АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Тема 2. Социальная динамика и пути социального развития. Типы современных обществ

Прочитайте:
  1. II. Молекулярная (статистическая) физика и термодинамика
  2. А как же мировое сообщество относится к кровопотерям?
  3. АЛЛЕЛИ И ГЕНОТИПЫ: ЧАСТОТА ВСТРЕЧАЕМОСТИ И ДИНАМИКА В ПОПУЛЯЦИЯХ
  4. Внешние эффекты и общественные блага
  5. Врач и общество
  6. Временная администрация, бригады спасателей и общество
  7. Гемодинамика при портальной гипертензии
  8. Глава 3. Динамика стресса
  9. Гормоны щитовидной железы играют основополагающую роль в регуляции обмена веществ, а также в регуляции процессов роста и развития.
  10. Груз наследственной патологии в современных популяциях человека

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепции социального прогресса.

Формационный, цивилизационный, техногенный подходы к развитию общества.

Аграрное (доиндустриальное) общество.

Индустриальное и постиндустриальное общества. Типы модернизации. Концепция глобализации. Глобальные проблемы современности. Механизм их разрешения.

Общество постоянно меняется, порой резко, вызывая крутые повороты в жизни всех социальных групп. Социальная жизнь – это непрерывный процесс, самообновляющийся, перестраивающийся. Социальное изменение – это любая модификация, произошедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества. В данном случае необходимо различать социальную динамику, то есть процессы социальной модификации, в ходе которых сохраняется и укрепляется существующая структура, и собственно социальные изменения, то есть такие модификации, которые приводят к глубоким структурным изменениям в обществе (прогресс, регресс, реформы, революции, стагнации). Прогресс (от латинского progressus — движение вперед) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, отдельным ее элементам, структуре развивающегося объекта. Понятие «прогресс» противоположно понятию «регресс». Важнейшим двигателем прогресса, его целью является человек, его развитие и возвышение. Регресс (от латинского regressus – обратное движение) — тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. Стагнация (от латинского stagno – делаю неподвижным) – застой в экономике, в производстве, торговле и т. д.

Революция (от позднелатинского revolutio – поворот, переворот) – глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания. К. Маркс сделал данное понятие центральным в философии истории. Социальная революция – это свержение государственных и классовых структур общества и замена их новым социальным порядком, радикально отличающимся от предшествующего.

Действительно, социальная революция представляет собой важнейший, особый тип социальных изменений, отличающийся спрессованностью во времени и тотальностью перемен. С. Хантингтон определяет революцию как внутренние, быстрые, фундаментальные и насильственные изменения в господствующих ценностях и мифах общества, его политических институтах, социальной структуре, руководстве, способах деятельности и политике правительства.

К социальным изменениям относится также понятие «социальная реформа».

Реформа (от французского reforme, от латинского reformo - преобразовываю) – преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. Реформа — обычно более или менее прогрессивное преобразование.

Различие между реформой и революцией обычно усматривается в том, что реформа – это изменение, реализуемое на основе существующих в обществе ценностей. Революция же представляет собой радикальный отказ от существующих ценностей во имя переориентации на другие. Сторонники революционных преобразований обычно уверяют, что именно они отстаивают подлинные ценности всего общества, класса или народа. Их противники считают, что защищают традиционные ценности от людей, желающих их подорвать. Существует и другой смысл применения данных терминов. Революция – стремительное, быстрое и радикальное изменение всех сторон жизни общества, а реформа – изменение медленное, эволюционное по характеру и затрагивающее лишь какие-то частные, хотя и важные, стороны социальной жизни.

Изменения в поведении людей, а также в культуре и структуре нашего общества вызывают взаимодействие множества факторов, как природных, так и социальных. В науке выделяют следующие, особо важные: физическая среда, население, конфликты из-за ресурсов и ценностей, ценности и нормы, инновации, диффузию.

Для выживания в определенной среде обитания людям необходимо вступить во взаимодействие с окружающей средой. Адаптивными механизмами выступают социальная организация и технология. Если окружающая среда по какой-то причине изменяется (землетрясения, наводнения, засуха и т. п.), ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены соответствующими институциональными изменениями, новыми формами социальной организации, новыми техническими изобретениями. Кроме того, человек также оказывает значительное воздействие на свою физическую среду. Следовательно, человек связан с окружающей средой цепью сложных взаимных изменений.

Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества. Например, повышение рождаемости и «старение» общества также создают серьезные проблемы.

Фактором социальных изменений является конфликт, как форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп и их цели несовместимы. Для достижения своих целей члены группы мобилизуют ресурсы и возможности.

Ценности и нормы, принятые в обществе, также могут действовать как «стимуляторы», разрешая или запрещая какие-то новшества. Важно отметить, что принятие технических нововведений сталкивается с сопротивлением индивидов и социальных групп переменам в экономической теории, религии или моделях семьи.

Источниками социальных изменений являются инновации, которые приумножают знания, добавляя новые к уже существующим. Они кумулятивная последовательность передаваемых из поколения в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов, то есть, чем больше количество культурных элементов, на которых могут базироваться инновации, тем выше частота открытий и изобретений.

Диффузия является процессом, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой. Например, славянская азбука (кириллица) составлена на основе греческого алфавита, который, в свою очередь, возник под влиянием финикийского.

Существуют факторы, которые можно условно назвать идейно-политическими. Так, О. Конт рассматривал развитие общества по восходящей линии как прогресс идей. М. Вебер считал религиозные представления важнейшим фактором экономического развития. Смена идей сопровождается образованием новых социальных движений, которые сами по себе могут рассматриваться как фактор социальных изменений. Социальные движения порождают харизматических лидеров, которые способны мобилизовывать массы людей на акции социального протеста, расшатывающие установленный в обществе порядок и могущие привести к революционным изменениям.

В непрерывном процессе социальных изменений задействовано множество социальных факторов. В зависимости от выбранных исследователями критериев можно сформулировать несколько подходов, объясняющих социальный прогресс. Наиболее известны формационная, цивилизационная и техногенная теории социальной динамики.

В формационной теории, разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом, в качестве основного критерия социальных изменений обозначены экономические факторы — способ производства и господствующие в обществе формы собственности и распределения, получившие название «базиса» общественно-экономической формации. Политика, идеологии, религии, наука, искусство, право и т. п., с точки зрения этой теории, обусловлены отношениями частной собственности и представляют собой «надстройку». Вся история общества выглядела сменой формаций, которых Маркс насчитывает пять: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную, коммунистическую. В то же время Маркс отмечал, что теория общественно-экономических формаций неприменима для анализа общественных отношений в ряде стран древнего Востока, где монопольным собственником изначально выступало государство (так называемый «азиатский способ производства»).

При цивилизационном подходе в качестве главного критерия рассматриваются культурные особенности обществ. Понятие «культурно-исторические типы» было предложено Н.Я. Данилевским для объяснения своеобразия развития различных обществ, стадий их зарождения, достижения зрелости и отмирания цивилизации, но не получило признания современников. Вновь привлекли внимание к проблеме разнообразия исторических судеб народов О. Шпенглер, затем А. Тойнби, С. Хантингтон. Сегодня этот подход особенно актуален, так как позволяет объяснить не столько социальные, сколько обострившиеся этнические и религиозные противостояния.

Поскольку абсолютизация экономических факторов при формационном подходе не устраивала многих ученых, что дополнялось и идеологическим неприятием коммунистической перспективы, появилась так называемая техногенная концепция. В ней для анализа общественного развития используется многофакторный подход с технократическим уклоном. Выделяют три группы факторов, влияющих на социальные изменения: физическая среда, политическая организация, культура. Т. Веблен, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, О. Тоффлер и др. предложили целый ряд характеристик прошлого, настоящего и будущего обществ, а Д. Бэлл и А. Турен первыми применили их для обозначения стадий исторического развития от аграрного к индустриальному, а затем постиндустриальному обществам.

