Основные стратегии и подходы в развитии арт-терапии
Терапия искусством представлена широким спектром направлений, не имеющих до сих пор единого методологического обоснования. Обращение к искусству как к предмету психологического воздействия присутствует во всех ведущих направлениях психотерапии. Искусство рассматривается и как форма отражения глубинных бессознательных процессов, и как результат работы когнитивных структур, и как событие, выражающее трансцендентальную природу человека. Чем же обусловлена данная ситуация? Какие факторы предопределяют неоднозначность точек зрения в интерпретации характера воздействия произведений искусства на человека и содержания самого процесса творчества?
Анализ существующих взглядов на предмет искусства в предыдущих главах позволяет ответить на вопросы, отражающие возможности арт-терапевтической практики.
1. Что такое искусство, какова природа его выразительности?
2. Каковы типологические признаки произведений искусства, особенности процесса творчества, обусловливающие терапевтический эффект?
3. Каковы возможности объективной интерпретации характера влияния искусства на психическое состояние, ее субъективный и объективный контекст?
Интерпретация научно-философских представлений о природе искусства и его влияния на человека показала, что при формировании методологии арт-терапии приходится сталкиваться с серьезными онтологическими и гносеологическими трудностями.
Синергетическая природа искусства требует исследования характера взаимосвязей теории философии, искусства и науки.
Философия
ОНТОЛОГИЯ (от гр. ón, род. падеж óntos – сущее) – раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.
Базисным основанием теории арт-терапии, как отмечалось выше, служат современные представления, сложившиеся в феноменологии, экзистенциализме, психоанализе, гештальтфилософии, философской антропологии и постмодернизме. Напомним, что, с точки зрения теории глубинной психологии, искусство выступает как символическое выражение форм коллективного бессознательного, его архетипов. Иной позиции придерживаются представители гештальтфилософии, рассматривая художественное творчество как процесс познания. Ключевыми понятиями феноменологии, позволяющими описать искусство, выступают такие категории, как «интенциональность», «смыслы», «выражение». Любой акт творчества рассматривается как процесс самовыражения, характеризующийся своей интенциональной направленностью, поиском смыслов и личностными переживаниями. Интерпретация идей, заложенных в представленных философских традициях, позволяет определить арт-терапию как открытое полимодальное социокультурное образование, отражающее творческие взаимосвязи человека с действительностью, креативную сущность самого бытия.
Искусство
ИСКУССТВО: 1) корень слова, «искус» – опыт, проба, попытка, испытание, узнавание; искусный-дошедший до умения или познания; 2) форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т. д.).
Творить – значит выражать сокровенное, неповторяемое. Любой акт творения – это созидание Нечто в проекциях Ничто из того начала, которое сокрыто от прямого наблюдения и затруднено для объективного анализа. Художественный образ, формы и содержание которого зависят от личных намерений и социокультурных установок субъекта творчества, зарождаются в глубинах его бессознательного. Прорываясь наружу в сферу сознания, неясный образ в процессе творения постепенно обретает законченную художественную форму, выражающую содержание внутреннего мира, как самого художника, так и исторического времени, к которому он принадлежит. Иначе говоря, художественный образ раскрывает истинную природу творящего субъекта, его характер восприятия, переживания и понимания мира. В контексте сказанного можно сказать, что арт-терапия представляет собой экзистенциальное событие, в котором субъект творчества обретает самого себя, познает природу своей индивидуальности, выражает свое индивидуальное отношение к реальности.
Наука
Многоаспектность феномена искусства и методов психотерапии не позволяет свести все многообразие их форм взаимодействия к той или иной научной парадигме. Однако последние открытия в области синергетики, на наш взгляд, обусловливают возможность описать генезис и механизмы воздействия искусства на состояние души, определить модели построения арт-терапевтического действия. Современные исследования в синергетике могут выступать в качестве связующего начала, объединяющего представления о материальной, психической и духовной сторонах творчества. Раскрытию природы творчества как движения от хаоса к порядку через самоорганизацию сознательных и бессознательных структур психики и посвящен материал.
СИНЕРГЕТИКА (совместная деятельность) – наука о процессах самоорганизации в природе и обществе.
