ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 « ЦИРРОЗЫ ПЕЧЕНИ»
В настоящее время под циррозом печени (ЦП) понимают хроническое полиэтиологическое прогрессирующее заболевание печени с выраженными в различной степени признаками функциональной недостаточности печени и портальной гипертензии.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЦИРРОЗОВ ПЕЧЕНИ
Многолетние разногласия, касающиеся классификации циррозов, обусловлены частым несоответствием между этиологическими и морфологическими типами ЦП. Согласно Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) ЦП классифицированы в следующих рубриках:
К 70 Алкогольная болезнь печени
К 70.3 Алкогольный цирроз печени
К 74 Фиброз и цирроз печени
К 74.3 Первичный билиарный цирроз печени
Хронический негнойный деструктивный холангит
К 74.4 Вторичный билиарный цирроз
К 74.5 Билиарный цирроз, неуточненный
К 74.6 Другие формы циррозов печени
- криптогенный
- макронодулярный
- микронодулярный
- смешанного типа
- портальный
К 76.1 Хронический пассивный застой печени
- сердечный: цирроз
- склероз
Цирроз печени может развиться в результате самых разных хронических заболеваний и патологических состояний.
Основными этиологическими факторами ЦП являются:
1. Хронический алкоголизм
2. Вирусы гепатита В, С, D.
3. Генетически обусловленные нарушения обмена веществ:
- гемохроматоз,
- болезнь Вильсона-Коновалова,
- недостаточность α1-антитрипсина,
- гликогеноз IV типа,
- галактоземия.
4. Застойная недостаточность сердца.
5. Болезни желчных путей (внутри- и внепеченочных).
6. Воздействие некоторых токсических и медикаментозных средств (метотрексат, амиодарон).
7. Аутоиммунный гепатит.
8. Саркоидоз.
9. Врожденная геморрагическая телеангиэктазия.
У части больных причина развития ЦП остается неустановленной (так называемый криптогенный ЦП) этиологии, что по данным разных авторов достигает 26%. Однако повсеместно указывается на то, что сифилис, малярия, туберкузез, неполноценное питание не являются этиологическими факторами ЦП.
МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЦП
L Мелкоузловая (микронодулярная) форма –
узлы одинакового размера, диаметром 1-3 мм (менее 10 мм), разделяются септами того же сечения. Такие ложные дольки представляют часть печеночных ацинусов, они не содержат портальных трактов и центральных вен. Печень при мелкоузловой форме часто нормальных размеров или даже увеличена, особенно при выраженной жировой дистрофии. Эта морфологическая форма ЦП часто наблюдается при алкоголизме, обструкции желчных протоков, нарушенном оттоке венозной крови, гемохроматозе, индийском детском циррозе.
3. Крупноузловая (макронодулярная) форма –
узлы разной величины, некоторые достигают величины 5 см. Неправильной формы перегородки варьируют по ширине, часто бывают широкими и выглядят как рубцы, они могут включать несколько участков портального тракта. Размеры печени могут быть нормальными, резко увеличенными, но бывают и уменьшены, особенно при грубых рубцах.
Ширина фиброзных септ не коррелирует с размерами узелков. Мелкие узелки могут располагаться среди широких полей соединительной ткни, а крупные могут окружать сравнительно узкие септы.
4. Смешанная форма
диагностируется тогда, когда количество мелких и крупных узлов приблизительно одинаково. Микроскопически различают узелки моно- и мультилобулярные.
Монолобулярные, как говорит их название, образуются на территории одной печеночной дольки, в них не видны ни портальные тракты, ни центральные вены. Коллагеновые волокна образуют септы, соединяющие портальные тракты с центральными венами. Это считается характерным признаком наиболее частого монолобулярного цирроза - алкогольного.
Мультилобулярные узелки образованы несколькими дольками, свидетельством чего служит сохранение в них портальных трактов и центральных вен. Важным признаком цирроза является наличие септ, окружающих узелки. Сморщивание печени при циррозе происходит как за счет некроза гепатоцитов и коллапса стромы, так и в результате активной контракции рубцовой ткани миофибробластами, расположенными параллельно оси фиброзных септ (Hahn E.G. et al., 1980).