Эволюцию человеческой цивилизации, с точки зрения Д. Бэлла, можно подразделить на три общих этапа. Первый этап – доиндустриальное (аграрное) общество, для которого характерны общинная организация жизни, отсутствие частной собственности, особая роль традиций и религии. Второй этап – современное (индустриальное) общество, появление которого связано с наступлением промышленной революции в Европе XVI – XVII вв., возрастанием роли городов, формированием рыночных отношений. Для современного этапа характерно распространение индустриальной культуры по всему миру.
Зарождение постиндустриального (информационного) общества связывают с научно-технической революцией 1950-х гг., возрастанием роли науки, знаний и технологий в производстве, экономике, общественной жизни. Для обозначения перехода от традиционного (аграрного) общества к современному (светскому, городскому и индустриальному) обществу в социологии используется термин «модернизация». Общественные отношения меняются в направлении большей индивидуализации, специализации и абстракции. Во-первых, структуры современного общества полагают своей базовой единицей индивида, а не группу или общину, что было характерно для аграрных обществ. Во-вторых, современные социальные институты предназначены для выполнения ограниченных, специализированных задач в рамках социальной системы с высокоразвитым разделением труда. В-третьих, вместо того чтобы предоставлять права и прерогативы конкретным группам и лицам или ориентироваться на обычаи или традиции, современные институты управляются общими правилами и нормами, легитимность которых определяется научными методами и открытиями.

С самого начала социальные изменения вызывали как позитивные, так и негативные последствия: с одной стороны – экономические, технические и социальные достижения, связанные с решением прежних общественных проблем, с другой — появление новых (экологических, демографических и др.).

