АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Дети и взрослые в цветовой среде
С раннего детства ребенок активно воспринимает мир света и цвета. И не ведая того, родители одевают малыша в излюбленные ими цвета – цвета, определяющие его здоровье в настоящем и жизненный путь в будущем. И ребенок вверился им – всезнающим. Однако его склонность к любимым цветам меняется на протяжении жизни. Уже к трем месяцам дитя реагирует на красные цвета. К полугоду – на желтые, затем на зеленые и позже всех на синие. У младенца голубые покрытия стен ухудшают настроение, а желтые или салатные улучшают. К 3-5 годам малышу больше нравится красный, к 7-8 годам – снова желтый, позже – зеленый, синий и т.д.
Вместе с тем, смены любимых цветов уточняют по времени и фазы в психосексуальном развитии каждого ребенка. Так, например, до подросткового возраста у детей доминирует эйдетическое (правополушарное, невербализующее) восприятие, которое, по данным Вительсон, с раннего детства наблюдается у мальчиков и практически отсутствует у девочек вплоть до менархе. И это важно знать родителям, желающим устранить какие-либо психические отклонения у любимого отпрыска. Ибо восприятие цвета взаимосвязано с мировосприятием. Так, например, число страхов у детей (Рис.2) связано с уровнем тревожности, который достаточно точно определяется по предпочтительным цветам ребенка
Рис. 2. Количество страхов у детей
В этой связи сопоставим воспитание детей в Японии с воспитанием западным. В Японии сначала выявляются цвета, отсутствующие в детских рисунках. Затем восприятие доводится до овладения всеми известными цветами как основой гармонического видения. “Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в жизни” – сверхзадача японского педагога. На Западе же отсутствие какого-либо цвета в детских рисунках считается проявлением творческой индивидуальности[13], то есть тем, что в японской школе принимают как недостаток. Как нам кажется, разумнее все же считать, что нормальный уравновешенный человек находится в гармоничном отношении со всеми цветами, а случаи явного предпочтения одних цветов или откровенной неприязни к другим свидетельствуют о некоторой неуравновешенности.
В западной же науке (в функциональной психологии) предпочтения тех или иных цветов определяются путем тестирования. При этом не всегда учитывается тот факт, что смысл (семантика) цвета имеет двусторонний характер. С одной стороны, в нем генетически заложены определенные черты архетипов, которые объективно проявляются на опыте (красное – огонь, кровь, учащение пульса и т.п.). С другой стороны, цветовые предпочтения связаны с множеством субъективных факторов, которые определяются чувственно-эмоциональной стороной восприятия, потребностными, мотивационными и другими функциями интеллекта. При этом субъективные факторы также имеют двойную обусловленность: объективную, которая определяется особенностями цветовоздействия интерьера и одежды, и субъективную, связанную с теми же потребностями, но уже через психосоциальные характеристики, то есть гендер человека[14].
Тем не менее, полувековое применение известных тестов позволило выделить “нормальную” личную цветовую шкалу, отклонение от которой считается выражением психической ненормальности, или, как мы видели выше, – индивидуальности. Так, в 8-цветовом тесте Люшера четыре основных цвета (см. четыре темперамента в табл. 1.4) – синий, зеленый, красный и желтый – большинство людей ставит на первых четырех позициях, а серый, фиолетовый, коричневый и черный – на последних. Если у кого-либо это не так, то психолог говорит о “некоторых отклонениях от нормы”. Например, отрицание красного цвета как предпочтительного указывает на “вытеснение потребности в возбуждении, слабом уровне активности” и т.п. Вместе с тем, опыт тестовых опросов выявляет и социальное разделение общества. Например, низшие слои населения фиолетовый, желтый и коричневый цвета выбирают предпочтительными в два раза чаще, чем высшие слои, которые, в свою очередь, предпочитают на 8 процентов чаще (чем низшие) синий и зеленый цвета.
Цветовые предпочтения разных полов также различны: женщины чаще выбирают желтый, голубой и пурпурный, а мужчины – красный, зеленый и фиолетовый. Заметим к тому же, что женщины из ахромных (нецветных) цветов чаще всего выбирают белый и черный, а мужчины – серые цвета. Понятно ли это? Одинаковы ли души, если тела различны? Все реально в этом ирреальном мире цвета, в идеальном мире души, сочетающемся с материальным миром тела. Амазонки, Жанна д’Арк или Надежда Дурова; театр Кабуки, мадам Баттерфляй или Тутси; геи и лесбиянки, –. есть ли лучшие доказательства внеполового соотнесения души и тела. Или кто-то еще не встречал женщин с мужским характером, женоподобных мужчин?
