ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В ПСИХИАТРИИ
Этика – учение о нравственности, принципах добра и зла, справедливости и несправедливости.
Этические ценности, не поддаются точной формулировке. Для того, чтобы ставить этические вопросы, человек должен обладать возможностью делать добро или зло, а это зависит от его воли. Этика предписывает, что должно быть, и дает суждения об этом, отражает представления о должном, то есть о стремлениях, целях, идеалах и обязывает к исполнению должного.
В профессиональной деятельности психиатра особенно значима роль правильного этического поведения, что обусловлено характером его взаимоотношений с пациентом и спецификой возникающих при этом моральных проблем. Психиатрия располагает мощными средствами воздействия на человека, и потому вопросы психиатрии оказываются объектом пристального внимания со стороны общества. Отсутствие в нашей стране на протяжении многих десятилетий правовой основы регулирования деятельности служб психического здоровья не позволяло в полной мере решать многие этико-правовые проблемы, определять моральные и нравственные нормы поведения работников психиатрических служб.
Русские врачи еще в начале XX столетия весьма серьезно и деликатно подходили к решению вопросов медицинской этики. Так, известный русский писатель и врач В. Вересаев в 20-е годы отмечал, что нет такой науки, которая бы вступала в столь непосредственно близкое отношение с человеком, как медицина. В дальнейшем получила особое развитие традиционная для отечественного здравоохранения патерналистская модель отношений психиатра и психически больного, в соответствии с которой многие вопросы нравственно-этического характера решались только психиатром. На определенном этапе развития психиатрии этот подход был прогрессивным, ибо в поле зрения психиатров попадали больные только госпитального профиля, среди которых преобладали лица с выраженной картиной психоза или хроническим течением заболевания, требующие активного лечения и наблюдения, а также различных форм социальной поддержки и защиты. Но со временем функции "патрона" в решении многих интересов пациентов взяло на себя государство. В результате такой установки сложилась ситуация, при которой любой пациент, обратившийся хотя бы однократно в психоневрологический диспансер, подвергался социальной дискриминации, ограничению в правах и нередко предвзятому отношению со стороны общества.
Обсуждение многих юридических, правовых вопросов, которое велось в ходе двухлетней подготовки проекта Закона о психиатрической помощи в России, показало, что применение в психиатрии лишь правовых норм и процедур не может решить всего многообразия нравственно-этических проблем во взаимоотношениях "врач — пациент", "пациент — о6щество", "общество — психиатрия". Поэтому возникла необходимость разработки свода этических норм, стандартов в психиатрии, создания в рамках государственных и общественных профессиональных психиатрических организаций этических комитетов. В целях совершенствования этических норм в психиатрии в нашей стране эта работа была продолжена психиатрами в содружестве с психологами, юристами и философами. В результате был разработан и принят Кодекс профессиональной этики психиатра, утвержденный Пленумом правления Российского общества психиатров в 1994 г.
Основные положения Кодекса:
1. Главной целью профессиональной деятельности психиатра является оказание психиатрической помощи всякому, нуждающемуся в ней. Высшими ценностями для психиатра являются здоровье и благо пациента. Любые проявления превосходства над пациентами недопустимы.
2. Профессиональная компетентность психиатра – является необходимым условием психиатрической деятельности. Психиатр не вправе нарушать древнюю этическую заповедь врача: "Прежде всего не вредить"; Всякое злоупотребление психиатром своими знаниями и положением врача несовместимо с профессиональной этикой;
3. При затруднениях в процессе оказания помощи пациенту психиатр должен обратиться за консультацией к коллегам, а при аналогичном обращении коллег – оказывать им содействие.
4. Психиатр не вправе нарушать древнюю этическую заповедь - не навреди. Если обследование или лечение сопряжено с побочными эффектами, болевыми ощущениями, возможными осложнениями, или другими негативными для пациента явлениями, психиатр обязан тщательно сопоставить риск нанесения ущерба с ожидаемым положительным результатом. Психиатрическое вмешательство оправдано только тогда, когда реальная помощь пациенту перевешивает возможные негативные последствия. При проведении научных исследований или испытания новых медицинских методов и средств с участием пациентов должны быть заранее определены границы допустимости и условия их проведения;
5. Психиатр не вправе использовать свое положение для заключения имущественных сделок с больными, использовать труд больных в личных целях, не вправе навязывать пациенту свои религиозные, философские и политические взгляды.
6. Психиатр не вправе применять медицинские методы и средства для наказания больных, для удобства персонала.
7. Психиатр обязан уважать свободу и независимость личности пациента, его честь и достоинство, заботиться о соблюдении его прав и законных интересов. Обязан проявлять максимальную деликатность в отношении личной жизни пациента, не вторгаться в эту сферу без его согласия.
