Альтерация как вид хроматизма
Тема№11,12:ХРОМАТИЗМ И АЛЬТЕРАЦИЯ.
План
1. Хроматизм и его значение
2. Альтерация как вид хроматизма
3. Общая характеристика хроматических интервалов
4. Разрешение характерных интервалов
5. Разрешение хроматических интервалов, не относящихся к характерным
6. Родство тональностей
7. Хроматическая гамма и ее правописание
Содержание
В принципе всякое изменение высоты любой, из семи основных диатонических ступеней лада (то есть повышение или понижение их на полтона при помощи неключевых знаков альтерации) представляет собой явление хроматического (От греч. chroma (хрома), что в переводе означает «краска», «цвет».) порядка.
В широком смысле слова хроматизмом называется любое повышение или понижение на полтона диатонических ступеней лада.
По своей роли в мелодическом движении хроматические звуки могут быть проходящими, то есть взятыми «на проходе» между двумя соседними диатоническими ступенями (при наличии между ними целотонового соотношения), и вспомогательными то есть взятыми полутоном выше или ниже (отсюда различаются верхние и нижние вспомогательные) какого-либо диатонического звука (ступени) между ним и его повторением:
(верхний вспом.) (нижний вспом.)
Известно, что полутоновые сопряжения звуков в интонационном смысле всегда звучат острее целотоновых, поэтому использование хроматических явлений как в мелодическом, так и в гармоническом планах, как правило, способствует не только большей «вязкости» фактуры, но и значительному повышению напряженности общего звучания музыки:
В гармоническом отношении применение хроматически измененных ступеней лада, входящих в состав аккорда, приводит к образованию более ярких и сильных тяготений в аккордовых комплексах. Например:
Альтерация как вид хроматизма
Хроматически измененные звуки (ступени лада) нередко называют также альтерированными (слово «альтерация» означает изменение»), и хотя в общем-то это действительно явления одного и того же порядка, тем не менее термин «альтерация» обычно понимается в более узком смысле.
Альтерацией называется полутоновое обострение существующих в ладе целотоновых тяготений.
Следовательно, во-первых, альтерироваться могут лишь неустойчивые диатонические ступени лада, отстоящие от смежного с ними устойчивого звука на интервал большой секунды; во-вторых, альтерированная ступень (в отличие от диатонической) не может иметь разнонаправленных тяготений, даже если она находится между двумя устойчивыми звуками.
Итак, возможны следующие альтерации неустойчивых ступеней лада:
в мажоре — II ступень может и повышаться и понижаться
IV ступень может только повышаться,
VI ступень может только понижаться;
в миноре — II ступень может только понижаться,
IV ступень может и повышаться и понижаться,
VII ступень может только повышаться.
Каждая из этих измененных — повышенных или пониженных — ступеней будет тяготеть лишь в одну сторону — в направлении произведенной альтерации.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 1064 | Нарушение авторских прав
|