Тема 3. Проблемы управления обществом как системой. Промышленная социология. Социальная политика государства
Социальная сфера общества. Социальная инфраструктура.
Социальная политика государства.
Социология труда.
Социология политики и права.
Этносоциология как институт анализа и управления межнациональными отношениями.
Совокупность действий социальных общностей, слоев, групп и индивидов, направленная на их воспроизводство, представляет собой социальный процесс. В ряде случаев можно говорить о самоорганизации общества (А. Богданов, И. Пригожин), об одном из его типов – социальных институтах, мы упоминали выше, в других – регулирование социальной жизни связывается с целенаправленно создаваемыми организациями.
Социальные и политические процессы диалектически взаимосвязаны: государство выступает выразителем общей воли граждан, в гражданском обществе реализуются частные интересы индивидов и их ассоциаций. Социальная сфера охватывает интересы социальных групп, классов и слоев, этносов и наций, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга. В ней можно выделить четыре связанных элемента: социальную структуру (о ней говорилось выше); социальную инфраструктуру – отрасли деятельности, направленные на оказание услуг; коммуникации личности и группы, общества, связанные с интересами, потребностями, стимулами, мотивами; принципы и требования социальной справедливости.
Необходимость управления социальной сферой очевидна, но модели регулирования связаны с господствующими в обществе представлениями о справедливости. Субъектом регулирования в обществе в целом выступает государство, что позволяет говорить о социальной политике государства, а точнее, правящей в нем группе.
Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей.
Социальная политика направлена на решение следующих задач:
1) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого объёма и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;
3) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство);
4) решение демографических проблем.
Различают:
—социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений;
— культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.
Важной задачей социальной политики является адресная (т. е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. Социальная политика в переходный период отличается не столько набором своих направлений, функций и целей, сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой — решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества (сокращение ВВП, снижающаяся собираемость налогов и др.).
Для переходной экономики характерно резкое увеличение дифференциации доходов населения. В дополнение к различиям в степени адаптации к рыночным условиям отдельных групп населения неравенство в доходах усиливается трансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которые вызывают значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода.
В этих условиях государство вынуждено (даже вопреки объективной логике сокращения государственного вмешательства в экономику) активно участвовать в перераспределении доходов. Социальная политика в переходный период призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, не подорвав при этом заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.
Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном — как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном — как конституционный принцип, закрепленный в законодательстве ряда стран, на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.
Идейная основа социального государства восходит к представлениям античных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан, и основанном на принципах справедливости.
Промышленная революция и индустриализация стран Западной Европы вызвали новое резкое классовое расслоение общества и породили острый социальный антагонизм между классами. Леворадикальный путь разрешения этого основного противоречия капиталистического общества нашел свое воплощение в теории марксизма, в социалистической революции и практике социалистического строительства. Социал-реформистский путь — в различных концепциях постепенного совершенствования, эволюции буржуазного общественного строя, в том числе посредством создания социального государства, в практике социально-экономических и политических реформ, проводимых буржуазным государством.
Понятие «социальное государство» впервые было выдвинуто в середине ХIХ века немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815 - 1890), чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля и французских социалистических доктрин. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Социальное государство по Штейну, должно не только узаконить и охранять господствующих, но и сознательно служить интересам народа.
Среди либеральных ученых взгляды Штейна разделял Фридрих Науманн. Его представления об активном вмешательстве государства в хозяйственные и социальные отношения стали традиционным существенным элементом раннего немецкого либерализма. Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально и морально поднять низшие классы через широкие социальные реформы.
Идеи социальных реформ через превращение буржуазного государства в народное, рассматривающее благосостояние всех граждан как свою главную задачу, традиционно пользовались широкой поддержкой в немецком рабочем движении.
Сильное давление снизу в пользу улучшения социально-экономического положения трудящихся сочеталось в Германии с традицией реформ сверху. В результате во второй половине ХIХ - начале ХХ века в стране был выработан и законодательно закреплен ряд мер государственного и общественного характера по защите социальных интересов низших классов. Так, например, в 1910 г. в Германии было введено обязательное пенсионное страхование.
Мощным толчком для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужили мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг. и Вторая мировая война. «Новый курс» президента Ф. Рузвельта в США включил в себя законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости. Он представлял собой американский вариант интенсивного внедрения практики социального государства, предотвратил весьма вероятную социальную революцию, на многие десятилетия предопределил основные направления социальной политики американского государства.
