АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Тема 2. Культура: функции и значение. Ценности и нормы. Социализация личности. Девиантное поведение

Прочитайте:
  1. II. ВОССТАНОВЛЕНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ КИСЛОРОДТРАНСПОРТНОЙ ФУНКЦИИ КРОВИ
  2. III. Исследование функции почек по регуляции кислотно-основного состояния
  3. А) Для оценки функционального состояния щитовидной железы, иначе говоря, тиреоидной функции, в настоящее время применяются следующие методы.
  4. Анатомия нервной с-мы(головной и спинной мозг,периферические нервы,вегетативная НС)функциональное значение.
  5. Антисоциальное расстройство личности.
  6. Астма как условнорефлекторное явление и неправильное дыхательное поведение
  7. Аутоагрессивное поведение.
  8. Биологические функции ДНК
  9. Биологические функции РНК
  10. Биохимические функции

Культура: понятие, функции и значение в обществе.

Ценности и нормы в культуре общества. Субкультуры и контркультура.

Ценностные ориентации и социальные установки индивида. Социализация личности.

Социальный контроль. Виды норм и санкций. Конформизм и девиантное (отклоняющееся) поведение личности. Аномия.

 

 

С точки зрения социологии, культура является духовно-материальным фундаментом, на котором возникло и развивается человеческое общество. Не будь культуры, не было бы и социума – того особого человеческого пространства (П. Сорокин), которое изучает социология.

Среди основных проблем, которые интересуют социологов в сфере культуры, можно назвать: 1) влияние культуры на социальные взаимодействия людей; 2) процесс формирования и эволюции социокультурных ценностей и норм; 3) влияние конкретного исторического типа культуры на поведение и деятельность человека; 4) роль культуры в процессе социализации; 5) проблема взаимодействия социума и природы; 6) глобальные и локальные социокультурные процессы.

Понятие «культура» чрезвычайно многозначно. Для его уточнения исследователи используют множество более узких определений, выделяя, например, технологическую, цивилизационную, философскую, управленческую, религиозную, политическую, музыкальную, физическую культуру, городскую и сельскую, этническую и молодежную и др.

Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон, проанализировав более 150 определений культуры, разделили их на шесть основных типов.

1. Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Родоначальником такого типа определения культуры является знаменитый антрополог Э. Тайлор. Согласно Тайлору, «культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

2. Исторические определения, в которых акцент делается на процессах социального наследования, традиции. Примером здесь может служить определение, данное известным лингвистом Э. Сепиром: культура – это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни».

3. Нормативные определения делятся на две группы. Первая из них – определения, ориентирующиеся на идею образа жизни. По определению, данному антропологом К. Уислером, «образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя».

Вторая группа – определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Например, согласно определению, данному философом Т. Карвером, «культура – это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека», а социолог У. Томас считает, что «культура – это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях».

4. Психологические определения акцентируют внимание на одном из трех элементов:

• либо на процессе адаптации к среде: «Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация... Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству» (социологи У. Самнер и А. Келлер);

• либо на процессе научения: «Культура – это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» (антрополог Р. Бенедикт);

• либо на формировании привычек: «Культура – это формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К. Янг).

5. Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Здесь характерны определения, данные антропологом Р. Линтоном: «а)...культуры – это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества; б) культура – это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества».

6. Генетические определения представляют культуру с позиции ее происхождения. Эти определения разделяются на четыре группы:

• культура рассматривается как продукт или артефакт: «культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (социолог П. А. Сорокин);

• упор делается на идеях: «Культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления» (социолог Г. Беккер);

• подчеркивается роль символов: «Культура – это понятие для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем "символизацией". Говоря точнее, культура включает материальные объекты – орудия, приспособления, орнаменты, амулеты и т. д., а также действия, верования и установки, функционирующие в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животным особого рода, т. е. человеком, в борьбе за существование или выживание» (социолог Л. Уайт);

• культура определяется как «то, что отличает человека от животных» (философ В. Оствальд).