Поэтому в хроматизме понятие «пол» относится не столько к телесным, сколько к духовным признакам. Строго говоря, речь в хроматизме идет о гендере, то есть полоролевой идентификации души и тела человека. А душа и тело объединены понятием интеллекта, который условно делится на три составляющих, на три хроматических компонента: сознание – социальные предписания, формальная логика и др., подсознание – эстетика восприятия, творчество и др., бессознание – телесные ощущения и др.[15]
При нормальных условиях жизни, как покажет далее анализ памятников мировой культуры, в женском интеллекте главенствует сознание, а в мужском – подсознание, при этом каждый из компонентов характеризуется конкретным цветом, который связан с определенными функциями интеллекта и гендера (психосоциального пола) человека. Так, почти во всех мифологиях женщина (Великая Мать-богиня) являлась подательницей благ, высшей мудростью, охранительницей традиций. Но одновременно “женское начало” в этих же мифах символизировало нечто иррациональное. Непознаваемое. Тайну времен.
С этих позиций становятся более понятными и утверждения антифеминисток о том, что известные всем женские качества эмоциональности и интуиции противостоят сугубо рациональному мышлению «мужчин-роботов». Очевидно все зависит от личности, но легко видеть и явную относительность этих представлений. Так, по сравнению с мужским подсознанием женское бессознание всегда было более эмоционально. В то же время материнское сознание более мудро, реалистично и рационально, чем мужское подсознание. В нормальных условиях существования общими компонентами интеллекта для обоих полов могут являться и бессознание (оранжевый), и подсознание (синий), тогда как их сознания – контрастными (зеленый и пурпурный).
В целях лучшего понимания этого материала поэтому несколько забежим вперед и приведем культурологическое обобщение полей Восточной медицины для нормальных (N) и экстремальных (E) условий[16] существования гендерных составляющих мужчины (m) и женщины (f) в табл. 1.5. Здесь же приведены данные французских цветотерапевтов Вайса и Шавелли вне гендерного подразделения.
Таблица 1.5. Культурологический смысл цвета, по данным традиционных культур
№
| Цвет (табл.1.2)
| Поле
| Функции цвета, по Вайсу и Шавелли
| D в N условиях
| D в E условиях
|
| Красный
| обоняние
| сексуальность, энергия
| m-бессознание
| f-бессознание
|
| Оранжевый
| вкус
| инициатива, дух предпринимательства
| f=m питание
| f=m сон, секс
|
| Желтый
| осязание
| интеллект, способность к анализу
| f-бессознание
| m-бессознание
|
| Зеленый
| речь, сознание
| чувство реальности, практический ум
| m-самосознание
| f-самосознание
|
| Голубой
| слух
| коммуникабельность, деловые отношения
| f-подсознание
| m-подсознание
|
| Синий
| интуиция
| этика, порядочность
| f=m религия
| f=m творчество
|
| Фиолетовый
| зрение
| стабильность, преданность, постоянство
| m-подсознание
| f-подсознание
|
| Пурпурный
| мышление
| трансцендентность, общественное сознание
| f-сверхсознание
| m-сверхсознание
|
При этом экстрасенсы нередко отмечали любопытную вещь: все нечетные (1, 3, 5, 7) поля человека структурированы, а четные представляются как бы флюидоподобными. Сопоставим это замечание с тем, что все нечетные поля связаны с гендером, то есть полоролевым соотнесением человека, а четные – нет. В цветовом круге этот факт передается простыми цветами для нечетных полей и составными для четных.
Иначе говоря, основными (природными) компонентами интеллекта можно считать бессознание и подсознание, а производными (обусловленными культурой и социумом) – самосознание (зеленый) и сверхсознание (пурпурный). Предпочтение же (доминанта – D)- того или иного цвета определяется и гендером, и условиями (N-E) жизни человека., как это показано в табл.1.5.
Следовательно, передаваемый цветовыми канонами, если можно так сказать, “внетелесный” характер цвета соотносится с некоторой его “идеальностью” по отношению к телу и, в силу вышесказанного, можно предположить непосредственную связь цвета с архетипом или с идеями Платона. Таким образом методами культурологии, психолингвистики, хроматизма, структурной и психологической антропологии к настоящему времени в основном выявлена семантика и полоролевое отнесение «основных» цветов люшеровской подборки. Поэтому к понятию «сверхсознание» может относиться прежде всего правосознание, тогда как к «самосознанию» – самопознание, самооценка, самоконтроль и т.п. Статистика утверждает, что правосознанием в большей мере характеризуются женщины, поскольку репрезентативно они более законопослушны и в большей мере социализированы. В то же время повышенной самооценкой в психологии личности характеризуются мужчины, имеющие ярко выраженную «Я-концепцию». Аналогичный вывод, как это представлено в табл.1.1, вытекает из анализа внутреннего времени обоих полов: в красном цвете («мужском») время течет более быстро, чем в голубом («женском»).
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 528 | Нарушение авторских прав
|