АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Цвета одежд в терапии
Человеческий глаз может различить около миллиона цветовых оттенков. Но изолированные от всего и вся цвета встречаются лишь во сне, в кино, да в экспериментах психологов. Правда, теперь еще и в цветолечении. Обычно же цвет связан с определенными вещами. И всем, наверное, понятно, что цвет шляпки будет воздействовать совсем иначе, чем цвет юбки. Эта проблема в лечении цветом приобретает особо важный характер. И вызвана она не столько эстетическим, сколько этическим соотнесением человеческого “низа” и “верха”. Социального и сексуального.
Единой нормы не существует ни для людей с различным здоровьем или темпераментом. Характером или социальным положением. То, что в одном случае оказывается полезным для “верха”, может быть противопоказано для “низа” в другом. Аналогичное заключение относится к “правому” и “левому” (логическому и эмоциональному) при современных тенденциях к модной асимметрии в одежде. И никакая ссылка на замедленность цветовоздействия не может спасти неграмотного терапевта. Цвет медленно, но действует, и тем более, при длительном (пролонгированном) лечении, которое в быту еще называют ношением одежд модных или немодных цветов.
Цвет одежды воздействует на нас тремя путями. Во-первых, существуют кожные рецепторы, которые передают бессознанию необходимую информацию и специфическую энергию цвета. Второй путь – это зрение, воспринимающее цвет уже на уровне подсознания и сознания. И наконец, третий путь – это окружающие нас люди, которые воспринимают цвета и ведут себя с нами в соответствии с этим восприятием.
Существование первого пути доказывают опыты со слепыми, проведенные около 10 лет назад в США. Второй путь очевиден: человек не просто выбрал свой цвет одежды прежде, чем надеть на себя. Он постоянно воспринимает его (или свое?) отражение в зеркале и т.д. Не так очевиден третий путь, ибо “встречают по одежке"...
В восприятии одежды мы неосознанно ожидаем, что ее цветовая выразительность согласуется с чувствами, мыслями, а может быть, и с мировоззрением человека. И провожаем его “по уму”, – то есть, в зависимости от того, одел он свои или “чужие” цвета. Несомненно, цвет обладает определенными информационными свойствами, смысл которых недоступен нашему сознанию. Хотя подсознательно мы и внимаем им. Иначе не встречали бы “по одежке”… Поэтому вряд ли можно считать разумными постоянные советы модельеров типа “Ваш цвет” или “Какой цвет Вам идет вообще”. То есть, формально перечислив лишь цвет глаз, волос, кожи и т.п.
Разумеется, очень многое зависит и от предназначения цвета. Одни цвета мы выбираем для себя, другие для ребенка, третьи для гостиной и т.д. И все для “внешней” среды. А ближайшей внешней средой является, конечно же, одежда. Понятно, что личный выбор ее цветов определяется и социальной, и эстетической, и биологической предрасположенностью. Однако пока мы выбираем свои цвета, общество задает моду на них. Оно приспосабливает цвета большинства людей к своим цветам. Или меняет оттенок моды под цветовым воздействием отдельной личности. Как же научиться чувствовать и понимать цвета? И не просто различать модные оттенки, а выбирать для себя их гармоничное сочетание. Чтобы лучше и комфортнее чувствовать себя в окружающем мире, при этом создавая комфорт окружающим.
Все, наверное, замечали, как бросаются в глаза новые цвета одежд. И как со временем окружающие все менее и менее замечают этот цвет. Или человека в одежде этого цвета. Значит, при длительном воздействии какого-либо цвета чувствительность окружающих к нему снижается. Этот цвет как бы тускнеет в их глазах. Происходит это в силу свойства нашей души подразумевать под любым из цветов совершенно другой. Противоположный ему. Контрастный. Вызывающий вместе с первым ощущение белого или серого цвета (см. табл.2.3).
Душа наша всегда и во всем ищет равновесия. За внешним цветом ищет она внутренний, обычно контрастный первому. При сочетании же только внешних контрастных цветов в равных количествах может случиться невероятное. Воздействие обоих цветов тут же взаимно уничтожается. Все это может вызывать чувство беспокойства. Ибо нет того преобладающего цвета, который лишь и создает определенный эмоциональный настрой.
Никаких всеобъемлющих правил цветовой гармонии в одежде пока нет. Да и не может быть, наверное. Дело это не столько спорное, сколько совершенно безнадежное: “На вкус и цвет товарищей нет”, и, уж тем более, – в моде. Вместе с тем, в § 1.6 мы упомянули теорию цветовой гармонии Гете, Оствальда и большинства других ученых, которые считали гармоничным сочетание дополнительных и/или контрастных цветов и негармоничным – сочетание цветов, которые соседствуют или расположены недалеко друг от друга в цветовом круге. Но еще раз напомним, что здесь имеются ввиду апертурные (изолированные от предметов) цвета, а не цвета модных или не совсем модных одежд.
Кстати, говоря о моде на Западе, Монтескье затронул и обычаи: “... их пристрастие к своим обычаям никак не вяжется с тем непостоянством, с каким они меняют эти обычаи чуть ли не каждый день”. Именно эти обычаи Запада и заставят нас в следующих главах обратиться к традиционным культурам Востока, которые тысячелетиями сохраняли неизменным свой образ жизни и свои цветовые каноны.