Культура с точки зрения социологии – это особый вид деятельности, направленный на формирование социального пространства (среды обитания человека и человечества) путем 1) выработки социокультурных ценностей и норм; 2) их изменения, воспроизводства и трансляции от поколения к поколению; 3) освоения окружающей среды; 4) формирования человека и человечества, отвечающих задачам и потребностям каждого конкретного периода человеческой истории.

Культура в широком смысле – это процесс формирования надындивидуального бытия, неподвластного отдельному человеку и проявляющегося в выработке общечеловеческих, общезначимых ценностей, норм, принципов социального общежития (Э. Дюркгейм). Культура в узком смысле – это деятельность социокультурных институтов и конкретных учреждений культуры, в которых происходит процесс накопления, воспроизводства, трансляции и приращения культурных достижений как социума в целом, так и отдельных социальных групп и личностей (образование, наука, искусство; школы, НИИ, музеи и т. п.).

Культуру можно изучать на нескольких уровнях:

1. Макроуровень, на котором происходит формирование наиболее значимых, вырабатываемых и признаваемых всем человечеством социокультурных ценностей и норм, позволяющих рассматривать все население планеты в качестве глобального социума или современной цивилизации.

2. Медиауровень, где функционируют субкультуры – целостные культурные системы, характеризующиеся групповыми ценностями, нормами, верованиями, традициями, обычаями, языком, отличающими одну группу от других. В современном обществе сосуществуют и взаимодействуют разнообразные субкультуры: этнонациональные (русская субкультура в России), социально-классовые («новые русские»), региональные (кавказская), религиозные (исламская), половозрастные (молодежная, женская) и т. д. Особой разновидностью субкультур является контркультура – тип субкультуры, ценности и нормы которой противопоставляются общепринятым (контркультура преступного сообщества).

3. Микроуровень – культура отдельного человека.

В социологии определились две традиции понимания роли культуры.

1) Марксизм отводит культуре важную, но зависимую от экономики роль, считает её производной от экономико-производственных отношений. К. Маркс считал, что культура вырастает из экономической деятельности человека, надстраивается над производством, обслуживает его. Но марксизм не отрицает обратного воздействия культуры на экономику. В немарксистской социологии культура выступает как главная сила развития.

2) Социологи Э. Дюркгейм, М. Вебер настаивают на примате культуры, считают, что она играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целостность и развитие. В частности, М. Вебер утверждает, что в основе перехода людей от феодализма лежала протестантская этика - как основа ценностей предпринимательства. Смена основополагающих ценностей эпохи составляет суть исторического прогресса, цивилизации нового типа.

В более общем смысле, к основным функциям культуры относят:

1) человекотворческая (культура «творит» человека: превращает биологический объект – живое тело – в социального субъекта – личность);

2) информационная (трансляция социального опыта от человека к человеку, от старшего поколения – младшему);

3) познавательная (изучение природной среды, общества, человека);

4) регулятивно-нормативная (социальный контроль над поведением человека в обществе);

5) символическая (выработка символов (знаков) для обозначения тех или иных явлений окружающей действительности (язык, жесты, научные понятия и символы и т. д.));

6) ценностно-ориентационная (выработка системы жизненных ценностей).

 

Один из наиболее плодотворных подходов к анализу структуры культуры состоит в ее изучении как социальной системы, все элементы которой тесно взаимосвязаны между собой. Благодаря культуре у индивида образуется определенная система общих мировоззренческих представлений, на основе которой он может строить свои действия. Наличие у множества индивидов сходных однопорядковых представлений и делает возможным общество как единое целое. Кроме того, культура дает возможность ориентироваться в социальном мире, так как снабжает человека системой «указателей» – запретов, поощрений, императивов. Подобные указатели – это социальные нормы (обычаи, нравы, законы), ценности, символы и язык.

