрессирования, от личности больного, от уровня
его культуры, от интенсивности реакции отрицания и т. п. Как можно
более раннему распознаванию заболевания, возможности постановки ран-
него диагноза способствует санитарно-просветительная работа и различ-
ные профилактические мероприятия (например, контрольные рентгенов-
ские обследования населения и пр.). Если вопрос о наличии заболевания
решен, то наступает в его развитии следующий период.
2. Амбулаторная стадия. Больной обращается за помощью к врачу.
В зависимости от заболевания больного лечит участковый врач или врач
другой специальности (в поликлинике). Больной проходит амбулаторное
лечение, на этом этапе лечебной деятельности действуют основные законо-
мерности непосредственных отношений между врачом и больным. Клас-
сическое психотерапевтическое описание отношений между больным и
врачом дано во многих работах, эти отношения и должны быть примером
на данном этапе, примером может служить также деятельность венгер-
ского врача Balint-a [16, 17, 18] и применение опыта его школы в деятель-
ности врачей различных специальностей [101]. Гораздо более сложен,
чем даже комплексное амбулаторное лечение, третий этап лечебной
деятельности, который вызывает наибольшее число проблем.
3. Стационарный этап. Как и в поликлиниках, в больницах есть
все возможности для проведения дифференцированных исследований на
высоком уровне, но уже при постельном режиме больных и постоянным
контролем над ними. Критическое освещение проблемы таких разносто-
ронних исследований дано многими исследователями [16, 33, 70]. Часто
больного попросту <теряют> в лабиринте исследований. Технически ис-
следования проводятся на очень высоком уровне. Но в результате мно-
жества этих обследований у больного часто нет <хозяина>, он никуда не
относится. Где дошли до произнания этого неблагоприятного факта и где
до сих пор живы ценные гуманистические традиции лечебной практики,
там больной, в результате создания тесного контакта с врачом, получает
такого <хозяина>. Опыт медицинской психологии прежде всего накоплен
в результате наблюдений на этом этапе лечебной деятельности. (Источ-
никами служат чаще всего наблюдения в психиатрических отделениях.
Исследования, посвященные психологии поведения с больными, обра-
щения с ними, также в основном черпают данные из этой области меди-
цины, и действительны эти данные прежде всего для больничной стадии
лечения, когда проводится наиболее интенсивный уход за больным. Од-
новременно это и ограничивает действенность этих данных, их практи-
ческое использование.)
4. Стадия лечения после пребывания в больнице, стадия закрепляющего
лечения. На этом этапе больной уже выздоровел, покинул больницу. По-
жалуй, у него даже нет больше необходимости во враче. Если же процесс
заболевания не завершен, то следует контроль участкового или другого
врача поликлиники, возможно, продолжается и лечение. Больной вновь
становится амбулаторным, посещает поликлинику или диспансер.
2-4 этапы органически дополняют друг друга, они никак не подчинены
друг другу.
Современный медицинский подход стремится к углублению единства
последних трех этапов с той целью, чтобы больной имел хозяина в лице
участкового врача или другого врача поликлиники. Только таким обра-
зом может врач проследить за всеми стадиями протекания заболевания
и в случае рецидивов своевременной постановкой диагноза быстро ока-
зать необходимую помощь.
Хотя указанные выше границы во многом определяют характер самой
лечебной деятельности и характер отношений между больными и лечащим
их персоналом, все-таки в основе всего лежат отношения между врачом
и больным, и с этой точки зрения ими и следует заниматься. Отношения,
возникшие между врачом и больным, являются наиболее эффективным и
наиболее важным психологическим фактором лечебной деятельности.
Проследим за этим прежде всего на основе процесса деятельности врача.
Участковый врач, можно сказать, живет вместе с больными, будучи
врачом всей семьи больного, он участвует и в жизни самого больного.
Подобным путем он имеет возможность получить такие данные о больном
и его жизни, которыми не располагает, например, врач какой-либо дру-
гой специальности, приглашенный на консилиум, ибо он видит больного
лишь в течение короткого времени. Участковый врач имеет полное пред-
ставление о возникновении и развитии заболевания. (В определенной
степени это относится и к врачам больничных отделении.) Приглашенный
же для консилиума специалист может оказать помощь только в том
случае, если ему будут сообщены и данные конкретных наблюдений над
больным. Исходным правилом здесь является: хорошо поставленный
вопрос - хороший ответ. При хорошем консилиуме, при правильной
постановке вопроса консультирующий врач может получить представ-
ление об опыте, приобретенном лечащим врачом в ходе работы с больным,
и уже к этому может добавить свои богатые знания и опыт. Это особенно
важно с психологической и психиатрической точки зрения. Иными сло-
вами: важнейшим условием в данном случае является хорошее взаимо-
понимание между спрашивающим и тем, кто отвечает на поставленный
вопрос. Консультация является не только совещанием, но и обменом
впечатлениями, опытом. Это и есть секрет хорошего консилиума.
Работа врача проходит три основных этапа:
1. выслушивание жалоб больного,
2. обследование и постановка диагноза,
3. предложения относительно лечения и сам процесс лечения.
