АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Желтый.
Как считал Гете, желтый цвет всегда несет с собой свет. В своей высшей чистоте желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью. Если уж мы говорим о гендере, то можем ли приписать эти свойства «мужчине»? Вряд ли. Вместе с тем, солнечно-желтый как цвет божественного озарения обычно ассоциируется и с цветом Афродиты, и с одеждами Афины, и с ореолом Аполлона, и с аурой Будды, и с нимбом Христа. То есть не только с обычным женским, но и с экстремальным мужским (цветом творцов).
Еще в Древнем Египте изображения богинь и женщин канонически окрашивались в желтый цвет (ср.с красным изображением богов и мужчин). В традиционном Китае (где долго царили матримониальные отношения и женщина занимала центр мироздания) желтый цвет считался священным и обозначал женственность (Инь) земли (И цзинь). Относительно патриархальных обычаев Запада эта культура может считаться как бы перевернутой. То есть пребывавшей в экстремальном состоянии интеллекта. В таком состоянии именно император мог носить самые царственные (женщины царствовали в семье) цвета. И прежде всего желтый. Согласно Конфуцию, желтый цвет должен символизировать веру. А ведь всем известно, что большинство истинно верующих – женщины.
Индуизм улавливает в этом цвете бессмертно-жизненную истину, наделяя им семя человеческое. В энергетическом центре желтого цвета тантризм усматривает увеличение жизненной силы и приобретение крепкого здоровья. Тут же находится и способность ясно излагать свои мысли (опять женщины!). Показательно, что экстрасенсы, отождествляющие интеллект с интуицией, находят в ауре золотисто-желтого цвета высокие умственные качества и широкие, блестящие возможности.
Золотые и желтые цвета одежд православные священники надевают на богослужения праздников Иисуса Христа (Рождество, Сретение, Преображение, Вознесение), в воскресные дни, а также в дни памяти апостолов и святителей. В католичестве светло-желтый цвет символизирует интуицию, интеллект и веру. А также – истину, обретенную в откровении, и эмоциональную теплоту Солнца.
Духовную красоту характеризует золотисто-желтым цветом Каббала и франкмасоны. Однако желтый флаг в Европе означал карантин. Примечательно, что до XII века, по данным Л.Н. Мироновой, желтый цвет имел преимущественно положительное значение; после XII – приобрел смысл измены, лжи, продажности (изображение Иуды в желтых одеждах), бесстыдства и т.п. И жертвы инквизиции шли на костер в желтых одеждах.
Заслуживает интерес и особый характер “понимания” этого цвета в России начала XX века. Желтые тона “Мира искусств” тогда прекрасно уживались с фиолетовыми цветами модерна. Желтый Бакст и сиренево-фиолетовый Врубель. Синий Блок и желтый Маяковский… “Как перевернут сновидно мир весь”. В России даже золотистому лютику было присвоено насмешливое “куриная слепота”. Вспомним: “курица – не птица, баба – не человек”. Не говорит ли и этот ряд о сочетании золотисто-желтого цвета с женским началом. Собственно, с женственностью, с ослепительным цветом женского тела. Женского бессознания. Поэтому женщинам, продающим свое тело (свое бессознание) под “красным фонарем” выдавали не красные, а “желтые билеты”. Ибо красный привлекал мужчин, а желтый (как “паспорт” женского тела) характеризовал проституток.
Золото и женщина... Любопытно, что по золотым кольцам в ушах уже в глубокой древности различали социальное значение главного – правого и подчиненного – левого. Так, лишь знатные персы и греки золотое колечко носили в правом ухе. В левом колечко носили исключительно рабы. «Протяни, о кравчий, чашу, золотую, цвета меда, // Той подобную, что кружит виночерпий небосвода,» —писал Дехлеви на одном из пиров. Сейчас эти традиции не помнят даже геи. Лишь женщины сохраняют все традиции Белого Света: серьги и в правом, и в левом ухе означают многое. Повелительница ли рабов? Или рабыня повелителя? Это знает только женщина. Ибо золото – это ее цвет. С.С. Аверинцев также считает, что христианская трактовка золота являет собой божественную чистоту девственного сияния. Или, говоря мирским языком, женского бессознания.
Еще Аксаков задавался вопросом: Какой “златою серединой” // Ты путь опасный проходил? И кто, как не женщина, “усреднит” своим сиянием любые крайности детей ли, мужчин или подруг. Кто, как не женщина, отдаст Богу Богово. Лицезрение золота, как писал Омар Хайям, “дает свет глазам и радость сердцу… Оно делает человека смелым и укрепляет ум”. Кто же, как не женщина, способен сделать человека смелым. Кто укрепляет ум мужчины. Кто дает свет глазам и радость сердцу. Только женщина. И еще ее солнечный символ – золото (Откр. 12.1): “И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце”.
Золотисто-желтый связывается также с лучисто-интуитивной целеустремленностью или с интеллектуальным оптимизмом. Кандинский усматривает в этом цвете стремление к человеку – стремление перешагнуть границы обособленности каждого из нас. Д-р Вайс вслед за Кейсом полагает, что у людей, имеющих в ауре золотисто-желтый цвет, от природы прекрасные умственные способности; они доверчивы и легко учатся. А кто более интуитивен, доверчив и легко учится, женщина или мужчина? Безусловно, женщина.