Социокультурная ценность – продукт возвышения человеческих потребностей, интерес, смысл человеческой деятельности. Ценность в широком смысле – значимость предметов и явлений окружающей действительности с точки зрения социальной практики, соответствия или несоответствия потребностям общества, группы, личности. Ценность в узком смысле – нравственный и эстетический императив (требование), выработанный культурой и являющийся продуктом общественного сознания (дружба, любовь, верность и т. д.). Ценности имеют общий и абстрактный характер и не указывают конкретно, какие типы поведения приемлемы, а какие нет. Ценности дают критерии, с помощью которых оценивают события, предметы и людей по их относительным достоинствам, красоте или моральным качествам. В рамках европейской культуры к основным ценностям относятся успех в работе, материальный комфорт, индивидуальная свобода самовыражения, прогресс, рациональность, патриотизм и демократия. Люди склонны обращаться к ценностям, когда им необходимо принять какое-то важное решение.

Иногда различные нормы базируются на одних и тех же ценностях. Ценность свободы в секулярных странах принимает совершенно иные формы, чем в религиозных. Для граждан секулярных стран она формулируется в юридических правах личности – свободы слова, вероисповедания и других, предусмотренных в конституции. В исламских странах степень допустимой свободы определяется на основе шариата. Два француза могут высказываться в пользу социального равенства; однако один из них может выразить свое отношение, поддерживая программы, направленные на устранение дискриминации по полу, цвету кожи и т. д., а другой, протестуя против такого законодательства и отдавая предпочтение законам о гражданских правах, вообще не рассматривает различия в расовой принадлежности.

Ценности изменяются от поколения к поколению. Многие мальчишки в 1960-х гг., под влиянием полета Ю. Гагарина в космос хотели стать космонавтами. В 1990-х гг. престижным стало занятие бизнесом, умение заработать большие деньги.

Ценности бывают материальные (деньги, недвижимость, драгоценности) и нематериальные (безопасность, демократия, права человека). Уровни ценностей: общечеловеческий (международная безопасность) – групповой (религия) – индивидуальный (самовыражение в творчестве).

Когда мы заходим в магазин, поступаем в колледж, вступаем в брак или устраиваемся на новую работу, мы уже имеем некоторое представление относительно того, что ожидается от нас и других в данной обстановке. Такие ожидания и есть нормы. Нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми, указывающие на дозволенное и недозволенное поведение в определенных ситуациях. Они предписывают нам, что мы «должны», что нам «следует» и чего мы «не должны» или чего нам «не следует» делать. Социокультурная норма – образец, стандарт деятельности, правило поведения, выполнение которого ожидается от членов группы или общества в целом и поддерживается с помощью санкций.

Особенности социокультурных норм:

1) они регулируют социальное поведение (деятельность) людей;

2) они выражают дoлжное в реализации индивидуальных и общественных интересов;

3) они обладают императивностью (повелительной силой) по отношению к личности;

4) они имеют исторический характер (изменяются с течением времени).

Норма – это модель поведения человека в данной социокультурной среде.

Типология норм: 1) по специфике субъекта-носителя: групповые, классовые, этнические, общечеловеческие и т. д.; 2) по содержанию: нравственные, религиозные, этические и т. п. Существует имманентная (внутренняя, сущностная) связь норм и ценностей, выражаемая социологическим законом: соблюдение социокультурных норм приводит к достижению социокультурных ценностей.

Индивид интернализирует (усваивает) ценности и нормы в процессе социализации.

Нормы и ценности – это то в социальной жизни, чего мы физически не ощущаем. Социологи называют их нематериальной культурой. Но если они физически не существуют, как с ними обращаться? Ответ подсказывают символы. Символы – это действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-то другого. Они обозначают различные вещи, которые одинаково понимаются разными людьми. К примеру, слово «телефон» – символ, который, будь он произнесен или написан, обозначает физический объект. Он приобретает смысл средства общения, поскольку символ и объект взаимосвязаны. Следовательно, символы – это код или своего рода стенограмма для обозначения окружающего нас мира.