Больной попадает к врачу в психическом состоянии, соответствующем
начальному, премедицинскому периоду заболевания. Его мучают тысячи
вопросов и сомнений: <Чем он болен?><Что с ним будет?><Официальным>
методом в данном случае является то, что врач в соответствии со своими
знаниями и своей совестью проводит опрос больного. У ясно мыслящего
врача диагноз формируется уже при собирании анамнеза. Логический
в целенаправленный опрос, естественно, правилен и необходим, но не-
достаточен, однако очень важно выслушать и несвязанный вопросами
рассказ больного {16, 17,18,122]. Умение выслушать больного играет
огромную роль в формировании контакта между ним и врачом. В практике
врачебной деятельности привыкли к тому, чтобы задавать больному вопро-
сы относительно важнейших жалоб, с помощью этого можно поставить
правильный диагноз органического заболевания. В выяснении характера
заболевания оказывают помощь вопросы относительно начала, развития
заболевания, важнейших жалоб, воздействий окружающей среды, вре-
менной связи между различными событиями в жизни больного и его
жалобами и пр. Кроме таких обязательных вопросов целесообразно дать
больному возможность свободно изложить все, что он хочет сказать
врачу. Здесь-то и выходят на поверхность все фантазии, опасения, страхи,
связанные с болезнью, получает выход напряженность, больному уже
после этого становится легче. Умение выслушать больного, следовательно,
не только помогает определить заболевание, которому он подвержен, но
и сам по себе этот процесс выслушивания больного оказывает благо-
приятное воздействие на формирование соответствующих отношений
между больным и врачом.
Больного следует выслушать со вниманием, постараться как можно
глубже понять его, понять и пережить все то, чем живет больной, понять
протекающие в нем процессы. Одним словом, реакция врача должна быть
резонансом на сказанное больным, врач должен откликнуться на рассказ
больного всем своим разумом, во всей полноте своей личности.
В повседневной жизни даже выражения, которые используются боль-
ными, свидетельствуют о потребности того, чтобы их выслушали. Если
этого не происходит, они обычно жалуются: <Даже не выслушал>. Как
правило, об этом больные говорят, если им только задавались вопросы.
В других случаях обвинение еще более тяжелое: <Даже не обследовал>.
Такие больные имеют обычно ввиду то, что им не предложили раздеться,
или же что не было проведено различных лабораторных исследований,
но настоящей причиной жалоб, как правило, служит недостаточное вни-
мание к их личности. Об этом свидетельствует и один из наших примеров.
Нужно было провести обследование по жалобе одного больного. В ре-
зультате создания хорошего контакта с ним нам стали вскоре ясны его
проблемы и сама личность больного. В конце беседы больной заявил:
<Большое спасибо за обследование, так добросовестно меня еще ни разу
не обследовали>.
И в ходе выслушивания больного ведется наблюдение за ним, его
обследование. В результате работы врача вырисовывается картина забо-
левания. Свои понятия врач черпает из современной медицинской науки,
поэтому сформированное им представление о болезни мы называем ятро-
генным представлением о заболевании Объективному представлению,
создавшемуся у врача, противостоит субъективное представление боль-
ного, то, как он сам представляет свои жалобы и заболевание, его ход.
Эти представления больного "и называют аутогенным представлением о
заболевании [16, 17]. Наряду с врачом и сам больной исследует себя, на
основе испытываемых им чувств, его впечатлений и опыта, у него со-
здается представление о собственном заболевании. В соответствии с этим
сложившимся у него представлением он и излагает свои жалобы. Боль-
шинство столкновений, наибольшее непонимание между врачом и боль-
ным возникает как раз потому, что странные представления больного,
его рассказ не соответствует ятрогенной картине заболевания. Врач,
получивший нужную подготовку в области психологии, распознав это,
может далеко продвинуться вперед в деле лечения больного, который,
предъявляя свои жалобы, <невольно предлагает> врачу симптомы своего
заболевания. Если врач сумеет понять больного, то может возникнуть
должная связь между ними, необходимое <согласие> [16]. В истинном
диагнозе находит отражение как ятрогенное, так и аутогенное представ-
Из греческого слова iatros, что значит врач. Хотя в настоящее время мы встреча-
емся и с другим толкованием понятия <ятрогенная картина заболевания> в медицин-
ской науке, мы считаем очень ценными введенные Mihaly-ом Blint понятия о ят-
рогенном и аутогенном представлении о картине заболевания.
ление о болезни. Исследуя истинный смысл самого слова диагноз, мы
увидим, что оно (dia-gnosis) означает глубокое и полное познание, в дан-
ном случае познание, глубокий охват как заболевания человека, так и
всей его личности, а также включает в себя представление о болезни,
созданное врачом и больным. Следовательно, познать все то, от чего
страдает больной, в чем он просит и ждет помощи, -это и есть истинный
диагноз.
При установлении заболевания большое значение имеет и сообщение
диагноза. Иногда это легко, в других случаях совсем не просто, даже,
возможно, следует подождать с этим сообщением. В благоприятных слу-
чаях, при сформированном хорошем контакте, имеются и соответствую-
щие условия для такого сообщения. Однако сообщение диагноза больному
всегда требует большого такта и умения разбираться в людях. В истории
медицинской науки можно найти множество примеров такого такта,
искусства разбираться в людях, глубокой интуиции. Сообщение о забо-
левании может вызвать страх, панику, даже самоубийство. По возмож-
ности следует разговаривать с больным на его языке, избегая употреб-
ления специальных терминов, просто. Как врачу необходимо понять,
что значат употребляемые больным слова, так необходимо ему следить
и за тем, какое воздействие оказывают его слова на больного. Как поняты
больным его слова? Насколько он искажает их смысл? Как влияют на
восприятие сказанного опасения и чувства больного? Здесь-то и можно
встретиться с реакцией в форме отрицания, часто возникает необходи-
мость сломить это отрицание. Случается, что врачу необходимо беседо-
вать с родными больного, в других случаях истинное положение должно
познаваться самим больным, но постепенно, <правда должна дозироваться
небольшими порциями>. Может случиться и так, что придется взять свои
слова обратно. Мйогое зависит от выносливости больного и от его кон-
такта, сотрудничества с врачом.
