Испокон веков белый цвет ассоциировался с “духом предков” и наделялся свойствами очищения и божественности. Белый цвет – цвет Великой Матери, цвет женщины, ибо создана она белой: “И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека жену ” (Быт. 2, 22).
В древних обществах белый обычно олицетворял союз мужчины и женщины (семя) и одновременно – союз матери и младенца (молоко). Белым цветом наделялись такие свойства человека как сознательное исполнение долга, социальная сплоченность, сохранение традиций, всеобщая осведомленность и память. В обычных условиях существования племен белизна служила неизменным символом женских качеств.
В Африке белый цвет траура надевали в особых случаях, когда хотели увековечить память о почтенном человеке. Для обычных же случаев траура служил серый и черный. А.Д. Чернова замечает, что смысл траурного цвета – это символ неокрашенной одежды в знак отказа от всех цветов, вкупе олицетворяющих жизнь.
Белый в иудаизме передает значение высокой, чистой сущности. В одежды белого цвета из виссона, одеваются ангелы и праведники. “ Добродетельная жена... виссон и пурпур – одежда ее. ” (Прит. 31, 22). Талес – мужская накидка для молитв – чисто белого цвета. В “белый” пост надевают белые одежды и в молитвах просят, “чтобы наши грехи побелели”.
В праздник сбора винограда и танцев (15-е Ава) еврейские девушки надевают простые белые платья и танцуют при свете полной луны. Юноши стоят вокруг и выбирают себе невест. Полотняные белые платья снимают различия девушек в имущественном положении и парни выбирают себе невест за красивые глаза, вкус, ум, но не по расчету, не за богатые одежды. То есть создается наиболее прочная семья. Семья, где фундаментом служит бессознание. “Влечение в белом”. И одновременно иудаизм связывает белый цвет с цветом чистого сознания и его манифестацией при духовном возвышении.
Показательно, что индийская традиция (выражать цветом соответствующее эмоциональное состояние) наделяет белый значением комической настроенности при самопрозрении. И здесь же белый цвет наделяется свойствами благости, так как характеризует касту жрецов (брахманов), которые на протяжении тысячелетий сохраняли неизменными традиции общества.
Буддистские вероучения наделяют белый цвет самообладанием и высшей духовной трансформацией через женственность мира: “Ведущая наружу за тьму оков незнания”. “Мать всех Будд”.
Конфуцианство в Китае “канонизировало” белый цвет как истину, долг и самопожертвование. И одновременно оставило в силе такие значения, как справедливость и печаль (в трауре). Интересно, что в китайском театре (виртуальная реальность, то есть экстремум бытия) маска белого цвета означала отрицание прямодушия и искренности.
В Античном мире в белое одеты жрицы Афродиты. И здесь же рождается миф о Белой скале, пролетая мимо которой, души умерших теряют память о земном существовании. Платон в рассуждениях о душе человеческой (Федр, 253 d) наделил белым цветом совестливую ее часть, которая чтит законы, традиции и нравы общества.
В христианстве белый цвет символизирует божественный свет Бога-Отца. За этим же цветом закреплен в канонах иконописи цвет Богоматери и Святых Девственниц. В православии белый цвет церковных облачений используется в Рождество Христово, Преображение и Благовещение. В них же начинается Пасхальная утреня.
Белые ризы одеваются при крещениях, помолвках, браке, погребениях. Ибо эти стадии человеческой жизни характеризуются переходом в новую форму существования души. “Белое – венчальное, черное – печальное”. Белый цвет означает здесь очищение души, принятие ею девственности, невинности и целостности. В католичестве священник надевает белые одеяния на все указанные службы, а также при конфирмации. Белый цвет здесь олицетворяет и святых, не испытавших мучений.
В исламе белые цвета ничем не отличаются от других цветов в одежде священников и прихожан. Главное условие белизны (как и в иудаизме) – чистота одежды, а не ее окраска. Поэтому еще раз оговорим, что на Востоке траурным цветом являлся и является не белый, как это иногда считают на Западе, а светло-серый цвет чистого (неотбеленного) холста.
