АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Цвет древесины в зависимости от вида протравы

Прочитайте:
  1. В зависимости от хода ветвей лицевого нерва
  2. В зависимости от этиологии развивается клиническая картина перитонита или внутреннего кровотечения.
  3. Варикоцеле. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинические проявления в зависимости от степени. Современные методы диагностики. Способы лечения. Диспансерное наблюдение.
  4. Действие различных протрав на разные породы древесины.
  5. Диаграмма.1. Выживаемость в зависимости от характера вмешательства.
  6. Длина и масса плода в зависимости от срока беременности
  7. Зависимость доза-эффект в генетических экспериментах. Аномальные зависимости в области высоких и малых доз.
  8. Злоупотребление летучими растворителями, интоксикация, течение зависимости, абстиненция.
  9. Значение слоев половинного ослабления (см) в зависимости от энергии гамма-излучения (широкий пучок)
  10. И 2Клиника (в зависимости от уровня поражения)
Протрава Цвет древесины
Соль металла Содержание в растворе, % Бук, дуб, орех Береза, липа
Железный купорос 2,0 Черный Черный
Сернокислый марганец 2,5 Темно-коричневый Коричневый
Медный купорос 1,0 Коричневый Светло-коричневый
Хлористый кальций 1,0 Kрасно-коричневый Кофейный
Цинковый купорос 2,5 Красно-коричневый Темно-красный
Двухромокислый калий 1,5 Коричневый Желтый
Английская соль 2,0 Kоричневый Фиолетовый

