АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Генотип-средовые соотношения в вариативности когнитивных функций. Психогенетические исследования интеллекта
Исследования, посвященные межиндивидуальной вариативности интеллекта, занимают около 80% всего массива психогенетических публикаций. Преобладание данной тематики объясняется стремлением понять происхождение социально наиболее значимой психологической переменной: именно с оценками интеллекта коррелируют школьная и профессиональная успешность, социальная мобильность и другие проявления социального благополучия или неблагополучия.
Однако как объект генетического исследования интеллект крайне “неудобен”, прежде всего из-за отсутствия четкого, принятого большинством исследователей определения этого понятия.
Приведем определение интеллекта в отечественном психологическом словаре 1996 г.: интеллект – 1).общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3).способность к решению проблем без проб и ошибок “в уме”. Понятие И. как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам “(Психологический словарь (Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.-М:1996).
По определению Терстона, интеллект – совокупность нескольких (по крайней мере семи) независимых первичных способностей: пространственных, перцептивных, вербальных, вычислительных, мнемонических, беглости речи, логического суждения.
Отсутствие какой-либо теории интеллекта отмечалось неоднократно. Поэтому иногда исследователи специально оговаривают, что именно будет пониматься “интеллект” в конкретной работе. По мнению Дженсена, необходимо вообще “различать фенотип, подлежащий изучению, и некоторый частный индекс этого фенотипа. Интеллект как психологический конструкт и IQ как стандартизированная оценка данного ментального теста – примеры фенотипа и его индекса”.
В своей классической статье «Наследственность таланта и характера» (1865) и в последующей монографии «Наследственная гениальность» (1869) Ф.Гальтон впервые описал людей, чьи достижения по стандартам их общества рассматривались как выдающиеся. Гальтон показал, что люди, которых в британском обществе считали выдающимися, имели среди близких родственников мужского пола во много раз больше знаменитостей, чем можно было бы ожидать при случайном распределении в популяции признака высокой одаренности.
С тех пор неоднократно предпринимались попытки подтвердить наследование гениальности или особых талантов. Например, в качестве доказательства наследственной одаренности приводились родословные знаменитых музыкантов и ученых - Баха, Дарвина, Гальтона или Бернулли, публиковались обширные статистические данные. Однако во всех подобных случаях тесно переплетены наследственность и влияние среды, и нельзя сделать определенных эаключений относительно роли генетических факторов.
Понятия умственая отсталость и выдающиеся способности были определены с использованием социальных критериев: отсталость – то, что делает индивидов неспособными к независимой социальной адаптации; выдающиеся способности – те, которые дают возможность их обладателю считаться среди коллег по профессии лидером. Жизненные успехи, несомненно, зависят от ряда факторов, которые можно разделить на интеллектуальные и личностные. Известно, что коэффициент интеллектуального развития или умственный возраст был введен Бине и Симоном (1907) и использовался сначала как средство для распределения учеников по классам школы. При сравнении умственного возраста с хронологическим сразу становиться ясно, продвинут или задержан ребенок в своем развитии. Например, если ребенку 12 лет, а выполнение тестов соответствовало среднему значению, полученному для 9-летних, его IQ равнялся 9/12=75. Для лиц старше 14-16 лет эта формула теряла смысл. Их IQ определяли путем сравнения со стандартным показателем для сверстников. Данную оценку следует считать приблизительной, поскольку умственные способности лиц со сниженным интеллектом качественно отличны от способностей нормальных людей. Сам Бине был недоволен тем направлением, в котором стали развиваться впоследствии исследования с IQ: акцент сместился к классификации нормальных лиц в соответствии с их IQ.
Для успешной деятельности в определенных сферах, таких, как архитектура, инженерное дело, наука, медицина, минимальный IQ должен быть выше среднего уровня. Неспособность достичь IQ выше среднего уровня означает, что такие лица, по-видимому, не будут успевать в средних и высших учебных заведениях, готовящих специалистов по этим профессиям.
Однако, познавательные способности, оцениваемые по тестам IQ нельзя считать единственным критерием профессионального успеха.