Особую роль в создании в западных странах социального государства сыграл так называемый «План Бевериджа», представленный в конце 1942 г. британскому парламенту председателем одного из его комитетов Уильямом Бевериджем и начавший осуществляться лейбористским правительством с 1945 г. План рассматривался его автором как часть «всеохватывающей политики социального прогресса» и предусматривал новую организацию всей системы социального обеспечения через расширение социального страхования вплоть до охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого хватало бы на скромное поддержание жизни. Ядром плана была тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. Предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль заработной платы и цен, постепенное устранение частной собственности на средства производства и другие меры. План Бевериджа был использован в социальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании и Нидерландов, при создании современной системы социального обеспечения Швеции, являющейся лучшей в Европе, послужил моделью при обсуждении вопросов социально-политического развития и в послевоенной Германии.
После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства — его возведение в конституционный принцип, его интерпретация как особого типа государства. Впервые социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в статье 20 Основного закона ФРГ 1949 года, провозгласившей Германию «демократическим и социальным федеративным государством».
В последующие годы практика конституционного закрепления статуса социального государства получила дальнейшее распространение.
Конституционное закрепление обязательств государства перед гражданами в социальной сфере является достижением отнюдь не только европейских стран. Даже раньше, чем в ФРГ, в Конституции Японии 1947 года в статье 25 было провозглашено: «Во всех сферах жизни государство должно прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здоровья».
В настоящее время все развитые страны мира, независимо от наличия или отсутствия в их основных законах соответствующих положений, в большей или меньшей степени де-факто являются социальными государствами.
Наряду с понятием социального государства в качестве синонимов нередко употребляются также термины «государство благосостояния» (от английского Welfare state), «государство всеобщего благосостояния», «государство (общество) всеобщего благоденствия».
Социальное государство имеет свои внутренние противоречия, проходит определенные стадии формирования и этапы развития. Отражением этих противоречий и проблем стала широкая дискуссия о кризисе социального государства и его будущем, развернувшаяся в зарубежной научной и политической литературе в 80-90-е годы ХХ века. В основании процессов, послуживших причиной обострения проблем социального государства, лежат цикличность и неравномерность экономического развития, подверженность экономики и социальной сферы воздействию событий внешней и внутренней политики. Новое обострение дискуссии о кризисе и перспективах социального государства последовало вслед за разрушением социализма в странах Восточной Европы, экономическими трудностями ФРГ, вызванными освоением присоединенных восточногерманских земель, дальнейшим расширением Европейского Союза.
Серьезную проблему представляет собой также определенный конфликт между личностью и государством. Он проявляется в том, что, с одной стороны, граждане хотят, чтобы государство реально знало об их проблемах и, следовательно, имело возможность осуществлять эффективную политику обеспечения благосостояния и поддержки, с другой, — защищают свое право на тайну личной жизни. Развитие же социального государства в данном контексте может быть интерпретировано как процесс социализации частных потребностей, когда экономические ресурсы личности, ее здоровье, потребности в жилье, умение и желание работать перестают быть частным делом и переходят в категорию общественных проблем.
Среди мер по преодолению кризисных явлений в социальном государстве важное место занимает контроль над деятельностью государственного аппарата, как с точки зрения ее эффективности, так и законности. При этом недостаточно ограничиваться внутренним контролем в пределах самой администрации или внешним (бухгалтерским, финансовым) контролем. Требуется расширение парламентского контроля над всей совокупностью государственной деятельности, вне зависимости от того, осуществляется ли она непосредственно администрацией, либо косвенно учреждениями и организациями, созданными ею. Представители народа имеют полное право инспектировать государственные фонды и деятельность государственных служб, которые ими распоряжаются. Демократические принципы требуют контроля не только крупных политических решений, но также и инспектирования каждодневной деятельности администрации.
Сложные теоретические и практические проблемы возникают также в связи с необходимостью адаптации сложившейся модели социального государства к современным тенденциям мирового развития.
Во-первых, реализация принципа свободы международной торговли порождает свободу конкуренции. Однако высокие социальные расходы в развитых странах ведут к соответствующему увеличению затрат на производство и снижению конкурентоспособности продукции этих стран на мировом рынке. Таким образом, неизбежно возникает противоречие между необходимостью проведения политики протекционизма (защита отечественных производителей) и ее несоответствием принципу свободы торговли.