В этом помогает и хороший контакт между врачом и больным. Извест-
ный венгерский врач Balint на основе большого личного опыта с правом
сказал: <врач и COAI лекарство>. Именно поэтому большого внимания за-
служивает личность самого врача, служащая основой его <лечебных
свойств>. Гармоничность личности врача, приветливость, высокая куль-
тура, особенности его характера - все это факторы лечебного воздей-
ствия на больного.\Личный подход его к различным вопросам, чувства,
желания, реакции на различные явления и пр. все это играет роль, все
это тесно связано с лечебной деятельностью. Есть больные, которые
не выполняют назначений врача, причиняют этим много неприятностей.
Больные - особенно некоторые психопаты, алкоголики, олигофрены -
могут вызывать у врачей досаду, злобу, и одновременно чувство вины в
связи с этим [16]. Врач должен хорошо знать, какое влияние оказывает
его личность, каковы его личные реакции, чувства, возникающие при
различных обстоятельствах.
При хорошем контакте с врачом больной любит своего <исцелителя>,
верит в него, принимает его советы, выполняет назначения. Наряду с
простотой и искренностью своего поведения больные часто выражают
свои чувства, свое отношение к врачу уже в том, как называют его при
обращении к нему. Больные по-разному титулуют врачей, здесь и <глав-
ный врач> и <профессор>, часто и ассистента называют <профессором>,
тем самым выражая свое уважение к нему. Поступки, слова врача на-
долго остаются в памяти больного, часто непроизвольно настолько усваи-
ваются им, что становятся органической чертой его личности. При хоро-
шем контакте с врачом больной скорее выздоравливает, применяемый
вид терапии оказывает лучший эффект.
Отношение больного к врачу может быть даже <воинственным>,
более жестким, такие больные более настойчивы, более вспыльчивы.
Но не всегда те больные, Которые проявляют себя подобным образом,
настроены враждебно по отношению к врачу. Это свидетельствует лишь
о том, что различные виды напряженности, различные аффекты таким
путем получают разрешение, <выход>. Обращение с такими агрессивными
больными требует высокой подготовленности, умения понять их (см. стр.
116). Часто такое <плохое отношение> к врачу ничем не хуже, чем выше-
описанное <хорошее>.
Однако существует и действительно плохое отношение к врачу, плохой
контакт между ним и больным. Обычно это наблюдается в случае админи-
стративно-холодного, официального метода работы с больными, меха-
нического подхода к своим обязанностям, причиной чего нередко служит
недостаток времени. Коренным образом противостоит такому методу
работы тот, который отвечает стремлениям учета особенностей человека
как личности, восприятию не только отдельных его проявлений, связан-
ных с болезнью, но и как сложного единства.
Есть и патологические варианты отношений между больным и врачом.
Частая смена врача больными [33] - признак недоверия. Неисполнимые
требования таких больных часто ведут их от одного врача к другому, но
успокоение не приходит. <Уже все испробовали, но ничто не помогло>, -
вот типичная жалоба в таких случаях. Такими <кочевниками> обычно
являются невротики.
Известна и противоположная этой форма отношения между больным
и врачом: чрезмерная, необъяснимая привязанность к одному врачу.
Случается, например, что больные безо всякой на то причины без конца
ходят на гипнотические сеансы к одному и тому же врачу.
Однако судить об отношениях между врачом и больным на основе лишь
актуальных проявлений недостаточно. Установившиеся между ними от-
ношения нередко кореняется в прошлом как больного, так и врача. В
эмоциональных проявлениях больного, в способности его вступать в
контакт с людьми находят отражение, проявляются и ранее приобре-
тенный опыт, впечатления, чувства. Так, например, больной, всю жизнь
страдавший от недостатка любви и заботы, возможно, ждет от врача
именно этих чувств. Больной восторгается врачом, а его ожидания не
оправдываются, может по-настоящему его возненавидеть. Чувства, испы-
тывавшиеся когда-то к иным лицам (лицу) - любовь, ненависть, - могут
проецироваться на врача, которого начинают любить или ненавидеть,
собственно, безо всяких на то оснований. Распознавание таких чувств и
впечатлений, живущих в больном, помогает врачу лучше понять боль-
ного, увереннее вести себя.
Отношения между врачом и больным, естественно, не раз и навсегда
даны, они могут изменяться под воздействием различных факторов: более
тщательных занятий с больным, более глубокого внимания к нему. При
хороших же отношениях, естественно, и терапия эффективнее. А хорошая
терапия, благоприятные результаты лечения, в свою очередь, улучшают
отношения между больным и врачом.
Все вышеизложенное имеет очень большое значение в психологии ра-
боты с больными. Отношения между больным и врачом, контакт между
ними служат основой любой лечебной деятельности. С другой стороны,
врач является примером, образцом для сестры, руководит ее деятель-
ностью. Метод обращения врача с больными, его отношение к ним соот-
ветственно воздействуют и на сестер. Врач и сестра, сознавая всю значи-
мость этого, тем самым располагают важнейшим средством психологи-
ческого воздействия. Сестра, наряду с тем, что она ведет и свою само-
стоятельную работу, является и участницей связи между врачом и боль-
ным, в благоприятных случаях она способствует формированию этих
отношений в нужном направлении [4, 331, 334]. Однако тем, как сестра
это осуществляет, мы займемся в следующей главе.