Попалась статья в старом журнале Сделай Сам про реставрацию мебели. В том числе крашение шпона. Может кому сгодиться?
Окраска и протрава древесины
Обессмоливание древесины.
Оно необходимо для удаления грязево-смолянистых накоплений, снятия с поверхности изделия жировых пятен.
Нередко обессмоливание проводят одновременно с отбеливанием.
Чаще всего для обессмоливания служат различные растворители.
Так, для сосны лучше всего подойдет 25 %-ный раствор технического ацетона.
Состав наносят кистью, а после завершения процесса поверхность промывают теплой водой и сушат.
Для особо тщательного обессмоливания потребуется этиловый спирт.
Наиболее распространенный состав для обессмоливания представляет собой раствор, содержащий следующие компоненты (в граммах):
горячая вода - 1000;
питьевая сода - 40-50;
поташ - 50;
мыльные хлопья - 25- 40;
спирт-10;
ацетон - 200.
Обессмоливают горячим раствором при помощи флейца, а затем изделия промывают чистой водой и сушат.
Отбеливание древесины.
Подобная обработка обычно осуществляется перед крашением, например для выравнивания цветового тона древесины.
К отбеливающим составам относятся хлорная известь, щавелевая кислота, перекись водорода, перекись титана. Благодаря своей эффективности наибольшее значение приобрели щавелевая кислота и перекись водорода.
Щавелевую кислоту применяют в виде 10 %-ного раствора, который уже на отбеливающей поверхности смешивают с 20 %-ным раствором гидросульфита натрия (последний наносят на отбеливаемую поверхность первым). Нанесенные на поверхность один за другим составы не более чем через 5 мин удаляют, смывая обычной водой.
Перекись водорода действует на разные породы дерева не одинаково. Так, дуб она фактически не отбеливает, зато при долгой выдержке придает ему зеленоватый оттенок, а грецкий орех, бук, березу обесцвечивает очень эффективно.
Концентрация раствора перекиси водорода при этом не должна быть ниже 30 %. Перед нанесением перекиси водорода шпон или массив древесины смачивают теплой водой и, дав им немного подсохнуть, обрабатывают 10 %-ным раствором нашатырного спирта.
Ясень и березу рекомендуется обесцвечивать смесью, состоящей из 20 %-ного раствора перекиси водорода и 20 %-ного раствора аммиака, взятых в соотношении 10:1 (по объему).
Для светлых пород - липы, березы, клена, тополя рекомендуется раствор щавелевой кислоты (1,5-6 г) в кипяче+ной воде (100 г).
После отбеливания листы шпона промывают раствором, который одновременно поднимает ворс и обессмоливает поверхность.
Состав раствора (в граммах):
хлорная известь - 15;
кальцинированная сода - 3;
вода - 100.
Сперва в горячей воде растворяют соду, а затем в остывший раствор добавляют хлорную известь. После обработки раствором древесину промывают водой.
Дубовый шпон отбеливают щавелевой кислотой. Используют для обесцвечивания лимонную или уксусную кислоту, разбавленные водой (50 г кислоты на 1 л воды).
Экзотические породы - палисандр, лимонное дерево и ряд других - практически не отбеливаются.
Для ускоренного отбеливания пригоден раствор, содержащий (в граммах): серная кислота - 20; щавелевая кислота-15; перекись натрия-25; вода-1000. Одним из лучших отбеливателей древесины считается перекись титана.
Древесина некоторых пород деревьев при отбеливании приобретает порой самые неожиданные цветовые оттенки. Так, грецкий орех с контрастной текстурой при отбеливании дает серовато-голубые или розоватые оттенки. Анатолийский орех приобретает цвет «под золото» (отбеливатель - 30 %-ная перекись водорода).
Крашение и протрава древесины.
Эти операции используют при прозрачной отделке столярных изделий.
Древесина различных пород принимает краску по-разному.
Подмечено, что у твердых, плотных пород этот процесс идет лучше, чем у мягких.
Так, дуб окрашивается лучше липы, а береза - лучше бука. Обычно светлый цвет древесины переводят в более насыщенные тона. Материал, подлежащий крашению, предварительно освобождают от пятен и пыли.
Крашение древесины бывает поверхностным и глубоким, а краситель насыщенным и слабым. При реставрации применяют в основном глубокое крашение, иначе, при высыхании и шлифовании часть поверхностного слоя теряется, и древесина светлеет.
Так как большинство химикатов, применяемых для крашения, ядовиты, то при работе с ними необходимо принимать определенные меры осторожности: надевать резиновые (хирургические) перчатки; глаза защищать очками; шпон травить в специальных ванночках, подальше от продуктов питания и в проветриваемом помещении. В качестве посуды для травления пригодны эмалированные, стеклянные и пластмассовые ванночки, например фотованночки.
В красящий раствор опускают, как правило, листы древесины одной и той же породы деревьев. Помещать различные породы древесины в одном растворе не рекомендуется. Для лучшего смачивания в растворе листы шпона перед крашением промывают водой комнатной температуры.
Обычно шпон окрашивают в холодном (комнатной температуры) растворе. Иногда для ускорения крашения раствор подогревают или древесину в нем кипятят (в основном так морят древесину мягких пород, выдерживая ее в растворе на слабом огне в течение 2 ч). Кипятят древесину в оцинкованной посуде с крышкой.
При холодном способе окрашивания цвета получаются устойчивые, однотонные, причем в этом случае предпочтение отдают природным красящим веществам. Красящие пигменты природных красителей светоустойчивы и не разлагаются; при таких красителях исключается образование на поверхности древесины пятнистости. При кипячении некоторые красители разлагаются, и цвет их может измениться. При горячем травлении легко ошибиться в определении времени кипячения. Чтобы точно определить, как глубоко окрасился шпон, его вынимают пинцетом из раствора, ополаскивают в проточной воде и, отломив кусочек, осматривают окраску среза.
Решающими факторами качественной окраски являются время выдержки древесины в растворе и его концентрация.
Если раствор слабый и шпон не окрашивается, необходимо увеличить концентрацию раствора, а время на пропитку уменьшить.
Как при холодном, так и при горячем способе крашения листы шпона рекомендуется размещать в ванночке на металлической подставке (сетке), так как на дне ванночки обычно присутствует осадок красителя и примеси, вуалирующие текстуру шпона.
На чистоту и равномерность окраски большое влияние оказывает предварительная подготовка материала, поэтому для получения наиболее чистых и ярких оттенков листы строганного шпона и некоторые детали перед окраской обязательно тщательно обессмоливают и отбеливают.
После крашения шпон моют в проточной воде и сушат, периодически переворачивая листы. Для сушки подойдет любое чистое помещение, куда не проникает прямой солнечный свет.
Когда шпон почти высохнет, листы его кладут под пресс.
Окрашивание древесины наиболее интенсивно осуществляется тогда, когда красящие вещества вступают во взаимодействие с дубильными веществами (главным образом танином), содержащимися в древесине. Такие красящие вещества называют протравами, а процесс окраски ими - травлением. При травлении массив древесины прокрашивается на значительную глубину, а шпон - насквозь. Поэтому часто древесину специально насыщают танином, чтобы получить необходимый эффект. Лучше всего окраску воспринимает таниносодержащая древесина (бук, дуб, каштаны), хуже - древесина ли+пы, березы, где танина значительно меньше (см. таблицу).
Цвет древесины в зависимости от вида протравы
Железный купорос - 2,0% Бук, дуб, орех - Черный;
Береза, липа - Серый
Сернокислый марганец - 2,5% Бук, дуб, орех - Темно-коричневый Береза, липа - Коричневый
Медный купорос - 1,0 % Бук, дуб, орех - Коричневый Береза, липа - Светло-коричневый
Хлористый кальций - 1,0% Бук, дуб, орех - Красно-коричневый Береза, липа - Кофейный
Цинковый купорос - 2,5 % Бук, дуб, орех - Красно-коричневый Береза, липа = Темно-красный
Двухромовокислый калий -1,5% Бук, дуб, орех - Коричневый Береза, липа - Желтый
Английская соль - 2,0% Бук, дуб, орех - Коричневый Береза, липа - Фиолетовый
Насыщение танином древесины осуществляют в эмалированной посуде, куда помещают шпон и. например, толченые дубовые галлы в соотношении 3:1 (по массе), наливают воду и кипятят в течение 10 мин. После древесину сушат и смачивают протравой. Если вместо галлов берут кору молодого дуба, то ее предварительно проваривают несколько минут на среднем огне, затем раствору дают остыть и только после этого опускают в него древесину. Через несколько часов листы шпона, сполоснув в чистой проточной воде, помещают в раствор красителя.