Формы символов различны, например жесты – позы или телодвижения, которые обладают социальной значимостью. Если в знак отрицания русские качают головой, то жители Адмиралтейских островов для выражения негативной реакции быстро касаются носа пальцем правой руки, а турки демонстрируют отрицательное отношение к сказанному, отбрасывая голову назад и прищелкивая языком; ясно, что в европейской культурной среде эти жесты будут истолкованы неправильно. Такие предметы, как флаги, картины, иконы, эмблемы и форменная одежда, также приобретают функцию социальных символов.

Самые важные символы содержатся в языке – социально структурированной системе звуковых образов (слов и предложений) с конкретным и неоднозначным смыслом. Язык – это краеугольный камень любой культуры. Это главное средство, с помощью которого люди передают друг другу идеи, информацию, взгляды и эмоции. Это основной способ для человечества создавать культуру и передавать ее из поколения в поколение.

Гипотеза лингвистической относительности. Существующие в мире языки весьма отличаются друг от друга. У арабов есть 6000 слов, так или иначе связанных с верблюдами, включая масть, происхождение (различные родословные), породы (молочные верблюды, верблюды для езды, верблюды для размножения, верблюды на убой), состояние беременности (около 50 слов) и то, чем они занимаются (пасутся, ведут караван, участвуют в военных экспедициях). У инуитов (эскимосов) существуют тончайшие оттенки в обозначении типов снега и снегопада. У американцев имеется большое количество слов, имеющих отношение к автомобилям, например марка, год выпуска, модель, тип кузова и принадлежностей.

Следует ли из этих лингвистических различий, что если люди говорят на каком-то определенном языке, то они ощущают социальную реальность иначе, чем те, кто говорит на другом языке? Определяет ли наш родной язык то, как мы воспринимаем и интерпретируем мир? Эдвард Сепир и его студент Бенджамин Л. Уорф отвечают на эти вопросы утвердительно. В так называемой гипотезе лингвистической относительности Сепир и Уорф утверждают, что языки «делят» и концептуализируют мир опыта по-разному, создавая для нас различные реальности. С этой точки зрения, человек избирательно сортирует поступающие сенсорные импульсы так, как это запрограммировано языком, пропуская одни вещи и отбрасывая другие. Следовательно, опыт, воспринимаемый через один набор лингвистически структурированных сенсорных фильтров, в значительной степени отличается от опыта, воспринимаемого через другой набор.

Язык – система знаков (звуков, жестов, мимики), выполняющая важные социальные функции: 1) коммуникативную (средство общения); 2) информационную (средство накопления знаний, информации); 3) трансляционную (передача информации); 4) социализации (воспитание); 5) образовательную (обучение); 6) профессиональную (выражение специфики той или иной профессии); 7) индивидуализирующую (самовыражение личности); 8) этнообразующую (язык – важнейший элемент структуры этноса, условие его возникновения и существования, фактор самосознания).

Идеи, которые лежат в основе ценностей, служат также основой знания. Знание - достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания служат результатом познания — специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т. е. соответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали одним из самых главных элементов культуры.

На противоположном полюсе находятся мифы. Миф — фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы существовали не только в первобытном обществе, где в образе богов или легендарных героев отражались природные и социальные явления, но и в современном. Современные мифы выражают освященные идеологией или традицией верования членов общества. Многие американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советским людям полагалось верить в светлое коммунистическое будущее (хотя, конечно, далеко не все в это верили).

Верование — убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Средневековые люди верили, что Земля плоская и держится на трех китах. Они относились к этому как к доказанному знанию. Принять на веру — значит признать истинным без доказательств. На верованиях основаны не только мифы, но и научные знания. Ученые уверены в правильности своих теорий. Верование — утверждение о том, что считается истинным или фактически достоверным. Ценности же касаются того, что считается хорошим или желаемым. В этом и состоит различие между ними.