Современная система испытаний умственных способностей включает тесты, которые оценивают способность оперировать словами и вербальными конструкциями, обращаться с абстрактными понятиями и математическими задачами и исследуют пространственное воображение и память. Между тем проблемы повседневной жизни требуют “умного поведения в естественной ситуации” которое можно определить как “согласующееся с отдаленными и близкими целями индивида реагирование на текущие события и ситуации”. Способности такого рода хуже оцениваются современной системой тестов IQ.
Когда появились методы измерения интеллекта, первые исследователи в этой области попытались определить, влияют ли в какой мере среда и наследственность на нормальную изменчивость. Когда Сименс в 1924г. первым показал, как можно легко отличить МЗ близнецов от ДЗ, близнецовый метод был быстро освоен и стал излюбленным средством для такого рода исследований.
В результате обобщения полученных в разные годы разными методами экспериментальных данных и генетико-математического анализа материала методом подбора моделей, выяснено, что генетические влияния определяют по крайней мере 45% вариативности по интеллекту, а влияния общей среды имеют разный вес в разных группах: больше всего ее вклад – в выборке близнецов (37%), затем сиблингов (24%), родителей и детей (20%), двоюродных родственников (11%).
При использовании метода разлученных близнецов (Техасский проект) показано, что генетические родственники (родные родители и их отданные в другие семьи дети, а также разлученные сиблинги) даже при отсутствии общей среды имеют корреляции по баллам IQ, равные 0,22 и 0,24 соответственно. Кроме того, отмечены не очень высокие, но надежные корреляции интеллекта приемных детей с IQ родных матерей. Корреляции по интеллекту усыновленных детей значительно выше с биологическими матерями, чем с приемными родителями, причем это сходство сохраняется в ряду лет, когда дети вырастают, хотя эти матери имели контакты со своими детьми только в первые дни своей жизни. При сопоставлении сходства IQ сиблингов биологических и приемных оказалось, что в первом тестировании, когда дети были маленькими, корреляция в парах приемных сибсов равна 0,11, приемные сиблинги с родными детьми своих усыновителей имели корреляцию 0,20; а родные между собой r=0,27; во втором тестировании в возрасте 18 лет у этих же людей соответстующие корреляции были равны
r=-0,09; 0,05; 0,24. Иными словами, сходство по интеллекту приемных детей и между собой, и с родными детьми своих усыновителей с возрастом падает до 0, в то время как корреляции родных сиблингов остаются примерно теми же. Доказано, что и межвозрастные корреляции по интеллекту (общему, вербальному и пространственному) выше в группе биологических сиблингов, чем приемных. Это говорит о том, что и переход от одного возрастного этапа к другому контролируется скорее генетическими, чем средовыми факторами.
В работе Л.Виллерман показано, что интеллект приемных детей, попавших в семьи с одинаково хорошими условиями, существенно зависит от интеллекта их биологических матерей. Если последние имели IQ>120 баллов, то около половины их отданных детей имеют столь же высокие оценки IQ и никто не имеет оценок ниже 95 баллов. Если же биологические матери, наоборот, имели сниженный (но в пределах нормы) IQ – 95 баллов и ниже, то их дети, попав в такие же хорошие условия воспитания, дают иное распределение балов IQ: 15% их имеют тоже низкие оценки; остальные – средние, но, главное, никто не имеет высоких.
В целом по результатам проведенных разными исследователями психогенетических работ выявлено, что:
1) существует коррелятивные связи между социально-экономическим статусом семьи и интеллектом их детей (r = 0,33);
2) интеллект приемных детей, оцененный выше 100 баллов (выше среднего), коррелирует с IQ биологических матерей;
3) похожесть по интеллекту приемных детей между собой и с неродными детьми усыновителей с возрастом снижается до нуля, причем корреляция родных сиблингов по этому признаку остается высокой (r = 0,78);
4) генетическое влияние на формирование интеллектуальных способностей с возрастом увеличивается, поэтому заданием психогенетиков является изучение возрастной динамики ГС-соотношений;
5) вклад общесемейной среды в изменчивость по интеллекту в детском возрасте составляет 30%. Начиная с 10-11- летнего возраста влияние обшей среды на популяционную дисперсию интеллекта постепенно снижается и в 18-20 лет практически равно нулю. Таким образом, влияние общесемейной среды не имеет длительного эффекта; при формировании индивидуально-психологических отличий она имеет относительно небольшую роль (за исключением случаев расстройства поведения у подростков – семейная среда при этом оказывается наиболее значимой).