Чтобы определить, есть ли дубильные вещества в древесине, можно капнуть на нее 5 %-ным раствором железного купороса.
Если дубильных веществ нет, древесина после высыхания не изменит цвет, при наличии дубильных веществ на поверхности останется черное или серое пятно.
Протравы готовят, растворяя кристаллы химических веществ в воде температурой до 70.С. При окрашивании протравами древесину (или строганный шпон) окунают в раствор. При значительных размерах окрашиваемой поверхности раствор наносят кистью. Протравное крашение древесины не дает вуали, а толщина окраски получается равномерной.
В продаже имеются естественные красители: бейцы и морилки.
Б е й ц - порошок, а морилка - готовый к применению водный или спиртовой раствор красителя необходимой концентрации. Красящими веществами здесь выступают гуминовые кислоты, окрашивающие поверхность древесины на глубину 1-2 мм. Бейцы и морилки относятся к поверхностным красителям. В промышленности для окраски дерева применяются разнообразные синтетические красители, но их трудно достать, поэтому здесь мы ограничимся описанием природных красителей.
Природные красители отличаются стойкостью против света. У них спокойный благородный оттенок. Такие красители не затемняют текстуру, не прихотливы в приготовлении, удобны при хранении, не токсичны. Их приготовляют из растений, коры деревьев, древесных опилок и т. д. в виде отваров.
Все природные красители можно использовать для окраски массива древесины, в основном лиственных пород - дуба, бука, клена, ясеня, березы и т. д. При крашении изделие располагают с некоторым наклоном. Краситель наносят флейцем сначала поперек волокон, затем вдоль. Повторно краситель наносят лишь после полного высыхания предыдущего слоя. Сушку ведут вдали от батарей и других нагревателей. На изделия не должны попадать прямые солнечные лучи. После высыхания изделие протирают сукном и для закрепления цвета покрывают восковой мастикой или лакируют.
Ниже даны рецепты для самостоятельного приготовления красящих составов в домашних условиях.
Светлую древесину можно окрасить в красно-коричневый цвет отваром из шелухи лука,
в желтый - из недоспелых плодов крушины,
в коричневый - из коры яблони и оболочек грецкого ореха.
Если в каждый из перечисленных отваров добавить квасцы, то тон окраски усилится. Светлую древесину (в основном лиственных пород) окрашивают в черный цвет, применив отвар из коры ольхи или вербы.
Строганный шпон из светлой древесины приобретает желтый цвет под воздействием отвара барбарисового корня. Отвар процеживают, добавляют в него 2 % квасцов и снова нагревают до кипения. Остывший отвар готов к применению.
Оранжевый цвет получается от отвара из молодых побегов тополя с примесью квасцов:
ветки тополя (150 г) кипятят в 1 л воды, в которую добавлены квасцы, в течение 1 ч. Затем отвар несколько раз фильтруют и отстаивают в открытой стеклянной посуде в светлом помещении в течение недели. После этого он приобретает золотисто-желтый цвет.
Для создания зеленоватого цвета в отвар молодых побегов тополя с квасцами добавляют отвар дубовой коры. Зеленоватый цвет получится, если мелкий порошок медянки (50-60 г) растворить в уксусе, а раствор прокипятить в течение 10-15 мин (шпон вымачивают в горячем растворе).
Для черного цвета сок плодов бирючины (волчьих ягод) смешивают с кислотами;
для коричневого - с купоросом;
голубого - с питьевой содой;
алого - с глауберовой солью;
зеленого - с поташем.
В растворе марганцовки (перманганата калия) окраска древесины сначала будет вишневой, а затем коричневой.
Желтый цвет шпон из светлой древесины приобретет в растворе хлористого калия (10 г на 1 л воды при 100.С).
Серого, голубого и черного цветов достигают, вымачивая строганный шпон в настое дубовых опилок и железного порошка (или опилок). Шпон выдерживают в нем 5- 6 дней.
Иссиня-черный цвет мореного дуба возможен при настаивании дубового шпона в растворе железной стружки в уксусе.
Чтобы окрасить дуб под «вороново крыло», а другие породы в серый цвет, в стеклянную емкость влейте азотную кислоту или «царскую водку» (смесь соляной и азотной кислот) в воду в соотношении 1:1. К этому раствору добавьте 1/6 часть (по массе) железных стружек (опилок). После растворения опилок долейте воды в раствор в соотношении 1:2 и поставьте его на 2 суток в теплое место. Светлую часть (это и будет красящий состав) слейте в стеклянную посуду с притертой пробкой.
Древесину зеленого, а также желто-красного цвета получают следующим образом. В древесный уксус всыпают железные опилки. Посуду плотно закрывают притертой пробкой и ставят в теплое место. В смеси с сульфамином такой свежеприготов+ленный раствор дает древесине зеленую окраску, с уксуснокислым кобальтом - желто-красную.
Для создания красителя синего цвета разбавьте азотную кислоту водой и всыпьте туда медные опилки. При нагреве этой смеси до кипения опилки растворяются. Остывший состав разведите водой в соотношении 1:1, получив необходимый краситель. После вымачивания в нем древесину следует нейтрализовать раствором питьевой соды.
Быстрый способ получения черного тона у древесины - это опустить шпон в раствор уксусной кислоты с добавкой ржавчины. Шпон вымачивать в таком растворе следует в течение суток. Перед высыханием листы шпона нейтрализуют раствором питьевой соды.
В некоторых случаях для реставрации мозаичных работ необходимо подобрать серебристую или серую окраску строганного шпона. Для этого железные опилки заливают дождевой водой и помещают в раствор строганный шпон так, чтобы листы не касались ни дна, ни стенок посуды. Лучше всего получаются такие оттенки на светлых породах, богатых дубильны+ми веществами.
Серебристый тон с голубовато-зеленоватым отливом образуется при вымачивании шпона из обыкновенной березы в растворе сернокислого железа (50 г на 1 л воды) в течение 1-3 суток. После выдержки в растворе листы шпона промывают проточной водой. Насыщенность тона контролируют визуально. Мореный орех в таком растворе приобретает дымчатый, сероватый оттенок, а бук - коричневый.
Красивый коричневый цвет придают древесине пары аммиака. Окрашиваемую деталь помещают в эмалированную или стеклянную посуду, ставят туда открытую баночку с нашатырным спиртом, и посуду плотно закрывают. Через несколько часов процесс «морения» будет закончен. При этом способе окраски детали не коробятся, а ворс не поднимается.
Некоторые породы древесины приобретают устойчивую окраску под действием кислот. Для ели и ясеня рекомендуется смесь азотной кислоты и воды, взятых в соотношении 1:1.
Опущенный в раствор шпон приобретает красновато-желтый цвет. После высыхания поверхность шпона шлифуют мелкозернистой шкуркой и обрабатывают с помощью конского волоса, морской травы, луба или сухой не смолистой тонкой стружки.
Совсем неожиданные оттенки цветовых сочетаний получаются в отваре из размолотых кофейных зерен с добавкой питьевой соды. Перед вымачиванием в таком отваре строганный шпон предварительно протравливают в горячем растворе квасцов.
Растения являются источниками многих природных красителей. Для окрашивания в них шпона следует приготовлять красящий раствор сильной концентрации. Чтобы окраска была устойчивой, шпон сначала подвергают травлению в каком-либо солевом растворе. Для этого лучше подходит шпон светлых мягких пород.
Если выдержать шпон в растворе квасцов, а затем опустить в настой луковой шелухи, то он красится в желтовато-красный цвет.
Шпон, выдержанный в растворе железного купороса, приобретет оливково-зеленый цвет. Если затем опустить его в настой отвара листьев и плодов березы, то он станет темно-серым с зеленоватым оттенком, а в настой корня ревеня - желто-зеленым.
Если шпон протравить сначала в висмутовой соли, а затем выдержать в настое из опилок и коры дикой груши, то он станет приятного коричневого окрасу, а кора ольхи - темно-красную.
Шпон, выдержанный в растворе солей олова, а затем в настое листьев и стеблей картофеля, окрасится в лимонно-желтый цвет, а в настое конопляных листьев - в темно-зеленый.