Верование – особая форма мировоззрения, основанная на вере – непоколебимой уверенности в том, существование чего невозможно доказать или опровергнуть. Исторические формы верований: миф, религия, идеология. Причины сохранения верований в современном обществе: 1) нечеткость границ между знанием и верой; 2) неспособность науки ответить на все вопросы бытия; 3) углубляющийся кризис современного общества. Именно верования лежат в основе современных нравственных принципов, по которым живет человечество. В лоне религии появились все ныне существующие науки и искусство. Бесспорна роль верований в организации и оптимизации социальной жизни людей. С глубокой древности и до наших дней верования играют важную роль в деле сохранения и развития национальной и мировой культуры.

Идеология – одно из самых противоречивых понятий в социологии. Условно ее можно определить как совокупность убеждений, установок, ценностей и взглядов. Существует три основных значения термина «идеология»: 1) различные специфические виды убеждений; 2) идеи и убеждения, являющиеся в некотором смысле искаженными или ложными; 3) любая совокупность идей и убеждений, охватывающих самые различные сферы – от научного знания до религии и повседневных представлений о надлежащем поведении вне зависимости от того, истинны эти представления или ложны.

Современные дискуссии об идеологии в рамках европейских социальных и гуманитарных наук во многом направлены на объединение первого и второго значений понятия «идеология».

Определяя сущность идеологии, можно выделить ряд ее характерных черт.

Идеология всегда давала целостную картину мира, акцентируя внимание на месте и роли человека в этом мире. Идеология интегрировала знания, выработанные предшествующими поколениями, заимствуя ранее полученные знания и вымыслы из других идеологий. Идеология стимулирует и направляет человеческое поведение, интегрируя при этом действия людей и общества. Идеологические системы определяют директивы человеческой деятельности и поведение личности в социальном мире. Идеология является организующей формой общественной жизни, она побуждает действовать и, следовательно, жить. Идеологии в целом определяли преобразование, развитие и функционирование общества в истории человечества.

Для более четкого понимания роли идеологии в жизнедеятельности человека, в функционировании общественной системы необходимо определить ее функции.

Познавательная функция идеологии определяет систему знаний, полученных в сфере духовной культуры и на основе опыта социальных групп; создается та или иная модель социального мира и места человека в нем.

Оценочная (аксиологическая) функция дает вполне конкретную оценку на основе социальных интересов различного рода ценностей и норм поведения: нравственных, эстетических, правовых, политических, экономических и др.

Программно-целевая функция идеологии показывает цели, разрабатывает программы их достижения и тем самым регламентирует поведение членов общества (шариат — норма поведения мусульманина).

Футурологическая функция моделирует будущее развитие общества, дает представление о его лучшем устройстве, к которому необходимо стремиться всем гражданам.

Интегрирующая функция обеспечивает формирование определенного подхода к явлениям социокультурной практики общества.

Защитная функция обеспечивает конкурентное (либо борьба, либо сосуществование) взаимодействие с другими идеологиями.

Социально-организующая функция определяет принципы организации и управления жизнью общества. Фактор идеологии «вписан» в мир общественной жизни и человеческой культуры, что очень хорошо просматривается в развитых и сложных цивилизациях.

Самостоятельное прогрессивное развитие экономики, политики, культуры без идеологии невозможно, ибо оно дает не целостное, не эффективное развитие общества, а стихийное, беспорядочное. Идеология всегда направляет, интегрирует, упорядочивает развитие общества. Каждый класс, каждая социальная группа, чтобы укрепиться в собственных глазах, создает свою самоутверждающую идеологию.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы — элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку, интеллектуальную литературу.

Народная культура является формой сохранения знаний и опыта народа (язык, фольклор, традиции и обычаи). Её носителями являются все представители народа. Народное творчество анонимно, в роли авторитетов и хранителей знания выступают старшие поколения.

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления - середина XX века, когда средства массовой информации (печать, радио, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк — примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем слоям населения независимо от уровня образования.

