АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Раннее проявление одаренности и гениальности

Прочитайте:
  1. Врачевание как деятельное проявление справедливости
  2. Изменчивость и методы ее изучения. Виды изменчивости и характер влияния на проявление продуктивных качеств животных.
  3. Менделирующая наследственность у человека.Законы Г.Менделя их формулировка, проявление.
  4. Нарушения в системе половых хромосом и их фенотипическое проявление
  5. Понятие утомления. Виды утомления. Защитная функция утомления. Проявление утомления в различных видах двигательной деятельности. Механизмы утомления.
  6. ПРОБЛЕМА СКРЫТОГО ВЫРОЖДЕНИЯ И РЕЗЕРВИРОВАНИЕ МЕТОДОВ ПОДНЯТИЯ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ
  7. Продолжительность жизни.Проявление старения на всех уровнях развития организма.Биологические и социальные аспекты долголетия.
  8. РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ
  9. Следовательно, развитие плаценты обеспечивается геномом отца, а раннее развитие эмбриональных структур обеспечивается геномом матери

Одним из доказательств решающей роли наследственности в существовании тех или иных способностей человека являются случаи крайне раннего проявления таланта.

В частности, В.Освальд (1910) среди десяти наиболее важных характеристик научного гения называет раннезрелость, а Г.Леман показывает, что ранний возраст совершения открытий характерен вовсе не только для прежних столетий, но и для XIX в.

Ограничимся пока минимумом примеров.

  • Гассенди в 4 года читал на память стихи, в 7 лет он давал астрономические объяснения.
  • Галлер ребенком толковал Библию.
  • Ампер, еще не зная цифр и алфавита, вычислял при помощи камушков.
  • Поль Бурже в 5 лет зачитывался Шекспиром и Вальтером Скоттом. Сен-Санс в 2,5 года читал ноты, в 5 лет сочинял вальсы, в 10 лет дирижировал оркестром.
  • Ньютон уже в младших классах проявил большие способности в изготовлении воздушных змеев, ветряных мельниц и других игрушек.
  • Майкл Фарадей, работая в книжной лавке и переплетной мастерской, уже в 14 лет постоянно читал научные труды.
  • Юстус Либих дома повторял описанные в книгах химические опыты и еще мальчиком достиг знаний на уровне профессора.

Вот список людей (далеко не всеохватывающий), сделавших крупные открытия в возрасте до 21 года.