«Синергетика – наука о процессах развития и самоорганизации сложных систем произвольной природы», – писал основать синергетики Илья Пригожин (Синергетика и психология…, 2004, с. 82). Исходя из теории синергетики, можно постулировать мысль, согласно которой арт-терапевтический процесс есть многоуровневый динамический феномен, в границах которого осуществляется системное моделирование ситуации перехода и самоорганизации психики в состояние более высокого уровня порядка.
Существующие подходы в арт-терапии предполагают дальнейшее исследование и анализ методологии и практики терапии искусством. Со всей очевидностью можно сказать, что арт-терапия в странах Восточной Европы находится у истоков своего становления. Несмотря на то, что профессиональные арт-терапевтические ассоциации уже существуют в странах Западной Европы: в Великобритании – с 1976 г., в Германии – с 1989 г., в Нидерландах – с 1996 г., необходим тщательный анализ теоретического и практического материала с учетом культурно-исторических и национальных особенностей регионов, в которых проводились исследования.
Следует отметить, что все многообразие подходов в арт-терапии можно свести к десяти моделям построения диагностической и арт-терапевтической работы.
ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЕ И КОРРЕКЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В АРТ-ТЕРАПИИ (Э. Келиш, Г. Хульбут, В. Н. Никитин)
1. Феноменологический подход – исследование индивидуальных особенностей восприятия художественного образа, актуализация индивидуальных стратегий выражения.
2. Эстетический подход – отказ от критических оценок результатов художественного творчества, центрированных на интерпретации содержания образа.
3. Формалистский подход – анализ формальных характеристик художественного образа, коррекция социально-психологических проблем в ходе работы с композиционным построением.
4. Личностный подход – анализ психологических особенностей личности творящего в контексте интерпретации содержания и структуры построения художественного образа.
5. Социокультурный подход – интерпретация содержания художественного материала в контексте влияния социокультурных детерминант на формирование образа.
6. Психодинамический подход представляет собой синтез психоаналитических позиций в контексте классической теории психоанализа З. Фрейда, определяющих терапевтические стратегии коррекции состояния деперсонализации посредством стабилизации ассоциативных процессов (Копытин, 1999).
7. Гуманистический подход опирается на базовые принципы, согласно которым человек не может не творить, творчество всегда процесс преобразования и исцеления, самоопределения и самоорганизации (Лебедева, 2012, с. 129–141).
8. Символический подход – интерпретация структуры художественного образа строится с позиций теории коллективного бессознательного К. Г. Юнга; символ рассматривается как внутренний объект, который переносит психическое содержание из нерефлексируемой части психики в рефлексируемую и связывает две эти части (Старовойтов, 2012, с. 142–155).
9. Когнитивно-процессуальный подход – интерпретация художественного образа осуществляется на основе анализа когнитивных и поведенческих стратегий референта; целью коррекции является перевод ощущений и чувств, связанных с психологической травмой, на когнитивный уровень, трансформация чувств в процессе художественного выражения (Никитин, 2006).
10. Онтосинергетический подход представляет собой исследование структуры художественного образа, характера построения композиции на основе законов синергетики; оценка динамики терапевтического процесса осуществляется по критериям изменения соотношения в образе его качественных показателей: порядка и хаоса, статики и динамики, открытости и закрытости (Никитин, 2012, с. 111–128).
Анализ представленных подходов свидетельствует о том, что арт-терапевтический процесс может рассматриваться с двух позиций (Бетенски, 2002):
• Произведение искусства есть художественная проекция глубинных слоев психики, отягощенных проблемами прошлого творящего. Арт-терапия включает системную интерпретацию содержания художественного образа (например, анализ свободных ассоциаций) (Наумбург, 1966).
• Творческий процесс сам по себе несет терапевтическое значение, не требующее аналитической работы по интерпретации материала (Крамер, 1971).
Первый подход позволяет вскрывать причинно-следственные механизмы психологических травм, исследовать индивидуальные стратегии терапии. Второй подход направлен на развитие творческих способностей, на формирование гармонично-развитой целостной личности, на коррекцию аффективных состояний.
Анализ содержания существующих подходов в арт-терапевтической практике позволил нам выявить три ведущих стратегии работы, определяющих модели терапии.
ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ (В. Н. Никитин)
Дискурсивно-описательная стратегия – интерпретация содержания художественного материала и его использование в арт-практике осуществляется на основе несистематизированной информации о построении модели терапевтического действия.
