АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Цвет и структура интеллекта
Как известно, цветовая информация складывается из факторов, присущих в равной мере и передающему и принимающему объекту. Так, цвет окрашенной поверхности будет совершенно иначе восприниматься в случае известной принадлежности этой поверхности к знакомому предмету (предметный цвет) или, наоборот, в случае его принадлежности к незнакомому предмету, а также в случае безотносительности этого цвета к любому предмету.
К последнему примеру можно отнести апертурные цвета (безоблачного неба, рассматриваемого через светофильтры, квазимонохромное освещение тумана, представление цвета в воображении с закрытыми глазами и т. п.). В этих случаях появляется отсутствие локализации цветов на каком-либо расстоянии от индивида – они занимают все «видимое» пространство и в то же время не занимают его вообще в сравнении с цветами, локализованными на знакомой поверхности. Это свойство цвета встречается в мифах, где божества или культурные герои обитают в пространстве и вне пространства, во времени и вне времени.
Показательно, что мифы совершенно разных стран, времен и народов имеют множество идентичных значений или, говоря словами Юнга, "единое архетипическое содержание". Это свойство мифов было соотнесено со свойством глаза ощущать одинаковыми метамерные цвета, которые в действительности имеют различный спектральный состав. Можно сказать, что и цветовосприятие, и цветоощущение приобретают значимость для интеллекта лишь в том случае, если входят в систему образов, образующих неосознаваемую модель мира. Следует подчеркнуть это неосознаваемое формирование и образов и модели мира, поскольку к настоящему времени в науке накоплено достаточно доказательств в пользу того, что и зрительные и более сложные (к примеру, сновидные) образы организуются прежде всего на неосознаваемом уровне функционирования интеллекта.
Язык неосознаваемых и, в частности, мифологически-символических действий в онто- и филогенезе предшествовал словесному языку, то есть служил базой для усвоения последнего. Об этом говорят миллионы невербализованных – как чувств, так и оттенков различных цветов – в сравнении с несколькими десятками (максимум сотней) вербализованных чувств и цветообозначений. Эта ограниченность сознания, функцией которого является вербализация, взаимосвязана с тем, что естественный «лингвистический» язык далеко не все и далеко не адекватно отображает в окружающем мире, нередко оставляя достаточно широкое толкование сигнификатов относительно собственных денотатов.
Вместе с тем, из ограниченности поля цветообозначений в сознании никак не следовал вывод, что формально-логическое мышление (свойственное сознанию) является менее совершенным, чем свойственное подсознанию чувственно-образное мышление; они тесно взаимосвязаны и не могут существовать один без другого. В филогенезе же, при условии исторического становления сознания, и проявлялась та мифотворческая сторона подсознания, которая цветом предмета характеризовала не столько предмет, сколько его свойства, а они уже распространялись на свойства и отношения самих предметов.
Наиболее явным образом эти отношения были представлены в «нетрадиционной» медицине традиционных культур Востока, где цветом характеризовались не только функциональные свойства (так называемые поля) организма, но и внутренние органы. Представленное в табл. 1.3 и 1.5 соответствие между цветом (семантически канонизированным в традиционных культурах) и «полями» Востока позволило выявить в хроматической модели интеллекта (MIdS) достоверное подразделение по гендеру (f, m; n=f+m) для нормальных N и экстремальных Е условий существования индивидов и общества.
Как сложный объект исследования, интеллект, согласно А.Н.Колмогорову, может быть определен через минимальное число знаков, содержащих такую информацию об объекте, которая достаточна и необходима для его воспроизведения (декодирования). В связи с этим определением рассмотрим вопросы, связанные с пониманием интеллекта как совокупности сознательного, подсознательного и бессознательного аспектов переработки информации и их моделировании с помощью минимального числа знаков, формализующих эту совокупность в кодах цветов, планов и размерностей.
Вместе с тем, для информационной модели интеллекта необходимо и достаточно учитывать лишь основные принципы динамической локализации функций мозга и системной организации этих функций в ЦНС, поскольку локализовать можно не функцию головного мозга (она достаточно сложно организована и еще далеко не все тонкости этой организации известны), а лишь определенную степень ее выполнения. Так, психические процессы, зависимые от правого полушария головного мозга и подкорки, принято обозначать как психосенсорные процессы, то есть процессы чувственно-образного познания внешней среды и самого себя. Эти процессы были включены нами в функции Ид-плана (подсознания). Зависимые же от левого полушария и стволовых отделов психические процессы принято соотносить с двигательной (функции С-плана – бессознания), а также с вербализующей и абстрагирующей (функции М-плана – сознания) деятельностью мозга и обозначать как психомоторные.
Анализ огромнейшего числа экспериментальных данных позволяет сформулировать весьма важные для хром-модели интеллекта выводы:
1. Психосенсорная сфера (Ид-план в модели интеллекта) обычно является максимально индивидуализированной, поскольку одну и ту же ситуацию два человека воспринимают с существенно различающимися (в опыте) эмоциональными оттенками, которые определяются и сиюминутным состоянием, и прошлым опытом восприятия каждого из них и т. п.
2. Психомоторная сфера (М- и С-планы) должна быть предельно унифицирована, так как благодаря этой стороне психики люди однозначно понимают и друг друга, и общечеловеческий опыт.
Так как все эти характеристики являются мультифакторными, то в них можно выявить определенные характеристики, связанные с заданными кодами информации. Например, информация на уровне подсознания принимает контекстно-зависимый характер лишь при ее осознании. В реальности же она существует в обобщенном виде только как контекст, то есть на языках более высокого уровня, чем это принято рассматривать в теории формальных грамматик. Уже отсюда несложно вывести своего рода оппозиционный характер архитектуры интеллекта.
Подразделение неосознаваемых сфер переработки цветовой информации на подсознание и бессознание при семантической интерпретации цвета позволило выработать четкий критерий подразделения интеллекта на адекватные компоненты и их характеристики. Согласно триадному подразделению интеллекта, эти характеристики представлены в табл. 8.1 с подразделением по гендеру, обозначенному доминантой D соответствующих свойств у женщин f и мужчин m в согласии с известной концепцией Геодакяна и полоролевыми стереотипами.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 450 | Нарушение авторских прав
|