Наибольшее клиническое значение имеют септы, соединяющие портальные тракты и центральные вены. Такие септы образуются после мосто-видных некрозов и содержат сосуды, отводящие кровь воротной вены непосредственно в печеночные вены, минуя синусоиды.
Условиями развития необратимого склероза при ЦП, по мнению В.В.Серова и А.Б.Шехтера (1981), являются:
1.массивное и (главное) диффузное повреждение паренхимы, веду- щее к разрушению структурно-функциональных элементов и к дезинтегра- ции паренхиматозно-стромальных взаимодействий;
2. длительное постоянное или возобновляющееся воздействие экзо- или эндогенных факторов (применительно к ЦП - персистирование вируса, действие алкоголя);
3. поломка общих или локальных регуляторных систем;
4. дефекты синтеза и катаболизма коллагена.
Основным отличием ЦП от хронического гепатита является развитие диффузного воспалительного процесса с высокой фибропластической активностью и фиброзированием печени, распространенный фиброз приводит к перестройке нормальной архитектоники печеночных долек с узелковой регенераторной гиперплазией гепатоцитов и образованием множественных "ложных" долек и сосудистых анастомозов между портальной системой и системой печеночных вен.
Для правильного понимания цирроза важно подчеркнуть диффуз-ность процесса, т.е. вовлечение всего органа, хотя степень поражения долей может быть разной. К циррозам не относится узелковая гиперплазия печени без фиброза, наблюдаемая при синдроме Фелти. При врожденном фиброзе печени возможен как диффузный фиброз, так и очаговая гиперплазия, но их нельзя рассматривать как цирроз, поскольку дольковая структура сохранена и, следовательно, отсутствует первый и основной признак цирроза - диффузная нодулярная перестройка органа.
Многие авторы считают важнейшей чертой ЦП перестройку сосудистой архитектоники (Н.Роррег, 1977) и наиболее характерными признаками цирроза предлагают считать паренхиматозные узлы и перегородки, соединяющие портальный канал с центральным. Узелки цирротической печени не имеют нормальной дольковой структуры и окружены фиброзной тканью. Их часто называют "регенераторными", однако восстановления нормальной ткани печени в них не происходит. Кроме того, узелки могут быть образованы как регенерировавшими, так и сохранившимися гепатоцитами. В развитии цирротических узлов принимают участие несколько механизмов: возобновление роста после некроза, расчленение долек в результате фиброза и изменение структуры вследствие сосудистой перестройки.
Принципиально важным прогностическим отличием ЦП является его необратимость. Развивающиеся в печени цирротические изменения не восстанавливаются, прогрессируют и, в конечном счете, в разные сроки становятся причиной летального исхода. Поэтому при оценке распространенности цирроза основным критерием служат не столько показатели заболеваемости, сколько показатели смертности. ЦП входит в число основных причин смертности населения.
ВИРУСНЫЕ ЦИРРОЗЫ ПЕЧЕНИ
Как правило, этиологическими факторами вирусных ЦП служат вирусы гепатита В (HBV), С (HCV), D (HDV). ЦП соответствуют следующей стадии морфогенеза ХГ прогрессирующего течения. Среди хронических носителей поверхностного антигена HBV (HBsAg) ЦП по данным динамического клинического наблюдения формируется в 10% случаев, а по данным морфологического контроля биоптатов - в 20-60% (Соринсон С.Н., 1998г.). Циррозу печени вирусного происхождения присущи преимущественные темпы прогрессировать, что определяет относительно меньшую продолжительность жизни. При вирусных циррозах через 5 лет после установления диагноза летальность достигает 70%, при алкогольном генезе при условии полной абстиненции - 30%.
Основными причинами ЦП являются сывороточные гепатиты В, С, D, особенно неблагоприятно их сочетание с алкогольным поражением печени.
Наибольшая угроза формирования ЦП присуща HDV- и HCV-инфекциям. При хроническом гепатите С (ХГС) ЦП развивается в 20-25% случаев, преимущественно старше 50 лет, а при гистологическом контроле биоптатов печени - у 50% больных. Среди причин формирования ЦП HCV-инфекция лишь незначительно уступает хроническому алкоголизму. Причем преимущественно ЦП формируется при посттрансфузионном заражении, что обьясняют относительно большей инфицирующей дозой HCV.