Таким образом, культура общества непосредственно воплощается в содержании, стиле, истории и результатах практической деятельности людей и их групп. Она играет решающую роль в регулировании социальных действий и взаимодействий, в обеспечении их упорядоченности, целостности, стабильности и предсказуемости социальной жизни, поскольку, как уже отмечалось, основу культуры составляет система социальных ценностей и норм. Культура, таким образом, организует общественную жизнь.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Социализация личности – процесс социального взаимодействия, посредством которого человек приобретает знания, мнения, взгляды и формирует модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества.

Социализация включает: воспитание, обучение и информацию (личный жизненный опыт объекта социализации). Она может проходить в двух режимах: 1) адаптации, когда индивид пассивно приспосабливается к социальной среде и ее требованиям; 2) интеграции, когда он активно взаимодействует с социальной средой, изменяется сам и изменяет в соответствии со своими взглядами социальное окружение.

Исследователи также выделяют первичную социализацию – непосредственное усвоение индивидом социального опыта его ближайшего окружения, в первичных группах (родители, семья, друзья) и вторичную – социализацию во вторичных группах, происходящую, как правило, опосредованно (при участии формальных структур: школы, трудового коллектива, армии, СМИ и т. д.).

Те группы, институты или люди, которые обеспечивают вхождение человека в культуру, называются агентами социализации. Агенты социализации аналогично самой социализации разделяются на первичных и вторичных.

Агенты первичной социализации — ближайшее окружение человека: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости. Особенно на раннем этапе жизни человека.

Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, церкви, государства и т. д.

Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная — сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Так, например, учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то он будет агентом вторичной социализации.

Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец — опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг). Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции.

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т. д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, не является непреложным. Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому обучаться заново. Этот процесс переобучения распадается на два этапа.

Первый этап – это отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения и называется он десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой социализации. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм.

Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что может превратиться в разрушение нравственных основ личности. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии.

Ресоциализация может быть столь же глубокой. К примеру, русский, эмигрировавший в Америку, попадает в совершенно новую, но не менее разностороннюю и богатую культуру. Отвыкание от старых традиций, норм, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным опытом. Уход в монастырь предполагает не менее радикальные перемены в образе жизни, но духовного обнищания не происходит и в этом случае.

Девиантное поведение и его формы. Каждый из нас в процессе социализации усваивает социальные нормы и стремится вести себя в соответствии с ними.

Следует различать одобряемые (поощряемые обществом) нормы поведения и допустимые (не одобряемые, но и не порицаемые, например, безделье). Отклонение от социальной нормы (социальная патология) называется девиацией, или девиантным поведением.

Особенности девиантного поведения: 1) его относительность (то, что для одной группы является девиацией, для другой – норма; например, употребление алкоголя в европейских и мусульманских странах); 2) исторический характер (то, что считалось девиацией прежде, теперь – норма, и наоборот; например, частное предпринимательство в советское время и в наши дни); 3) амбивалентность (девиация бывает положительной (героизм) и отрицательной (трусость, предательство)).

В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некоторой шкале. На одном её полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, предатели, преступники, алкоголики, самоубийцы и т. д. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры и т. д. Одобряемое девиантное поведение – это создание новых норм и ценностей, совершенствование культуры, общества, науки и т. д. Между этими полюсами будет находиться стандартное, общепринятое поведение.

Негативные последствия девиации очевидны. Если отдельные индивиды не в состоянии выполнять те или иные социальные нормы или считают их выполнение необязательным для себя, то их действия наносят обществу урон (приносят вред другим людям, искажают и даже прерывают значимые социальные связи и отношения, вносят разлад в жизнь группы или общества в целом). Так, например, человек, страдающий зависимостью от алкоголя или наркомании, не способен дать здоровое потомство, причиняет страдания близким людям, не выполняет трудовой деятельности, способен на преступные и агрессивные действия по отношению к окружающим.

Но исследователи называют и социально значимые функции девиантного поведения: 1) оно способно усиливать подчинение нормам (наказание, последовавшее за нарушением, является фактором, заставляющим большинство людей стремиться к нормативному поведению); 2) девиация способствует усилению сплоченности группы, стремящейся защитить себя от девиантов; 3) девиация – фактор социальных изменений (отклонение от нормы – это сигнал о неблагополучии в обществе, которое следует устранить, а также девиация указывает на произошедшие в обществе изменения и на необходимость пересмотра устаревших норм).