Любой мастер, даже начинающий, наверняка сможет облагородить внешний вид уже готового изделия. Отсутствие древесины ценных пород или шпона не помеха, т. к. всегда можно приобрести всевозможные тонирующие лаки, имитирующие покрытие под красное дерево, орех и др. Можно также усилить, выровнять цвет, если поверхность древесины имеет неодинаковую окраску на разных участках. С той же целью связано и применение морилок — водных (спиртовых) растворов необходимой концентрации и бейцев — сухих порошков красителей. В качестве красящего вещества используют гутаминовые кислоты. Существуют также и синтетические красители.

Если мастер не хочет обработать древесину промышленными красителями, он может воспользоваться различными рецептами протравы и крашения материала.

Нужно также учитывать, что если выбранный цвет — темный, то и древесина изначально выбирается темных тонов. Это позволит сэкономить краску, а также отпадает вероятность того, что древесина прокрасится неровно. При этом светлые породы можно брать для окрашивания как в светлые тона, так и в темные. Однако лучше постараться, чтобы разница в цвете была как можно меньшей. Помимо этого, нужно знать, что чем большей прочностью и твердостью обладает древесина, тем легче будет ее прокрасить.

Предварительно следует провести подготовку поверхности древесины к дальнейшей обработке, после чего придать ей желаемый цвет. На первом этапе проводится обессмоливание и отбеливание, причем эти два процесса иногда совмещаются.

С помощью обессмоливания можно удалить грязесмолянистые накопления и жировые пятна, имеющиеся на поверхности древесины. Для проведения данной операции обычно применяется 25 %-ный раствор технического ацетона или этилового спирта, который позволяет получить более чистую поверхность. С помощью кисти растворитель наносится на древесину, после чего изделие хорошо промывается теплой водой и просушивается.

В случае слишком большой площади изделия становится нецелесообразным применять дорогие красители, т. к. можно самим изготовить состав для обессмоливания. Его составляющими будут 1000 г воды, 40–50 г питьевой соды, 50 г поташа, 25–40 г измельченного мыла, 10 г спирта, 200 г ацетона. На поверхность раствор наносится горячим, после чего также промывается и сушится.

Отбеливание проводится непосредственно перед тем, как древесина подвергнется окрашиванию с целью выравнивания цветового тона. Среди отбеливающих веществ самыми доступными являются перекись водорода и щавелевая кислота, действующие с большой эффективностью. Также используются хлорная известь и перекись титана.

В случае применения щавелевой кислоты поверхность изделия нужно сначала обработать раствором соли, кислота первой наносится сразу же после раствора, в результате чего два этих компонента смешиваются. По окончании не более чем 5 минут после этой процедуры оба раствора нужно удалить, промыв изделие теплой водой.

Не поддается отбеливанию перекисью водорода древесина дуба, а при выдержке ее в данном веществе в течение длительного времени лишь приобретет зеленоватый оттенок. Но зато перекись окажет эффективное действие на такие породы, как грецкий орех, береза и бук. Перед тем как нанести на древесину 30 %-ный раствор перекиси водорода, шпон или массив следует смочить теплой водой, слегка подсушить и обработать 10 %-ным раствором аммиака. Для отбеливания березы и ясеня применяется смесь 20 %-ных растворов аммиака и перекиси водорода в соотношении 10: 1.

