АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Голубой.

Как небесный цвет, он ассоциируется с ясным небом, прозрачностью воды, впечатлительностью лириков. Так, в традициях Древнего Египта цвет богини неба был канонически голубым. Голубым же был священный лотос как символ женственно-земного лона. Танцовщицы, согласно сохранившимся документам Древнего Египта, изображались в голубых прозрачных одеждах, подчеркивающих, очевидно, сугубо эстетический (подсознательный) характер изображенных действ.

Вместе с тем, преобладающим цветом подира[37] иудейского первосвященника был тоже голубой с золотыми украшениями. Оба эти небесных цвета первосвященника служили образом высших духовных совершенств (Исх. 28, 31; Лев. VIII). Однако здесь надо вспомнить, что первыми жрицами практически всех древних обществ были женщины сохранявшие традиции (см. Белый цвет). И мужчины, становящиеся жрецами, лишь следовали традиции и одевали (и до сих пор одевают) женские богослужебные одеяния.

Святому Иоанну (Откр. 1, 13) и сам Господь представляется облеченным в подир. В православии голубой цвет соответствует праздникам Пресвятой Богородицы (Введение во храм, Благовещение, Успение и др.), а также дням ангелов Господних. “Голубое пространство наших душ и голубое небо, нам смеющееся, – одна реальность, один символ”, – задумывался Андрей Белый. В католичестве голубой цвет посвящен Деве Марии как Царице Небесной. Он также символизирует небесную истину, вечность, веру и верность.

С энергетическим центром голубого цвета тантризм связывает ясность зрительного осмысления действительности. А также способность к духовной поэзии и понимание сновидений. Яркая и светлая аура голубого цвета говорит о духовности и преданности. Каббалистически-голубой священный треугольник с оком Провидения появляется в ложах франкмасонов как знак этического приобщения к миру. Миролюбивые начала голубого цвета подчеркнуты в убранстве лож и в одеяниях братьев иоанновского масонства. Голубые купола и внутренние украшения мусульманских мечетей, синие и голубые тона православных сводов небесной тверди… Божественные цвета, успокаивающие будоражащее душу подсознание. Успокаивающие и направляющие его не на творчество, а на Веру. На служение Деве Марии.

Это ли не образ духовности, преданности и веры женского подсознания. Веры в божественное предназначение. Невозможно не привести стихотворные откровения философа и поэта Владимира Соловьева указывающие на семантику остальных хроматических характеристик женского интеллекта в нормальном состоянии: золотисто-желтого как сублимата бессознания (“жена, облеченная в солнце” - Откр.12, 1) и есенинского лазурно-голубого как сублимата подсознания:

Пронизана лазурью золотистой, В руке держа цветок нездешних стран... ........................................... Вся в лазури сегодня явилась Предо мной царица моя... ...................................... И меж тех цветов, в том вечном лете, Серебром лазурным облита, Как прекрасна ты, и в звездном свете Как любовь свободна и чиста!
(Там я богиня, впервые тебя Ночью туманной узнал...) Голос отчизны в волшебных речах, В свете лазурных речей... И только я помыслил это слово - Вдруг золотой лазурью все полно, И предо мной она сияет снова – Одно ее лицо – оно одно.

Больше половины младенцев лет до трех не воспринимают голубых тонов. У взрослых этой же формой дальтонизма страдает примерно один человек из десяти. И обычно – мужчина. Следует ли отсюда, что мужчина слеп и глух к небесной голубизне и возвышенности женских чувств? Да. Но не по своему высокомерию. Ибо как дальтоник он слеп от природы: “Мария, дай!.. При чем тут голубое, ведь ты как роза…”. Слава Богу, что сознание женщины научилось лечить и этот вид мужского дальтонизма. Не зря же в России голубой цвет называют «нравственно высоким», имеющим к мужской эротике примерно такое же отношение как «дамские романы».

Существующие исключения (творцы-мужчины) лишь подтверждают правило. Как и женщины в розовом, так и они, –живут в голубом. Ибо творчество – экстремум жизни. При восприятии голубого цвета время еще более, чем в зеленом, недооценивается. Да и не только время. Само пространство этого цвета днем как бы удаляется от нас. Хотя вечером и выдвигается на передний план. Может быть, поэтому голубой уменьшает уровень тревожности у мужчин, впрочем, – как женщина. Успокаивает и расслабляет более холодным образом по сравнению с зеленым. Как пишет Вайс, голубой цвет всегда был символом созерцательности и неба. В голубом большинство людей довольствуется духовной пищей, и их жизнь проходит под знаком альтруизма. Альтруизмом же всегда характеризовались душевные качества женщин, в отличие от эгоизма мужчин (см. серый цвет).

Некоторые даже считают голубой чуть-чуть беспокойным: за счет его серьезности, печали и т.п. Это относится прежде всего к женщинам. Ибо связь голубого цвета с параметрами тревожности обсуждалась психологами с середины 90-х годов. В итоге же пришли к выводу, что женщины более тревожны по сравнению с мужчинами. Еще бы, при таких-то мужчинах, и быть не тревожными...