6) роль пассивной ГС-корреляции с возрастом уменьшается;
7) выявлена четкая межвозрастная преемственность в оценках IQ одного и того же человека, что свидетельствует об онтогенетической устойчивости этого показателя. Корреляция баллов IQ в 5-7 и 17-18 лет достигает уровня надежности теста. Таким образом, вклад генотипа в индивидуальные различия по интеллекту с возрастом усиливается.
8) с возрастом усиливается роль уникальной индивидуальной среды. Начиная с 6-7 лет и далее у подростков и взрослых оценка наследуемости показателей интеллекта усиливается и достигает 50-70%.
Ученые объясняют этот феномен постепенным созреванием коры головного мозга. Так, у эмбриона в коре мозга формируется значительно больше нейронов, чем у взрослого человека; они образуют более чем достаточно отростков и синапсов. Во время созревания центральной нервной системы происходит избирательная гибель нейронов – апоптоз (один из способов уточнения плана формирования нервной системы). Гибель нейронов необходима для установления соответствия количества их в популяциях клеток разных отделов нервной системы, связанных между собой. Апоптоз осуществляется в результате активации специфических генов, контролирующих реакцию самоуничтожения клетки. Таким образом, избыточность и элиминация нейронов способствуют более точной координации и интеграции растущей нервной системы.
У человека избыточный синаптогенез наблюдается в течение первых двух лет жизни. Далее количество синапсов постепенно уменьшается и достигает типичного для взрослых уровня в 7-10 лет. Лучше сохраняются контакты, включенные в обработку внешних влияний, этим объясняется высокая потенциальная способность к усвоению опыта у детей раннего возраста. Медиаторная специфичность нейронов кодируется одним или несколькими генами, их рост до органа-мишени – общим нейро-гуморальным регуляторным механизмом.
Таким образом, межиндивидуальная вариативность оценок общего интеллекта в значительной мере определяется генетической вариативностью. Причем реализация индивидуальной нормы реакции будет разной в разной среде. Предполагается, что в изменчивости интеллекта большую роль играет индивидуальная, а не общая среда.
К факторам индивидуальной среды, значимым для индивидуального развития и влияющим на результаты измерения IQ, относятся:
1) Порядковый номер рождения ребенка. В многодетной семье имеется тенденция к снижению интеллекта с повышением номера рождения ребенка, причем она больше выражена при малых промежутках между рождением детей; поскольку все сиблинги имеют в среднем 30% общих генов, эта тенденция не может быть следствием генетических причин. Среди многих гипотез, выдвигавшихся для ее объяснения, наиболее вероятными являются психологические, предполагающие снижение качества и количества общения ребенка со взрослыми и – особенно при малых интервалах между рождениями – ухудшение речевой среды ребенка. Отмечено, что IQ ребенка, рожденного в большой семье к концу детородного периода ниже, чем у детей, рожденных первыми.
2) Размер семьи. С увеличением размера семьи интеллектуальный уровень детей обычно падает.
3) В неполных семьях наблюдается снижение IQ ребенка. Установлено, что различия в интеллектуальном развитии детей, у которых в семье нет отца, и детей из “полных” семей было тем больше, чем раньше умер или ушел из дома отец и чем меньше в то время был ребенок. Развод способствует созданию у ребенка эмоционального стресса, который отрицательно сказывается на его интеллектуальном развитии. Наоборот, появление в семье нового отца (матери) дает положительный эффект.