  • Мэри Аннинг в 12 лет нашла первый экземпляр ихтиозавра, описанный в науке.
  • Джейн Остин написала свою лучшую книгу в возрасте 20–21 года.
  • Антуан Сезар Беккерель в 19 лет заметил, что свет меняет сопротивление селена (ему принадлежат классические труды по фосфоресценции и термоэлектричеству, его сын Александр – один из основоположников теории флуоресценции, а внук Антуан Анри – лауреат Нобелевской премии, открывший естественную радиоактивность солей урана).
  • Л.Беллини в 19 лет обнаружил, что полоски на разрезе почки – трубочки, а не волокна.
  • Ж.Бизе написал первую симфонию в 17 лет.
  • У.Блейк написал первый сборник стихов в 12–20 лет.
  • Луи Брэйль, ослепший в три года, изобрел свою азбуку для слепых в 20 лет.
  • Эразм Дарвин написал «Зоономию» в 18 лет.
  • Лейбниц в 21 год написал важные философские и юридические статьи, Джакомо Леопарди в этом же возрасте написал выдающиеся поэмы, Маркони изобрел метод передачи сигналов по радио, Милле написал две картины, прославившие его.
  • Мендельсон-Бартольди создал увертюру «Сон в летнюю ночь» в 17,5 года.
  • Мильтон в 15 лет – автор замечательного гимна.
  • Мерфи в 12 лет стал чемпионом Нового Орлеана, а в 21 год – чемпионом мира по шахматам.
  • Джеме Педжет открыл трихины, когда ему не исполнилось еще 21 года.
  • Блез Паскаль в 19 лет изобрел счетную машину.
  • У.Г. Перкин в 18 лет, пытаясь синтезировать хинин, открыл первый анилиновый краситель.
  • Рафаэль в 20 лет создал свою первую знаменитую картину «Брак Богоматери».
  • Д.Г. Россетти, основатель «братства прерафаэлитов», написал в 19 лет свою лучшую поэму.
  • Россини написал оперу «Танкред» в 21 год.
  • Шеллинг первое крупное философское произведение написал в 19 лет.
  • Шуберт создал музыку первой песни в 17 лет, а знаменитую мелодию на слова «Лесного царя» в 18 лет.
  • Роберт Бернс лучшие поэмы и песни создал в возрасте 14–21 года.
  • Де Кандоль в 21 год закончил четырехтомный труд по ботанике, и этот труд получил признание Кювье и Ламарка.
  • Т.Чаттертон написал свои замечательные поэмы и баллады в 12 лет.
  • С.Кольт изобрел в 18 лет револьвер, а в 19 сконструировал револьвер и ружье, впоследствии запатентованные.
  • Первую фармакопею составил в 20 лет В.Кордюс.
  • Пьер Кюри сделал первые открытия в химии в 20 лет.
  • Г.Дэви в 20 лет доказал молекулярную теорию тепла.
  • Де Грааф открыл в двадцатилетнем возрасте, что яйцеклетки возникают в яичниках.
  • В 20 лет П.Эрлих изобрел метод мазков крови и усовершенствовал методы окрашивания препаратов, Л.Эйлер – опубликовал диссертацию о математическом определении соотношения между длинами волн звуков, Гроттхуз опубликовал теорию электролиза.
  • Галилей открыл правило колебания маятника в 17 лет.
  • Галлей обнаружил солнечные пятна и затмения Марса в 19 лет.
  • Джереми Хоррокс успел за 22 года сделать множество астрономических открытий.
  • Джоуль сделал свое величайшее открытие – экспериментально обосновал закон сохранения энергии – в 21 год.
  • Г.Кирхгоф в 21 год установил два правила для электрической цепи, носящих его имя.
  • В 21 год Рене Леннек написал статью о разнице между перитонитом и энтеритом.
  • Сваммердам в 19 лет первым описал эритроциты.
  • Уильям Томсон (лорд Кельвин) к 21 году опубликовал дюжину оригинальных работ по математической физике.
  • Т.Янг описал механизм аккомодации хрусталика в 19 лет, а в 21 год был избран членом Королевского общества.
  • М.Ю. Лермонтов – в 15 лет первая редакция «Демона» и «Испанцы», в 16 лет – «Маскарад».
  • А.С. Грибоедов – в 13 лет окончил университет, второй факультет – к 17 годам.
  • О раннем Пушкине можно писать тома.
  • Создатель евгеники английский психолог и антрополог Фрэнсис Гальтон читал книги в возрасте двух с половиной лет. К 4 годам он уже знал таблицу умножения и пятьдесят строк латинской поэзии наизусть, к 5 годам декламировал с выражением поэмы Вальтера Скотта, в 6 – «Илиаду» и «Одиссею». В 8 лет его отдали в школу, в класс, где обучались 14–15-летние мальчики из обеспеченных семей. Он почти всегда был чем-то занят, никогда не бездельничал. Но справедливости ради надо отметить, что у него было семейное окружение, почти идеальное для реализации творческой одаренности.
  • Французский писатель Франсуа Рене Шатобриан к 13 годам выделялся не только своей страстью к чтению, не только исключительной памятью, но и замечательной трудоспособностью. Его способности были настолько поразительны, что он мог почти дословно повторить многостраничную проповедь, к которой едва прислушивался.
  • Французский философ Огюст Конт в 15 лет выдержал экзамен в Парижскую политехническую школу, а в 20 стал одним из наипризнаннейших философов своего времени.
  • Поражал своим рано проявившимся интеллектом французский математик и философ Дан Д’Аламбер, который в 4 года читал и решал сложнейшие задачи, а в десять его перевели из школы в колледж. В 23 года он стал членом академии.
  • Величайшее открытие Ренэ Декарта – «декартовы координаты» – было сделано им в 17-летнем возрасте. Кстати, в свои 22–23 года, служа в армии, в промежутках между боями и походами он написал несколько блестящих философских произведений.
  • Среди рано проявивших свою одаренность людей все же поражают примеры английского историка Томаса Маколея и писателя Дж.Стюарта Милля. Маколей чрезвычайно напугал свою мать, когда в 3 года, сохраняя без труда в памяти точную фразеологию, повторил прочитанную им «взрослую» книгу, а посетив музей в том же возрасте, перечислял без запинки все экспонаты в порядке их расположения. Милль читал по гречески классиков в 4 года, а в 8 за один год выучил латынь. Уже в 5 лет он мог обсуждать сравнительные достоинства и недостатки полководческой деятельности Мальборо и Веллингтона.

Можно, конечно, сказать, что если бы такие сверхблагоприятные условия, какие были у большинства перечисленных выше людей, создать всем детям, то и они проявили бы столь же высокие показатели развития. Но, к сожалению, приходится констатировать, что, во-первых, даже в одной семье, где в равных условиях воспитывались будущие гении и их родные братья и сестры, все же именно гении вырвались к вершинам творчества и сумели проявить себя. Во-вторых, и мы об этом уже не раз упоминали, почти поголовное среднее образование, почти в сотни раз чаще получаемое высшее образование, почти в тысячи раз чаще встречающиеся вполне благоприятные условия развития, создаваемые в интеллигентных семьях в XX в., не прибавляют значительно количества гениев. Гениальность остается явлением, в столь же равной степени зависящим как от внешних условий, так и от врожденных особенностей. И лишь совокупность оптимальных внешних условий (включающее не только детский период, но и период дальнейшего развития человека) и врожденной одаренности может дать проявившегося гения.