Многие социологи ставили своей целью достигнуть понимания того, как и почему изменяются общества. Основные социологические подходы к изучению социальных изменений можно сгруппировать в четыре широкие категории: эволюционный подход, циклический, функциональный и конфликтологический.
Эволюционный подход. Большинство социологических теорий в XIX в. испытывали на себе влияние концепции социального прогресса и поисков лежащих в его основе законов эволюции. Согласно взглядам таких сторонников социального дарвинизма, как Спенсер, социальная эволюция аналогична биологической и приводит в результате к тому, что мир постепенно становится все лучше и лучше. В своей теории однонаправленной эволюции Спенсер утверждал, что перемены неуклонно преобразуют общество от однородных и простых структур в направлении ко все более разнообразным и взаимозависимым. Он считал «борьбу за существование» и «выживание наиболее приспособленных» основными законами природы и приравнивал эту борьбу к «свободной конкуренции». При условии невмешательства извне, особенно со стороны государства, самые «приспособленные» индивиды и социальные институты выживут и придут к процветанию, а «неприспособленные» с течением времени отомрут.
Социальный дарвинизм Спенсера отражал капиталистическое общество времен свободной конкуренции. Эта была концепция, отвечающая политике империалистической экспансии и оправдывающая колонизацию. Представители белой расы и их культуры возводились на пьедестал как высшие формы цивилизации. Другие народы и культуры «отставали» в эволюционном развитии, и это считалось вполне достаточным оправданием тому, что европейцы как наиболее «приспособленные» должны восторжествовать в «борьбе за существование». Однако столь безоглядный и вульгарный этноцентризм не выдержал научной проверки. Одновременно проверке подверглось представление об однонаправленной эволюции, оказалось, что оно несостоятельно. Антропологи продемонстрировали, что незападные общества, а также многие европейские нации в своем развитии проходили неодинаковую последовательность стадий, т. е. существует не один, а множество сценариев социальных изменений. Ход изменений невозможно объяснить однозначным воздействием законов природы и невозможно выделить единую фиксированную структуру развития.
Хотя эволюционная теория оказалась надолго дискредитированной, в последние десятилетия она возродилась. Современные ученые придерживаются мнения, что эволюция не является однонаправленной, а идет во многих направлениях. Они признают, что «изменения» необязательно предполагают «прогресс», что они осуществляются совершенно разными путями и идут во множестве различных направлений. Ведущий представитель структурно-функционального подхода Т. Парсонс разработал теорию «эволюционных изменений». Отвергая представление о том, что эволюция общества представляет собой непрерывный или простой линейный процесс, Парсонс выдвинул гипотезу, что общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях. Однако самой по себе дифференциации недостаточно, поскольку новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем предшествующие.
Т. Парсонс и Р. Белла рассматривали дифференциацию общества как важнейший критерий его эволюции. По мнению Белла,
«Эволюцию следует определить как процесс возрастания дифференциации и усложнения организации, который обеспечивает организму, социальной системе или любому иному рассматриваемому образованию большую способность приспособления к среде, что в известном смысле делает их более автономными по отношению к своему окружению, чем были их менее сложные предки... Это не означает, что эволюция носит неизбежный характер или что более простые формы неизбежно должны исчезнуть». Обычно такая дифференциация трактуется в более широких эволюционных категориях как поступательное развитие, начиная с идеального типа первобытного общества, в котором роли распределены и предписаны, а разделение труда имеет семейный характер. Развитие общества проходит различные стадии специализации и дифференциации.
Т. Парсонс и Р. Белла выделяют следующие основные стадии дифференциации: первобытные общества, архаические общества, исторические промежуточные империи, материнские общества (Израиль и Греция), ранние и поздние современные общества. Вопрос о стадиях наиболее полно разработан Белла применительно к религиозной сфере. Он предложил в качестве схемы стадиального развития ряд из пяти идеальных типов, которые могут рассматриваться как относительно стабильное выражение примерно одного и того же уровня сложности по совокупности различных характеристик. Такими характеристиками являются: системы религиозных символов, религиозная деятельность, религиозные институты и социальные функции.
Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски тоже считают, что изменения в социальной организации общества не обязательно приносят человечеству большее счастье или удовлетворение. По их мнению, эволюция общества прежде всего зависит от уровня развития технологии и способа экономического производства. Эти изменения сказываются впоследствии на прочих аспектах общественной жизни, включая систему стратификации, организацию власти и семейные структуры.
По мнению Ленски, основное направление развития, просматривающееся во всех обществах, таково: общества охотников и собирателей, примитивные огороднические общества, более развитые огороднические общества, аграрные и индустриальные общества. Более специализированные пути эволюции включают в себя скотоводческие общества и «гибридные общества», например общества, добывающие средства к существованию рыболовством и морским промыслом.
Теории циклических изменений. Эволюционные теории, особенно те, которые придерживаются концепции однонаправленного развития, описывают историю как процесс, поделенный на ступенчатые уровни, характеризующийся определенной направленностью. Теоретики циклизма придерживаются другого подхода – концепции расцвета и неизбежного заката цивилизаций. Они не стремятся расположить общества в определенном порядке на линейной исторической шкале. Вместо этого они сравнивают общества, пытаясь найти сходства стадий их роста и упадка. В целом можно сказать, что сторонники эволюционной теории придерживаются относительно оптимистического взгляда на человечество, полагая, что оно непрерывно развивается, а представители теорий циклических изменений – в некотором смысле пессимисты, поскольку предрекают гибель любой цивилизации.
В XIX в. верили в эволюцию и прогресс человечества. Однако Первая мировая война и периодические экономические кризисы вызвали у некоторых ученых сомнения относительно прогрессивного хода развития истории человечества. Немецкий теоретик Освальд Шпенглер (1880-1936), автор книги «Закат Европы» (1918), утверждал, что культура проходит через те же этапы развития и упадка, что и человек в своей жизни: период развития, за которым следуют зрелость, а затем закат и, наконец, смерть. На основании изучения восьми типов культур Шпенглер заявлял, что каждая культура существует примерно 1000 лет. Он считал, что западная культура зародилась около 900 г. и потому ее конец уже близок (отсюда заглавие его книги и вызванный ею интерес).
