Санкт-Петербург
Н.В. СЕРОВ
СВЕТОЦВЕТОВАЯ ТЕРАПИЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА.
ЦВЕТ – ИНФОРМАЦИЯ – ИНТЕЛЛЕКТ
Речь
Санкт-Петербург
ББК 83.3 (03)
С 329
УДК 535+572+577+612+618.17+619+658
Серов Н.В.
С 329 Светоцветовая терапия. (Терапевтическое значение цвета: информация – цвет – интеллект). СПб: «Речь», 2001. –......с., илл., табл.
ISBN................................
В книге изложены основные результаты, достигнутые к началу ХХI века наукой о цвете в медицине, информатике и психологии. Так как свет и цвет являются мощными стимулами жизнедеятельности человека, то приведены свойства цветов, которые мировая культура прочно связала с гендерными чертами женщин и мужчин. Показано, что эти черты содержатся в цветовых канонах, которые тысячелетиями сохранялись различными культурами независимо друг от друга. Детально раскрыты виды терапевтического влияния цвета в религии, в психоанализе и одежды в моде. На базе информатики и психологии проведено моделирование интеллекта в его взаимодействии с внешней средой.
ISBN...................................
| Ó Н.В. Серов, 2000
ã Издательство «Речь», оформление, 2001
|
ПРЕДИСЛОВИЕ..........................................................................................................................................................................
Благодарности.............................................................................................................................................................................
ЧАСТЬ 1. СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА....................................................................................................................................
Глава 1. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И ЦВЕТ..................................................................................................................................
1.1. Цвет и интеллект..................................................................................................................................................................
Таблица 1.1. Воздействие цвета на человека............................................................................................................
1.2. Цветовая модель времени и пространства...................................................................................................................
Таблица 1.2.1. Соотношения между сущностью цветов, по Платону................................................................
Таблица 1.2.2. Цветовые сублиматы времени и пространства в интеллекте...................................................
1.3. Принципы цветового воздействия..................................................................................................................................
Рис.1. Цветовое тело с цветообозначениями.................................................................................................
Таблица 1.3. Энергетические поля человека...........................................................................................................
Таблица 1.4. Действие цвета на характер человека..............................................................................................
1.4. Дети и взрослые в цветовой среде................................................................................................................................
Рис. 2. Количество страхов у детей...............................................................................................................
Таблица 1.5. Культурологический смысл цвета, по данным традиционных культур................................
1.5. Цветовые коды интеллекта............................................................................................................................................
Таблица 1.6. Предметная корреляция между абстракцией и сублиматом.....................................................
Таблица 1.7. Цветовые коды интеллекта..................................................................................................................
1.6. Цветообозначения и гармония партнеров.................................................................................................................
Таблица 1.8. Семантические универсалии цвета...................................................................................................
Рис.3. Изменение цветоощущения как характеристика возраста.........................................................
Глава 2. ЦВЕТОТЕРАПИЯ КАК ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО..................................................................
2.1. Возможности моделирования интеллекта.................................................................................................................
Таблица 2.1. Соответствия между бытием, интеллектом и ахромными цветами..............................................
2.2. Принципы и нормы цветолечения................................................................................................................................
2.3. Методические принципы диагностики и терапии...................................................................................................
Таблица 2.2. Цветовые допуски для субъективных и объективных измерений.................................................
Таблица 2.3. Цвета, возникающие под влиянием последовательного контраста, по Кравкову...................
2.4. Цвета одежд в терапии....................................................................................................................................................
2.5. Религиозная терапия цвета............................................................................................................................................
Глава 3. АХРОМНЫЕ ЦВЕТА...................................................................................................................................................
3.1. Белый....................................................................................................................................................................................
3.2. Серый...................................................................................................................................................................................
3.3. Черный.................................................................................................................................................................................
Глава 4. ПОЛИХРОМНЫЕ ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА.......................................................................................................................
4.1. Красный...............................................................................................................................................................................
4.2. Оранжевый..........................................................................................................................................................................
4.3. Желтый................................................................................................................................................................................
Глава 5. СЕМАНТИКА ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА.........................................................................................................................
5.1. Зеленовато-желтый цвет.................................................................................................................................................
5.2. Зеленый................................................................................................................................................................................
5.3. Синевато-зеленый (затемненный)................................................................................................................................
Глава 6. ПОЛИХРОМНЫЕ ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА................................................................................................................
6.1. Голубой...............................................................................................................................................................................
6.2. Синий....................................................................................................................................................................................
6.3. Фиолетовый........................................................................................................................................................................
Глава 7. СЕМАНТИКА ПУРПУРНОГО ЦВЕТА.............................................................................................................
7.1. Семантические разночтения пурпура........................................................................................................................
7.2. Пурпур Софии....................................................................................................................................................................
7.3. Незримое воздействие света..........................................................................................................................................