При отбеливании светлых пород древесины (липа, береза, клен, тополь) применяют раствор щавелевой кислоты (1, 5–6 г на 100 г кипяченой воды). Для того чтобы нейтрализовать остатки кислоты на поверхности изделия, его обрабатывают составом из следующих компонентов: 15 г хлорной извести, 3 г кальцинированной соды, 100 г воды. Предварительно нужно растворить соду в горячей воде, а потом, когда данный раствор остынет, добавить хлорную известь. С помощью такой обработки можно достичь не только отбеливания древесины, но и поднятия ворса. Обработанную таким образом деталь нужно потом тщательно промыть водой и высушить.

Для отбеливания дубового шпона обычно применяют щавелевую кислоту или (гораздо реже) 5 %-ный раствор лимонной или уксусной кислоты. Можно также провести ускоренное отбеливание, воспользовавшись водным раствором, в состав которого входят 2 % серной, 1, 5 % щавелевой кислоты и 2, 5 % перекиси натрия.

В некоторых случаях древесина отдельных пород деревьев может приобрести довольно необычные оттенки, например, у грецкого ореха, имеющего контрастную текстуру, появится розовый или серовато-голубой цвет, а у дуба, как мы уже сказали, — зеленоватый оттенок.

Следующей процедурой, которой необходимо подвергнуть древесину, является крашение или протрава. Однако не все породы деревьев способны хорошо реагировать на эти виды обработки. Так, лучше всего они воспринимаются твердыми и более плотными породами, которые обладают лучшей способностью к прокрашиванию. Причем древесина светлых тонов после обработки красителями и протравами приобретает более насыщенные цвета.

Крашение можно подразделить на два вида — поверхностное и глубокое, а растворы красителей — на слабые и насыщенные. Для того чтобы избежать осветления древесины при дальнейшем высыхании и шлифовании, чаще всего ее подвергают глубокому крашению.

При работе с различными реактивами, используемыми при крашении, следует быть предельно осторожными, т. к. большинство из них довольно ядовиты и обладают способностью вызывать тяжелые ожоги при попадании на слизистую оболочку глаз, кожные покровы, органы дыхания, а также окрашивать кожу человека. Поэтому крайне важно соблюдать меры предосторожности, пользуясь защитными очками и перчатками. Все работы следует проводить в помещении с хорошей вентиляцией. Нужно также иметь при травлении стеклянную, эмалированную или пластмассовую посуду, в качестве которой можно также воспользоваться фотованночками.

Для того чтобы прокрашивание было как можно более эффективным, древесина должна хорошо пропитаться раствором. С этой целью ее нужно предварительно промыть водой. Раствор должен быть комнатной температуры, а для ускорения процесса его можно подогреть. В один и тот же красящий раствор можно помещать только один вид древесины. Если материалом заготовки является мягкая порода древесины, то ее можно выдерживать на слабом огне в течение 2 часов. Эмаль на посуде для кипячения не должна быть сколота, иначе начнется химическая реакция между красителями и металлом.

При холодном способе окрашивания также можно получить устойчивые однотонные цвета. Использование природных красителей является особенно эффективным, т. к. их пигменты не поддаются разложению, светоустойчивы. Их достоинство также в том, что они не образуют пятнистостей.

При горячем травлении нужно постоянно следить за происходящим процессом, контролируя изменение цвета. Это связано с тем, что большинство красителей способны менять цвет под воздействием высоких температур. Так, через определенные промежутки времени шпон при помощи пинцета осторожно вынимается из кипящего раствора и осматривается срез небольшого отломленного кусочка.

Качество окрашивания зависит от времени выдержки заготовок и концентрации раствора. Если шпон плохо поддается окрашиванию, можно увеличить количество пигмента в растворе, а время на пропитку сократить. Для предотвращения так называемого вуалирования текстуры древесины на дно посуды желательно положить решетку и все детали разместить на ней, т. к. обычно на дне оседают частички красителя и примесей.

По окончании крашения шпон нужно тщательно промыть, периодически переворачивая листы, а затем просушить. При этом недопустимо пересушивание материала, а также попадание на него прямых солнечных лучей. В процессе сушки шпон должен быть помещен под пресс.

Окрашивание имеет наибольшую стойкость и интенсивность, если происходит реакция между красящими компонентами и дубильными веществами. Реагентом в древесине является танин. Окраска подобным способом получила название травления, а красящие вещества называются протравами. Травление позволяет насквозь прокрасить шпон и глубоко — древесину. Лучше других травлению поддаются те породы древесины, что содержат танин в больших количествах. К ним относятся дуб, бук, каштан. Те породы, древесина которых не обладает достаточным количеством дубильных веществ для успешного прокрашивания, предварительно пропитывается танином.

Для того чтобы насытить древесину танином, ее кипятят в одной эмалированной посуде вместе с толчеными дубовыми галлами в течение 10 минут и в соотношении 3: 1. Если используется кора молодого дуба, то сначала следует прокипятить ее несколько минут и дать раствору остыть, после чего можно помещать в него шпон. После пропитки его следует промыть водой и можно подвергать окрашиванию.

