АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Нежелание прикасаться к песку

Пятидесятивосьмилетняя женщина решила обратиться к психоте- I рапевту, потому что спустя пять лет после того, как ее сын был убит [ террористами, она никак не могла прийти в себя. Она до сих пор одевалась во все черное и в память о сыне поклялась не менять место жительства. Она также отказывалась принимать участие в свадьбах, бар-мицвах и похоронах. В то же время она являлась авторитетом для многочисленных родственников, и ее часто навещали взрослые дети со своими семьями, стремясь получить от матери совет. Несмотря на это, она никак не могла преодолеть чувства скорби и печали, связанные со смертью сына. Ее внук, успешно завершивший психотерапевтическую работу со мной, порекомендовал бабушке пройти у меня арт-терапию, причем непременно с использованием


2 1 4 I Часть I. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

песочницы. В течение полутора лет женщина составила 26 песочных композиций, однако ни разу не прикоснулась к песку. Она работала в одном и том же стиле: выбирала фигурки людей и мифологических персонажей с одних и тех же полок и располагала их в форме полукруга вдоль бортов подноса. В процессе создания девятой композиции она впервые замкнула круг, дополнив прежних персонажей фигурками индейцев, и в дальнейшем продолжала расставлять фигурки уже в форме замкнутого круга.

Хотя при создании первых двух композиций женщина использовала игрушечную мебель и домики, набор персонажей оставался одним и тем же. Полуоткрытый круг, фигурировавший в первых восьми композициях, отражал ее идентификацию с песочницей и со своей семьей. Она была крупной женщиной крепкого телосложения, многодетной матерью, поддерживавшей тесный контакт со всеми детьми. Оставляя круг незамкнутым, она словно пыталась сказать о том, что вместе со смертью сына утратила некую основу своей жизни. Когда круг замкнулся, несколько изменился и набор фигур. При создании одиннадцатой композиции женщина поставила в центре круга вигвам, окружив его фигурками индейцев, и посадила в него индианку, впервые заняв, таким образом, центр круга. При создании тринадцатой композиции она расставила по диаметру круга врачей и больничную мебель, что указывало на начало процесса исцеления, несмотря на то, что ее сына врачам спасти не удалось. Четырнадцатая работа отличалась от предыдущих тем, что женщина расставила в три ряда 15 лошадок — по пять в каждом ряду. Все они были повернуты головами влево. Внезапно женщина развернула одну лошадку в другую сторону. Создавая композиции, она никогда не разговаривала; ничего она не сказала и при создании этой работы. Лошадка, повернутая вправо, символизировала ее погибшего сына. Три последующие работы отличались разнообразием цветов, в которые была раскрашены фигурки людей. Кроме того, круги были уже не такими плотными. Впервые композиции включали в себя деревья и автомобили. Одна из работ была названа «Новая жизнь». Оказалось, женщина начала брать уроки вождения.

При создании восемнадцатой композиции она заняла центр круга вторично — в нем была помещена крестьянка. Вокруг нее расположились следующие персонажи: справа — шесть фантастических героев; внизу — пять стариков и старух; слева — пять мультипликационных персонажей, а сверху — двое музыкантов. Последние восемь работ были связаны с созданием круга и отличались от прочих значительным многообразием фигурок и расположением их в пространстве. В двадцать пятой композиции вновь были использованы фигурки животных, однако теперь это были не дикие лошади, а Глава 16. Тактильная коммуникация с песком... | 2 1 5

миролюбивый домашний скот. Женщина сдала экзамен по вождению автомобиля и стала время от времени выезжать в гости к детям. При создании последней композиции она расставила по кругу индейцев, а в центре ее, на возвышении, поместила пустой вигвам. При прохождении курса психотерапии клиентка создавала исключительно циркулярные композиции, за исключением двух композиций используя различные фигурки людей. Как правило, фигурки располагались вдоль бортов подноса; при этом клиентка ни разу не прикоснулась к песку. Единственной композицией, в которой не задействовалась циркулярная форма, была та, которая содержала пятнадцать лошадок, стоявших в три ряда. Нежелание клиентки прикасаться к песку и создание ею циркулярных композиций — в основном с пустым центром и расположением фигурок вдоль стен — отражали пережитую ею утрату, причем не только сына, но и ощущения собственной силы и самоуважения. Ее внутренняя незащищенность, внешне не проявлявшаяся в ее авторитетной позиции в семье, отражалась при создании ею циркулярных композиций и в идентификации с одним из членов «индейского племени», расположенных вне центра. Помимо этого, циркулярная форма отражала страх женщины перед внешним миром, заставляющий ее скрывать свою идентичность. Может быть, фигурки располагались вдоль стен именно из-за этого. Так продолжалось до тех пор, пока клиентка не почувствовала себя готовой к выходу во внешний мир. Песок также символизировал для нее место погребения сына, покой которого ей не хотелось нарушать.


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 402 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)