Витальность

Витальность, за неимением более точного термина, является исключительно важным компонентом гениальности. Одним из доказательств его значения является долгожитие многих великих творцов.

Поразительно информативно выступает роль именно витальности в творчестве Тициана. Речь идет не только о жизнелюбии, но и о любви к богатству красок, любви к красоте. Бесспорно унаследовав талант живописца (среди его ближайших родственников было восемь выдающихся художников), при наличии стимулирующей социальной преемственности, благоприятной среды и, вероятно, под воздействием положительного импрессинга Тициан все же довольно поздно, в возрасте около 50 лет, начал свой подлинно творческий путь. Но он жил и с полной силой творил до 99 лет. В 95-летнем возрасте Тициан пишет «Увенчание терновым венцом», продолжает писать все новые картины до своей случайной смерти. Неизвестно, в каком возрасте он утратил бы творческие способности да и самую жизнь по дряхлости, потому что он умер от чумы.

Фактор витальности многих гениев отчетливо выступает в форме их долгожития и устойчивости творчества по отношению к «паспортно-старческому» возрасту.

  • Софокл написал «Царя Эдипа» в 90 лет.
  • Фирдоуси слагает «Шехнаме» до самой смерти. Умер он в 85 лет, и смерть его ускорена реальным, тяжелым оскорблением со стороны шаха Магомета.
  • Микеланджело в 73 года становится архитектором собора Святого Павла.
  • Монтеверди пишет оперу «Поппея» в 75 лет.
  • Хокусаи создает свои картины и в 90-летнем возрасте.
  • В 76 лет Гете начинает вторую часть «Фауста» и заканчивает ее в год смерти.
  • Верди пишет в 73 года оперу «Отелло», а в 80 лет заканчивает «Фальстафа».
  • Вагнер к 80 годам создает «Парсифаля».
  • Беранже пишет стихи до 77 лет.
  • Лев Толстой творил до 82 лет, И.П. Павлов – до 87, Диоген и Демокрит – и после 80 лет, Б.Шоу – до 94 лет.
  • Вольтер написал первую поэму четырехлетним, а последнюю – восьмидесятичетырехлетним.

Во всех этих случаях характерно, что старело тело, но творческое начало сохранялось за счет могучих компенсаторных механизмов.

Интересна книга Пауля Херре, который собрал около 1000 биографий высокоактивных наследственных властителей, президентов республик, государственных деятелей и политиков, полководцев и адмиралов, римских пап и высших церковников, композиторов и исполнителей, певцов и артистов, наконец, выдающихся женщин, сохранивших высокую работоспособность в глубокой старости. Эта книга иллюстрирована портретами короля Фридриха II Прусского, Бисмарка, Мольтке, Александра Гумбольдта, Теодора Моммзена, Гете, Листа и некоторых других.

Некоторые интеллектуальные функции даже у долгожителей-творцов, безусловно, слабеют, однако другие достигают высшего расцвета, развивается высшая форма ума – мудрость.

Разумеется, отдельные примеры, даже самые разительные, но отобранные по признаку, роль которого иллюстрируется, малоубедительны. Поэтому мы приведем здесь данные по длительности жизни неотобранной группы творцов по другим источникам. Из бесчисленных примеров творческой сохранности в глубокой старости, убедительнейшего доказательства необычайно стойкого психического здоровья мы ограничимся двумя противоположно-полюсными примерами: математиками и создателями скрипок, отсылая читателя за другими примерами к книге П.Херре.

П.Мебиус в своей книге о математическом даровании показывает, что средняя продолжительность жизни 100 самых крупных математиков, астрономов и физиков-математиков составила 72 года. В связи с генетикой или социальной преемственностью любопытно, что среди этих 100 оказались четверо Бернулли, трое Кассини и двое Кавендишей. Мебиус решительно и документированно отрицает какую-либо повышенную частоту душевных болезней среди крупных математиков. В частности, Ньютон, несмотря на то, что в 1693 г. действительно страдал неврозом и бессонницей, писал в это время свои крупнейшие теологические труды. Не буду добавлять, что написание трудов по теологии в то время никак не могло служить доказательством душевной болезни.

В группе крупнейших мастеров, создававших скрипки, известно несколько знаменитых, в том числе династия Амати, начиная с Андреа (1530–1611), сыновей Андреа Антонио (1555–1633) и Джиролимо (1556–3630) и внука Николо (1596–1684), который был учителем Гварнери и Страдивари. Все представители династии Амати работали на вершинах творчества примерно до 80-летнего возраста. Антонио Страдивари достиг вершин в 1710–1720 гг., когда ему было 65–75 лет, и держался на этой высоте до 85-летнего возраста. Последнюю скрипку Страдивари закончил, когда ему было 92 года

Итак, высокая витальность гениев – факт показательный, более того, он никак не вяжется с часто возникающим вопросом о связи гениальности с психозом, о чем мы поговорим ниже, после того как раскроем некоторые биологические, наследственные механизмы стимуляции интеллектуальной активности.


Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 469 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.01 сек.)