Наиболее социально опасной формой девиации является преступное поведение, которое в социологии называют делинквентным. Важнейшей особенностью делинквентного поведения является то, что в отличие от девиантного оно является абсолютным (то есть недопустимым во всех социальных группах общества).

Дать однозначный ответ о причинах отклоняющегося поведения сложно. Слишком велико разнообразие отклонений, слишком много факторов лежит в их основании. Тем не менее, можно выделить несколько основных подходов.

Биологический подход. Биологическая трактовка природы и причин девиантного поведения имеет давнюю историю, однако классические научные труды этого направления появились лишь в XIX веке. Прежде всего, это работы итальянского врача-психиатра Чезаре Ломброзо, в которых он обосновал связь между анатомическим строением человека и преступным поведением. Он ввел понятие врожденного преступника, которого можно определить по физическим, анатомо-антропологическим признакам, среди них в частности: массивная, выдвинутая вперед нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки уха, низкий лоб и др. Наиболее радикальную теоретическую критику учения Ч. Ломброзо осуществил французский социальный психолог Г. Тард в конце XIX века, позже учение Ломброзо было признано научно несостоятельным.

Позднее делались попытки связать криминальные наклонности с определенным набором хромосом в генетическом коде. Среди продолжателей биологической традиции можно назвать У. Пирса, который в середине 60-х годов XX века пришел к выводу, что наличие лишней Y-хромосомы у мужчин обусловливает предрасположенность к криминальному насилию. X. Айзенк, изучая заключенных, пришел к выводу, что экстраверты более склонны к совершению преступлений, чем интроверты, а это в свою очередь, детерминировано на генетическом уровне.

Однако в целом биологические концепции девиантного поведения мало популярны в научном мире в силу большого количества исключений.

Социологический подход. По мнению Э. Дюркгейма, девиацию вызывает социальная аномия – состояние общества, которое характеризуется разложением системы ценностей, кризисом всего общества, его социальных институтов. В этой ситуации люди не могут понять, как следует и как не следует себя вести. Такой вывод он сделал, указав на то, что во время войн, революций и других катаклизмов уровень девиации существенно возрастает. При этом некий оптимальный уровень девиаций неизбежно присущ человеческому обществу, как температура человеческому телу, и необходимо заботиться о поддержании некоего оптимального уровня девиантности, предупреждая лишь ее всплески.

Р. Мертон развивает и изменяет теорию Дюркгейма. Аномия в его понимании – результат конфликта, рассогласованности между культурно предписанными всеобщими целями и законными, институциональными средствами их достижения. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь целей «нормальными», законными средствами.

На основе способа решения этого противоречия между целями и средствами Р. Мертон выделяет пять способов «аномического приспособления» (адаптации): конформность, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж.

Конформизм (соответствие) он считал единственным типом недевиантного поведения, когда полностью принимаются социально одобряемые цели и средства их реализации. Такое поведение является нормативным и способствует стабильности любого общества.

Инновация – поведение, при котором люди придерживаются одобряемых целей, но отвергают общепризнанные средства для их достижения (позитивная инновация – творчество, негативная – мошенничество).

Ритуализм – люди отвергают цели, но при этом продолжают механически использовать одобряемые средства их достижения (люди, не верящие в Бога, соблюдают религиозные обряды и обычаи только потому, что так принято).

Ретритизм (отступление, пассивный уход от выполнения социальных норм) наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения, ничего не предлагая взамен (алкоголики, бродяги).

Мятеж (бунт, отрицание социальных норм) предполагает замену старых целей и средств на новые, а не просто отрицание того и другого (революционеры).

Определенный вклад в развитие аномической теории внесли Говард и Орлин, представившие в 1960 году теорию дифференцированных возможностей. Они считали, что не каждому члену какой-либо социальной системы предоставляются равные условия, из-за чего возникают предпосылки девиантного поведения.