ГЛАВА III
СЕСТРА И БОЛЬНОЙ
<Любовь и забота - лучшее лекарство.>
(Парацельс)
Трудности в работе по уходу за больными. - Механическая деятельность сестры:
уход за больным без внимания к нему. - О контакте между сестрой и больным. -
О важности основных навыков ухода за больными. - О стиле работы медсестры. - От-
даленность, доверие и вопрос обращения к больному. - Как можно понять больных? -
О способах создания контакта между сестрой и больным. - Искусство выслушивать
больных. Сообщения больных. - Личность медсестры. - Важнейшие вехи связи между
больным и сестрой. - Сестра как воспитатель.
Часто можно слышать от возвращающихся с работы в больнице или по-
ликлинике медсестер жалобы на усталость: <Я очень устала>, <Так много
сегодня было работы>. Действительно, трудная работа, подчас чрезмерная
нагрузка вызывают усталость. Множество статей сообщают результаты
исследований, проведенных в этой области. Не раз проводились различ-
ные исследования деятельности сестер, их административной нагрузки,
даже километры того пути, который им приходится совершать за день,
количество проделанных шагов. Если попристальнее присмотреться к
такому <тяжелому дню> работы сестры, то можно установить, что, как
правило, такие дни приходятся на периоды, когда в больнице или поли-
клинике особенно много <тяжелых больных>, работа с которыми, естест-
венно, совсем непроста. Не раз можно наблюдать, что усталость, раздра-
жительность вызывается не количеством выполненной работы, а той
эмоциональной нагрузкой, теми стычками, столкновениями, спорами или
необходимостью сдерживаться (<сколько раз приходится смолчать, про-
глотить обиду> и пр.), которыми работа сопровождается.
После такого тяжелого рабочего дня нередко сестра еще и получает
выговор, поскольку больные жаловались на нее. А ведь она считает, что
<сделала все возможное... >, и внешне это и в самом деле так.
Старательная, прилежная сестра действительно <делает все возможное>.
И все-таки в ходе ее работы в отделении часто могут возникнуть обиды,
споры, напряженность. В амбулаторных учреждениях большой пробле-
мой для врача и сестры может явиться нетерпеливость, беспокойство
больных во время ожидания приема. Что же является причиной всех
этих затруднений?
Здесь можно думать о влиянии самых различных факторов. Прежде
всего остановимся на роли контакта между сестрой и больным.
С развитием медицинской науки постоянно развивается, растет и роль
сестры, значение ее деятельности. Теперь для ухода за больным она
должна обладать все более сложными медицинскими, естественнонауч-
ными, а также техническими познаниями и навыками. В то же время
задачи, возложенные на сестру, ее деятельность чрезвычайно много-
сторонни. Это видно и из различных отчетов [86]: приготовление различ-
ных блюд и напитков для больных, кормление беспомощных больных,
их купание, заправка кроватей, различные другие задачи по гигиене
больных, прием больных в лечебное учреждение, их выписка, и наконец,
но не в последнюю очередь, ведение различных документов, огромная
административная работа и пр. Согласно статистическим данным, для
выполнения непосредственных задач, связанных с лечением, для занятий
с больными, бесед с ними остается очень мало времени. В современных
лечебных учреждениях самыми различными организационными меро-
приятиями и преобразованиями стремятся изменить такое положение:
этой цели служат и центральный стерилизатор, и использование особого
персонала для организации кормления больных, особого вспомогатель-
ного персонала для физического ухода за ними и пр. Однако несмотря
на все это, нагрузка сестер все еще слишком велика. Как мы увидим
позже, сестры, безусловно, заслуживают того, чтобы быть освобожден-
ными от второстепенных задач, дезорганизующих, мешающих кощентри-
рованию внимания на главном, направлению всей энергии на действительно
важные задачи по уходу за больными, на занятия с ними.
Различные преобразования в области обучения, подготовки сестер так-
же служат цели организации их деятельности на более высоком уровне,
цели получения ими более высоких знаний. После двух лет общей под-
готовки в особых учебных классах они проходят практическую подготовку
[86]. При такой системе подготовки различают <сестер-учениц> и <сестер-
практиканток>. Однако во многих местах подготовка сестер все еще, к
сожалению, напоминает прежнюю систему подготовки подмастерьев:
будущих сестер заставляют вызубривать теоретические знания и допус-
кают после этого к работе, так что на первых порах они способны
выполнять лишь самые примитивные задачи по уходу за больными.
В Венгрии также проведено много интересных и ценных начинаний в
этой области, например, организованы средние учебные заведения по
подготовке сестер. Наряду со все более высоким уровнем общей под-
готовки для сестер организуются и курсы усовершенствования, раз-
личные семинары.
Одной из наиболее актуальных проблем является механическое, авто-
матическое выполнение сестрами их обязанностей [20, 128, 340, 343, 345,
346], то, что кроется в самом методе работы сестер, распространенном по
всемумиру. При таком автоматическом выполнении обязанностей в центре
работы по уходу за больными стоит деятельность самой сестры, сам ис-
пользуемый ею метод. Работа сестер в таких случаях ограничивается
дачей лекарств, проведением инъекций, измерением температуры больным
и пр. Возможно даже, что все это проводится как нельзя лучше, толь-
ко во всем этом отсутствует сам больной. Эта механическая обезличен-
ность работы по уходу является наибольшей опасностью для создания
контакта между сестрой и больным, поскольку в центре такой деятель-
Как видно из вышеописанного, в Венгрии пока еще сестрам, как правило, прихо-
дится выполнять и все те задачи, которые в Советском Союзе составляют деятельность
санитарок. (Прим. пер.)
ности стоит сама работа сестры, а не больной, на которого она направлена.