Восприятие желтого цвета вызывает более нежное, по сравнению с оранжевым, действие на пульс и дыхание. То есть бодрое, веселящее возбуждение. Возможно, это связано с тем, что желтый цвет как бы исходит от своей поверхности и распространяется на расположенные рядом с ним цвета. А может быть, потому что желтый наиболее благоприятен для большей скорости зрительного восприятия, устойчивости ясного видения и остроты зрения. Стимулируя этим деятельность мозга, он вызывает у человека интеллектуальный интерес к объективному миру. Вероятно, поэтому ярко-желтый цвет часто отвергается алкоголиками. Хотя здесь следует учесть и тот факт, что желтый принимает участие в развитии головокружений.
Целительные свойства желтого цвета, согласно практике д-ра Бэббитта, могут использоваться и приемом внутрь воды, заряженной в бутылках желтого стекла на солнце. По этой методике лечатся хронические запоры и бронхит. Прием от 2 до 4 чайных ложек заряженной воды перед приемом пищи.
В функциональной психологии предпочтение желтого означает стремление к независимости и к расширению горизонта восприятия. Значение желтого цвета обычно включает и живость чувств в самораскрытии интеллекта. И радостную бодрость при нежных возбуждениях. Сюда же можно отнести и эксцентрические устремления к снятию напряжения в познании тайн бытия. А также – ожидание контактов в поисках счастья и смысла жизни.
Интересно сопоставить любовь к желтому беременных женщин, которые прошли курс обучения для “безбоязненных” родов, и грудных детей. С одной стороны, желтый излечивает детскую анемию. А с другой, успокаивает отдельные виды женских психоневрозов и препятствует колебаниям в состоянии здоровья. Пристрастие женщины к желтому цвету одежд часто говорит о самовлюбленности, о скрываемой чувственности и женственности, которая в сексе легко обращается в красную активность мужского начала. Наверное, поэтому незамужние беременные женщины, для которых ребенок будет совсем “нежеланным”, категорически отвергают желтый цвет. Психоаналитики полагают, что в этих случаях сказывается тематическая фиксация при сужении области переживаний и самораскрытия, озабоченность и т.п.
Де Боно соотносит желтый цвет с оптимизмом и жизнеутверждением, в котором живет надежда и позитивное мышление и поиск возможностей. Очевидно, прежде всего при жизненных разочарованиях может оказаться полезным действие желтого цвета как ярко выраженного стремления к человечеству. К интуитивному преодолению межличностной напряженности. К непринужденности в общении. Или в ожиданиях.
В хроматизме желтые тона сублимируют архетипы иудаизма и определенных индуистских верований. Сублимат желтого цвета откровенно выявляет хроматические черты женского бессознания, при нормальных условиях жизни, и мужского – при экстремальных.
Оттенки желтого.
Если светло-желтые тона связаны с солнечным светом, а следовательно, и с первопричиной жизни, с первыми весенними цветами – одуванчиками, с выводком цыплят, золотом или лимоном, то затемненные тона желтого цвета – с гноем, мочой и калом, с цветом жалящих ос, с неподвластными человеку песками пустынь (У. Бер).
Быть может, поэтому темно-желтый цвет обычно ассоциируется с изменой, скупостью и недоверчивостью, то есть с качествами, которые XII век обобщил на все желтые цвета. Прекрасные примеры этого приводит Сергей Эйзенштейн относительно желтых тонов жен: желтый цвет – цвет обманутых мужей, желтый бал – бал рогоносцев, а выражение “жена окрашивала его с ног до головы в желтый цвет” означает, что жена ему изменяла.
Как это понимать? Если желтый – цвет женского тела, цвет женского бессознания, то почему он становится цветом рогоносцев? Одну сторону мы уже видели выше (аноргазмия). Однако существует и другая сторона медали. и ответ здесь не так уж прост, как кажется. Очень редко женщина изменяет без влюбленности. Влюбленность же оборачивает цвет ее бессознания в красный. И мужу ничего не остается (для устойчивости их семьи), как окраситься в ее желтый цвет. Он становится женщиной. Ждущей своего активного партнера. Но у мужчины преобладает серый цвет воображающего все и вся подсознания. И сочетание желтого и серого дает “все цвета ревности”. Те цвета, которые еще древние называли “желтым чудовищем”, “желтым глазом зависти”.
Или как отмечал Гете, “незначительное и незаметное смещение превращает прекрасное впечатление огня и золота в гадливое, и цвет почета и благородства оборачивается в цвет позора, отвращения и неудовольствия”. Итак, грязно-желтый цвет – знак позора, ненависти, безумия и болезни. Быть может, поэтому и Кандинский утверждал, что желтое есть типично земная краска, связанная с выражением безумия, с признаками слепого бешенства. С этим загрязненным желтым связано и предательство Иуды, и желтые тона романов Достоевского, и современные выражения “желтый дом”, “желтая пресса” и т.п. В политологии известное обобщение “желтые” применяется до сих пор по отношению к профсоюзам, к Второму интернационалу как знак предательства, соглашательства.
Если следовать утверждениям этнологов (“желтое – это женское”), то получается, что женское бессознание, которое не достигло оргазма, действительно, безумно. Действительно, если оно просветлено, оно – солнечно. Если загрязнено остатком черного, не получившего выхода (аноргазмия), то – бешеное. Как наиболее близкий к коричневому этот цвет сублимирует в себе главенство бессознания женщины в интеллекте. То есть уход пациента в аффективность без осознания своих действий (скандалы и как следствие, – неверность, которая сопровождается скандальной ревностью и т.д.).
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 541 | Нарушение авторских прав
|