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целью настоящей работы является моделирование, а следовательно, и понимание, и лечение человека с помощью цвета. Медицина как наука объединяет в себе и гуманитарные (психологию, философию, социологию и т.п.), и естественнонаучные (биологию, психофизику, физиологию и т.п.) области знания. Поэтому вначале мы кратко коснемся понимания цвета с позиций этих наук, чтобы попытаться дать обобщенную модель человека..
Как показано в первой части книги, основные закономерности цветовой модели обнаруживаются в памятниках мировой культуры. Поэтому рассмотрены наиболее общие свойства тех цветов, которые мировая культура связывала с интеллектом человека. Здесь же представлены различные виды воздействия цвета на человека, а также причины того, почему ребенка учат всем цветам спектра, почему происходит смена цветов в моде, как могут эти цвета передать отношение человека к жизни и т.п.
Философски-прикладной, если можно так сказать, характер первой части позволил нам обратиться к произведениям знаменитых творцов (философов, поэтов, писателей, художников, композиторов), которые воплотили в истории мировой культуры свои, влекущие нас, образы. Как показано ниже, эти образы, содержат в себе многие черты архетипов К.-Г. Юнга и, следовательно, могут быть использованы на благо человека. В самом деле, типические образы истинных творцов входят в своеобразный резонанс и нашего интеллекта, и мировой культуры, одним из атрибутов которой мы считаем цвет.
Значения основных цветов были канонизированы множеством культур как неосознаваемые характеристики сексуальных, а точнее говоря, гендерных (то есть психических феминно-маскулинных) качеств личности. И попытка осознать эти неосознаваемые характеристики дана в главе, посвященной кодированию цвета интеллектом и раскрытию понятия «архетип». Причины того, почему архетипические цвета возрождаются в каждой новой культуре, раскрыты на примере гармонии цветовых пар, моделирующей устойчивость совместного существования партнеров. Здесь же показаны принципы, методики и возможности светоцветовой терапии в сочетании с психоаналитическим и религиозным подходом к интеллекту.
Первую часть заключают главы, в которых представлены типические черты женщин и мужчин, канонизированные и сохраняемые различными культурами независимо друг от друга. В этих же главах указаны основные типы воздействия каждого из цветов на человека, в соответствии с которыми перечислены болезни, поддающиеся лечению с помощью цвета. Приведены и обобщенные механизмы светоцветовой терапии с использованием невидимых (человеческим глазом) цветов спектра.
Вторая часть предназначена для лиц, интересующихся вопросом «почему западная наука до сих пор не может воссоздать человека». В самом деле, после травм, аварий и т.п. мы можем заменить практически все органы тела, но даже не представляем себе, как можно заменить хоть что-то в душе человека... Об этом же говорит, – нет, об этом уже кричит – прогрессирующее число наркоманов, душевнобольных, религиозных, политических, националистических экстремистов, рецидивистов и т.п.
Поэтому вначале мы отметили сложности известного подхода к моделированию интеллекта (психики) и ввели понятия, с помощью которых далее преодолели эти сложности. Так, в частности определение понятий цвет, интеллект и гендер позволило использовать знания, полученные нами в первой части книги, и уже на их основе подойти к характеристикам интеллекта. Цветовые каноны мировой культуры в сопоставлении с методиками тест опросов и различными типологиями выявили четкие критерии для разделения интеллекта на определенные компоненты, которые мы обозначили хром-планами.
Так как эти планы описывали множество разнородных систем (и цвет, и интеллект, и мозг, и коды, и чувства и т.п.), то для их правильной соотносимости друг с другом были введено представление о единой системе «интеллект - внешняя среда». С позиций информатики интеллект оперирует только информацией, что в сочетании с пространством и временем привело к введению основных единиц измерения и системы размерностей, которая служила надежным критерием соотносимости разнородных понятий друг с другом. Поскольку внешняя среда (в которой существует интеллект) является светоцветовой, то хром-планы и светоцветовые величины оказались связанными единым психо-физико-физиологическим смыслом.
На этой основе в конце второй части выведены формулы для основных функций интеллекта (активность, интуиция, мотивация, настойчивость, цель, эмоции и т.п.) и единицы их измерения, связанные с системой единиц измерения внешней среды. Введенная система размерностей позволила не только проверять правильность полученных формул, но и систематизировать их в виде таблицы, «пустые клетки» которой заполняются процессом человеческого самопознания.
В третьей части изложены вопросы, связанные теорией искусственного интеллекта, моделированием компьютерных архитектур и информационным характером светоцветового взаимодействия естественного интеллекта и внешней среды. В последней главе представлены результаты, обобщающие наши знания о единстве человека и внешней среды.
В приложениях приведены принятые сокращения и обозначения, а также тезаурус и хром-тесты как сведения, которые могут заинтересовать специалистов по теоретико-методологической разработке междисциплинарного изучения человека.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 690 | Нарушение авторских прав
|