Э. Сазерленд, основываясь на теории культурного переноса, предположил, что отклонение вызывает патологическая социализация индивида в девиантной субкультуре. Его идея основана на том, что человек приобретает склонность к преступному поведению, если социализируется в группе, для которой подобное поведение является нормой. В этом случае его патологическое (с точки зрения окружающих) поведение им самим расценивается как нормальное.

По мнению Э. Лемерта – одного из создателей теории стигматизации (от stigmo – клеймо), отрицательная оценка поступка зависит не от его конкретного содержания, а от реакции общества. При этом осуждение или неосуждение человека, совершившего данный поступок, может быть связано со многими обстоятельствами: ситуацией, социальным окружением, личностью aктора (субъекта действия) (его пола, возраста, социального статуса). На многие девиации, даже явно преступного характера, общество вообще не реагирует. В других же случаях социальное окружение дает оценку человеку как потенциальному девианту и как бы «навешивает на него ярлык» – клеймо вора, убийцы, насильника. Человек, наделенный подобным клеймом, постепенно начинает согласовывать с ним свои поступки и действительно ворует, убивает и насилует. К примеру, многие дети лазят в чужие сады, бьют стекла, крадут фрукты и прогуливают занятия. В состоятельных районах эти проступки рассматриваются родителями, учителями и полицией как относительно невинные болезни роста. В бедных районах они будут скорее рассматриваться как проявление преступных наклонностей в раннем возрасте. Как только на ребенка навешивается ярлык преступника, он уже заклеймен; вероятнее всего, учителя и будущие работодатели будут в дальнейшем рассматривать его и относиться к нему как к не внушающему доверия. Индивид снова совершает криминальные действия, тем самым увеличивая разрыв с ортодоксальными социальными нормами.

Первоначальный акт правонарушения Эдвин Лемерт называет первичным отклонением. Вторичное отклонение происходит, когда индивид принимает клеймо и воспринимает себя как преступника.

Э. Гоффман выделяет три типа стигмы. Первый тип — физическая (хромота, слепота и другие телесные увечья). Во второй тип он включает людей с волевыми недостатками — это алкоголики, наркоманы, душевнобольные. Третий тип — расовая стигма. К классификации Гоффмана можно добавить еще один тип — морально-правовую стигму (преступники, проститутки и др.). Как видим, исследователь дихотомически разделил людей на «нормальных», чье поведение совпадает с общественно ожидаемым, и «стигматизированных», чей внешний вид и образ жизни отклоняются от общепринятых норм.

Психологический подход. Основным источником отклонений в психоанализе обычно считается постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими в своей подавленной и вытесненной форме структуру «Оно», и социальными ограничениями естественной активности ребенка, образующими структуру «Я» и «сверх-Я». Нормальное развитие личности предполагает появление оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознания и бессознательного. В противном случае формирование личности принимает аномальный характер.

Возникновение социальных норм, разделившее поведение людей на нормативное и девиантное, потребовало от общества выработки средств воздействия, направленных на предотвращение социальных отклонений. Например, почти все водители согласны, что ограничения скорости необходимы для повышения безопасности движения. Но лишь немногие из них строго придерживаются ограничений. Наиболее вероятно, что с установленной скоростью они будут ехать тогда, когда будут предполагать наличие контроля над собой.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Какое из определений понятия «культура» Вам ближе?

2. Какое значение имеет культура в социальном прогрессе?

3. Что такое культурные универсалии?

4. Что определяет особенности культур разных обществ?

5. Какое место в культуре занимают ценности и нормы?

6. Назовите представителей социологического подхода к девиантному поведению.

7. Какое содержание вкладывали Э. Дюркгейм и Р. Мертон в понятие «аномия»?

8. Как в теории Р. Мертона называется пассивный уход от выполнения социальных норм?

9. Приведите примеры позитивного девиантного поведения.

 

 

РАЗДЕЛ 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВА


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 880 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.022 сек.)