Во-вторых, принцип свободы перемещения или свободы миграции ставит развитые государства перед выбором: возложить тяготы по социальной поддержке иммигрантов на своих собственных граждан или же строго регламентировать въезд граждан из менее развитых стран.
В-третьих, процессы экономической и политической интеграции все новых стран в Европейский Союз сопровождаются выдвижением проблем социального равноправия на международный, общеевропейский уровень. Поиск решения этих проблем ведется в рамках развития и реализации концепции одного социального пространства, изложенной в Европейской социальной хартии, посредством выполнения специальных социальных программ и при помощи Европейского социального фонда и других институтов.
К числу необходимых характеристик социальной сферы российского социального государства следует отнести восстановление социальных гарантий на получение качественного бесплатного для граждан медицинского обслуживания по основным видам медицинской помощи и бесплатного образования всех его уровней. На коммерческой основе могут оказываться дополнительные медицинские услуги, выходящие за рамки восстановления здоровья пациентов. Усиленно насаждаемая коммерциализация системы образования и высшей школы также не соответствует практике развитых стран мира, за исключением США. Образование в пределах государственных образовательных стандартов, в том числе первое высшее, а также послевузовское должно быть бесплатным. На коммерческой основе могут предоставляться дополнительные образовательные услуги в виде второго высшего образования, изучения нескольких иностранных языков, дисциплин и наук, не предусмотренных образовательными стандартами и т. д.
Исключительно важной заботой социального государства именно в России является весь комплекс демографических проблем. Нарастающая угроза вымирания коренного населения страны за счет сокращения продолжительности жизни и сокращения рождаемости ставит вопросы воспроизводства, миграции населения и защиты от внешней демографической экспансии в число наиболее приоритетных.
В период между 1979 и 1989 гг. доля семей с одним ребенком уменьшилась с 58 до 51 %, а доля семей с двумя и более детьми, напротив, увеличилась с 33 до 39 %. Это было результатом временного повышения рождаемости, вызванного мерами демографической политики, принятыми в начале и середине 1980-х годов. Повышение коснулось главным образом вторых детей. Продление отпусков по уходу за детьми и введение частичной их оплаты привело к тому, что многие семьи решились на рождение второго ребенка.
Однако доля семей с тремя и более детьми увеличилась незначительно — с 9 до 10 %, поскольку большинство семей просто не имело потребности в таком их числе. Поскольку доля среднедетных и многодетных семей осталась незначительной, демографическая политика того периода не решила проблему воспроизводства населения по существу. К тому же подъем рождаемости оказался кратковременным.
Снижение рождаемости в период между 1989 и 2002 годов привело к тому, что доля семей с одним ребенком повысилась с 51 до 65 %. А доля семей с двумя детьми, напротив, уменьшилась очень резко — с 39 до 28 %, а с тремя и более детьми — с 10 до 7 %.
Ситуация в 2002 году оказалась хуже не только по сравнению с 1989 годом, но даже и по сравнению с 1979 годом, хотя до 1979 года активной демографической политики в стране не проводилось. Изменение распределения семей по числу детей сложилось из-за катастрофического падения рождаемости, на которое, несомненно, повлияли социальные потрясения 1990-х годов.
Хотя высокая доля детей, живущих в однодетных семьях, характерна для всей России в целом, особенно проблематичны регионы, где эта доля составляет 50 % и более. Из 89 субъектов РФ таких оказалось 32, в том числе: города Москва и Санкт-Петербург, Тульская, Мурманская, Московская, Ярославская, Нижегородская, Рязанская, Ленинградская и другие области. Выше всего эта доля в Санкт-Петербурге, где 59 % всех детей — единственные.
Относительно низкая доля однодетных семей имеет место только в десяти национальных автономиях. Это Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Усть-Ордынский и Агинский Бурятские автономные округа, Кабардино-Балкария, Тыва, Дагестан, Чечня и Ингушетия. В этих республиках подавляющее большинство детей (56 %, 73 % и 84 % соответственно) воспитываются в семьях с тремя и более детьми.
Представляется, что все попытки решить проблему повышения рождаемости, как в нашей стране, так и во всех других странах, где такие попытки предпринимались, имели лишь небольшой и непродолжительный эффект отчасти из-за того, что данную проблему пытались изучать в отрыве от проблемы упрочения брака как основы семьи и без учета национально-культурных особенностей.