Существует способ проверить наличие дубильных веществ в древесине. Для этого на испытуемый образец нужно нанести каплю 5 %-ного раствора железного купороса. Серые или черные пятна будут свидетельствовать о том, что танин в древесине имеется, а их отсутствие — об обратном.

В процессе приготовления протравы химические вещества следует растворять в горячей воде. Если поверхность обрабатываемой детали имеет большую площадь, то целесообразнее не погружать его в состав, а наносить с помощью кисти. Применение крашения с потравами дает равномерную толщину окраски без вуали.

Мастер-любитель может использовать и природные красители в виде отваров определенных растений, которые будут для него более доступны. При этом также можно получить насыщенный благородный оттенок древесины, который не будет затемнять ее текстуру. Изготовление таких красителей возможно в домашних условиях, к тому же они имеют малую степень токсичности и их удобно хранить.

Природные красители могут использоваться при окраске массива древесины лиственных пород: дуба, бука, клена, березы, ясеня, липы. Расположив изделие под некоторым наклоном, на него при помощи кисти наносят раствор. При этом нужно сначала покрыть поверхность поперек древесных волокон, а потом вдоль. Каждый слой высушивают, избегая попадания на него прямых солнечных лучей, а по — близости также не должно находиться источников тепла. Когда поверхность будет высушена, ее нужно протереть сукном, а потом для окончательного закрепления цвета покрыть лаком или мастикой. Важно запомнить, что слой краски наносится только после того, как будет полностью высушен предыдущий.

Если требуется окрасить древесину светлых тонов в более темные (красно-коричневый), можно воспользоваться отваром луковой шелухи, а отвар недоспелых плодов крушины позволит получить желтый цвет. Кора яблони и оболочки грецких орехов дадут коричневые цвета, а для насыщения цвета в их отвары можно добавить квасцы. С помощью отвара коры ольхи или вербы возможно придать светлой древесине лиственных пород черный цвет.

Для того чтобы строганый шпон из светлой древесины приобрел желтый цвет, его окрашивают отваром из корней барбариса. Сначала нужно прокипятить растительное сырье и процедить полученный состав, а затем добавить в него 2 % квасцов и повторно довести до кипения, после чего дать остыть.

Отвар молодых веточек тополя поможет получить оранжевый цвет. Чтобы приготовить отвар, нужно залить 150 г веток и квасцы 1 л воды и кипятить в течение 1 часа. После того как отвар будет несколько раз отфильтрован и отстоян в светлом помещении на протяжении недели, он получит золотисто-желтый цвет.

Возможно получение зеленоватого цвета при добавлении в предыдущий отвар дубовой коры. С этой же целью можно растворить в уксусе мелкий порошок медянки и кипятить раствор в течение 10–15 минут, а затем, не дожидаясь остывания, вымачивать шпон в горячем растворе.

Использование сока плодов волчьей ягоды (бирючины) позволяет получить различные оттенки: при смешивании его смеси с кислотами — черный цвет, с купоросом — коричневый, с питьевой содой — голубой, с глауберовой солью — алый, с поташом — зеленый.

Раствор перманганата калия (марганцовки) дает сначала вишневый, а затем коричневый тон. При окрашивании светлого шпона в желтый цвет пользуются 1 %-ным раствором хлористого калия при температуре кипения. Для получения серого, голубого и черного тонов шпон в течение 5–6 дней вымачивают в настое дубовых опилок и железного порошка. Имитация иссиня-черного цвета мореного дерева дубового шпона достигается путем его вымачивания в растворе железной стружки и уксуса.

Приготовление нижеописанного раствора позволит придать дубу цвет воронова крыла, а другим породам древесины — серый. Для этого нужно в стеклянной посуде разбавить наполовину водой азотную кислоту или царскую водку и ввести в полученный раствор 15 % железных опилок. Когда они растворятся, нужно добавить еще 2 части воды, а затем поставить раствор в теплое место и отстаивать несколько суток. Красящий состав имеет вид светлой части отстоявшегося раствора. Его нужно слить в стеклянную посуду и плотно закрыть.

Если требуется получение зеленоватого и желто-красного цвета древесины, то применяют сульфамин и уксуснокислый кобальт. Сначала нужно растворить в уксусе железные стружки, а потом добавить данные соли, причем состав нужно использовать сразу же после его приготовления.

В синий цвет древесину можно окрасить с помощью азотной кислоты и медных опилок. Разбавленную кислоту предварительно нагревают, чтобы медь могла раствориться, а после остывания состава его наполовину разбавляют водой.

Необходимо быть максимально осторожными при работе с кислотными красителями, а обработанную древесину по окончании данной процедуры промывают раствором питьевой соды для полной нейтрализации кислоты.

Поместив шпон в раствор уксусной кислоты и ржавчины, очень быстро достигают черного тона древесины. Древесину в нем нужно вымачивать в течение суток, а затем следует промыть заготовки водой.

Древесина серебристой или серой окраски, применяемая для мозаичных работ, лучше всего получается из светлых пород, содержащих большое количество дубильных веществ. В дождевую воду с железными опилками нужно опустить шпон, причем древесина не должна соприкасаться со стенками и дном.