• Структура терапии разрабатывается, исходя из личных приоритетов терапевта, отсутствует последовательный алгоритм действия.
• Цель практики — достижение кратковременного эффекта, наполненного аффективными и эстетическими переживаниями респондента.
Понятийно-формализованная стратегия – интерпретация проблемной ситуации и построение моделей арт-терапевтической практики осуществляется в контексте той или иной психологической теории означиванием типологических признаков художественного образа в рамках доминирующей научной парадигмы.
• Структура терапии обусловливается методологическими ограничениями используемого теоретического подхода.
• Цель практики – достижение пролонгированного эффекта на когнитивном уровне, изменение ментальных стратегий поведения реципиента.
Когнитивно-процессуальная стратегия – объективация содержания терапевтического процесса и результата художественного творчества достигается посредством использования междисциплинарных знаний, анализа структуры и качества полифункциональных связей исследуемого феномена; достоверность интерпретации терапевтического эффекта подтверждается результатом непосредственно наблюдаемого опыта арт-действия «здесь и сейчас».
• Структура терапии формируется исходя из принципов системности, динамичности, синергетичности, полимодальности.
• Цель практики – трансформация и последующая интеграция личностных особенностей респондента в контексте целостного его развития.
Следует отметить, что арт-терапевтическая деятельность направлена на решение широкого спектра задач в четырехмерном пространстве отношений личности с миром:
• профилактические;
• коррекционные;
• терапевтические;
• развивающие.
Столь широкое представительство терапии искусствами в социально-психологической сфере обусловливает формирование пяти ведущих направлений, принятых в среде профессиональных арт-терапевтов в странах Европы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Терапия визуально-пластическими художественными средствами: арт-терапия (терапия рисунком, живописью), глина-терапия, маска-терапия (грим, маски), фото-терапия, коллаж, ошибана, вайе-терапия и др.
2. Драматерапия: психодрама (Киппер, 1993; Морено, 1993), Плейбек (Салас, 2009), драматерапия (Валента, 2013), социодрама (Лейтц, 1994), символодрама (Ханскарл, 2004), пластикодрама (Никитин, 2003).
3. Музыкальная терапия (Теплов, 1985):
Терапия музыкой:
• коррекция эмоционально-чувственного состояния в процессе прослушивания музыкальных произведений (Петрушин, 2006);
• актуализация потребности в самовыражении через игру на музыкальных инструментах;
• релаксационные техники и др.
Голосовая терапия:
• трансперсональная голосовая терапия, направленная на коррекцию психического и соматического состояний, развитие способности к рефлексии и саморегуляции (Никитин, 2012, с. 465–482);
• коррекция фонации и звукоизвлечения приемами вокализация (Лаврова, Коптева, Уклонская, 2006);
• гармонизация эмоционально-чувственного состояния в хоровом пении (Никольская-Береговская, 1998).
4. Танцевально-двигательная терапия:
• работа с воображением посредством движения в контексте теории глубинной психологии (Ходоров, 2009);
• контактная импровизация, направленная на коррекцию и развитие образа телесного «Я», характера коммуникативных отношений (Козлов, Гиршон, Веремеенко, 2010);
• пластико-когнитивный подход: терапия техниками полимодального движения по гармонизации межполушарных связей и развитию высших психических функций (Никитин, 2006).
5. Сказкотерапия: нарративный (повествовательный) подход, интегративный подход (Вачков, 2012, с. 490–529).
Систематизация материала по арт-терапевтическим направлениям отражает наши представления о предмете искусства. Характер интерпретации результатов эмпирического исследования творческого процесса, места и роли индивидуального в культуре, значения архаического и постмодернистского в формировании и развитии креативного мышления и личности в целом предопределяет понимание тенденций и форм развития арт-терапии.
Особое внимание мы уделяем разработке методологических принципов когнитивно-процессуальной стратегии терапии, ориентированной на выявление объективных критериев валидности системы диагностических оценок результатов терапевтического процесса. На наш взгляд, данная позиция, не отрицая роли других подходов, позволяет наиболее точно конкретизировать и объективировать результаты арт-терапевтической практики.
Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 546 | Нарушение авторских прав
|