Так, например, в России разница между величиной пособия в полной и неполной семье незначительна. Но в странах Западной Европы, где выплачиваются значительные пособия на детей, размер этого пособия заметно больше, если мать ребенка не замужем. В такой ситуации родителям ребенка часто бывает выгодно не заключать брак (поэтому в скандинавских странах около половины новорожденных формально числятся внебрачными) или оформить фиктивный развод. По мнению многих исследователей, такая ситуация неблагоприятно сказывается на перспективах развития института брака и семьи и не способствует ориентации на создание многодетных семей.
К основным мерам демографической политики относят:
1. Экономические:
· оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества;
· возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале;
· ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышение рождаемости;
· преимущества для малодетных семей — для понижения рождаемости.
2. Административно-правовые:
· законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин.
3. Воспитательные, пропагандистские:
· формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения;
· определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям;
· политика планирования семьи;
· половое образование молодёжи.
Социология труда. Важное значение в жизни общества имеет труд, функции которого многообразны, — это: 1) творец общества и фактор общественного прогресса; 2) способ удовлетворения человеческих потребностей; 3) созидатель общественного богатства; 4) фактор развития человека; 5) основа познания законов развития природы и общества. Поэтому социология труда (индустриальная социология) получила довольно быстрое развитие в рамках научно-технической и информационной революций. Изучению подлежали социальные закономерности взаимодействия людей со средствами и предметами труда, мотивы трудовой деятельности, проблемы организации людей в эффективный трудовой коллектив.
Принципы исследований в области социологии труда формировали как зарубежные (Ф. Тейлор, Э. Мэйо, А. Маслоу, Ф. Херцберг), так и отечественные учёные (А. Богданов, А. Гастев, П. Керженцев). От первоначального дробления процесса на простейшие элементы, позволявшие сделать человека придатком машины, ученые постепенно пришли к выводу о необходимости полного раскрытия человеческого потенциала в труде: концепции тейлоризма и фордизма уступили место концепциям «человеческих отношений», «ситуативного менеджмента», «человеческих потребностей», «обогащения труда». Участник производства стал в различных вариантах и участником управления производством, что привело к его большей заинтересованности в результатах и в совершенствовании условий труда.
Социология политики и права. Важным является изучение социальных взаимодействий в политической и правовых сферах общества, в которых осуществляются управление обществом и его составляющими и социальный контроль.
Спектр социологических вопросов политики в современной теории изучается политической социологией, которая представляет собой соединительное звено между социологией и политологией. Следует обратить внимание, что политика — это особый вид регулирования социальной жизни, согласования интересов различных социальных групп, выработки определенных правил, обязательных для всех граждан, контроля над их выполнением.
Именно властные отношения придают политике форму социального взаимодействия людей, находящихся в неравном положении и включенных в политику даже помимо их воли. С этих позиций рассматриваются политическое сознание, политическая деятельность, политическая культура, политическая система общества.
Главным предметом исследования для социологии политики является человек, гражданин как субъект политической жизни, его различные социально-политические роли (избиратель, политический лидер, парламентарий, лоббист, участник митинга, политического движения и т. п.). Демократия в переводе с греческого означает «власть народа»; без его участия в политической жизни не могут быть реализованы демократические принципы в организации общества.
Политика, с точки зрения социологии, - область социальных отношений по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования.
Она рассматривает политику через анализ социальной структуры, через деятельность социальных институтов, общественного мнения и поведения, политических интересов, норм и отношений, ценностей, ожиданий и ориентаций.
Социология права рассматривает право как социальное образование, а также возникновение в правоотношениях и правосознании под воздействием общества, его структур и институтов. Кроме того, она занимается исследованием процессов генерирования социумом правовых норм, ценностей и смыслов. Спецификой ее изучения является понимание права как сложной динамической системы, развивающейся и функционирующей в социальном пространстве и историческом времени, зависящей как от типа общества, его географического положения, так и от уровня развития общественного и индивидуального сознания. Право берет свое начало в обществе, и все правовые феномены являются социальными.
В широком смысле социологию права интересуют все социальные явления, в которых присутствует правовой элемент, включая собственность, семью, ответственность и т. д. Социальное явление должно изучаться в своей целостности, как общей социологией, так и социологией права.
Власть, различные системы ее осуществления, мотивы поведения в политике будут рассматриваться в курсе политологии. Социология права изучает причины отклоняющегося поведения от законов, принятых в обществе; в отдельное направление здесь выделилось исследование отношений в исправительной системе.