При воздействии голубого у человека снижается мускульное напряжение и кровяное давление. Дыхание замедляется, становится менее глубоким. Увеличивается длительность выдыхания. Немного снижается частота и сила пульса, – хотя иногда эта реакция после адаптации может стать и обратной. Как у мужчины при общении с женщиной. Да и психологически голубой цвет связан с ощущением чего-то мягкого, нежного и сладкого. Поэтому и сахар обычно выпускается именно в белых с голубым упаковках.

Функциональная психология называет голубой “возвышающимся над страстями” или “фригидно-стерильным”. Как цвет беспечности и беззаботности, он не предъявляет претензий и поэтому не принимает обязательств. Не отсюда ли ведет свое происхождение идиома “голубая кровь”, характеризующая аристократов, а если быть более точным, аристократок[38]. Прямо – цвет геев, еще называемых в России “голубыми”. Кстати, цвет фона на гербе Международной ассоциации лесбиянок и геев – голубой. В некоторых случаях более темные оттенки голубого психологии интерпретируют как жесткость и тяжесть упрямства, страдания от внезапной изоляции или закоренелой гордости.

При цветолечении голубой цвет обладает болеутоляющим характером. При локальном использовании проявляет антисептические свойства. Наряду с синим, голубой используется как средство, отгоняющее мух и других насекомых. Эффективен при воспалительных процессах и нередко уменьшает нагноение ран за счет стимуляции лейкоцитов. Голубой применяется при лечении рака и практически незаменим при некоторых ревматических болях. Для нервных больных является более успокаивающим, чем зеленый. Может использоваться как эффективное антирвотное средство. Голубые тона одежды нередко рекомендуют при кожных заболеваниях, а также при воспалении печени. Как считает Э.И. Гоникман, голубые цвета посуды и скатерти существенно снижают аппетит сидящих за столом. В психиатрии обычно рекомендуется для ослабления нервных припадков при маниакальных состояниях. Или для рассеивания навязчивых идей у больных. Вместе с тем злоупотребление голубым цветом может вести к некоторой усталости и даже к угнетенности пациента.

Как хроматические архетипы, голубые цвета сублимируют основы иудаизма и православия (восточного христианства). Голубой сублимат интеллекта выражает функции женского подсознания в нормальных, и мужского – в экстремальных условиях.

 

Синий

Восприятие этого цвета обыкновенно вызывает ассоциации со Вселенной и мыслью. С верностью и божественной мудростью. Вместе с тем, де Боно находит в семантике синего цвета управление мыслительным процессом и связь с другими цветами. Так как синий нередко считался женским принципом, то попытаемся выяснить, что это за связь и с какими цветами?

Вспомним, что такие идиомы как «синий чулок» или «синие очки» практически во всех культурах приписывались женщинам, которые выделялись своей непохожестью на остальных представительниц прекрасного пола[39]. Поэтому обратим особое внимание на тот примечательный факт, что в большинстве европейских языков практически никогда не проводится различий между синим (нейтральным) и голубым (женским).

Иудаизм практически всегда причисляет этот цвет к общечеловеческой логике мироздания. Синим украшена уже крыша первого храма Яхве. Глубокомысленными воспринимаются синие тона в буддизме. Так, в синем энергетическом центре тантрическое учение видит интуитивно-творческое обретение спокойствия. Освобождение от желаний, ведущих к различным действиям во внешнем мире. Ведическое учение приписывает этот цвет плащу Индры, царя богов. Яркие тона синей ауры ментального тела человека означают альтруизм, сопряженный с религиозностью.

В канонах христианства синий – цвет Царицы Небесной Девы Марии. В средневековой Испании синие и голубые одежды нередко надевались во время траура. Эта традиция, вероятно, связана с влиянием исламской культуры, где голубые цвета были траурными наравне со светлыми. Но траур – это экстремальное состояние человека. Мы же говорим о нормальных условиях его существования. В кабалистике синие – цвета пощады и милости.

По сравнению с голубыми, синие цвета могут оказывать тормозящее действие на человека или порождать своеобразное беспокойство. И даже печальное настроение. Усталость или слабую угнетенность. Одной из причин этого является обычная для человека близорукость к синему цвету (ввиду нескоррегированности хроматической аберрации глаза). Поверхность синего цвета как бы удаляется от смотрящего на нее. Гете в “Учении о цвете” писал об этом так: “Насколько охотно мы следуем за удаляющимся от нас предметом, настолько же охотно смотрим на синий цвет, потому что он влечет нас за собой…”. Как гипноз, уводящий в мир иной. Не зря же в Германии до сих пор сохранились выражения «да он синий от шнапса», «насинячился до чертиков» и т.п.

Этот цвет зовет в какие-то неведомые выси, в неизвестность познания. Как уточнял Кандинский, синий зовет человека к бесконечному, к сверхчувственному. “Синяя птица” Метерлинка – поиск неведомого счастья. Счастья непознаваемости. Но что есть неизвестность познания? Что есть сверхчувственное? Это чисто человеческая тяга к творчеству. К неведомым ранее высям и мыслям. К бесконечности познания. К подсознанию, гипнотизирующему наш интеллект.