Можно придать березовому шпону серебристый тон с голубовато-зеленоватым отливом, вымачивая его в растворе сернокислого железа (на 1 л воды 50 г соли металла) в течение 1–3 суток. Степень насыщенности тона определяют на глаз. После окрашивания шпон промывается под струей проточной воды. Применение раствора с аналогичным составом на других породах деревьев дает иные оттенки. Так, мореный орех становится дымчатым, а бук — коричневым.

После обработки парами аммиака древесина приобретет благородный коричневый цвет. С этой целью обрабатываемую деталь нужно поместить в плотно закрывающуюся посуду вместе с открытой емкостью, содержащей раствор аммиака.

Обработка елового и ясеневого шпона 50 %-ным раствором азотной кислоты позволит получить устойчивый красно-коричневый цвет.

При обработке кислотами отдельные породы древесины могут приобретать самые разнообразные оттенки. По окончании данной процедуры древесину обычно шлифуют мелкозернистой шкуркой, а затем сукном или лубом, конским волосом.

Вымачивание шпона в отваре кофейных зерен с питьевой содой придаст ему различные цветовые оттенки. Предварительно строганный шпон нужно протравить в горячем растворе квасцов.

При окрашивании шпона высококонцентрированными растворами растительных природных красителей шпон перед этим протравливают в каком-нибудь солевом растворе, для того чтобы придать красочному слою большую устойчивость. Обычно в этом случае применяется шпон светлых пород.

Предварительная обработка шпона квасцами с дальнейшим вымачиванием в настое луковой шелухи придаст ему желтовато-красный цвет. После обработки железным купоросом шпон приобретает оливково-зеленый цвет, а при дальнейшей обработке растительными красителями следующие тона: темно-серый с зеленоватым отливом — после опускания в отвар листьев и плодов березы, желто-зеленый — после вымачивания в настое корня ревеня.

Различные цвета шпону также придаст сочетание травления висмутовой солью с вымачиванием в отварах. Так, приятный коричневый цвет получится после обработки в настое опилок и коры дикой груши после обработки в растворе висмутовой соли, темно-синий — коры ясеня, темно-красный — коры ольхи.

Если шпон сначала выдержать в растворе солей олова, а потом вымочить в настое ботвы картофеля, то он приобретет лимонно-желтый тон. Этот же металл в сочетании с настоем конопли даст темно-зеленый цвет.

При окрашивании можно обойтись и одними химическими реактивами, без применения растительных материалов. Горячий водный раствор, состоящий из 3 % глауберовой соли и марганцовокислого калия, окрасит древесину под орех. А для того, чтобы на древесине имелись жилки, после нанесения на всю поверхность первого слоя и его высыхания второй слой наносится на некоторые места.

Использование водного раствора анилиновой вишневой краски 2 %-ной концентрации позволит придать древесине вид красного дерева, для чего ее нужно покрывать горячим составом до тех пор, пока не будет достигнута желаемая окраска.

Светлую древесину лиственных пород можно сделать имитацией под орех, если воспользоваться горячим водным раствором английской соли и марганцовокислого калия (по 30 г на 1 л состава). Приготовленный раствор наносится на поверхность древесины несколько раз с помощью кисти.

Имеется также множество рецептов приготовления красильных растворов. Так, можно придать древесине красный цвет при помощи следующих красителей: орканет, лакмус, орлеан, марена, кампешевое дерево, бразильское дерево, анилин, терр-де-сиенн, шерстяной отвар.

Чтобы приготовить орлеан, нужно измельчить его и засыпать в закипающую воду, а когда они растворятся, газ следует выключить и поместить древесину в емкость с раствором. Она подвергается выдержке до тех пор, пока не приобретет желаемый оттенок.

Марену применяют только в виде порошка. Как и в предыдущем случае, порошок растворяется в закипающей воде. В противном случае структура красителя будет разрушена. Чтобы получить раствор средней консистенции, обычно берут 100 г порошка на 1 л воды. Для получения более насыщенного цвета, количество марены следует увеличить до 200–250 г на 1 л. Если же добавить несколько капель олова, растворенного в царской водке, то цвет получится более ярким, а древесина окрасится быстрее.

Нужный оттенок красного цвета можно также получить, положив протравленную в растворе квасцов древесину в уже остывшую краску.

Краситель кампешевое дерево в необходимом количестве замачивается в теплой воде, а затем кипятится на медленном огне 2–3 часа. Раствор порошка, размоченный в кипятке, не позволит получить равномерную окраску.

Орканет, как правило, готовят только на основе льняного масла, подогретого в глиняном горшке. Нужно бросить несколько щепоток порошка, когда масло закипит, и далее кипячение продолжается, пока краситель не растворится полностью. Количество порошка зависит от интенсивности цвета, который требуется получить. Раствор должен немного остыть, после чего он с помощью кисти наносится на древесину. Причем до окрашивания древесину не нужно подвергать предварительной обработке.

Используя орселию, можно получить ярко-красный или красно-фиолетовый цвет в зависимости от способа приготовления. Для получения ярко-красного цвета нужно растворить то количество препарата, которое указано на упаковке, в теплой воде, а потом добавить немного уксуса. Если необходимо получить красный раствор с фиолетовым оттенком, следует к уже приготовленному раствору орселии добавить питьевую соду и поташ. Для усиления насыщенности цвета можно влить в раствор немного раствора олова в царской водке или в азотной кислоте.