Естественно, что в таких случаях и отношения между сестрой и больным
официальные, формальные и очень холодные. Собственно говоря, с боль-
ным делают все, что необходимо, однако большинство жалоб, столкно-
вений, различные виды напряженности наблюдаются как раз при такой
бездушной работе, в результате неблагоприятного психологического
воздействия на больных.
С примерами хороших отношений, тесного контакта между сестрой и
больным можно встретиться повсюду. Важность такого контакта подчер-
кивается тем, что сестра постоянно находится при больных. Ее деятель-
ность, ее отношение к больному оказывают на него постоянное воздей-
ствие, поэтому психология этой деятельности и представляет одну из
основных проблем психологии работы с больными, на которой следует
остановиться особо.
Из каких нитей создается эта связь с больными? Рано или поздно
больной человек обращается за помощью к врачу. Стремление преодо-
леть болезнь, вернуть утраченное здоровье, равновесие неразрывно свя-
зано у него с людьми, которые оказывают ему в этом помощь, лечат его -
врачи, сестрыТаким образом, само создавшееся положение, в котором
жизни больного угрожает опасность, является условием, способствую-
щим формированию тесной связи, должного контакта между больным
и лечащим персоналом. В ходе различных обследований, работы врача,
деятельности сестер, занятий с больным создаются самые различные
эмоциональные связи, способствует их возникновению и сама среда
лечебного учреждения. Подготовка больного, даваемые ему советы, руко-
водство его поведением, деятельностью во время болезни оказывают нуж-
ную помощь. Связь, отношения между сестрой и больным является
частью тех связей, той атмосферы, что необходимы в любом лечащем
коллективе, частью общей взаимосвязи, которая возникает в процессе ле-
чебной деятельности между врачом-сестрой-больным. В рамках связи
между больным и врачом происходит основная деятельность, связанная
с лечением больного. Это оказывает соответствующее воздействие и на
деятельность сестры. Если между врачом и больным создались хорошие
отношения, тесный контакт, то и работа сестры становится гораздо легче.
Естественно, для этого необходимо и то, чтобы сотрудничество врача и
сестры было не формальным, а основывалось на глубокой гармонии.
Если атмосфера лечебного учреждения здоровая, больные действительно
чувствуют себя членами большой семьи, где люди, так много делающие
для них, действительно становятся очень близкими им. В таких лечебных
учреждениях нередко можно слышать о поистине отцовской доброте
врача, о материнской любви и заботе сестер и пр. (4, 149]. Очень многие
исследователи особо подчеркивают материнскую роль сестры среди боль-
ных. Среди сестер можно встретить немало таких, о которых и сами
больные говорят не иначе, как о <маме> [65]. Нередко любовь больных
к сестре доходит до обожания, в ней видят идеал, достойный подражания.
Можно привести не один пример того, как под влиянием любимой сестры
женщины избирали в дальнейшем для себя эту благородную профес-
сию [72].
Несмотря на то, что мы прежде всего указали на ограниченность меха-
нической, рутинной деятельности по уходу за больными, ни на минуту
нельзя забывать о том, насколько важны специальные, профессиональные
знания в этой области./О психологии работы с больными, обращения с
ними можно говорить лишь имея в виду глубокие профессиональные
навыки сестры и знания ее относительно физического ухода за больным.
Это является основой контакта между сестрой и больным, потому что
именно физический уход за больным служит наиболее существенной
нитью, связывающей больного с сестрой/Добросовестная работа сестры,
проведенная на должном профессиональном уровне, повышает уверен-
ность больного в выздоровлении, да и не только его уверенность, но и
действительно объективно содействует его выздоровлению. Практически
просто невозможно провести резкой границы между физическим уходом
за больным и психологическим воздействием на него в ходе этой деятель-
ности. Удовлетворение физических потребностей больного, тот метод,
которым сестра удовлетворяет эти потребности, и служат непосредствен-
ным переходом к благоприятным психическим воздействиям, к наиболее
эффективному лечению. Наиболее точно процесс этого перехода можно
охарактеризовать, проведя аналогию с деятельностью матери, заботливо
ухаживающей за своим ребенком, и связи, возникающей между ними.
Забота и внимание Жизненно важны и физически и психически, эти
)две сферы воздействий просто невозможно резко отделить друг от друга.
Физически (или психически) больной человек, стремясь освободиться от
болезни, выздороветь, ожидает помощи, поддержки, заботы. Эти ожида-
ния, свойственные человеку в любой жизненной ситуации, еще более ост-
ро проявляются во время болезни. Неудовлетворенность этих ожиданий
часто выражается в повышенной чувствительности, обидчивости боль-
,ных. <Друзья познаются в несчастьи> - эта пословица также свидетель-
ствует о том, что только в трудной ситуации выясняется, кто остается
с нами, от кого можно получить наибольшую поддержку и заботу. По-
мощь, оказываемая больному сестрой, ее забота и любовь проявляются
как в словах, так и в делах. Кроме фактов ее деятельности о многом
говорит и стиль работы. В том, как сестра подает больному стакан воды,
как оправляет его постель, может найти выражение весь мир чувств,
связывающих ее с больным. Слова сестры имеют не только конкретное
содержание, об очень многом говорит их эмоциональная окраска. Одно
и то же слово может иметь сотни оттенков, одно и то же слово может
быть произнесено самым различным образом, и уже на основе того, каков
тон обращения к нему, больной может судить о том, чего ему в дан-
ном случае ожидать от сестры, в какой степени проявляется ее забота о
нем, внимание к нему. Нежность, ласковость, терпение и вежливость -
вот составные элементы хорошего стиля работы, в них и выражается
] заботливость, внимание и любовь сестры к своим больным. В работе сестер
очень часто <как> бывает значительно важнее, чем <что>.