Венцом радости и очищения считает Каббала корону белого цвета. Ибо и алхимия гласила, что белый цвет – это “женский принцип”, “белая женщина, белая лилия – в общем, женщина”. Белый цвет связывался здесь с Луной, серебром и ртутью как чистота индивидуального света. Логично-белые цвета в иоанновских ложах франкмасонов предназначены для подмастерьев и учеников. В средние века белые одежды в миру носили преимущественно те, кто хотел “выказать чистоту и неподкупность сердца”. Белый флаг символизирует капитуляцию, перемирие, дружбу и добрую волю.
По психологическим параметрам воздействия характеризуется такими свойствами, как светлый, легкий, холодный, блестящий и ослепляющий. Обыкновенно же белый цвет ассоциируется со святостью, чистотой и целомудрием. И одновременно – со смертью. Фата невесты – это умирание старой и рождение новой жизни. Смерть в белом цвете – телесна, но не духовна. Отсюда и саван. Или траурные одежды из неотбеленного (но не белого) холста на Востоке.
Поляки и венгры без какого-либо стеснения называли женщин “белым народом”. Возможно и не только потому, что кожа женщин всегда светлее мужской. “Прельщается Фома, как убелится кума”. Как считают мужчины, к женщине, одетой в белое, можно относиться только “с особым почтением”, ибо она “кажется окруженной неизъяснимым магическим ореолом”. А следовательно, – и “возвышеннее, нежнее и недоступнее”.
По мнению современных психологов, женщинам в белом свойственны бескомпромиссность, некоторая холодность сердца и отсутствие кокетства с мужчинами. Об этом же писали и женщины в начале XX в.: белый цвет – утверждающий, черный – отрицательный… Женщина, одетая во все белое, внушает мужчине более уважения… Белый цвет отгоняет недобрые и грешные мысли – освещает темноту… Белый цвет требует от нас идеальной чистоты, тем самым часто предохраняет нас от заразы и болезней. Белый цвет чрезвычайно практичен – в отличие от других цветов он не выгорает на солнце, а значит, и выгоден в носке.
Белый свет и цвет считается нормой цветовосприятия. Хотя и солнце, и лампы накаливания, не говоря уже о свечах, дают не белый, а желтоватый цвет. Психология цвета в предпочтении белого над серым и черным видит стремление человека освободиться от обременительной связи и начать новую жизнь. Поэтому лицам, нуждающимся в освобождении от неприятных обстоятельств, рекомендуется одевать белые одежды. Как и серый или черный, белый – это фон для полихромного цвета. И этот фон сильно повышает интенсивность находящегося рядом с ним цвета.
Психологи считают, что белый цвет – это цвет без эффекта. Это – “tabula rasa” (чистая доска), на которой еще предстоит написать нечто содержательное. Как наше сознание. Не зря же Фрезер говорит о “белой нити науки”, увязывая последнюю с рациональностью сознания. И Эдвард де Боно находит в сублимате белого цвета бесстрастную манеру изложения, оперирование фактами и объективной информацией.
В хроматизме белый цвет является сублимированным архетипом рационализма. Ибо вряд ли кто из нас осмелится назвать Великую Мать иррациональной. В хроматической модели интеллекта белый цвет сублимирует функции общемирового – материнского сознания. Белый цвет в хроматической модели времен характеризует прошлое. Непонятно как, но политики узнали это и стали называть архивы истории “Белыми книгами”.
Серый.
У индусов и французов пепельно-серый цвет выражает печаль, покаяние или раскаяние. В самом деле, в нем нет крайностей. Он – в самом центре всех на свете цветов. Без него не обходится ни одна смена моды. А ведь только при отсутствии крайностей реальным становится проявление человечности. С ее печалями и раскаянием.
Археологи и этнологи называют серый цвет керамики цветом «смены времен», так как он предшествует возникновению каждой новой культуры. Мифологии практически всех традиционных культур утверждают, что человек создан из глины, грязи, пепла или праха земного. Так, в “черный” пост евреи обмакивают крутое яйцо в серый пепел – пищу горюющих. Проводят пеплом полосу на лбу, чтобы исполнить сказанное “Пепел вместо красоты”. Некоторые даже рассыпают пепел на полу и валяются в нем. Еще Авраам говорил “... я, прах и пепел”. Ибо создал Господь Бог человека из праха земного (Быт.2, 7; 18, 27). А ведь до сих пор “человек” во многих языках это мужчина. И одежды современного мужчины – серые, из пепла и праха...
