АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Концепция Дж. Фрэзера
Английский антрополог Дж. Фрэзер, создатель наиболее известной теории магии, в книге «Золотая ветвь» говорит, что магическое мышление основывается на двух принципах. «Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта» [ 1]. Первый принцип магии Фрэзер называет законом подобия, а второй — законом соприкосновения или заражения. Первый принцип позволяет магу путем подражания производить необходимые для него действия. На основании второго принципа маг получает возможность воздействовать на ту личность, с которой предмет был в соприкосновении, через воздействие на этот предмет. «Гомеопатической, или имитативной, магией можно назвать колдовские приемы, основанные на законе подобия. Контагиозной магией могут быть названы колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения или заражения» [1]. Законы подобия и соприкосновения распространяются не только на человеческие действия, но имеют всеобщее применение. С точки зрения современной биологии организм содержит один и тот же генетический код ДНК в каждой клетке тела. Не только различные части человеческого тела содержат ДНК, но и одежда, обувь и т. п., а также предметы, которые были в соприкосновении с телом могут пропитаться различными телесными выделениями; на них могут остаться частицы кожи, волосы и т. п., все они также будут содержать молекулы ДНК. Возможно, что магические приёмы, оказывают воздействие именно на ДНК. Искаженный код ДНК путём магических процедур, как некое информационно-энергетическое образование маг направляет на жертву и тем самым добивается успеха.
По мнению Фрэзера, магия является искаженной системой природных законов и ложных принципов поведения, основанных на этих представлениях — «это одновременно и ложная наука, и бесплодное искусство» [1]. В магии одновременно существуют теоретический и практический аспекты. Магия как теория открывает природные законы и определяет последовательность протекания событий в мире. Основываясь на своём теоретическом понимании мира, практическая магия, разрабатывает приёмы, которым необходимо следовать для достижения своих целей. Фрэзер полагает, что первобытный колдун знает магию только с практической стороны. «Он никогда не подвергает анализу мыслительные процессы, на которых основываются его действия, никогда не размышляет над заключенными в них абстрактными принципами. Как и большинство людей, он рассуждает так же, как переваривает пищу — в полном неведении относительно интеллектуальных и физиологических процессов, необходимых для мышления и для пищеварения» [1]. Поэтому магия является искусством, а не наукой. Если человек настолько неспособен к мышлению, то остаётся неясным, откуда вообще появилась магия. Тогда остаётся признать, что магия никогда и никем не была изобретена, а была «подарена» высшими силами, которые использует маг для достижения своих целей.
Два основных принципа маги оказываются, говорит Фрэзер, двумя способами злоупотребления связью идей. В основе гомеопатической магии лежит связь идей по сходству, в контагиозной магии — связь идей по смежности. Ошибочность таких взглядов состоит в том, что подобие вещей воспринимается как идентичность, а соприкосновение вещей однажды как постоянное пребывание в контакте. На практике оба вида магии часть сочетаются между собой.
Эти две разновидности магии Фрэзер обозначает единым термином — «симпатическая» магия — «поскольку в обоих случаях допускается, что благодаря тайной симпатии вещи воздействуют друг на друга на расстоянии и импульс передается от одной к другой посредством чего-то похожего на невидимый эфир» [2]. Эфир рассматривается как некая невидимая среда, через которую вещи могут поддерживать между собой однажды установившуюся связь.
В симпатической магии существуют не только одни позитивные предписания, но и запреты, говорящие о том, как необходимо поступать, и о том, чего не следует делать. Совокупность позитивных предписаний Фрэзер относит к колдовству, а совокупность негативных предписаний к табу. Фрэзер говорит, что «эти законы не сформулированы дикарем в словесной форме и не постигаются им абстрактно, он тем не менее верит в то, что они регулируют течение природных явлений совершенно независимо от человеческой воли» [3]. Поэтому дикарь уверен в том, что стоит ему произвести определённые манипуляции в соответствии с одним из законов, как неизбежно произойдут последствия. А если он не хочет навлечь на себя неприятные последствия, то он старается избегать, определенных действий, эти действия он табуирует. Поэтому табуирование, по Фрэзеру, является негативным приложением практической магии. Магия порождает две системы правил: «Если хочешь получить что-то, то поступай таким-то образом» и «Если не хочешь получить что-то, то не поступай таким-то образом». Цель позитивной магии — колдовства — сделать так, чтобы произошло желаемое событие; цель негативной магии — табу — сделать так, чтобы нежелаемое событие не произошло. Если бы предписания табу всегда выполнялись, то они превратились в здравый смысл или мораль. Позитивные предписания, или колдовство, и отрицательные — табу, одинаково бесполезны, говорит Фрэзер, — это всего лишь разные полюса одного заблуждения, ошибочного понимания связи идей. Структуру магии можно представить в виде схемы, в которой отображены позитивные и негативные полюса и теоретические и практические аспекты.
Между магией и наукой Фрэзер видит сходства и отличия. Между магией в чистом виде, когда предполагается следование одного природного события за другим, без вмешательства каких-то сил, и наукой, лежит вера в порядок и единообразие природных явлений. Маг верит, что, следуя правилам своего искусства или природным законам, как он их понимает, он всегда добьется поставленной цели. Поэтому, говорит Фрэзер, «аналогия между магическим и научным мировоззрением является обоснованной» [4]. Как магия, так и наука раскрывает свои тайны перед теми, кто знает причины и законы, позволяющие прикоснуться к тайным пружинам природы и возможности, которые они получают — потенциально безграничны. Несмотря на аналогии между магией и наукой, существуют так же и различия. «Роковой порок магии заключается не в общем допущении законосообразной последовательности событий, а в совершенно неверном представлении о природе частных законов, которые этой последовательностью управляют» [5]. Правильное применение ассоциаций, считает Фрэзер, даёт науку, а их неправильное применение даёт магию. Согласно взглядам Фрэзера, «магия, как оказалось, близкая родственница науки» [5]. Магия является тем первичным материалом, на котором развивается наука.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 1145 | Нарушение авторских прав
|