8. Психиатр должен стремиться к установлению с пациентом «терапевтического сотрудничества», основанного на взаимном согласии, доверии, правдивости и взаимной ответственности. Психиатр обязан обсуждать с пациентом проблемы его психического здоровья, предлагаемый план обследования и лечения, преимущества и недостатки соответствующих медицинских методов и средств. При этом психиатру следует избегать причинения пациенту психической травмы. Психиатр не должен обещать пациенту невыполнимого и обязан выполнять обещанное. Психиатр должен уважать право пациента соглашаться или отказываться от предлагаемой психиатрической помощи после предоставления необходимой информации;
9. Психиатр не вправе разглашать без разрешения пациента или его законного представителя сведения, полученные в ходе обследования и лечения пациента и составляющие врачебную тайну;
Этика определяет законы морали и нравственности, нарушение которых зачастую не ведет к уголовной или административной ответственности, но должна приводить к нравственному суду, «суду чести». Что из врачебных воздействий на пациента следует считать добром, а что злом? В области психиатрии наиболее спорными остаются в отношении нравственной оценки и потому наиболее актуальными такие процессы, как конфиденциальность, компетентность, патернализм и др.
Что касается Информированного согласия, то для оценки, способен ли больной принять решение, рекомендуется использовать 4 критерия:
1. Оценка его способности сообщить о своем выборе. При этом он должен сказать больше, чем «да» или «нет».
2. Оценка способности понимать суть проблемы. Надо учитывать восприятие фактов больным, относящихся к предстоящему решению и важных для него, например – сущность и цели вмешательства, риск и выгоды, альтернативу.
3. Способность оценить ситуацию, в которой он находится, сопутствующие ей обстоятельства, например – наличие психической болезни и необходимость принимать лекарство, чтобы выздороветь.
4. Оценка способности рационально пользоваться полученной от врача информацией.
То есть приоритет безоговорочно отдается правовой доктрине «информированного согласия».
Пациенты с психическими расстройствами часто испытывают трудности в получении жилья и трудоустройстве. Большинство людей приемлют в целом психически больных как членов общества, но склонны избегать более близких взаимоотношений, например, работать или жить вместе с ними.
Психиатры стигматизируют психические расстройства. Ежедневными примерами могут служить называние пациента “шизофреником”, а не “человеком, страдающим шизофренией”; подсмеивание над странностями в поведении и высказываниях пациентов; негативное отношение к пациентам за то, что им не становится лучше, а также советы стажерам, проходящим психиатрическую практику, выбрать другую, “менее напряженную” специальность. Можно даже утверждать, что наличие отдельного законодательства для “психических болезней” является дискриминирующим.
Пациенты, имеющие психические (и другие) расстройства, часто подвергаются стигматизации. Стигматизация, - это “наклеивание ярлыков» Часто психическое заболевание воспринимается как что-то пугающее, постыдное, нереальное, надуманное и неизлечимое; психически больные характеризуются как опасные, непредсказуемые, ненадежные, нестабильные, ленивые, слабые, никчемные и/или беспомощные.
Моральное право и долг психиатра — отстаивать свою профессиональную независимость; во взаимоотношениях с коллегами главными этическими основаниями служат честность, справедливость, порядочность, уважение к их знаниям и опыту, а также готовность передать свои профессиональные знания и опыт. Ответственность за нарушение Кодекса профессиональной этики психиатра определяется Уставом Российского общества психиатров.
ПСИХИАТРИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ За последние десятилетия медицина обогатилась специальными методами лабораторных исследований, позволяющими выявлять патологические изменения в различных системах организма, однако при диагностике психических расстройств лабораторные данные по-прежнему чаще всего играют лишь вспомогательную роль. В настоящее время, как и ранее, основным является клинический (описательный) метод диагностики.
КЛИНИЧЕСКИЙ МЕТОД
Цель клинического метода — выявление психических феноменов, имеющих отношение к возникновению, течению и проявлениям психического заболевания.Описывая психическую жизнь больного, врач пытается выделить типичные признаки заболевания и индивидуальные особенности его проявления у конкретного больного. К сожалению, результаты клинического обследования обладают большой долей субъективизма и во многом зависят от личного опыта и таланта врача. Практика показывает, что использование жестких схем лишь повышает формальность, поверхностность беседы. Однако существуют общие положения, следуя которым врач в большей мере может рассчитывать на получение объективной информации о больном и его недуге.
Клиническое исследование включает в себя осмотр, наблюдение и сбор анамнестических сведений.
Дата добавления: 2015-10-11 | Просмотры: 1197 | Нарушение авторских прав
|