АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Образ-концепт и цветовые измерения

Прочитайте:
  1. Акушерские измерения
  2. Виды и характер. ионизирующего излучения, исп-я в лучевой диагностике, ед. измерения, биолог. действие.
  3. ИЗМЕРЕНИЯ
  4. Измерения
  5. ИЗМЕРЕНИЯ
  6. Измерения
  7. Измерения
  8. Методика измерения артериального давления крови
  9. Методы измерения энергетический баланса организма

Общеизвестно, что для собственно цветовых величин не существует единиц измерения, подобных физическим. Однако для хроматизма было бы весьма важно измерять не только интенсивность эмоций по коррелирующим с ними цветам, но и собственно “модальности” последних для их соотнесения с эмоциями. Каким же образом можно получить такие единицы измерения, которые позволяли бы определить, во сколько раз, например, данный красный цвет больше такого-то синего или зеленого именно по цветовому тону, а не по интенсивности (яркости) света и светлоте или насыщенности цвета?

Известное RGB-представление имеет весьма отдаленное отношение как к физике внешнего мира, так и к перцептивному пространству интеллекта, поскольку построено на психофизической основе (трехкомпонентной теории стимульного ощущения (на сетчатке глаза) так называемых “первичных цветов” с учетом вклада яркостных rgb составляющих при заданных длинах волн). Строго говоря, в этом случае измеряются не собственно RGB цвета, а яркости r (светлоты) при максимумах их длин волн.

Отсутствие адекватных единиц измерения цвета, вероятно, связано с тем, что длины волн, коррелирующие с заданными цветами, не могут являться адекватными единицами измерения прежде всего из-за существенных различий по типам цветового обобщения. Так, информация о спектральных параметрах объекта уже на психофизическом уровне настолько видоизменяется, что метамерный цвет С-плана может оказаться совершенно отличным от предметного цвета, объективно описываемого спектральными характеристиками источника излучения (отражения, поглощения, пропускания) предметов внешнего мира. Как было показано в табл.1.7, картина еще более усложняется сублимацией цветовой информации в Ид-плане ее существования, т.е. в подсознательно формируемом концептуальном образе, который мы будем называть далее образ-концептом (ОК).

В качестве первого приближения (вывода цветовых единиц измерения) обратимся к ОК, сущность которого, на наш взгляд, наиболее четко передают такие представления как “оперативный образ” (Ошанин), “цветовые универсалии” (Вежбицкая-Серов, табл.1.8), “внутренний свернутый смысл” (Кнебель-Лурия), “аналоги значений” (Леонтьев), “универсально-предметные коды” (Жинкин), “архетипы” (Юнг-Серов, см. табл. 1.7 и 8.3). Объединение этих, казалось бы, не совсем однородных представлений в единый смысловой образ позволяет представить образ-концепт Ид-плана в качестве чувственно-образного коммуникативного контекста (с операционально-личностным смыслом), имеющего принципиально-невербальную природу, базирующуюся на интернациональном языке кодирования с автоматизированным восприятием.

Амбивалентность чувств и оппонентность цветов (см. ниже) при этом тесно коррелируют с известной двойственностью ОК. Так, с одной стороны, конверсные отношения между цветовыми сублиматами в нем инвертированы, а с другой, – они функционально “искажены” цветовой неравновесностью оппонентных осей цветового тела. В последнее время было обнаружено, что энграмма в нейронной памяти находится в инверсном виде так, что восстановление ее первоначальной формы возможно лишь путем повторного инвертирования[69]. Очевидно, именно эта “противоречивость” ОК и становится фактором его активности, поскольку стимулирует действия Ид-плана, направленные на снятие противоречий путем вышеупомянутой “гармонизации цветов” и приведением ОК в антиципированное соответствие с самим собой.

Сопоставление смысла этой оппонентности (цветовых сублиматов по осям цветового тела) с тем фактом, что именно указанные выше величины r (яркости для света и/или светлоты для цвета) являются физико-психо-физиологическими, дает возможность вывести адекватные величины цвета Ll и насыщенности m. Аксиоматичностью этой возможности можно пренебречь благодаря размерностной изоморфности, с одной стороны, произведения c=Ll×m×r и, с другой, – трехмерных атрибутов представления LIT как функции цветового пространства ОК, где, согласно 1 главе, пространственные характеристики [L] могут быть промоделированы белым цветом, временные [T] – черным, и, соответственно, информационные [I] – серым цветами.