Быть может, со временем историки моды и установят какие-либо цветовые законы ее развития. Пока же приведем одну любопытную параллель между началом 90-х годов ХХ века и Римской империей I века новой эры. И там, и тут были модны контрастирующие сочетания ярких сине-зеленых, оранжево-желтых и фиолетово-пурпурных тонов. Отметим еще раз, что контрастный цвет может лишь сопутствовать фону, то есть основному тону одежды. Но не уравниваться с ним в правах, как это случалось в Риме и как это случилось с нами. Цветовая отделка одежды напрямую связана с учетом фона. Больше всего под влиянием цветного фона изменяются красный и зеленый цвета. Так, зеленый желтеет на голубом и синеет на оранжевом. Красный же на фиолетовом фоне кажется оранжевым, а на оранжевом приобретает характер фиолетово-пурпурного.
Цветовой язык одежды о многом говорит терапевту. И конечно же, о том, как меняется человек под воздействием цвета. И как под действием моды меняется его цвет. Зная теперь, что один и тот же цвет утомляет не только окружающих, но и нас самих, можно легко понять, почему мода так активно изнутри нас периодически вступает в свои права. Своеобразным Солнцем проходит она по зодиакальному кругу души. Здесь-то и выявляются космические первопричины моды. Ведь священный календарь любой религии олицетворяет вечный возврат к ограниченному числу божественных актов. Ритмов Макро- и Микрокосма. И в этом смысле зодиакальный круг универсален в отражении и божественных, и наших духовных реалий. Как возвышенно-земных – религий. Так и земных – моды.
Уже первобытные люди пытались отыскать живописные формы, способные кратно описать действие смутно ощущаемых сил бессознания и Космоса. Так появился круг, квадрат, треугольник, крест и т.п. Так оформлялись тревожащие душу ощущения в понятные всем представления. Так появились круг Зодиака и мандала[29]. Ибо цветовая наглядность их противопоставлений вполне удовлетворяла человека, удовлетворяла его душу. Душу, которая вечно пытается жить в согласии с противоречивой сущностью Вселенной. Так появляется смысл самосознания – осознание себя в Космосе и Вселенной в себе.
В самом деле, бессмысленность не дает полноты жизни, ибо отсутствие смысла жизни ведет к болезни, а этим – к сокращению самой жизни. Смысл же многое, если не все, делает приемлемым. Осознать себя в Космосе как гармонию осознанного Космоса в себе – это стать человеком на фундаменте человечества. Это пережить мифы тысячелетий. Почтить память предков. Слиться с Космосом. И потребность в этом осмыслении, в этом претворении эзотерических таинств в себе имеет, по Юнгу, жизненно важное значение. Ибо общая тайна – лучшее средство для объединения индивидов.
Круг Зодиака используют не только астрологи Востока, но и Запада. Поэтому различные соответствия между цветами и знаками у многих вызывают недоумение. Один пример. Лев – власть Солнца, чистый проникающий Свет. По Элиаде, этот знак связан с чувствами и эмоциями. Львица же символизирует материнский инстинкт и всегда сопровождает Великую Мать. Все это (см. желтый цвет) дает прямое указание на чистый желтый как символ Льва, как сублимат женского бессознания.
Показательно, что путаница с цветами этих знаков связана с абсолютной неразработанностью гендерного соотнесения цветовой «символики» с нормальными и экстремальными состояниями человека. Так, сохранившиеся документы по предметным цветам и их отображению в произведениях искусства древних обществ позволили нам сделать выводы о явном наделении цвета различными значениями[30].
Так, обычно наделяемые символикой предметные цвета геометрических фигур, стихий, первоэлементов и др. воспроизводятся при переходе от культуры к культуре достаточно редко. Более частое воспроизведение символических значений цвета в разных культурах наблюдается при изображении астрономических, астрологических и географических представлений (планет, знаков Зодиака, времен года, дней недели, стран света и др.), что так же, как и в первом случае, нередко является предметом спекуляций из-за отсутствия критериев соответствия.
И, наконец, наиболее характерным (документально воспроизводимым и, на наш взгляд, эмпирически обоснованным) является символически-цветовое (хроматическое) описание раскрасок, одежд и ритуальных украшений, которые достаточно надежно коррелируют с функциями интеллекта и чертами характера богов и людей в их диморфизме при учете соответствующих (нормальных или экстремальных) условий жизни.
Весьма характерно по аналогичному выводу высказывается последовательница К.Г. Юнга, И. Якоби[31]: "Приписывание цветов соответствующим (психическим) функциям меняется в зависимости от культуры или группы людей, а иногда и от человека к человеку; однако, как правило...синий, цвет чистого неба, обозначает мышление; желтый, цвет отдаленного солнца... - интуицию, которая озаряет как вспышкой молнии, истоки и тенденции происходящего; красный, цвет пульсирующей крови и огня, выражает волнения и взрывы эмоций; тогда как зеленый, цвет земного, осязаемого, доступного непосредственному восприятию растительного мира, соответствует функции восприятия".