К ЦП может привести ХГС, вызванный разными генотипами HCV. Установлена преимущественная частота развития цирроза при гепатите С, вызванным HCV-генотипом 1b. Причем циррозогенность зависит именно от генотипа вируса, а не от иммуногенетических факторов. В сравнительных патоморфологических исследованиях биоптатов печени у больных ХГС, вызванным генотипом 1b, установлено более интенсивное фиброзирование, что подтверждает его преимущественную циррозогенность. Однако в темпах формирования ЦП определенное значение имеет наличие сопутствующей патологии, в частности хронического алкогольного поражения печени. Из неспецифических показателей при хроническом гепатите В (ХГВ) и ХГС прогностическое значение имеет констатация повышения активности АсАТ с увеличением коэффициента АсАТ/АлАТ. Определенное значение в прогнозировании угрозы формирования ЦП, индуцированного HCV, может иметь динамический контроль за содержанием α -фетопротеина в сыворотке крови и трансактивируемого фактора роста (TGFa) в биоптатах печени (Соринсон С.Н., 1998г.).
КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА
Первые симптомы болезни, сравнительно с результатами морфологических исследований биоптатов печени, в значительной мере запаздывают.
В течение длительного времени больные к врачу не обращаются и ЦП может быть установлен лишь случайно при их обследовании по другому поводу. Эту фазу болезни, несмотря на наличие объективных отклонений (ге-патомегалия), условно относят к «латентной» стадии цирроза. Примерно у 20% больных диагноз ЦП первично устанавливается посмертно на аутопсии.
Клинические проявления ЦП варьируют в широких пределах в зависимости от стадии болезни, активности процесса, наличия осложнений. Но симптоматика ЦП разного происхождения в значительной мере схожа. Постановка этиологического диагноза, необходимого для обоснования дифференцированной программы терапии, требует учета всей совокупности кли-нико-эпидемиологических данных и результатов лабораторных исследований. HBV-ЦП по своей морфологической характеристике является крупноузловым. Чаще выявляется у мужчин - соотношение мужчин и женщин составляет 3:1, преимущественно в возрасте 40 лет. При динамическом наблюдении за больными HBV-инфекцией, начиная с острой фазы болезни, удается проследить последовательную трансформацию сначала острого гепатита В (ГВ) в хронический, а затем хронического в ЦП. HBV-ЦП, в отличие от алкогольного, относительно чаще развивается в первые 5 лет после перенесенного острого ГВ. Непосредственно после острого гепатита раннее развитие ЦП чаще ассоциировано с HDV-суперинфекцией.
HCV-ЦП с годами претерпевает эволюцию от «немого» до клини- чески манифестного, в течение многих лет остается компесированным и не распознается. Так, даже при 15-летнем наблюдении признаки портальной гипертензии установлены только у 9% больных.
HBV- и HCV-ЦП, как и циррозам иного происхождения, присуще длительное течение с разными темпами прогрессирования, повторными обострениями, возникающих под влиянием видимых причин или спонтанно.
Необходимо оговориться, что нижеприведенные клинические синдромы могут иметь место при любой этиологии цирроза и быть неспецифическими.
НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ
Для нее характерны преимущественно субъективные проявления болезни. Пациенты отмечают быструю утомляемость, беспричинную слабость (астенический синдром), ухудшение аппетита, низкую толерантность к пищевым нагрузкам, другие диспепсические расстройства (диспепсический синдром), чувство тяжести или боли в правом подреберье, поли-артралгию, снижение либидо, у женщин - расстройства менструального цикла, метеоризм, похудание.
При объективном исследовании у больных отмечается увеличение размеров печени разной степени выраженности, с уплотнением ее консистенции, четко пальпируемым краем, деформацией ее поверхности (часто не улавливается при мелкоузловой форме цирроза). У большей части больных регистрируется нерезко выраженное увеличение селезенки. В эту стадию только пункционная биопсия позволяет разграничить ХГ и ЦП.
Дата добавления: 2016-06-06 | Просмотры: 346 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 |
|