Этносоциология — сравнительно молодая отрасль научного знания, формирование которой происходит на протяжении ХХ столетия. Э тносоциология представляет собой социологическую теорию среднего уровня, объектом рассмотрения которой является этническая общность.
Этносоциология занимается изучением этносов — больших социальных групп, возникших и развивающихся на основе общности языка, моделей поведения и групповой идентичности, которые транслируются через поколения.
Этносоциология имеет схожий объект изучения с этнографией, этнологией и культурной антропологией. Попробуем определить различия между этими дисциплинами.
Этнография описывает географическое расселение народов, изучает содержание их культурных и лингвистических отличий. Культурная антропология делает акцент на описании культурной самобытности народов, специфики культурной социализации, символике, межкультурном взаимодействии. В поле зрения этнологии находятся проблемы этногенеза, этничности, расселения народов, демографические процессы, а также специфические этнические процессы, изменение этнической принадлежности, возникновение, слияние и разделение этносов и т. п.
Этносоциология отличается от этих научных дисциплин тем, что предмет ее интереса — этнические общности как часть общества в целом. Выделенные по критерию специфических культурных отличий, этносы являются устойчивыми во времени социальными ассоциациями. Культурное своеобразие не только выступает маркером для таких общностей, но и во многом определяет протекание в них общесоциальных процессов. Предметом этносоциологии является преломление социальных процессов в разной культурной среде, влияние этнического фактора на общесоциальные процессы и функционирование социальных институтов.
Зарождение этносоциологии связывают с выходом в свет работы У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». В 20–30-х гг. ХХ в. известный американский ученый Р. Парк совместно с коллегами (впоследствии ставшие известными как основатели Чикагской школы социологии) предпринял одно из первых исследований сложного полиэтничного локального сообщества, каким являлся в то время Чикаго, население которого почти на 80 % составляли иммигранты. Предметом исследования ученых стали анализ характера межэтнических отношений и социальная мобильность мигрантов в обществе на основе экономических и политических резервов этнической группы.
Почему этносы становятся предметом специального социологического анализа только в ХХ веке? Социологи предлагают ряд гипотез, объясняющих это явление. Одна из них связана с акцентом на процессе глобализации мира, ставшей возможной благодаря резким темпам развития промышленности, транспорта и коммуникаций (концепции З. Бжезинского, И. Валлерстайна, Э. Гидденса и др.). В этих условиях формируются мировые рынки, транснациональные производства, требующие перемещения больших потоков людей. Адаптация мигрантов к новой социокультурной среде эффективнее протекает на групповом уровне, особенно для представителей традиционных культур. Групповая этническая солидарность выступает механизмом социальной защиты. Поэтому этническая группа становится субъектом социальной активности.
Другая гипотеза акцентирует внимание на том, что в условиях унификации и стандартизации культур, вызванных общемировыми социальными процессами, у ряда этнических групп возникает потребность к сохранению собственной специфики и уникальности. Одним из способов реализации этой потребности является обращение к истокам — этнокультурной традиции. Поэтому возрождение и усиление влияния первичных структур (этнической общности, семьи) — явление повсеместное, свидетельствующее о возникновении новых закономерностей социального развития.
Этничность — это прежде всего культура этноса, именно ею определяются границы этноса, отличия каждого из них от других.
Понятие «культура» имеет огромное множество определений. Но все они могут быть сгруппированы на основе нескольких главных подходов к феномену культуры, благодаря чему все их разнообразие становится более или менее обозримым. Наиболее актуальными представляются: ценностный (аксиологический), символический (культура — система символов), организационный и деятельностный подходы.
Аксиологический подход дает возможность сопоставить этносы с позиций доминирующих, приоритетных или наиболее укорененных, устойчивых ценностей в их культуре. Символический подход позволяет увидеть уникальность восприятия каждым этносом окружающего мира, Природы и Космоса и своеобразие его мышления и чувственной сферы. Организационный подход обнаруживает специфику устройства коллективной жизни этноса в экономической, политико-правовой, бытовой сфере. Деятельностный подход ориентирует на изучение поведенческой стороны этнической культуры, исследование способов поведения, особенностей поступков типичных представителей конкретного этноса.
