АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Гендерный смысл цвета
Восприятие цвета можно представить через интегрирующую деятельность интеллекта, сопоставляющего ощущение цвета (поступающее из внешней среды в бессознание) с существующими в подсознании хроматическими свойствами архетипов, которые сознание может осознавать и запоминать (цветовые коды представлены в табл.1.7).
Для моделирования и соответственно кодирования информации, циркулирующей в интеллекте, поэтому сопоставим свойства внешнего и внутреннего цветового пространств на таком детально изученном (позволяющем проводить воспроизводимые измерения) объекте, как цветовое тело. Цветовое тело включает ахромную ось и цветовой круг с максимально насыщенными ("яркими”) цветами по периметру и средне-серым в центре, как было показано на рис.1. Иначе говоря, любой заданный цвет можно описать тремя параметрами и выразить точкой в трехмерном пространстве типа двойного конуса: цвет (цветовой тон, сопоставимый с доминирующими длинами волн l) – сходство данного цвета с одним из спектральных; насыщенность m – степень отличия данного цвета от серого равной светлоты; светлота r – близость определяемого цвета к белому, измеряемая по ахромной оси. Существование в интеллекте минимум трех уровней переработки информации достаточно явным образом коррелирует и с известными представлениями психоаналитической теории, и с цветовым телом. Рис. 6 и 7 наглядно демонстрируют этот факт.
|
| | Рис.6. Модель интеллекта, по рисунку Фрейда
| Рис.7. Трехмерная модель интеллекта
| Рис.6. Модель интеллекта, по рисунку Фрейда
Рис.7. Трехмерная модель интеллекта
На этих рисунках представлено соответствие между фрейдовским пред- и подсознательным «Я» (Vbw und Untbw) [52] и, по терминологии хроматизма, подсознанием (Id-планом) интеллекта, откуда непосредственно следует смысловая близость, с одной стороны, функций фрейдовского «Оно» Ubw и бессознания (S-), а с другой - «сознания» Bw и сознания (M-) как компонента модели интеллекта. Согласно изображенной на рис.1, 6 и 7 корреляции между цветовым телом и функциями интеллекта, их можно описать тремя характеристиками и выразить точкой в трехмерном пространстве цветового тела.
Показательно соответствие результатов, полученных в Части 1, с гендерными доминантами интеллекта, изображенными на рис.6 и 7: «цветнослепой» мужчина предпочитает именно серый цвет (сочетающий все цвета спектра в их идеальном представлении, то есть оппозиционно) и характеризуется именно доминантой Ид-плана, тогда как «одетая во все цвета радуги» женщина имеет принципиально материальные М- и С-плановые доминанты, действительно включающие все материальные цвета (краски) в их противоречивом единстве.
Анализ опытного материала и теоретических разработок в определенных областях человекознания показал, что введенные представления хроматизма позволили выявить сущностные свойства цвета, связанные с гендером как социокультурным диморфизмом человека. Так, например, социологические опросы по представлению другого индивида в группе показали важность (для поддержания стабильности социальных групп) таких характеристик как полоролевое отношение и цветовое оформление внешности индивидов. Наглядным примером последнего может служить упомянутое замечание Рембо о легкости соблазнения женщины в красном, или экстраординарность мужчины в желтом. С большой степенью вероятности можно полагать, что к настоящему времени выявлена семантика и полоролевое соотнесение цвета с вышеуказанными компонентами интеллекта. Так, например, по данным Г.С. Васильченко, среди женщин достоверно чаще встречаются сангвиники и меланхолики, тогда как среди мужчин — холерики и флегматики.
Согласно Айзенку, эти типы для каждого пола имеют полярный характер, который в соответствии с их вербальными характеристиками соотносится с вербальными характеристиками цветов проективной методики Люшера, с одной стороны, и с компонентами хроматической модели интеллекта, с одной стороны. Эта хром-интерпретация цветовых предпочтений, в частности, однозначно коррелировала с гендерными цветопредпочтениями, выявленными в работах по дифференциальной и функциональной психологии индивидами разных темпераментов и представленными в таблице 8.4:
Таблица 8.4. Природное различие «полов» по темпераментам, в %
Направленность
| Экстраверты
| Интроверты
| Темперамент
| Холерики
| Сангвиники
| Флегматики
| Меланхолики
| Предпочтительные цвета
| Красный
| Желтый
| Зеленый
| Синий
| Женщины
| 24,5
| 12,5
| 19,5
| 43,5
| Мужчины
| 29,5
| 11,5
| 22,5
| 36,5
| Различие
| -5,0
| +1,0
| -3,0
| +7,0
|
По-видимому, семантику цвета можно отнести к основной характеристике, объединяющей людей по естественному (для фило- и онтогенеза) семиотическому принципу цветового взаимодействия. Этот тезис был основан на представленных в табл.1.5 цветовых кодах (как характерных признаках архетипических представлений о внешнем мире), которые не только автоматизированно считывались, но и сохранялись неизменными на протяжении тысячелетий. Поэтому предпринятый нами в 1 части анализ цветовой семантики традиционных культур привел к выводу о канонизированных цветах как традиционной основе естественного сочетания триады интеллекта.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 510 | Нарушение авторских прав
|