Методические указания к проведению точечного массажа
1. На первых сеансах массируют не более 3-4 точек, постепенно увеличивая их количество.
2. Во время одного сеанса рекомендуется массировать точки как общего, так и локального действия.
3. Симметричные точки массируют попарно и одновременно.
4. Точечный массаж можно сочетать с классическим.
5. Массаж, как правило, предшествует логопедическому занятию.
6. Точечный массаж рекомендуется проводить целым курсом: между 1-м и 2-м курсом перерыв две недели; между 2-м и 3-м перерыв может составить около трех месяцев. Курсы массажа повторяются каждые 3-6 месяцев. Сеанс массажа следует проводить через день. Перерыв между сеансами массажа, проводимого целым курсом, не должен превышать трех дней.
7. В том случае, если массаж направлен на релаксацию мышц, точечный массаж полезно проводить на фоне релаксации, для чего можно использовать специально подобранную музыку. Такой массаж можно проводить на фоне аутогенной тренировки.
6.1. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ТОЧКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ МАССАЖЕ
В логопедическом массаже используется, как правило, не единичная точка, а целый комплекс биологически активных точек, в зависимости от поставленных целей. Рассмотрим комплексы биологически активных точек, оказывающих различное воздействие.
Комплекс БАТ 1 (рис. 104). Цель: нормализация состояния мышц артикуляционной мускулатуры.
А - одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды;
Б - точка в центре подбородочно-губной складки;
В - парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка;
Г - парные точки на 1 см по диагонали от крыла носа, примерно посередине носогубной складки, чуть выше нее;
Д - парные точки на нижней челюсти, расположены почти на одной вертикальной линии с точками В.
Комплекс БАТ 2 (рис. 105). Цель: улучшение кровоснабжения верхних отделов полости носа, улучшение носового дыхания. Способствует расширению резонаторных возможностей речевого голоса, профилактике голосовых расстройств, а также используется при тренировке ощущения головного резонанса голоса.
А - парные точки на середине расстояния между крылом носа и краем верхней губы, кнаружи от средней линии на 0,5 см;
Б - парные точки у крыльев носа;
В - парные точки в боковой борозде крыла носа, ниже внутреннего угла глаза;
Г - парные точки у основания надбровных дуг в выемке;
Д - точка в центре переносицы, посередине между внутренними концами бровей.
Комплекс БАТ 3 (рис. 106). Цель: воздействие на мышцы глотки и гортани. Способствует нормализации напряжения мышц голосового аппарата.
А - точка на средней линии шеи, между нижним краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща;
Б - точка примерно на 0,7 см выше верхнего края яремной вырезки грудины.
Комплекс БАТ 4 (рис. 107 а, б). Цель: нормализация состояния мышц глотки, гортани и корня языка. Массировать следует осторожно, так как воздействие на эти точки может легко вызвать неприятные ощущения.
А - точка на средней линии шеи или посередине верхнего края подъязычной кости;
Б - парные точки кнаружи от нижнего края щитовидного хряща, у переднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы.
Комплекс БАТ 5 (рис. 108). Цель: нормализация состояния мышц нижней челюсти.
А - точка на середине наиболее выступающей части подбородка;
Б - парные точки кпереди от козелка уха, во впадине, которая образуется нижним краем скуловой кости и вырезкой нижней челюсти;
В - парные точки на уровне нижнего края прикрепления мочки уха.
Комплекс БАТ 6 (рис. 109). Цель: нормализация состояния мышц шеи и плечевого пояса.
А - парные точки, расположенные выше задней границы роста волос, в сторону от средней линии головы на 1,5 поперечного пальца;
Б - парные точки, расположенные под затылочной костью выше задней границы роста волос, в ямке у наружного края трапециевидной мышцы;
В - точка между 1-м и 2-м шейными позвонками, немного выше задней границы роста волос;
Г - парные точки в области верхнего плечевого пояса и ключицы;
Д - точка в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонков.
Комплекс БАТ 7 (рис. 110). Цель: нормализация состояния мышц плечевого пояса и регуляция ритма дыхания. Способствует улучшению звучания голоса в грудном резонаторе.
А - точка находится в средней части грудины, на расстоянии ширины ладони, приложенной к ключицам;
Б - точка в центре грудины, на линии расположения сосков;
В - парные точки находятся в образующихся углублениях при положении сведенных плеч.
Комплекс БАТ 8 - точки общего регулирующего действия (рис. 111 а, б). Цель: повышение работоспособности при умственном переутомлении, улучшение памяти, снятие напряжения с мышц голосового аппарата.
А - парные точки ниже верхнего края латерального мыщелка большеберцовой кости на четыре поперечных пальца, у переднего края большеберцовой мышцы;
Б - парные точки на тыльной стороне ладони между 1-й и 2-й пястными костями, в ямке.
Комплекс БАТ 9 - точка общего действия, так называемая точка жизни (рис. 112). Цель: оказывает активизирующее воздействие на организм в целом.
Точка на темени, ближе к макушке, во впадине на прямом проборе, там, где его пересечет линия, проведенная от уха к уху через верхние точки ушных раковин.
6.2. ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ В СОЧЕТАНИИ С ФОНАЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Массаж направлен на улучшение звучания речевого голоса и профилактику голосовых нарушений. Выполняется в сочетании со звуковыми упражнениями.
1. Массаж комплекса БАТ 1 выполняется с одновременным протяжным произнесением зммм в течение 2-3 с.
Цель: снять напряжение с артикуляторных мышц, способствовать ощущению звучания голоса в среднем регистре.
2. Массаж комплекса БАТ 7 выполняется с одновременным протяжным произнесением жннн в течение 2-3 с.
Цель: способствовать ощущению звучания голоса в грудном регистре.
3. Массаж комплекса БАТ 2 выполняется с одновременным протяжным произнесением гммм в течение 2-3 с.
Цель: способствовать ощущению звучания голоса в головном регистре.
4. Массаж комплекса БАТ 5 выполняется с одновременным протяжным произнесением жннн в течение 2-3 с.
Цель: способствовать снятию напряжения в области гортано-глоточной полости.
Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 620 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
|