Все только что выделенные аспекты культуры — аксиологический, символический, организационный, деятельностный — тесно взаимосвязаны. Так, базовые представления о мире и верования этноса (символический аспект) реализуются и отражаются в укладе его жизни (организационный аспект) и в конечном итоге оформляются в определенную ценностно-нормативную систему — со своими приоритетами и своеобразными связями между отдельными ценностными ориентирами (аксиологический аспект), а образ жизни и система ценностей в свою очередь обусловливают формы поведения и способы деятельности членов этнической группы (деятельностный аспект). Наконец, типичные формы поведения и способы деятельности служат подкреплением и опорой господствующим в этнической группе представлениям и верованиям (подобно тому, например, как систематическая молитва поддерживает в человеке веру, не дает ей ослабеть и угаснуть).
Культурный тип личности или этногруппы может быть определен с помощью различных психологических и социологических методов (интервью, тесты, анализ литературных источников и т. д.). При этом, естественно, многое зависит от способа классификации ценностей. А в этом вопросе у различных исследователей разные подходы. В соответствии с идеей Ф. Клакхон и Ф. Стродбека имеется лишь ограниченное число общих человеческих проблем, которые во все времена приходилось решать людям. Это, например, проблемы, связанные с отношением ко времени и пространству, к природе и людям, отношение к религиозным категориям. По мнению Ф. Клакхон, «на эти глобальные вопросы бытия в арсенале человеческого опыта имеется только несколько вариантов ответов. Например, на вопрос об отношении человека ко времени может быть только три ответа. Человек может быть ориентирован на настоящее, на прошлое, на будущее. Отношение к природе может быть только трояким: подчинение природе, гармония с ней, покорение ее».
В качестве примера приведем любопытные результаты, полученные на основе анализа «Частотного словаря русского языка» (который, в свою очередь, составлялся на базе различных текстов — художественных, публицистических, научных). Оказалось, что слово «добрый» в этих текстах «численно превышает все другие прилагательные, характеризующие человека». Причем именно это слово оказалось наиболее распространенным в ряду тех качеств, которые респонденты приписывали «типичному русскому человеку». К сожалению, слово «пьяный» также «употребляется заметно чаще других в отношении к человеку». Что же касается глаголов, то более других распространено понятие «терпеть». А слово «надо» заняло «по ранжированию слов в соответствии с частотой их употребления четвертое место из 619 выделенных рангов». Автор интерпретирует этот факт как доминирование «долженствования, категоричности, бескомпромиссности» в национальном характере.
Важнейшей характеристикой этноса является этническое сознание, которое изменяется в процессе исторического развития. Процессы, обусловленные изменениями этнического сознания, получили название этнических. Их объединяют в две группы — этноэволюционные и этнотрансформационные. Различие между ними в том, что в первом случае при всех объективных изменениях этноса не меняется его самосознание, — во втором же — изменения столь глубоки, что меняется этническая самоидентификация. С социологической точки зрения эти процессы проявляются как этнообъединительные или этноразделительные. К числу наиболее распространенных в настоящее время объединительных процессов относятся этническая консолидация, этническая ассимиляция и межэтническая интеграция.
Этническая консолидация — это внутреннее сплочение достаточно значительного по количеству этноса, при котором сглаживаются различия между имеющимися в нем локальными группами или объединяются ранее территориально разрозненные части. Консолидироваться могут и «несколько близких по культуре и языку соседних этносов, объединяющихся в один, нередко превращаясь при этом в части этого нового этноса — субэтносы. Чаще всего это происходит, когда все они оказываются в пределах одного «геосоциального организма». Этот процесс протекает при активизации этнического самосознания и поэтому является этноэволюционным.
Этническая ассимиляция — процесс, при котором ранее самостоятельный этнос (или его часть) растворяется в среде более крупного этноса. Для ассимилируемого народа этот процесс протекает с изменением этнического самосознания и является этнотрансформационным. Этническая ассимиляция наиболее характерна для современных развитых стран, где она протекает при размывании групповой этнической солидарности, чему способствуют культивирование ценностей буржуазного индивидуализма и развитие транснациональных тенденций в экономике.
Этноразделительные процессы протекают по двум типам. Это может быть разделение ранее единого этноса на несколько частей, каждая из которых осознает себя как некая новая общность. Такой процесс получил название этнической парципации, или дивергенции. Но даже при сохранении этноса от него может отколоться какая-то часть, потенциально способная перерасти в самостоятельный этнос. Этот процесс сегодня более распространен и называется этнической сепарацией.
Мы определили этносы как локальные социокультурные сообщества, обладающие характеристиками системной целостности. Если с этой позиции посмотреть на народонаселение России, то обнаружится высокий уровень его этнической мозаичности.