Необходимо особо остановиться и на вопросе о степени контакта между
сестрой и больными. Методы, формы проявления заботы и любви зависят от
сестры, от больного и от ситуаций, в которой проводится деятельность
по уходу за больным. Очевидно, что забота и любовь сестры по-разному
проявляются в случае, если больной - десятилетний ребенок, сорока- /
летний мужчина или страдающая склерозом восьмидесятилетняя жен-
щина. В отдельных областях медицины приходится считаться и с теми,
зависящими от больного, формами поведения, которые допустимы или
необходимы с точки зрения морали и гуманности. Любовь, нежность и
теплота со стороны сестры никогда не должны носить интимного харак-
тера, не должны побуждать больных к ухаживанию, вызывать у них сек-
суальное влечение. Сестра никогда не должна забывать о возможности
этого, а потому нужен постоянный самоконтроль и пристальное наблю-
дение за поведением больного, за его реакцией на поведение сестры, на ее
отношение к нему. Сестра должна знать и чувствовать, когда ей следует
отдалиться от больного, когда же наиболее приблизиться к нему, воз-
можно, устранить возникшее недоразумение, даже, если нужно, обратив-
шись за помощью к врачу, побеседовав с ним. Иногда контакт с больным
возникает именно в результате бесед сестры, ее замечаний, свидетельст-
вующих о внимании, ее доброй улыбки. В других случаях целесообраз-
ными оказываются такие действия, как поправить подушку, вытереть
мокрый от пота лоб больного, взять за руку, когда он чего-то боится.
Все.эти действия, связанные с уходом за больнымодновременно явля-
ются и проявлением внимания к нему, заботы о нем. Если сестра делает
все это сознательно, хорошо зная и контролируя самое себя, она ра-
ботает хорошо, и ей не грозит опасность быть неправильно понятой.
И здесь очень важным фактором является доверие, вера в выздоровле-
ние. Больной верит в сестру и врача, он чувствует себя в безопасности:
знает, что получит все, что необходимо для восстановления его здоровья.
Он может спокойно отдыхать, безо всякой напряженности. Если же у
него есть сомнения относительно лечащего персонала, то эти сомнения
находят свое выражение в самых различных требованиях больного: он
требует особых исследований, созыва консилиума, приглашения специа-
листов, <дорогих заграничных лекарств>. Предложениям, начинающимся
со слов <А не надо бы?...>, нет конца. Такой больной постоянно зовет
сестру, часто звонит, чтобы убедиться, что его не оставили одного, что
на него обращают внимание, что он может спокойно спать, быть уверен-
ным в своей безопасности. В атмосфере такого недоверия каждое слово
воспринимается как угроза, как проявление враждебности. Неудовлет-
ворение просьб больного, опаздывание сестры, заставляющей ждать себя
- все это усугубляют у больного чувство беспомощности, зависимости.
"Определенное постоянство в поведении сестры усиливает доверие боль-
ных. Они всегда могут рассчитывать на нее. Сестра не должна быть каприз- \
ной [240]. Она всегда должна находиться там, где в ней есть потребность,
и никогда не должна отягощать больных своим присутствием.
Умение хранить тайны больных также усиливает доверие. Часто (
сестры не обладают этим умением, рассказывают о том, что случилось в
соседней палате, распространяют вести о тяжелобольных, тем самым
вызывая страх и беспокойство [295].
Сплетни, фамильярность, дурной тон в разговоре очень мешают созда-
нию нормальных отношений между сестрой и больными, мешают кон-
такту с ними в ходе лечебной деятельности.
Не менее существенным является и проявление уважения к больному.
Это начинается уже с обращения к нему сестры. Те больные, которые пред-
ставляют собой лишь <номер>, которых иначе и не называют, как <троечка>,
<пятерочка> (имея в виду номер кровати в палате), с правом могут чувство-
вать себя обиженными и униженными. Человек никогда не должен быть
отвлеченным номером, ни в какой сфере деятельности, тем более больной
человек для врача и сестры. Такой же вред наносит и оценка больных -
пусть даже в официальных беседах медицинского персонала между собой-
как медицинских случаев: <этот 22-летний больной с аппендицитом>, <30-
летняя нуллипара> и пр. Вопрос представляет и то, кого из больных
можно называть <тетями> и <дядями>. Вполне возможно, что для 19-лет-
ней сестры 40-летний больной - <дядя>, а 42-летняя больная, мать троих
детей, -<тетя>. Часто больные на это не обижаются, но может случиться
и так, что 42-летняя больная, мать троих детей, страдающая заболева-
нием сердца, свяжет такое обращение к ней со своей болезнью, будет
думать о том, что для нее все кончено, что она стара, сломлена, близка к
r смерти, раз уж к ней так обращаются. Очень осторожными нужно быть
] и при использовании уменьшительных и ласкательных обращений. Ни-
когда нельзя забывать о человеке, к которому обращаемся, об уважении
к нему. Кто стремится создать тесный контакт с больным, должен по-
стоянно помнить обо всем этом. Соответственно обращаясь к больному,
мы можем дать ему почувствовать, что действительно уважаем его и
ценим.
Наиболее важной задачей в связи с этим является способность и необ-
ходимость понять больного. Не только в психологии больного, но и в
деятельности по уходу за ним неминуемо встает вопрос о том, что озна-
чает заболевание для больного, как он на него реагирует, что стимули-
рует его к должному поведению в отношении болезни или что мешает
ему в этом. Совсем иначе подойдем мы к больному, если ясно видим его
страхи, надежды, сомнения и доверие. Очень полезно познакомиться с
особенностями личности больного, знать, чем он занимается, каковы его
личные данные. Очень существенно знать, каков уровень умственного
развития, образованность больного. Вполне естественно, что к каждому
больному должен быть сугубо индивидуальный подход, который учиты-
вал бы все особенности именно этого человека. Не зная личности боль-
ного, мы очень многого не сможем понять. Это можно видеть и на
основе приводящегося ниже примера.
