Глава 14. Проникновение в толщу песка I 195
Рис. 14.1. Нина: голубая линия
умерли от тяжелых заболеваний. Нина испытывала противоречивые чувства к своей матери: с одной стороны — авторитарность той вызывала у нее злость и раздражение, с другой — ее мучили угрызения совести из-за того, что она не уделяет матери достойного внимания. При создании четвертой песочной композиции (рис. 14.1) она погрузила руки в песок и изобразила извилистую голубую линию, отчего композиция приобрела форму знака «инь-ян». Местом начала линии был верхний правый угол песочницы, а местом ее завершения — нижний правый угол. Сперва линия стремилась влево, затем вправо. Она напоминала змею, которая, извиваясь, поднималась на поверхность песка. Юнг (Jung, 1956) пишет:
Змея символизирует тайну перерождения, а также саму субстанцию, переживающую процесс изменений подобно тому, как это происходит в алхимическом процессе. Являясь хтоническим обитателем пещеры, она живет во чреве матери-змеи. Таким же образом змея-кундалини прячется в собственной брюшной полости, у основания позвоночного столба (р. 436).
Эта дремлющая змея пробуждается в процессе внутренней фокусировки, что заставляет ее «двигаться вверх через разные
1 9 6 | Часть V. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ
чакры, приводя в движение скрытую энергию, пока та не достигнет своей высшей точки и не вызовет состояние просвет-
ления» (Cooper, 1978, р. 92).
Эдингер (Edinger, 1972) писал о змее в связи с изгнанием Адама и Евы из рая:
В психологическом отношении змей символизирует гнозис, знание или начало процесса познания. Искушение отражает потребность человека в самореализации и начало процесса индивидуации (р. 18).
Сверху работа Нины представляет собой чередование участков желтого и голубого цвета. В целом композиция напоминает о пробуждении личности, ее потребности в изменениях и бесконечном пути развития.
Спустя два года после начала психотерапии, отправившись на очередную сессию, Нина ехала в машине по шоссе и, заметив проходящий под дорогой тоннель, удивилась, почему дорога под ней не проваливается. В ходе сессии Нина попыталась воссоздать картину своего пути: собрала в кучу весь имеющийся песок, оставив вокруг нее значительное голубое пространство. Затем она прорыла тоннель сквозь толщу горы. Отверстие было достаточно крупным для того, чтобы в него могло пройти судно. Нина просунула обе руки под своды тоннеля и начала их •утрамбовывать, еще больше расширяя отверстие. К ее удивлению, своды тоннеля не обрушились, и судно свободно проплыло по нему. Нина почувствовала эмоциональный подъем, сравнив свое состояние с успешным завершением родов. Затем она добавила в композицию деревья, камни, корабли и рыбака, который стал символом рождения и процесса трансформации
(рис. 14.2).
Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 331 | Нарушение авторских прав
|