АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Основные принципы хроматизма
Все вышесказанное говорило о том, что необходима разработка принципиально новой методологии научного исследования, в которой изучение природы человека могло быть основано на единстве понятийного, смыслового и измерительного подходов к единству психофизиологических функций человека и физических свойств внешней среды. Поскольку практически все свойства интеллекта (то есть психического) могли изменяться (в зависимости от возраста, условий и т.п.), то они, следовательно, являлись и измеримыми величинами. Вообще говоря, для проведения таких измерений было необходимо: формализовать основные характеристики, свойства и параметры интеллекта, и определить допустимые (логикой) единицы измерения, по необходимости связанные с физическим миром в силу существования интеллекта в виде открытой системы.
Предположим, что мы получили формулы для основных проявлений интеллектуальной деятельности. Возникает вопрос о том, в каких собственно единицах мы будем измерять, например, эмоции, потребности и т.п.? Пороговые величины обычно являются относительными, использование же абсолютных физических единиц измерения, например. яркости (кд м-2) не даст учета информации, связанной в интеллекте. В итоге несложно показать, что основными единицами измерения в психологии могут быть только единицы информации (бит). Помимо информации, разумеется, в систему единиц измерения должны быть включены единицы измерения времени и пространства, поскольку все остальные единицы с этой точки зрения окажутся производными от данной триады, как это будет показано в 3 части.
Оптимальным вариантом такого представления оказалось бы использование светоцветовых величин в силу того, что последние, по своей природе, – физико-психо-физиологические. Уже этим они принципиально отличались бы от прочих единиц измерения оптимальной приближенностью к сущностным проявлениям интеллекта в заданных условиях реальной светоцветовой среды. Это предположение связано с тем, что адекватной моделью информационных процессов можно считать прежде всего светоцветовое взаимодействие среды с интеллектом человека, поскольку именно светоцветовые параметры относятся, во-первых, одновременно и к психо-физиологической, и к физической области измерения, во-вторых, – к кодам автоматизированного восприятия и, в-третьих, – к единственной универсалии природы, допускающей бесформенность, безвременье, безмолвие и т.п., но только не бесцветие.
Однако здесь вставала отмеченная выше проблема абстрагирования (как научного обобщения), формально не сводимая к цветовому триединству физики, психики и физиологии. Проведенный анализ культуры традиционных обществ достоверно показал, что обобщения человеческим разумом всегда осуществлялись на трех уровнях представления информации: сознательном (красный цвет светофора – запрещающий), подсознательном (красный – “любовь”) и бессознательном (красный – возбуждающий). В таблице 1.7 нами уже были представлены цветовые коды, соответствующие этим трем уровням интеллекта. В связи с этим следует, очевидно, оговорить тот факт, что бессознательные импульсы, в отличие от подсознательных, не всегда могут быть осознаны, по определению. Игнорирование этого факта психологами при (ставшем уже традицией) использовании философской терминологии приводит, например, А Яффе[47] к следующему высказыванию: «четыре функции сознания, описанные Юнгом, - мышление, чувство, интуиция и ощущение - оснащают человека всем необходимым...». Показательно, что только одна из этих четырех особенностей «сознания» может быть обоснована с формально-логических позиций собственно сознания (как рассудка) без привлечения особых допущений, поскольку чувство, интуиция и ощущение базируются на эмоциональном уровне отражения действительности, а эмоции еще никому не удавалось осознать на уровне формальной логики.
Иначе говоря, к области "сознания" (осознаваемого) в психологии до сих пор относятся частично и/или полностью неосознаваемые явления, что является не совсем строгим, а следовательно, и не формализуемым в научном плане (по причине необоснованного расширения значений этого понятия и выхода за пределы его логической доказуемости). С другой стороны, понятия «интеллект», «интеллектуальный», «интеллектуализация» нередко используют для обозначения весьма узких, как правило, рассудочных областей человеческой деятельности, игнорируя тем самым преобладающую часть семантического поля этого термина.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 429 | Нарушение авторских прав
|