Больной, находящийся на исследовании по поводу жалоб на боли в желудке, не-
ожиданно становится беспокойным, когда в его палату помещают пожилого, тихого
больного, страдающего склерозом. На первый взгляд просто непонятно, почему тихий,
спокойный пожилой человек беспокоит молодого образованного больного, чем мешает
ему. Сестре удается выяснить, что молодой человек, страдающий невротическими боля-
ми в желудке, боится, что и его постигнет судьба отца, который умер при симптомах
паркинсонизма, вызванных тяжелым склерозом. Его заболевание началось так же, как
у соседа по палате, который своим появлением и вызвал вспышку страха, постоянно
терзавшего молодого человека.
В Венгрии нет отчества, а потому существует множество иных форм обращения,
характеризующих различные оттенки отношений. (Прим. пер.)
Однако приближение к больным на основе уровня их умственного раз-
вития, их индивидуальных особенностей само по себе недостаточно.
Очень многие исследователи подчеркивают роль сочувствия в работе с
больными, способности <вжиться> в их страдания, как можно полнее
разделить их [149, 314]. Когда-то один нищий, собиравший милостыню
на Большом кольце в Будапеште, воздействовал на людей тем, что по-
весил на шею себе дощечку с надписью: <Представь себя на моем месте>.
Врач или сестра, работающие в море страданий, подвержены огромной
опасности стать бесчувственными, <окаменеть>, очерстветь, смотреть на
страдания людей с точки зрения профессиональной, механически; рутин-
но стремясь утолить их. Определенный эмоциональный отклик, сочув-
ствие важны и необходимы, чувствительный отклик на боль и напряжен-
ность, на надежды и безнадежность у больных делают лечащего врача
настоящим мастером своего дела.
Все вышесказанное одновременно представляет и те основы, на которых
должны строиться отношения междусестрой и больными. Все это не-
обходимо прежде всего в работе с больными, порученными заботе сестер.
С больным, который чувствует себя чужим, попав в стены больницы
(или поликлиники), необходимо установить контакт. Этому могут способ-
ствовать и повседневные привычные формы деятельности: взаимное зна-
комство, знакомство с соседями по палате, упоминание о возможных
общих знакомых, сообщение необходимых сведений о больнице, немед-
ленный учет больших или меньших запросов больного и т. п. Важнейшим
методом установления такого контакта с больным является умение вы-
слушать его. В работе сестры это не менее важно, чем в работе врача
[16, 17, 18, 48]. Венгерскую пословицу: говорить - серебро, молчать -
золото, мы осмелимся дополнить тем, что слушать - бриллиант [67].
Овладеть искусством слушать очень ценно. Больной говорит, сестра мол-
чит и слушает. Это лишь первый шаг. Сестра должна научиться слушать
с интересом, соответственно реагируя на услышанное. Она должна
удобно расположиться, по возможности поближе к больному, должна
помочь ему рассказать о его заботах, беспокойстве и опасениях. В таких
случаях оказывает помощь даже то, как сестра сидит во время рассказа,
насколько естественно она себя ведет; играют роль и умело заданные
вопросы, и утвердительный кивок головы, и продолжение незакончен-
ных предложений, а в нужный момент и постановка таких вопросов,
обращение к таким проблемам, которые нас интересуют. Все это помогает
нам познать внутренний мир больного, способствовать ослаблению его
напряженности. Как это принято говорить, больной изольет душу, и
это принесет ему облегчение. Существует множество мелких приемов,
видов целесообразного поведения, которые могут быть использованы в
ходе таких занятий с больными [149]:
1. Можно повторить отдельные предложения, сказанные больным,
хотя бы, например, в вопросительной форме: <Значит муж причинил
вам такую боль?> или <Это из-за него вы хотите выписаться раньше
времени?>
2. С помощью вопросов можно выяснить и саму проблему: <Если вы
вернетесь домой раньше времени, все будет в порядке?>
3. До тех пор, пока сестра не представляет себе проблему во всей ее
полноте (и, возможно, не беседовала о ней и с врачом), то лучше следует
молча слушать больного, не; выражая своего мнения.
4. Можно задавать вопросы относительно семейных проблем, что
оказывает больному помощь при разрешении трудных вопросов: <Что же
в таком случае будет с детьми?>
5. Не законченным предложением можно привести больного к какому-
то выводу, заставить его закончить мысль: <Значит, когда пойдете домой,
то... >
6. В ходе беседы могут быть вскрыты и те чувства, которые составляют
фон проблем: <Это беспокойство и нетерпение делает невозможным пре-
бывание в больнице>.
Еще можно добавить к этому, что:
7. Могут быть поставлены вопросы, подняты проблемы, выдвинуты
новые темы для обсуждения, которые способствуют активизации больного,
<развязывают> ему язык, таким путем от более легких вопросов можно
перейти к более глубоким проблемам. Можно начать беседу, например,
с вопросов воспитания детей, ведения домашнего хозяйства и пр.
Все это, естественно, технические возможности, использование которых
зависит от образованности, интеллигентности сестры, от местных
обычаев и возможностей. Однако в любом случае наиболее важным и
ценным является выслушивание больного. Если такая беседа с больным
проходит должным образом, больной успокаивается, его внутренняя
напряженность снижается. Могут быть выявлены мучающие больного
страхи, чувство неуверенности и пр. Одной из важнейших задач в области
психологии работы с больным является рассеивание страхов, беспо-
койства больных, а если это невозможно, то хотя бы их некоторое успо-
коение (см. главу V).
