АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Определение цвета

Прочитайте:
  1. I. Доход от прироста стоимости при реализации ценных бумаг (инвестор самостоятельно несет ответственность за определение и выплату налогов в бюджет Республики Казахстан)
  2. I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
  3. I. Определение СКФ по клиренсу креатинина
  4. II. Договорные отношения могущие влиять на определение управомоченного лица
  5. А. Определение группы крови стандартными изогемагглютинирующими сыворотками.
  6. Аборты. Определение, классифиация, диагностика и профилактика.
  7. Ангины: 1) определение, этиология и патогенез 2) классификация 3) патологическая анатомия и дифференциальная диагностика различных форм 4) местные осложнения 5) общие осложнения
  8. Антигены. Определение. Свойства. Виды.
  9. Асептика, антисептика. Определение понятий. Способы проведения.
  10. Б. Определение группы крови с помощью цоликлонов (моноклональных антител)

Несмотря на многовековое изучение цвета, это понятие, как и его наиболее распространенные определения не являются достаточно строгими, а следовательно, и общепринятыми. По существу, большая часть представлений о цвете сводится к трактовке опытов Ньютона со светом и призмой: цвет - это свойство спектрального состава излучения (пропускания, отражения), вызывающее у человека особые зрительные ощущения. Однако здесь учитываются лишь две стороны цвета: с одной стороны - физика, с другой - физиология; собственно о восприятии (как интеллектуальной деятельности) речи не идет. Помимо этого, данное определение цвета может включать весьма ограниченный круг цветовых явлений: например, черный цвет или так называемые "диски Бенхэма" принципиально выпадают из данного круга, что весьма сужает и ценность приведенного определения.

Вместе с тем со времен Бюффона, Гете и многих других исследователей цвета (как собственно психологического явления) существуют представления, включающие и ньютоновскую трактовку: цвет - это определенный вид психических переживаний, возникающих благодаря как поступающему в глаза внешнему излучению (пропусканию, отражению), так и механическому воздействию на глаза (удар, давление), или внутреннему представлению этого вида переживания в полной темноте (с закрытыми глазами, в воображении, во сне).

Можно заметить, что вся триадная совокупность "хрома" здесь представлена почти в полном объеме[43]: материальное - внешнее излучение или механическое воздействие на глаз, идеальное – внутреннее представление, и эмоциональное - определенный вид психических переживаний. Современные ученые[44], вероятно, раскрывая последнее значение, говорят, что цвет - характерная функция восприятия, передающая выразительность и позволяющая приобрести определенные знания об объекте. С психологической точки зрения любой цветовой объект (искусства или природы) совсем не предназначен для передачи информации о своем материальном носителе: картина рассказывает не о физико-химических свойствах пигментов, а о колорите, композиционной гармонии цветов и других функциях, передающих ее выразительность через субъективное переживание хроматического отношения свойств воспринимаемого цвета к отражающей (ощущаемой) краске[45].

В 20-х годах ХХ века Эрвин Шредингер предложил одно из наиболее распространенных (как в физике, так и в психологии) определений: цвет - это свойство спектрального состава излучений, общее всем излучениям, в том числе визуально неразличимым для человека. Формально это определение кажется справедливым, однако, во-первых, оно касается не цвета, а света, то есть излучений самосветящихся предметов, а не отражения предметов реального мира. И, что более существенно, этим определением Шредингер полностью “снял” не только проблему зависимости цветовых ощущений от многочисленных конкретных условий стимульного наблюдения цвета, но и собственно проблему цветовых перцептов т.е. цветовосприятия.

Принимая во внимание ограничения и некоторую "вольность" вышеприведенных определений понятия "цвет", с позиций хроматизма это понятие не может иметь какие-либо ограничения. Это объясняется тем, что как психологические, так и хроматические представления о цвете связаны не с конкретикой каждого из предыдущих определений (физическими параметрами красочного отражения, видом того или иного ощущения, или воздействия и т.п.), а с его триадным отношением к атрибутам системы «интеллект - внешняя среда» и возможностью их конкретизации:


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 686 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)