Краситель терр-де-сиенн применяется только в виде жидкого теста. Мелкие кусочки красителя нужно перемешать с небольшим количеством холодного льняного масла, стараясь, чтобы маслом были смазаны все крупинки препарата. Смесь должна иметь вид крутого теста. Далее в него добавляется небольшое количество льняного масла, подогретого на водяной бане. Масса тщательно перемешивается до получения однородной кашицы. Данная смесь ровным слоем наносится на поверхность древесины с помощью кисти. Ее удаляют, когда древесина приобретет нужную окраску.

Применяя адрагантовую камедь, необходимо растворить в скипидаре такое количество красителя, которое понадобится для получения желаемого цвета. Древесина помещается в готовый раствор, а емкость через несколько минут ставится на огонь. При нагревании раствора скипидар испаряется, а краситель остается на поверхности древесины. Древесину нужно оставить на сутки до полного ее высыхания. Для закрепления красителя и удаления лишнего поверхность нужно натереть ветошью, смоченной в винном спирте.

Для получения шерстяного отвара применяют вываривание шерсти ярко-красных цветов. 1 кг шерсти укладывается в эмалированную кастрюлю и заливается 8 л крутого кипятка. Затем все это варится на медленном огне до тех пор, пока шерсть не приобретет первоначальный цвет. Для окрашивания древесины ее либо помещают в готовый раствор, либо окрашивают при помощи кисти или губки.

Для получения синего цвета применяют следующие красители: лакмус, азотнокислую медь, кампешевое дерево и анилин.

Для того чтобы получить качественный раствор с применением лакмуса, нужно сначала растворить 50 г известки в 1 л теплой воды. После ее гашения в жидкость засыпается 200 г лакмуса. Данный раствор тщательно размешивается и ставится на медленный огонь на 1 час. После остывания раствора его наносят на поверхность кистью или губкой либо помещают в него древесину.

При использовании азотнокислой меди при окрашивании древесины получается отличный бирюзовый цвет. Для этого нужно нагреть азотную кислоту в стеклянной посуде, а затем постепенно засыпать в раствор частями медные опилки. Для полного растворения меди следует также добавить в закипающий раствор воду. В результате реакции получится концентрированная смесь. После ее остывания она должна быть разбавлена теплой водой до приобретения желаемой яркости цвета и количества раствора.

При помощи анилина можно окрасить древесину в синий цвет. Чтобы приготовить красящий раствор, нужно взять 6–7 ложек столовой соды и растворить их в 1, 5 л кипятка, после чего добавить такое же количество оливкового масла. Далее этот раствор нужно остудить и приготовить другой, используя другую емкость. Для этого понадобятся 1 часть анилина, 1 часть хлористого олова и 2 части воды. Все это нужно смешать и влить первый раствор, который к тому времени уже должен быть остывшим. Затем его можно наносить на поверхность древесины.

Придать желтый цвет древесине позволит церва, куркума, кверцитрон и тополь.

При помощи цервы древесина может быть окрашена в различные оттенки желтого, что зависит от консистенции раствора и от добавок. Чтобы приготовить красящий состав, требуется размельчить церву, залить водой и варить на медленном огне в течение 30–35 минут. После того как отвар остынет, в него можно помещать древесину.

С той же целью используется и кверцитрон. Сначала необходимо 1 столовую ложку препарата залить 1 л теплой воды и прокипятить все это в течение 1 часа. Для того чтобы полученный цвет был более ярким, нужно добавить в готовый отвар немного уксуснокислого алюминия или концентрированный раствор квасцов. Затем он остужается и в него помещается древесина. Краска потом должна быть закреплена специальной протравой, для приготовления которой понадобятся 15 г винно-каменной кислоты, 30 г хлористого олова и 1 л теплой кипяченой воды.

Куркума дает прекрасный насыщенный желтый цвет. Следует растворить 2 столовые ложки красителя в 1 л винного спирта, а затем настоять в течение 1–1, 5 суток. Раствор на древесину наносится губкой или кистью.

Для того чтобы в результате окрашивания получить черный цвет, потребуются растворы черной краски, которые можно приготовить двумя способами.

Согласно первому, рекомендуется взять 5 столовых ложек мелких опилок кампешевого дерева, залить 2 л кипятка и кипятить в течение 45–60 минут, пока жидкость не приобретет темно-фиолетовый цвет. Далее в кипящий раствор нужно добавить 20 г квасцов. Пока будет охлаждаться данный раствор, нужно приготовить настой из железных опилок, настоянных на уксусной кислоте. Древесина сначала должна быть окрашена первым раствором, а потом покрыта настоем, в результате чего она приобретет насыщенный черный цвет.

Для приготовления краски вторым способом потребуются чернильные орешки (15 частей), кампешевое дерево (4 части), яр-медянка (2 части) и железный купорос (1 часть). Все составляющие должны быть тщательно перемешаны, после чего 45 г смеси завариваются в 2 л кипятка. Раствор некоторое время должен повариться. После охлаждения древесина подвергается окрашиванию в несколько приемов. Готовое покрытие закрепляется уксуснокислым раствором.

Рецептов приготовления различных растворов, использующихся при травлении и крашении древесины, существует очень много, а отдельные мастера-любители даже изобретают собственные рецепты их изготовления. Однако не каждый мастер, даже опытный, может с успехом проводить подобные эксперименты. Но в любом случае нельзя забывать о мерах безопасности, работая с химическими реактивами. Необходимо также учитывать их свойства при взаимодействии с другими компонентами.


Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 1857 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.02 сек.)