Большую роль в создании контакта с больным играет и учет всех оттен-
ков поведения его. Как мы уже видели, наиболее простой формой общения
является разговор. Однако кроме содержания речи большое значение имеет
ее тон, мелодичность, ударения и пр. Жесты, мимика, подобно различным
формам поведения могут быть средствами выражения самых различных
эмоций. Известно, что между людьми существует многослойная комму-
никация, динамика которой основана на тысячах различных чувств и
впечатлений. Точно Так же между сестрой и больным существует неви-
димая эмоциональная связь, выявить которую, проследить за изменениями
и преобразованиями которой представляет большую ценность. Часто боль-
ные читают по нашим улыбкам, выражению лица, голосу. Естественно, и
мы многое воспринимаем от них.
Однако и связь, контакт между сестрой и больным нельзя воспринимать
как некую неизменную постоянную. Это процесс, изменяющийся во вре-
мени, процесс, на который могут-быть оказаны различные воздействия,
который может по-разному формироваться. Именно в его лабильности
скрывается для нас возможность вмешательства в его ход, изменения его
течения в благоприятном направлении.
В рамках контакта между сестрой и больным - кроме личности
больного и эмоциональных нитей, связывающих его с сестрой, - сле-
дует уделить особое внимание и личности сестры. В повседневной
практике можно встретиться со множеством отличных сестер, облада-
ющих прекрасными техническими данными и навыками. Однако не-
смотря на это, каждой сестре необходимо тщательно познать самое
себя, особенности своей личности, чтобы знать,, каков стиль ее работы и
как воздействует она на больных. Каждая сестра должна пройти долгий
путь самопознания и самовоспитания, прежде чем придет к сознанию
этого. В формировании индивидуального стиля работы большую помощь
могут оказать групповые собеседования, обсуждения проблем, замечания
более опытных сестер и врача. Любая работа формирует не только про-
фессиональные знания, но и всю личность в целом. Balint для развития у
практикующих врачей способностей к психотерапевтической работе [16,
17, 18] считает необходимым формирование самой личности врача. И хотя
сестре не приходится специально проводить психотерапию (это прежде
сего задача особого подготовленного для этой цели врача), все ее пове-
дение должно быть строго продуманным и целенаправленным [48]. Не-
обходимо, чтобы сведения по общей психологии и психологии работы
с больными стали органической частью личности сестер (как обычно
говорят, были бы у них в крови), а не оставались лишь теоретичес-
кими, отвлеченными сведениями и знаниями. Хорошая сестра испыты-
вает постоянную потребность в пополнении своих знаний, в развитии
своей личности.
Полезно описать некоторые типы сестер. Автору хотелось бы дать об-
зор наиболее частых типов личности у сестер. Естественно, этот обзор
служит прежде всего целям общей ориентации, здесь вовсе не идет речь
о законченных формах. Вышесказанное именно и указывает на широкие
возможности развития, воспитания людей, любящих свою профессию,
считающих ее своим призванием. Это подтверждается множеством при-
меров и из повседневной жизни. В этом, естественно, большую роль могут
играть воспитатели сестер - врачи, старшие сестры, сестры-препода-
ватели.
Обратимся к характеристике деятельности сестер.
1. Сестра-рутинер. Этот тип оставлен нам в наследие от прошлого, пред-
ставлен пока относительно самым большим числом сестер. Наиболее ха-
рактерной чертой является механическое выполнение своих обязанностей.
Порученные задачи такие сестры выполняют с необыкновенной тщатель-
ностью, скрупулезностью, проявляя часто невиданную ловкость и умение.
Выполняется все, что нужно для ухода за больным, но самого-то ухода и
нет. Такие сестры работают автоматически, подобно машинам, безлично,
не переживая с больными, не сочувствуя им. Они делают все, упуская
из виду одно - самого больного. Именно Такие сестры допускают такие
поистине абсурдные поступки, когда способны разбудить спящего боль-
ного только ради того, чтобы дать ему предписанное врачом снотворное.
2. Тип сестры, <играющей заученную роль>. Этот тип заслуживает осо-
бого внимания. Такие сестры работают, сознательно играя определенную
роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Если же такое
поведение переходит допустимые границы, исчезает непосредственность,
появляется неискренность. Следуя идеалу человечности, такая сестра
вдруг начинает играть роль благодетельницы, часто проявляя незауряд-
ные <артистические> способности в исполнении этой роли. Ее поведение
становится искусственным, показным. Все это может помешать формиро-
ванию должного контакта между сестрой и больным. Именно от таких
сестер нередко можно слышать: <...напрасно я ему внушала...>, <ча-
сами его воспитывала...> и пр.
3. Тип <нервной> сестры. Как об особом типе, о ней можно говорить,
если нервозность эта проявляется в работе. Эмоционально лабильная
личность сестры, склонной к невротическим реакциям, может явиться
серьезной помехой в успешной работе с больными. Результатом этой
напряженности могут быть грубость, раздражительность, вспыльчи-
вость, вредно влияющие на больных. Не раз можно видеть хмурую,
с обидой на лице сестру среди ни в чем не повинных больные. Тре-
вожность у таких сестер может принять и форму ипохондрии, асто
в подобных случаях мы встречаемся с боязнью инфекции, рака. В других
случаях невроз сестер может проявиться во время занятий с больными
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 691 | Нарушение авторских прав