4) Пол ребенка. Доказан более высокий IQ для мальчиков, измеряющий речевые и вычислительные способности, способность к логическому мышлению, но не определяющий другие способности;
Близнецы показывают ниже IQ (тройни еще ниже). Причина – малый вес при рождении и связанные с этим осложнения;
5) IQ детей, рожденных матерями старшего возраста (25-35 лет), оказывается выше, чем IQ детей, рожденных более молодыми матерями.
Документально подтверждены два случая различия между этническими группами по IQ: более высокие его значения у евреев ашкенази по сравнению с нееврейским белым населением Европы и Северной Америки, среди которых они живут (на 5-10 единиц выше, особенно в вербальной части системы IQ), и более низкий средний IQ негритянского населения Америки по сравнению с группами населения восточного происхождения и белыми жителями США. Предполагается, что это связано с более низким социально-экономическим положением семей негритянского населения, более частой безотцовщиной, плохим питанием, наличием значительного числа многодетных семей, малыми интервалами между рождением детей и т.д.
Ф.Фогель и А.Мотульски (1990) подвергли сомнению достоверность и истинность полученных результатов изучения оценки генного вклада в интеллект при использовании близнецового метода генетики. Они отмечают:
1).Близнецы (особенно МЗ) во многих отношениях не являются случайной выборкой из популяции;
2).Размещение разлученных близнецов или усыновление детей никогда не происходит случайным образом: оно обычно проводится социальными службами с учетом социально-экономического статуса и поведенческих характеристик супругов. Пары, усыновляющие детей, не являются типичными представителями всех семейных пар. В домах приемных родителей условия жизни могут отклоняться от нормальных.
3).Объективная оценка наследуемости, основанная на результатах изучения близнецов, теоретически невозможна.
4).Близнецы имеют более низкие показатели в тестах IQ, чем одиночно рожденные дети. В исследованиях выявлена неожиданно высокая доля близнецов среди детей, посещающих специальные школы для умственно отсталых. Отчасти это вызвано биологическими влияниями, главным образом внутриутробным “трансфузионным синдромом” МЗ близнецов, обнаруженного в случае смерти одного из близнецов. Другая возможная причина – более низкое социально-экономическое положение женщин, родивших близнецов. Однако, какова бы ни была тому причина, индивиды из более низкого социального слоя обычно хуже справляются с IQ и когнитивными тестами.
Основываясь на этой критике, некоторые исследователи до сих пор отрицают какую-либо наследуемость IQ. Однако многочисленные исследования, проведенные независимо с использованием близнецового метода в Дании, Великобритании, США и других странах указывают на то, что некоторые детерминанты IQ имеют генетическую основу, причем отмечается большая наследуемость вербального интеллекта по сравнению с невербальным.
Более отчетливо генетические влияния обнаруживаются и в пространственных способностях.
К сожалению, пока нет возможности точно оценить, в какой степени разнообразие интеллектуальных способностей в популяции определяется генетическими влияниями, а в какой – негенетическими. Всегда остается один довод против обобщения результатов исследований на близнецах, который состоит в том, что близнецы не являются случайной выборкой из популяции. Генетические и средовые влияния в семьях связаны между собой, попытки разделить оба фактора путем исследования приемных детей наталкиваются на неслучайность усыновления. Живущие вместе МЗ близнецы влияют друг на друга непредсказуемыми путями, которые изменяются в зависимости от культурного окружения. Живущие врозь МЗ близнецы часто воспитываются в сходных по сути домах. МЗ близнецы могут демонстрировать отклонения в развитии, обусловленные особенностями беременности двойней.
Все эти доводы вынуждают искать другие подходы в выяснении данной проблемы. Генетическая изменчивость биологических факторов, влияющих на интеллект и другие аспекты поведения человека, по-видимому, столь же распространена, как и нормальная генетическая изменчивость, определяющая состояние здоровья индивида в условиях изменяющейся окружающей обстановки. Однако, фенотипическое ее выражение может быть более сложным, чем для соматических признаков. Неопределенность результатов исследований, направленных на выявление такой генетической изменчивости, может быть вызвана недостаточностью методов исследования, а не слабыми генетическими влияниями на интеллект.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 1279 | Нарушение авторских прав
|