АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Хроматические принципы представлении психологической информации
Архетипически обусловленная традиционность семантики цвета представляет собой практически единый международный контекстно-зависимый язык, который (благодаря базирующимся на естественной природе интеллекта культурологическим базам знания, конвертируется на когнитивный (лингвистический) уровень осознания. В целях четкого представления этого цикла ознакомимся с исходными (прагматически-семантическим и концептуально-оппонентным) уровнями “автоматизированной” переработки информации, которые органически присущи естественному интеллекту как открытой информационной системе.
Кодирование информации включает операцию отождествления знаков различных кодов в соответствии с базой знаний пользователя и устанавливает оптимальное алфавитное соотношение сигнификативных и денотативных характеристик, которое для передачи информации о состоянии и значимости денотатов включает прежде всего цветовой алфавит, предполагающий автоматизм восприятия. В связи с этим представим хроматический анализ цвета (как элемента автоматического опознания) на уровне семантического восприятия и переработки информации внешней среды.
Согласно триадному подразделению интеллекта, эти характеристики представлены в табл. 10.2 с подразделением по гендеру (социокультурному диморфизму), обозначенному доминантой -D соответствующих свойств у женщин f и мужчин m в согласии с известной концепцией Геодакяна и билатеральным подразделением функций интеллектуальной деятельности человека.
Таблица 10.2. Семантика цветов Люшера в хроматизме
Цвет
| Функциональная психология
| Цветовой тест отношений
| Хроматизм (N-условия)
| Белый
| освобождения от сопротивления
| ¾
| Сознание
| Материнское
| Прошлое
| Серый
| отсутствие переживаний
| пассивный, расслабленный
| Подсознание
| Мужское
| Настоящее
| Черный
| отрицание, вытеснение, небытие
| молчаливый, независимый
| Бессознание
| Женское
| Будущее
| Красный
| энергичная активность, лидерство
| энергичный, напряженный,
| мужское бессознание (аффекты)
| Желтый
| радость, восприимчивость
| разговорчивый, общительный,
| женское бессознание (эмоции)
| Зеленый
| волевое усилие, самовыражение
| самостоятельный, невозмутимый
| мужское самосознание (Я-концепция)
| Синий
| эмоциональная стабильность
| честный, добрый, справедливый
| f(Г)+m(Ф) подсознание (чувства)
| Пурпур
| интуиция, эмоциональность
| самостоятельный, неискренний
| женское сверхсознание (право + интуиция)
|
Как было показано выше, это подразделение подтвердилось не только канонами мировой культуры, но также и цветопредпочтениями разных «полов», выявленными в работах по дифференциальной и функциональной психологии. Поскольку отношение идеального к материальному характеризует эмоции, то мы можем выявить это отношение и между мужчиной и женщиной. Ид-план является доминантой мужского интеллекта, тогда как С- и М-планы – женского.
В соответствии с этим параметры цвета оказываются связанными с динамическими функциями интеллекта, поскольку последние могут быть формализованы в планах кодирования перерабатываемой информации (Табл. 1.7) и нормированы в их любой интерпретации, например, табл.2.1. Принципы данной нормировке представлены в табл. 10.3.
Таблица 10.3. Нормировка и воздействие цвета
Ц в е т
| Нормировка
| MIdS (f - m)
| Воздействие, по Вундту-Фрилингу
| Белый.
| Б
| 10Б
| M
| - гасит раздражение
| Серый
| -
| 5Б + 5 Ч
| Id = M + S
| - не вызывает раздражения
| Черный
| Ч
| 10Ч
| S
| - способствует сосредоточению
| Розовый
| -
| 5 Б + 5 К
| M = S(m)
| - нежный, внушает некоторую таинственность
| Красный
| К
| 10 К
| S(m)
| - волевой, жизнеутверждающий
| Кармин
| -
| 1Ч +4К+5П
| S << S(m) + M(f)
| - повелевающий, требующий
| Киноварь
| -
| 2Ч+ 4К+4П
| S < S(m) + M(f)
| - подавляющий
| Охра
| -
| 1-3Ч+1-3Ж(К)
| S» S(n)
| - смягчает рост раздражения
| Коричневые тона
| -
| (Б+Ч+К+Ж)
| M + S + S(n)
| - действуют вяло, инертно
| Коричнево-землистый
| -
| 1Ч +5К+4Ж
| S<< S(n)
| - стабилизирующий раздражение
| Темно-коричневый
| -
| 2Ч+ 4К+4Ж
| S< S(n)
| - смягчающий возбудимость
| Оранжевый
| -
| О= 5К+5Ж
| S(n) =S(f)+ S(m)
| - теплый, уютный
| Желтый
| Ж
| 10Ж
| S(f)
| - контактирующий, лучезарный
| Желто-зеленый
| -
| 5Ж+5З
| S(f) = M(m)
| - обновляющий, раскрепощающий
| Пастельно-зеленый
| -
| 5Б+ 5З
| M = M(m)
| - ласковый, мягкий
| Оливковый
| -
| 2Б+3Ж+5З
| M< S(f)< M(m)
| - успокаивающий, смягчающий
| Чисто-зеленый
| З
| 10З
| M(m)
| - требовательный, освежающий
| Сине-зеленый
| -
| 3Г+3Ф+4З
| Id(n) >M(m)
| - подчеркивает движение, изменчивость
| Серовато-голубоват.
| -
| 2Ч + 8Г
| Id(f)> S
| - сдержанный
| Голубой
| Г
| 10Г
| Id(f)
| - уводит в пространство, направляющий
| Синий
| -
| С= 5Г + 5Ф
| Id(n)= Id(f)+ Id(m)
| - подчеркивает дистанцию
| Фиолетоый
| Ф
| 10Ф
| Id(m)
| - углубленный, тяжелый
| Лиловый
| -
| 1Б + 9Ф
| M<< Id(m)
| - замкнутый, изолированный
| Пурпурный
| П
| 10П
| M(f)
| - изысканный, претенциозный'
|
Отсюда можно было бы получить формализацию взаимоотношений партнеров на уровне взаимоотношений компонентов их интеллектов путем установления функциональной связи между компонентами, существенными для изучаемого явления. Однако для этого требуется ввести критерий адекватности их соотнесения. Это связано с тем, что, согласно представленным в табл. 10.1-3 примерам, взаимодействовать друг с другом могут как однородные, так и разнородные компоненты интеллектов.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 415 | Нарушение авторских прав
|