Английский историк Арнольд Дж. Тойнби тоже пытался обосновать наличие закономерности роста и заката цивилизаций и установить принцип, лежащий в основе их смены. Подобно Шпенглеру, он убежден в том, что развитие большинства цивилизаций идет по одному пути, хотя не отводит цивилизациям какого-то определенного интервала времени от расцвета до упадка. Тойнби утверждает, что цивилизация возникает в ответ на какой-то «вызов». Таким вызовом может стать воздействие природных сил, например сурового климата, или человеческих факторов, например воинственных соседей. Цивилизация развивается и достигает расцвета, когда противодействующие ей факторы не слишком суровы и когда творческое меньшинство (образованная элита) способно дать адекватный отпор неблагоприятным факторам. В том случае, если творческое меньшинство не в состоянии справиться с противодействующими силами, наблюдаются раскол и дезинтеграция цивилизации. В процессе дезинтеграции меньшинство занимает место правящей элиты и силой навязывает свою волю. Развитие неуклонно идет к упадку, поскольку внутренние конфликты усиливаются. Однако внимательное изучение трудов Тойнби показывает, что он опирается в основном на эллинистический и западный опыт и игнорирует историю арабских стран, Египта и Китая, где наблюдаются несколько иные схемы развития. Следовательно, можно сказать, что Тойнби скорее произвольно привязывает свою теорию к истории других цивилизаций, чем выводит ее на основании доказательств, полученных в ходе научного исследования.
Функциональная теория. Понятие системы является центральным для структурно-функциональной модели общества. Система – это ряд элементов или компонентов, которые в течение определенного периода времени находятся в более или менее стабильной взаимосвязи. Одной из отличительных черт системы является ее стремление к равновесию. Даже несмотря на то, что противодействующие силы никогда не бывают равными, конечными или постоянными, для системы характерна тенденция к достижению некоего типа баланса между этими силами. Хотя в модель системы может быть введен фактор времени, американские социологи, придерживающиеся структурно-функционального подхода, подчеркивают доминирующее значение статики над динамическими процессами. Конечно, жизнь не статична: в ней все время что-то происходит. Люди рождаются и умирают, а функционирование институциональных структур вносит вклад в регулярное решение насущных задач во времени.
Такие сторонники структурно-функционального подхода, как Т. Парсонс, включили в свой арсенал понятие эволюции. Тем самым они сделали попытку расширить идею равновесия таким образом, чтобы она включала в себя принцип не только самосохранения, но и развития. По аналогии с биологическим организмом социальная группа описывается как существующая в состоянии динамического или подвижного равновесия. Противодействующие силы проникают в сбалансированную систему, выполняя функцию новых стимулов. Сбалансированная социальная система адаптируется к таким возмущающим воздействиям, вводя их в функционирующую систему и устанавливая новый уровень равновесия. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым формам социальной интеграции.
Социолог Уильям Ф. Огборн воспользовался эволюционной моделью в разработке функционального подхода к социальным изменениям. Он проводит грань между материальной и нематериальной культурой и отводит роль источника социальных изменений изобретениям в сфере материальной культуры (инструменты, оружие и технологические процессы). Нематериальная культура включает социальные ценности, нормы, убеждения, а также социальные структуры, в том числе законодательство, религию и семью. Огборн считает, что толчок к социальным переменам исходит от материальной культуры. Нематериальная культура должна адаптироваться или реагировать на изменения, имеющие место в материальной культуре. Поскольку нематериальной культуре приходится постоянно «догонять» материальную культуру, между двумя формами культуры образуется разрыв. Огборн определил такой разрыв как культурное отставание. Хотя идея культурного отставания представляет собой важное наблюдение, она слишком упрощает проблему. Ни один фактор сам по себе не способен объяснить социальные изменения, поскольку в реальных ситуациях множество сил сливается в сложном взаимодействии друг с другом и именно взаимодействие придает обществу его динамические характеристики.
Социальная жизнь изобилует ситуациями, в которых темпы изменений в различных сегментах общества являются неодинаковыми и приводят в результате к неоднозначным последствиям. Например, изобретение автомобиля повлекло за собой целый ряд изменений. Оно породило такие вторичные отрасли промышленности, как нефтеперерабатывающие заводы, производство шин и стекол для автомобилей, гигантскую индустрию страхования от несчастных случаев. Оно вызвало необходимость в массовых капиталовложениях в строительство одноквартирных домов и в сооружение разветвленной системы кольцевых автодорог, по которым транспорт мог бы передвигаться из центральной части города в пригородные районы. Однако появление автомобилей повлекло за собой и отравление окружающей среды выхлопными газами, и массовый отъезд состоятельного населения из центральных районов города. Следовательно, согласно теории Огборна, социальные проблемы проистекают из «общественной дезорганизации», которая случается, когда социальные институты отстают от уровня меняющейся техники.
Теория конфликта. Приверженцы теории конфликта полагают, что напряженные ситуации между конкурирующими группами являются основным источником социальных изменений. Наиболее точное определение конфликтологического подхода содержится в трудах К. Маркса, особенно в его понятии диалектики. Диалектика описывает мир в динамике, мир, который скорее находится в становлении, чем в состоянии бытия. Согласно теории диалектического материализма, любой экономический строй развивается до состояния максимальной эффективности, в течение всего процесса развития создавая в своих недрах внутренние противоречия, или слабые места, способствующие упадку этого строя. Классовый конфликт является особенно мощным источником изменений, и Маркс считал его ключом к пониманию истории человечества. Классовый конфликт проистекает из борьбы между членами общества, владеющими средствами производства материальных благ, и теми, кто такими средствами не владеет. По Марксу, любые изменения представляют собой продукт непрерывного конфликта противоположностей. Конфликт берет начало в противоречиях, которые изначально присущи всем вещам и процессам. Любое развитие – социальное, экономическое или человеческое – проходит через стадии разрешения существующих и появления новых противоречий. Результатом столкновения между двумя противоборствующими силами является не компромисс (сглаживание противоречий между сторонами), а совершенно новый продукт, рожденный в борьбе. Таким образом, изменяются и индивиды, и общества. Изменение представляет собой динамический процесс комплексных взаимообменов между всеми гранями социальной жизни. По наблюдению Маркса, «воздействуя на внешний мир и изменяя его, он [индивид] одновременно изменяет и собственную природу».
Однако даже многие приверженцы этой теории считают мнение Маркса о том, «что вся история является историей классовой борьбы», чрезмерным упрощением. Они убеждены, что другие типы конфликтов являются столь же важными, а в некоторых случаях даже более важными. Речь идет о конфликтах между нациями, этническими группами, религиями и группами различных экономических интересов. Социолог Ральф Дарендорф утверждает:

o Любое общество в любой момент своего существования претерпевает изменения.

o Любое общество в любой момент своего существования переживает конфликты.

o Любой элемент общества причастен к изменению.

o Любое общество основано на принуждении одних своих членов другими.

По мнению Дарендорфа, эти положения дополняют функциональную модель, которая ставит во главу угла интеграционные и структурные аспекты социальной жизни.
Концепция «столкновения цивилизаций». Оригинальную концепцию предложил С. Хантингтон, директор Института стратегических исследований Джона М. Олина в Гарвардском университете, в книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996).
Цивилизационная модель Хантингтона отражает назревший конфликт между западным миром и набирающими жизненные силы незападными цивилизациями. Основные группировки государств больше не сводятся к трем блокам эпохи «холодной войны»; теперь речь идет о семи-восьми основных цивилизациях мира. За пределами Запада, особенно в Восточной Азии, страны наращивают богатство, создавая основу для увеличения военного могущества и политического влияния. По мере роста их мощи и уверенности в себе они все больше утверждают собственные культурные ценности, отвергая те, которые «навязываются» им Западом.
Хантингтон пишет, что шесть основных «игроков» – США, Европа, Китай, Япония, Россия, Индия – принадлежат к пяти резко различающимся цивилизациям, а кроме них существуют и влиятельные исламские государства, стратегическое местоположение, многочисленное население, а подчас и нефтяные запасы которых дают им возможность сказать свое веское слово в мировой политике. В этом новом мире региональная политика осуществляется на уровне этнических отношений, а глобальная – на уровне отношений между цивилизациями. Соперничество супердержав уступает место столкновению цивилизаций.
В этом новом мире самые обширные, серьезные и опасные конфликты будут вспыхивать не между социальными классами, не между богатыми и бедными, не между какими-то иными экономически конкретными группами, а между народами, принадлежащими разным культурам. Межплеменные войны и этнические конфликты произойдут в рамках цивилизаций, однако насилие, осуществляемое в отношении друг друга государствами и группами, принадлежащими разным цивилизациям, будет нарастать по мере того, как эти государства и группы станут находить поддержку «родственных стран». Поэтому жестокие столкновения цивилизаций в Боснии, на Кавказе, в Центральной Азии или в Кашмире могут вылиться в более крупные войны. В ходе конфликта в Югославии Россия оказала дипломатическую поддержку сербам (православным), а Саудовская Аравия, Турция, Иран и Ливия предоставили средства и оружие боснийцам (мусульманам). В основе подобных действий лежит не идеология, не политика силы, не экономические интересы, а факторы культурного родства. Жак Делор отмечает, что «будущие конфликты станут порождением культурных факторов, а не экономических или идеологических». Самые же опасные конфликты культурного характера будут разгораться вдоль демаркационных линий, разграничивающих цивилизации, считает Хантингтон.
Межцивилизационный конфликт может иметь две формы. На локальном уровне, или микроуровне, конфликты по демаркационной линии будут вспыхивать между соседними государствами, представляющими различные цивилизации, группами, представляющими различные цивилизации в рамках одного государства, а также группами, которые, как в бывшем Советском Союзе или Югославии, стремятся к созданию новых государств на руинах прежних государственных образований. Конфликты по демаркационной линии особенно часто происходят между мусульманским и немусульманским миром. На глобальном уровне, или макроуровне, конфликты происходят между ведущими государствами, относящимися к различным цивилизациям.