Действительно, в размерностном представлении

[c] = L3 I 3 T -3, (11.1)

что при известной размерности яркости r

[r] = L0 I T -3 (11. 2)

дает произведение размерностей цвета Ll × и насыщенности m

[Ll×m] = [c] / [r] = L3 I 2T 0. (11.3)

Из упомянутого выше тезиса Геринга (то есть оппонентного характера осей цветового тела, по которым измеряется величина m) следует, что, помимо собственно информации Iw, величина насыщенности обязательно должна включать и конверсные характеристики обоих (дополнительных ^) цветов ОК, определяемые произведением их пространственных параметров (при отсчете от нулевой точки ЦТ, то есть серого цвета) по данным осям. Однако этот путь в настоящее время нам кажется очень сложным[70]. Поэтому остановимся на известной из психофизиологии связи между величиной насыщенности m и площадью цветового образца s. Поскольку каждый параметр c, по определению обладает единичной размерностью по отношению к информации, то размерностное представление этого произведения

[m] = L2 I T0 (11.4)

позволяет вывести и единицы измерения цветового тона, поскольку, согласно полученным соотношениям, размерность последнего

[Ll] = [c] / [r×m] = L I T0 (11.5)

моделирует произведение информации внешнего мира Iw на пространственный параметр l периметра цветового круга ОК. Строго говоря, этот параметр может соответствовать лишь монохромным спектральным цветам, тогда как для реальных, то есть квазимонохромных и полихромных цветов необходимо рассматривать составляющие l(l1,l2) по принципу суперпозиции, то есть как набор гармонических волн (частот) в интервале l1>l>l2.

Отсюда вытекает и моделирование собственно “информации” внешней среды в целях согласования ее измеримых параметров с параметрами интеллекта. Последнее может быть основано на интерпретации триады как переменной и пары. Так, в хроматизме принята аксиома, согласно которой ‘информация’ характеризует сочетание двух цветов, которое включает оттенок, возникавший между ними в ОК. Так как различие цветов в цветовом теле – ‘элементарное различие’ –принято за простейшую единицу измерения информации, то информация в 1 ‘бит’ в хроматизме, вопреки ее названию, позволяет осуществлять выбор не из двух, а из трех “равновероятных” возможностей, одна из которых является характеристикой двух других (определяемой по цветовому телу), “сублимированных” в ОК этого оттенка. Отсюда следует, что основной единицей измерения семантического объема и содержания информации является цветовая триада (l, m, r) и контекстно-связанный с ней интенсионал ОК, включающий 7±2 экстенсионалов Кl,. Обозначение концепта цвета через Кl обусловлено учетом функции спектральной чувствительности глаза (кривой относительной видности стандартного наблюдателя Vl) как для светлоты, так для цветового тона и насыщенности. На анализе понятия цветового концепта мы остановимся в следующей главе. С учетом полученных выше результатов представим формулы и единицы измерения цвета в табл. 11.7.

Таблица 11.7. Формулы и единицы измерения цветовых величин

Величины Формула (краткий комментарий) Единицы L I T
Концепт цвета I= Кl= S / Id (информация ОК (IdS): 1 бит-концепт º 1 бит) бит      
- цветовой тон Ll = Кl × ¦ Dlmax = Sצ Dlmax / Id (бит-нанометр) бит × нм      
- насыщенность m s l × F(l,r) = S × F(l,r) / Id (бит-нанометр2) бит × нм2      
- светлота r t =dФ/ds 1 эв/ м2 ×сек º 1бит/сек3 бит/сек3     -3

 

Итак, возвращаясь к табл. 11.5, можно отметить, что интенсиональное представление размерностей и планов цветового тела позволило “автоматизированно” согласовать передатчик объективного мира и приемник интеллекта, а также создать возможность передачи информации в контекстно-зависимом варианте, релевантном множеству экстенсионалов междисциплинарного представления информации. При этом иерархия и сложность отношений компонентов интеллекта оказалась связанной с проблемно-ориентированным взаимодействием семантического уровня. Обратим внимание, что этот уровень, в свою очередь, связан с передачей, получением и анализом контекстно-зависимых сообщений, выделением и сохранением баз знания, то есть с принятием решения в реальном времени. Информационные потоки взаимодействия компонентов системы «внешняя среда - интеллект» при этом могут быть и не ограничены заранее выбранной областью описательно заданного знания, так как ее терминология включена в тезаурус цветового тела, внешне автоматизированно (по существу, – ОК) раскрываемого в требуемой проблемной области.

 


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 534 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)