Мы привели эту цитату для того, чтобы отметить смысл употребляемых Якоби определений:
приписывание цветов функциям меняется, но:
как правило: Þ синий обозначает мышление,
желтый обозначает интуицию,
красный выражает волнения,
зеленый соответствует функции восприятия.
Несложно заметить, что п. 1 (приписывание цветов функциям) соотносится с субъективной составляющей цветовосприятия и его меняющейся интерпретации. Вместе с тем, в п. 2 (оборот “как правило” принято считать проявлением закономерности) Якоби усматривает объективную составляющую, используя для символики цвета три глагола: обозначает, выражает и соответствует.
Таким образом, специалист по аналитической психологии (включающей толкование мифов и ритуалов) разделяет субъективную и объективную составляющие, выделяя в последней по меньшей мере три компонента, три понятия, которые несут вполне определенную нагрузку: знаковость, экспрессия и принцип соответствия.
Понятия "знак" и "экспрессивность" достаточно известны и не требуют пояснения[32]. Однако "принцип соответствия" первоначально был предложен Н. Бором, вообще говоря, для объяснения причин последовательного отрицания и/или использования квантовой механикой законов классической механики. Затем философия обобщила этот принцип, и в настоящее время он означает преемственность теорий в какой-либо сфере науки[33].
В хроматизме принцип соответствия прежде всего включает преемственность фило- и онтогенетически получаемой информации при формировании архетипов. Кроме того, принцип соответствия может означать, с одной стороны, совмещение в одном цвете (но не в его оттенках) различных обобщений (желтый - женственность, измена и др.) как хроматических сублиматов, характеризующих архетипы. С другой стороны, этот принцип может указывать на соответствие одному абстрактному понятию (выражающему эстетические чувства и психологические функции) различных, вплоть до дополнительных, цветов:, "любовь" - материнская (белый), к Богу - синий, к себе - желтый, к любимому - красный, к другу - зеленый, к сексу - черный и др.[34].
Данные примеры призваны показать, что обобщения (проводимые обыкновенно на уровне подсознания в виде образных представлений[35]) различны по цветовым оттенкам, то есть приобретают различный смысл при детализации цвета. Возможно, именно последний фактор принципа соответствия более всего сказывается на существующей до настоящего времени "путанице" в интерпретации как собственно смысла цвета, так и его "символических" значений. Это в равной степени относится к разночтениям в символике камней, живых цветов, первоначал и т.п. символике, встречающейся в журналах моды, дизайна и стиля.
Все это заполняет нашу земную жизнь. Жизнь, продвигающуюся по зодиакальному кругу – по кругу цветов Белого Света. Приведем эти зодиакальные знаки во избежание разночтений, которые нередко встречаются в литературе. Своими весьма специфическими цветами эти знаки выявляют и собственный контраст, и относительный период их смены в нашей душе.
Овен – пурпурный
Телец – красный
Близнецы – оранжево-красный
Рак – оранжевый
Лев – желтый
Дева – желто-зеленый
| Весы – зеленый
Скорпион – зелено-голубой
Стрелец – голубой
Козерог – синий
Водолей – сине-фиолетовый
Рыбы – фиолетовый
| В моде для каждого цвета период этот различен и не так уж последователен, как в зодиакальном круге. Поэтому мы не приводим цвета модных одежд в каком-нибудь столетии. Ибо за столетие мода может пройти не один цветовой круг, не один круг Зодиака. Изучение здесь только начинается. В среднем, модным принято считать цвет от одного до трех лет. Проще говоря, этот период предназначен нам природой социального общения для перехода к следующему этапу интеллектуального развития. Цветовая терапия позволяет ускорить этот процесс и за несколько сеансов достичь тех же результатов, что привносят в нашу жизнь многолетние цвета моды. И одновременно остаться в том же возрасте, что и были. И вместе с тем, получить цвета, требуемые от нас развивающимся интеллектом.
Далее мы приведем обобщенные значения хроматических сублиматов интеллекта. Результаты собранных нами многовековых работ по цвету и хромотерапии могут показаться кому-то осознанными. То есть, противоречащими всему предыдущему изложению. Однако история человечества состоит в периодическом осознании неосознаваемого. И в постоянном забывании того, что окончательно не может быть осознано никогда. Все-таки “сознание есть страдание”, – считает Кьеркегор. Страдание осознания. Поэтому и цвет нельзя осознать до конца. Как Бога. В Него можно верить. Или не верить. Его можно чувствовать, но нельзя понять. Поэтому и цветовой язык со временем уходит в коллективное бессознательное – в неосознаваемую долговременную память человечества. В память вероисповедания.
В последнее время появляются упоминания о соответствии ячеек этой памяти – архетипов – конкретным мировым религиям. Ниже дается их цветовое соотнесение. Поскольку каждое вероисповедание лечит страждущих, то мы приводим и значения соответствующих цветов в различных религиях. Хотя значения каждого из цветов могут оказаться интересными и полезными не только верующим – будь это просто цвет, или цвет архетипа.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 607 | Нарушение авторских прав
|