В Российской Федерации согласно последней переписи (2002) проживает 145,5 млн. чел.; из них 116 — являются русскими (79,8 %). Остальное население можно разделить на 5 групп в зависимости от их численности: 1) наиболее крупными народами России являются татарский (5,56 млн. чел.), украинский (2,94), башкирский (1,67), чувашский (1,64), чеченский (1,36), армянский (1,13); 2) далее следуют этносы (всего их 15), с численностью от 300 до 900 тыс. чел. (белорусы, мордва, немцы, удмурты, марийцы, казахи, аварцы, евреи, буряты, осетины, кабардинцы, якуты, даргинцы, коми, азербайджанцы); 3) затем этносы с численностью от 100 до 300 тыс. чел. (кумыки, лезгины, ингуши, тувинцы, калмыки, молдаване, цыгане, карачаевцы, коми-пермяки, грузины, узбеки, карелы, адыгейцы, корейцы, лакцы); 4) этносы с численностью от 10 до 100 тыс. чел. (их 31); 5) этносы с численностью от 1 до 10 тыс.чел. (их 21).
Далеко не все из перечисленных этносов обладают какими-либо формами государственной самоорганизации. Можно выделить народы, давшие названия национально-государственным образованиям России: по своей численности они охватывают 93,6 % всего населения страны. Остальная же часть населения (86 национальностей) по разным причинам не имеет каких-либо собственных государственных форм. Среди таких народов можно выделить те, которые имеют государственность за пределами России (украинцы, белорусы, казахи и др. — 7,8 млн. чел.) или за пределами стран СНГ (немцы, корейцы, поляки, греки, финны и др. — 1,3 млн. чел.). Но есть большая группа народов России, которые вообще нигде не имеют собственной государственности (цыгане, ассирийцы, курды и др.) и среди них — коренные народы России (в основном народности Севера).
С позиции методологии, описанной выше, народы, населяющие Россию, по уровню социально-экономического развития можно объединить в три группы — традиционные, индустриальные и переходные (от традиционности к индустриальному типу развития). Отнесение этноса к той или иной группе предполагает его характеристику по ряду индикаторов, которые фиксируют протекание социальных процессов, изменяющих их социально-экономический облик.
В настоящее время актуальность этносоциологии в системе научного знания неизбежно возрастает. Разработка этнических аспектов таких общих социальных проблем, как изменение социальной структуры сфер трудовой занятости, миграционной подвижности и т. п., имеет не только социально-политическую значимость для предотвращения социальных и этнических конфликтов, но и гуманистический смысл, поскольку содействует обеспечению равенства прав и возможностей людей разных национальностей. Вот почему сегодня к профессионализму и гражданской ответственности этносоциологов предъявляются самые высокие требования.
Прикладные исследования этносоциологии ориентированы на разработку практических рекомендаций. Такого типа исследования проводились, например, этносоциологами в областях, где предполагалось восстанавливать республику немцев Поволжья. Они были призваны ответить на вопрос: «Как будет встречено местным населением образование такой республики?»
С помощью этносоциологических исследований общество получает знания о реальном облике современных народов, их настроениях, ценностях, ориентациях. Они помогают преодолевать предубеждения, нетерпимость в отношении этнических групп, вокруг которых сформировался «образ врага».
Вопросы для самопроверки:
1. Какие концепции социального управления Вы знаете?
2. Какие типы самоорганизации общества Вам известны?
3. Что такое социальная сфера? Какие элементы составляют социальную сферу?
4. В Конституции РФ наше государство названо социальным. Как Вы понимаете содержание этого понятия?
5. Что изучает социология управления (менеджмента)?
6. Каково значение труда в обществе, в том числе в его истории?
7. Какие функции труда касаются непосредственно индивида?
8. Какие концепции социологии труда Вы можете назвать? В чем состоит их содержание?
9. В чем состоит предмет социологии политики?
10. Какую роль имеют властные отношения в обществе?
11. Что изучает социология права?
12. Какие отношения в обществе изучает этносоциология?
13. В чем причины конфликтных отношений между этносами?
14. В чем состоит национальная политика многонационального (полиэтничного) государства?
Заключение
При всем разнообразии подходов к социологии различных школ и отдельных ученых все же можно выделить ключевые моменты, на которых концентрируется внимание студентов при изучении курса и которые включены в данное учебное пособие.