Дыхание становится менее глубоким, чем при голубом. Длительность выдыхания еще более увеличивается. Пульс уряжается и ослабляется. Почти исчезает чувство боли. Синий снижает мускульное напряжение. При длительных физических работах отрицательно сказывается на производительности труда. Время в этом цвете также недооценивается. Как у вечно опаздывающих женщин. Может, поэтому синий считается женским? Но тогда непонятным становится известное во всем мире прозвище “синий чулок” и т.п. (см. выше). Вспоминается Есенин: «Синий свет, свет такой синий! // В эту синь даже умереть не жаль…» И многое становится на свои места. Творчество и работа, не подразделяются по полу. Вспомним синие одежды китайцев, синие костюмы американских бизнесменов. Поэтому-то происхождение оборота “синий чулок” обязано женщинам, которые поставили научное творчество выше творчества домашнего[40]. А зря. Поскольку оно зародилось на Западе, где, как уже говорилось, очень редко различают синие и голубые цветообозначения, то возможно, оно связано с лазурью женского подсознания. Подсознание женщины, верующей (зачем-то) в науку.

Итак, мы можем заключить, что синий, в самом деле, является цветом, связанным с другими цветами, а именно, – с голубым сублиматом женского подсознания и фиолетовым сублиматом подсознания мужского. И подобно тому, как оранжевый сублимат радует своим единением бессознаний мужчины и женщины, так и синий сублимат связывает их интеллекты единством подсознательного эстетического восприятия мира. А в единстве – сила и смысл человеческого рода. Спокойствие интеллекта. Не зря же А.И. Скрябин наделил ярко-синим цветом именно тему РАЗУМА. Разума, который без подсознания был бы, наверное, жалким компьютером, не имеющим ни алгоритмов бесконечности, ни счастья, ни смысла жизни...Наш же разум, наш интеллект, и конкретно наше подсознание нередко находит смысл жизни в неподвластной ему бесконечности познания. Не об этом ли размышлял В.В. Кандинский на уровне обобщающих все и вся сублиматов: «Темно-синий цвет погружается в глубокое раздумье о всех вещах, не имеющих конца».

В функциональной психологии синий проецируется на потребность в мирном и расслабленном покое. Служит для восстановления сил при глубоких переживаниях. Синий выражает стремление к безопасности или к забвению. К гармонии и пассивной чувствительности. К приятной связи и удовлетворению. Как цвет душевного покоя, связан с самоанализом и самоуглублением. Низкий уровень тревожности синего цвета определяет и притязания на любовь со стороны некоего активного лица.

Среди пациентов, считающих синие цвета любимыми, часто встречаются тучные женщины. Широко известно, что темно-синие и черные тона зрительно уменьшают объем фигуры. Психология цвета находит в этом предпочтении “обманутые ожидания, депрессивное состояние и пассивное стремление к безопасности”. Для страдающих ожирением психологически характерно некое чувство одиночества, прячущееся за синим цветом. Это подтверждает все большая склонность тучных женщин к синему цвету с возрастом. И вместе с тем все большее отклонение желтого как предпочтительного. Женщина в синем не может не покоряться обстоятельствам. “Синее, как движение совершенно противоположное, тормозит желтое…” – говорит Кандинский.

В старину отвар из васильков прикладывали к глазам, “опухшим от слез”. Применяли его и при воспалениях глаз, ибо он существенно улучшал зрение. И сегодня многие прибегают к очкам с синими стеклами, приносящими успокоение не только нервной системе, но и больным глазам. Синими лучами д-р Бэббитт рекомендует проводить лечение в следующих случаях: возбужденные состояния нервной системы; воспаления и кровотечения; диарея и расстройство органов пищеварения; тошнота, плеврит, сердцебиения; меноррагия, обильные менструации; болевые и воспаленные места; невралгии, головные боли, боли в позвоночнике и т.д. В темно-синих бутылках, по методу Бэббитта, заряжается вода для лечения диареи, воспалений и бессонницы. Как сообщают французские цветотерапевты Вайс и Шавелли, синий цвет уже широко используется в больницах для лечения желтухи у новорожденных. Отмечены случаи отрастания волос при облучении синим светом в сочетании с солнечным. Согласно Вайсу, синий замедляет процесс выработки материнского молока.

Синий цвет может быть рекомендован пациентам, страдающим недоверчивостью, беспокойством, напряженностью, бредом ревности и др. В принципе, синим можно вызвать даже установку на самопожертвование. В качестве успокаивающего этот цвет положительно сказывается на поведении экстравертов. Однако всегда следует помнить о возможности угнетения “замкнутого” интеллекта в силу реальной интроверсии (направленности во внутрь) синих тонов. В хромотерапии синий используется для лечения маниакальных состояний невропатов при сверхвозбуждении или буйности. Противопоказания сине-фиолетовых цветов – при депрессивных и меланхолических состояниях.

В хроматизме синий цвет проявляет архетипические черты протестантизма. Как сублимат интеллекта, синий передает эстетику творчества и восприятия, то есть чувственно-образную логику подсознания, единую для обоих полов.

 


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 523 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)