В основе таких конфликтов лежат классические проблемы международной политики, включая следующие:

o Проблема влияния на формирование глобальной политики и на деятельность таких международных организаций, как ООН, МВФ и Всемирный банк.

o Проблема военного могущества, проявляющаяся в противоречивых подходах к вопросам нераспространения оружия и контроля над вооружениями, а также в гонке вооружений.

o Проблема экономического могущества и богатства, проявляющаяся в разногласиях по вопросам торговли, инвестиций и т.п.

o Проблема человеческая; в частности, речь идет о попытках государства, представляющего одну цивилизацию, защитить родственное ему население в рамках другой цивилизации, о дискриминационном отношении к представителям другой цивилизации, о попытках изгнать их со своей территории.

o Проблема ценностей и культуры, конфликты по поводу которых возникают, когда государство пытается продвигать или навязывать свои ценности народу, относящемуся к другой цивилизации.

o Эпизодические территориальные проблемы, когда ведущие государства становятся главными участниками конфликтов по демаркационной линии.

Нельзя не согласиться с тем, что на протяжении всей истории человечества эти проблемы были источником конфликтов. Однако культурные различия способны их обострять, когда в них вовлекаются целые государства.
Хантингтон обращает внимание на то, что Запад ожидает своего рода «духовная реконкиста» со стороны представителей иных цивилизаций, в частности ислама. Сейчас только в Западной Европе проживает 10 млн. выходцев из арабо-мусульманской, южно-азиатской, дальневосточной и африканской цивилизаций, которые угрожают культуре западной цивилизации. Поэтому Хантингтон призывает к укреплению единства Запада, к возрождению его культурной идентичности.

Проблемы столкновения цивилизаций, связанные с возрастанием плотности контактов между народами, экономиками и культурами, анализируются в социологии с точки зрения концепции глобализации. Впервые вопрос о формировании мировой системы поставили в начале ХХ века К. Каутский и В. Ульянов (Ленин), сформулировав свои теории империализма. Среди современных социологических концепций глобализации наиболее авторитетной является развиваемая И. Валлерстайном и его последователями с середины 1970-х гг. теория мир-системы или мир-экономики. В середине 1960-х - 1970-х гг. на стыке политологической теории международных отношений и социологической системной теории активно разрабатывалась концепция мировой системы / мирового общества (В. Мур, Дж. Неттл, Р. Робертсон). В. Мур ввел в оборот термин «глобальная социология», а М. Маклюэн - термин «глобальная деревня». В середине 1980-х гг. понятие глобализации стал разрабатывать и популяризировать Р. Робертсон. С конца 1980-х гг. разрабатываются теории глобализации И. Валлерстайна, М. Арчер, Р. Робертсона, М. Фезерстоуна, А. Аппадураи, Б. Тернера и др. Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капиталов, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества проблем, общих для групп государств, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

К числу современных глобальных проблем относятся ядерная угроза (связанная как с военным, так и мирным, но несовершенным, применением атомной энергии), риски, связанные с применением новых технологий, голод, демографические, экологические проблемы, терроризм и др. В ряде случаев решение проблем может быть найдено в двусторонних переговорах, в других – требует многосторонних соглашений. Общее согласие здесь вряд ли возможно, поэтому механизм разрешения проблем предусматривает ряд компромиссов со стороны участников, а в некоторых случаях – превентивные военные меры. В качестве основных органов мирового сообщества, занимающихся решением глобальных проблем современности, выступают Организация Объединенных Наций и её отраслевые комитеты, региональные ассоциации и учреждения.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие критерии положены в основу формационного, цивилизационного и техногенного подходов к развитию общества?

2. Что составляет базис и надстройку общественно-экономической формации?

3. Какое значение имеет культура при анализе циклов развития общества в цивилизационной концепции?

4. Какие исторические типы общества предлагает техногенная концепция?

5. Что собой представляет модернизация аграрного общества в индустриальное? Индустриального – в постиндустриальное?

6. Какие демографические факторы отражаются в социальной динамике?

7. Что составляет сущность понятий «социальная эволюция» и «социальная революция»?

8. Какие позитивные и негативные последствия имеет конкуренция в обществе?

9. Какое значение имеет революция в марксистской социологии и почему?

10. Какие типы глобальных революций Вы знаете?


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 1014 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.009 сек.)