АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
К типологии интеллекта
Сопоставление информационной емкости цвета с различными типологиями человека, позволило предположить, что последние нередко характеризовались весьма субъективными параметрами моделирования личности, что не позволяло пользователям воспроизводить данные этих типологий на практике. Попытаемся обосновать этот тезис схематическим сопоставлением наиболее распространенных типологий с проведением хроматической корреляции между ними[53]. Так, хроматическая модель интеллекта может быть представлена как определенный критерий типологии личности и рассмотрена, например, с позиций подразделения хроматических цветов на теплые (К—Ж) и холодные (Г—Ф). В согласии с этим делением теплые цвета в интеллекте отвечают бессознательным (телесным, биологическим) проявлениям и/или син-плану интеллекта, тогда как холодные — подсознательным (творческим, эстетическим) и/или ид-плану. Как непосредственное, так и метафорическое, представление этих цветов во взаимодействии с окружением убедительно доказывало справедливость такого деления: общеизвестны как теплота человеческого тела, так и жар сексуальных отношений; тогда как истинное творчество, по существу, бесстрастно, вопреки своей эмоциональности.
Промежуточные же между ними П и З цвета в сопоставлении с юнговским определением Эроса и Логоса (в интеллекте им соответствуют сверхсознание и самосознание и/или мат-план) могли приобретать теплый или холодный оттенок в зависимости от местонахождения в спектре (или от фона). Вместе с тем Кандинский выявил и такие свойства цветов как «выступающие, активные» (К—Ж) и «отступающие, пассивные» (Г—Ф). Несмотря на соответствие К цвета мужскому «активному» бессознанию и Г цвета — женскому «пассивному» подсознанию, возникало некоторое сомнение относительно полоролевых характеристик желтого и фиолетового. Если Ж цвет характеризовал бессознание женщины в нормальном состоянии (об этом говорила цветовая семантика традиционных культур – табл. 1.5), то, казалось бы, он не мог быть активным, по определению. Все-таки ранее большинство культур не поощряло физическую активность женщины (женщина — хранительница и мать, но не охотник, не воин, не спортсмен).
Как показала практика, женщины лучше и четче исполняли не только социальные, но и физические (включая сексуальные) функции мужчин. Теоретически это положение следует из основ цветоведения, где желтый образец, при обычном освещении кажется активным относительно зеленого и пассивным относительно красного. При смене обыкновенного для нормальных условий белого (в действительности — желтоватого) света на красный, определяющий экстремальные условия, красный образец окажется белым («пассивным»), а желтый — красным («активным»).
Аналогично обстоит дело с «пассивностью» фиолетового цвета, который в интеллекте характеризует подсознание мужчины. И хотя творчество, по своей эстетической природе, не может быть пассивным, здесь следовало бы вспомнить свойство фиолетового цвета содержать красные и синие тона одновременно. При доминанте в Ф цвете красного это уже будет красновато-пурпурный («активный») цвет, а при доминанте синего — сине-фиолетовый («пассивный»), который будет характеризовать и мужское, и женское подсознания без полоролевого подразделения. Голубой же цвет, характеризующий женское подсознание («идеальная любовь» дамских романов, рыцарь на белом коне и т. п.), в самом деле большей частью пассивен, поскольку не в состоянии реализовать вынашиваемые образы своего «интровертированного творчества». На наш взгляд, здесь и заключены причины своеобразной “цвето-чувственной слепоте мужчин”: они живут в “идеальном” мире своих оппонентно-организованных образов (Ид – серый), очевидно соотносимых большей частью с тезаурусом их понятий, а не с реальной жизнью. У “женщин” же эта оппонентность разнесена по планам, так что им свойственна, с одной стороны, противоречивость суждений (С-план – черный, тогда как М-план – белый), а с другой – реальность восприятия реального мира в силу доминанты С-плана.
Таким образом методами культурологии, хроматизма, структурной и психологической антропологии в основном выявлена семантика и полоролевое отнесение «основных» цветов люшеровской подборки. Поэтому к понятию «сверхсознание» может относиться прежде всего правосознание, тогда как к «самосознанию» – самопознание, самооценка, самоконтроль и т.п. Статистика утверждает, что правосознанием в большей мере характеризуются женщины, поскольку репрезентативно они законопослушны и в большей мере социализированы. В то же время повышенной самооценкой в психологии личности характеризуются мужчины, имеющие ярко выраженную «Я-концепцию». Аналогичный вывод вытекает из анализа психологического времени обоих полов: в красном цвете («мужском») время течет более быстро, чем в голубом («женском»).
Модельное представление типа личности через трехмерное цветовое тело основано на результатах работ многих исследователей. Так, полярное представление эмоций, по Вундту, промоделировано цветовым телом с возможностью их количественного измерения по соответствующим цветовым параметрам. Так, трехмерное представление интеллекта, по Юнгу, в согласии с двухфакторной моделью Айзенка и типологией Кейрси, позволило совместить представление эктра-интроверсии (Е—I) с понятием «теплых-холодных» цветов, характеризующим величину вклада S- и Id-планов, соответственно. При этом сочетание формально-логического и хроматического сопоставления оппозиций показало, что ось «размышление-чувствование» (T—F) соответствует оси Ф—Ж цветов; «здравомыслие-интуиция» (S—N) — оси Б—Ч цветов; «рассудительность-импульсивность» (J—P) — оси гЗ-К цветов, соответственно. Одновременно айзенковская ось нейротизма (эмоциональной стабильности-нестабильности) совмещается с П—З осью, позволяя выявить величину вклада М-плана в интегральную работу интеллекта. Данные соответствия представлены в табл.9.1.