Прежде всего, нужно было определить собственное место социологии среди других наук об обществе и показать специфические методы социологических исследований. Краткий экскурс в историю зарубежной и отечественной социологической мысли позволил не только показать ее генезис и развитие, но и масштабы и перспективы социологического знания. Без рассмотрения цепи отношений «личность – малая группа – общество» нельзя было вести социологический анализ ни общества в целом, ни его отдельных составляющих.
Пособие готовилось в расчете на активную самостоятельную работу студентов с рекомендованной литературой. В перспективе студентам придется не раз столкнуться с различными отраслевыми социологиями в рамках как изучаемых в вузе дисциплин, так и будущей производственной и управленческой деятельности.
Библиография
1. Бачинин, В.А. Социология: акад. курс / В.А. Бачинин. – СПб: Изд-во Р. Асланова «Юрид. центр Пресс», 2004. – 869 с.
2. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков; под общ. ред. доктора философских наук, проф. В.И. Добренькова. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 572 с.
3. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: УРСС, 2005.
4. Громов, И.А. Западная социология. Учебное пособие для вузов / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. – СПб.: Изд-во ДНК, 2003.
5. Добреньков, В.И. Социология: учебник /
В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Инфра-М, 2005. – 623 с.
6. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004.
7. Дарендорф, Р. Тропы из утопии. Работы по теории и истории социологии. — М., 2002.
8. Исаев, Б.А. Социология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007. – 224 с.
9. Исаев, Б.А. Социология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 224 с.
10. История социологии ХIХ – ХХ века: В 2-х чч.: Учеб. пособие. Ч.1: Западная социология; Ч. 2: Русская социология. – М.: Владос, 2005.
11. Каменская, Е.Н. Социология: учеб. пособие /
Е.Н. Каменская. – М.: Дашков и К, 2005. – 286 с.
12. Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии: учебник / Г.И. Козырев. – М.: Форум; М.: ИНФРА- М., 2005. – 239 с.
13. Кондауров, В.И. Социология: курс лекций /
В.И. Кондауров, А.С. Страданченков. – М.: Инфра-М, 2001.- 143 с.
14. Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов /
А.И. Кравченко. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Акад. проект, 2003. – 383 с.
15. Кравченко, А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2004. – 534 с.
16. Кравченко, А.И. Социология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 240 с.
17. Кравченко, А.И. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 536 с.
18. Лопушанский, И.Н. Социология: учебно-методический комплекс: учеб. пособие / И.Н. Лопушанский. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2007. – 74 с.
19. Лукьянов, В.Г. Социология: учеб. пособие для вузов /
В.Г. Лукьянов, С.А. Сидоров, И.С. Урсу; СПбИВЭСЭП. – СПб.: СПбИВЭСЭП, - 2004. – 414 с.
20. Мухаев, Р.Т. Социология: конспект лекций: (пособие для подготовки к экзаменам) / Р.Т. Мухаев, Л.В. Французова. — М.: Приор, 2005. – 157 с.
21. Немировский, В.Г. Общая социология: учебное пособие для вузов / В.Г. Немировский. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 316 с.
22. Ритцер, Д. Современные социологические теории /
Д. Ритцер. – СПб.: Питер, 2002.
23. Смелзер, Н. Социология: учеб. пособие для вузов: пер. с англ. / Н. Смелзер; науч. ред. изд. на русск. яз. В.А. Ядова. – М.: Феникс, 1994. – 687 с.
24. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П.А. Сорокин. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.
25. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко,
В. Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2009. – 432 с.
26. Социологическая энциклопедия: В 2-х тт. / Нац. обществ. Фонд; гл. ред. В.Н. Иванов, чл.- корр. РАН. – М.: Мысль, 2003. – Т. 1: А-М; Т. 2: Н-Я.
27. Социология: учеб. для экон. спец. вузов / (П.Д. Павленок и др.); отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Маркетинг, 2002. – 1035 с.
28. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков,
В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. – М.: Гардарики, 2000. – 472 с.
29. Социология: учебник / ред. Ю.Г.Волков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.
30. Социология: учебно-методический комплекс, рабочие учебные материалы, информ. ресурсы дисциплины, опорный конспект / сост. И.Н. Лопушанский. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2007.- 86 с.
31. Тощенко, Ж.Т. Социология: общий курс: учеб. пособие / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2004. – 527 с.
32. Фролов, С.С. Социология: учеб. для вузов / С.С. Фролов. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2000. – 343 с.
33. Шестак, О.И. Социология: учеб. пособие / О.И. Шестак. – Владивосток, 2002. – 189 с.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 596 | Нарушение авторских прав
|