В традиционном Китае серым цветом изображается лицо богини в экстремальной ситуации устрашения противников. И цвет траурных одежд, по данным Л. и В. Сычевых, – это цвет неокрашенных, неотбеленных, то есть светло-серых тканей. Их-то европеец до сих пор и называет белыми, быть может, в силу своей приверженности к крайностям, включая сюда и крайности цветовосприятия. А ведь серый – единственный цвет, который может видеть даже дальтоник. В самом деле, для серого не существует ни дополнительных, ни контрастных цветов. И этим он принципиально отличен от них, поскольку содержит в себе их оппозиционное единство. Снимает в себе, как сказал бы Гегель, противоречия любых возможных проявлений крайности.
Античный мир наделял серый цвет значением траура по умершим (отказ от ярких цветов). В рассуждениях о душе человеческой Платон, скорее всего, наделил бы серым цветом ведущую ее часть, которая всю жизньпытается совместить необузданность черного и социальность белого (элементов) души (Федр, 253 d). Однако, античные авторы еще не затрагивали смысл серого цвета, впрочем, как и библейские.
В христианских канонах за серым цветом с античных времен сохранилось значение телесной смерти и духовного бессмертия. Отсюда ведут свое происхождение и упомянутые выше восточные траурные одежды из неотбеленного холста.. Пеплом же посыпали голову в трауре. Ибо пепел знаменует раскаяние и в символике цвета. Ибо “пепел – дерево, превращенное огнем в пепел” (дерево означает закоренелость греха, а огонь – очищение страданием). Отсюда же в раннем христианстве этот цвет соотносится не столько с нищими и убогими, сколько со странствующими монахами.
Однако поэзией ислама серый цвет уже воспринимается как цвет злодеяний или несчастий. И напоминает о забытой чистоте, о болях. В персидской поэзии дым – символ печали. Однако, как считал Дехлеви: «Почтенна белизна седых волос, // Аллах всесильный сам ее вознес».
Средневековая Европа называет серый цветом джентльменов, цветом высшего света и т.п. И одновременно геральдика обозначает им несчастье и страдание. Возникает и каббалистический “цвет мудрости”. И серые цвета униформы современных чиновников. Цвета одежды масона, посвящаемого в высшие степени приобщения к таинствам ложи, – серые. “Серый кардинал” – человек, правящий незаметно, за спинами красных, белых и т.п. И только потом, (по прошествии времени, то есть в прошедшем времени) выясняется его истинная роль. Серый же – это время настоящее. Замечательно окрашивает настоящее время в серый цвет Гете (Фауст), «Ведь удалось Ахиллу в Ферах // Как, верно, ведомо тебе // С ней жить вне наших рамок серых,// Вне времени, назло судьбе!».
Предпочтение светло-серого в ахромной шкале, по Люшеру, связано с повышенной, доходящей до безудержности, потребностью к беспрепятственному переживанию всех возможных ситуаций, в том числе и сексуальных, и именно в настоящем времени. Нейтральный же серый, согласно Люшеру, не вызывает никаких психологических реакций, не успокаивает и не возбуждает. Хотя и создает внутреннюю стабильность, подчеркивает обязательность, частично отгораживая от внешних воздействий. Предпочтение средне-серого по 8-цветовой шкале означает замкнутость, скрытность или сдержанность. Нередко оно связано с повышенным уровнем тревожности.
Ибо “серость” обыкновенно некоторым кажется самодостаточной. И этим она подозрительна как замкнутость, статичность или смерть. Однако на Западе русский неологизм XX века – “сплошная серость” – поймет далеко не каждый… Но “Запад есть Запад”… Татьяна Забозлаева так говорит о сером цвете: это переход от земли к небу, от неба к земле, это… вообще сфера зла в его повседневном воплощении. Черное – абсолют зла, серое, так сказать, — зло повседневное… Это пепел, дым, прах.