Таблица 9.1. Хроматическое соотнесение различных типологий.
Кейрси1)
| Кейрси, по Люшеру2) - Серову
| Серов
| Соционические типологии разных школ3)
| SP
Дионисий
| ESTP
ISTP
ESFP
ISFP
| теп+Б+Ф+КÞтеп.Сир (»5+)
хол+Б+Ф+КÞхол.Сир (»5+)
теп+Б+Ж+КÞтеп.св.О (»3)
хол+Б+Ж+КÞхол.св.О (»3)
| M + Mf + Sm
M +Mf +Idm
M + Sf + Sm
M + Sf + Sm
| Антрепренер
Тамада
Мастер
Художник
| С-Л Э
С-Э Э
С-Л И
С-Э И
| Жуков
Наполеон
Габен
Дюма
| SJ
Эпиметей
| ESTJ
ISTJ
ESFJ
ISFJ
| теп+Б+Ф+ГÞтеп.св.С (»1+)
хол+Б+Ф+ГÞхол.св.С (»1+)
теп+Б+Ж+ГÞтеп.св.З (»4)
хол+Б+Ж+ГÞхол.св.З (»4)
| M + Idf +Idm
M +Idf + Idm
M + Sf +Idf
M + Sf +Idf
| Администратор
Опекун
Торговец
Хранитель
| Л-С Э
Л-С И
Э-С Э
Э-С И
| Штирлиц
М. Горький
Гюго
Драйзер
| NF
Аполлон
| ENFP
INFP
ENFJ
INFJ
| теп+Ч+Ж+КÞтеп.тКор (»6)
хол+Ч+Ж+КÞхол.тКор (»6)
теп+Ч+Ж+Г Þ теп.тЗ (»2?)
хол+Ч+Ж+Г Þ хол.тЗ (»2?)
| S + Sf + Sm
S+ Sf + Sm
S + Mm (?)
S + Mm (?)
| Журналист
Романтик
Педагог
Предсказатель
| И-Э Э
И-Э И
Э-И Э
Э-И И
| Гексли
Есенин
Гамлет
Достоевский
| NT
Прометей
| ENTJ
INTJ
ENTP
INTP
| теп+Ч+Ф+Г Þ теп.тС (»1)
хол+Ч+Ф+Г Þ хол.тС (»1)
теп+Ч+Ф+К Þ теп.тП (»5)
хол+Ч+Ф+К Þ хол.тП (»5)
| S + Idm + Idf
S + Idm + Idf
S + Mf + Sm
S + Mf + Sm
| Фельдмаршал
Исследователь
Изобретатель
Архитектор
| Л-И Э
Л-И И
И-Л Э
И-Л И
| Дж. Лондон
Робеспьер
Дон Кихот
Бальзак
| Примечания к таблице:
1) Все обозначения даны в тексте.
2) В скобках приведены номера цветов, по Люшеру, которые были получены по типологии Кейрси (см. текст)
3) И - интуитивный, Л- логический, С - сенсорный, Э - этический, И - интроверт, Э - экстраверт.
Поскольку с «объективным значением» каждого цвета люшеровской 8-цветовой подборки коррелировал соответствующий компонент интеллекта, определенным образом связанный и с состоянием (нормальным или экстремальным), и с гендером, то проведение корреляции между психологическими типами, характеристиками темперамента и цвета дало возможность соотнести тесты Люшера, двухфакторную модель Айзенка и хром-тесты[54]. Это, в свою очередь, позволило определять функциональные состояния интеллекта, участвующего в процессе цветовосприятия без обращения к тем или иным типологиям, определенная субъективность (отсутствие независимой воспроизводимости и шкал измерения) которых следует из таблицы 9.1. Вместе с тем, по Серову, возможность измерения «веса» каждого из компонентов интеллекта в интегральной функции личности позволяет полагать типологию хроматизма оптимальной для последующей формализации и систематизации. Так, уже в настоящее время вклад каждого из хром-планов M-, Id-, S- может быть достаточно точно измерен с подразделением по гендеру f-m и учетом светлотной M-S составляющей (по ахромной оси цветового тела).
Принимая во внимание принципы выбора Герингом «основных» 4-х цветов и сопоставляя этот выбор с 4-мя цветами как экспрессивными характеристиками Гете или Кандинского, несложно заметить, что они практически совпадают с цветами темпераментов Штайнера. Исследования Айзенка и Люшера также показали, что эти 4 цвета (красно-оранжевый, желтый, сине-зеленый и темно-синий) являются наиболее индивидуальными и одновременно наиболее обобщающими характеристиками.
В самом деле эти две пары (КО—СЗ и Ж—С) согласуются с хроматическим принципом оппонентности как по гендеру и/или факторам, так и по эмоциональным проявлениям каждой пары темпераментов, образующих устойчивые системы любой типологии. Это позволило сделать вывод о том, что тип личности обусловлен с одной стороны, нейродинамической организацией головного мозга и структурно-динамическими особенностями организма, а с другой, – соответствующими доминантами хром-планов, которые позволяют определять этот тип по предпочтительному выбору цветов[55] при строго заданных условиях, где условия подразделяются на нормальные и экстремальные состояния интеллекта.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 501 | Нарушение авторских прав
|