И это мнение имеет серьезное обоснование в русской литературе начала XX века. Блок: “липкое отвратительное серое животное”, “необъятная серая паучиха скуки” и т.п. Кандинский: “Серое беззвучно и бездвижно…” Начало материалистическому уничтожению “серости” было положено, наверное, Горьким, в произведениях которого серый цвет (как олицетворение мещанства) показан во всей его “неприглядности”. Серый человек – главный враг бытия. “Он готов рабски служить всякой силе, только бы она охраняла его сытость и покой… Эта маленькая двоедушная гадина всегда занимает средину между крайностями, мешая им своекорыстной суетой своей развиться до конца, до абсурда, до идеала” (1905 г. “О Сером”).
Итак, Россия прислушалась к голосу своей интеллигенции и довела себя до сегодняшнего “идеала”, до конца, до абсурда. Возникает вопрос: почему у нас и только у нас (которых “умом не понять”) до сих пор существует это горько горьковское стремление к уничтожению третьего сословия – мещан (обывателей)? Во всем цивилизованном мире именно на усредненности обывателя держится мир и целесообразность. Во всем мире (кроме России) мещанство как “серость” поддерживается на правительственном уровне. Ибо мещанин голосует не за крайности, а за стабильность. Не за конец, а за процветание. Не за абсурд, а за потребление…
А что же у нас, в России? Согласно Андрею Белому, “серый цвет создается отношением черного к белому”. По Мережковскому же, с началом XX века “серость” и “зло” стали синонимами. Что же получилось? “Возможно, для нас определение зла заключается в относительной серединности, двусмысленности” этого отношения. Иначе говоря, Россия выбрала крайности. Абсолют черного и белого. Чтобы никакой двусмысленности. Никакой середины. И тем более, “золотой середины”…
“Воплощение небытия в бытие, придающее последнему призрачность, символизирует серый цвет”, – писал Андрей Белый. Действительно, переход в неизвестное будущее (пугающее черное) из белого (осмысленного) бытия незаметен, призрачен как наше настоящее. Лишь мгновение назад мы были в нем, а его уже нет. Это мгновения – уже бывшее прошлое. Осмысленное белое прошлое.
Лицам, которые не хотят, чтобы их познавали, психология цвета рекомендует носить одежды серых тонов. Серый позволяет оградить себя от всяческих влияний, переутомлений или внешних напряжений. Хотя и влечет за собой неприкрытое отсутствие сопереживаний. Это согласуется и с данными экстрасенсов, которые связывают светло-серую ауру ментального тела человека с эгоизмом. Как пишет о мужской моде конца ХХ века У. Бер, «серый костюм – самая популярная форма одежды. Он говорит об исполнительном, стремящемся к успеху и уверенности в завтрашнем дне, мужчине».
Однако серый не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Функциональная психология выявляет в нем, по меньшей мере, три цвета: светло-, средне- и темно-серый. Предпочтение светло-серого (из белого, трех серых и черного цветов) указывает на готовность к переживаниям, на легкую возбудимость и желание контактов с окружающими. Средне-серый говорит о стремлении к стабилизации и установлению порядка. Темно-серый выражает потребность в телесно-духовном удовлетворении. Иногда, правда, в ущерб телесному.
Переведем все это в принципы цветовой терапии. Предположим, у пациента необходимо сформировать желание откровенного реагирования на внешние воздействия. В таком случае можно рекомендовать светло-серый цвет. Психологически состояние пациента в одежде этих тонов связано с открытостью. С готовностью к возвышенному возбуждению, или к переживаниям и контактам. Например, на экзаменах светло-серая одежда не столько “маскирует” незнание отвечающего, сколько повышает его интеллектуальные возможности. Лицам, жалующимся на повышенную чувствительность и поэтому стремящимся уклониться от чувственных связей, можно рекомендовать темно-серые одежды. Они помогают достичь гармоничного равновесия души без физического напряжения.
Серый цвет (средне-серый, по Люшеру) является сублимированным архетипом хроматизма. В хроматической модели интеллекта серый проявляет творческие черты общемирового подсознания. Временной аспект этого сублимата – незаметное настоящее. Об этом же пишет и Андрей Белый: “Воплощение небытия в бытие, придающее последнему призрачность, символизирует серый цвет”.