АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Похороны и возвращение к жизни

В песочной терапии песок иногда ассоциируется со смертью и погребением. В некоторых случаях клиенты даже изображают похороны своих близких. В реальной жизни обряд похорон чаще всего протекает в соответствии с религиозными канона I

It

Глава 14. Проникновение в толщу песка | 197

Рис. 14.2. Нина: Тоннель

ми и не дает близким покойного выразить свои чувства. Поэтому песочная терапия может рассматриваться как своеобразный ритуал отреагирования этих чувств. В случаях, когда клиент испытывал к усопшему противоречивые чувства, песочная терапия становится средством их драматического отреагирования. Клиент даже может представить и изобразить свои собственные похороны, а также похороны того, кто еще жив, но к кому клиент относится с крайней неприязнью. Это помогает ему лучше понять собственные чувства.

Элла, обаятельная и живая женщина 45 лет, мечтала стать психотерапевтом, но так и не смогла завершить программу обучения. Она тратила много сил на то, чтобы решить проблемы, связанные с семейными отношениями, но, как ей казалось, ее усилия оставались незамеченными окружающими. Элла призналась, что хочет умереть, потому что не знает, как выбраться из того тупика, в котором она оказалась. В ходе сессии она выкопала яму и поместила в нее белого ангела, сказав, что тот обозначает ее саму. Справа от «могилы» она поставила фигурки своей матери, братьев, сестер, Их жен и мужей. Сле-


1 9 8 | Часть V, ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ

ва она расположила фигурки, обозначавшие ее собственных детей, внуков и мужа. Затем Элла засыпала ангела песком и полила «могилу» водой; после чего поставила несколько деревьев, положила на могилу венок и «звезду Давида». Она почувствовала удовлетворение лишь тогда, когда увидела, что созданная ею композиция действительно напоминает сцену похорон.

Расставив все фигурки, Элла с удивлением заявила: «Как мало, оказывается, людей пришли на мои похороны, а те, кто и пришел, не выглядят слишком удрученными. Дети на меня страшно злы, а мою мать теперь все будут, наверное, утешать, поскольку ее дочь умерла. И одни лишь мой брат, похоже, плачет. Всего через месяц мой муж снова станет жить как ни в чем не бывало. Я победила, но что же я в результате этого получила?»

На следующей сессии Элла выкопала в центре песочницы еще одну могилу, положила в нее белого ангела и расставила вокруг деревья. «Я чувствую себя Белоснежкой, съевшей яблоко», — заявила она. Затем слева от могилы, снаружи от деревьев она изобразила родник, символизирующий вход в бессознательное, и поставила рядом с ним фигурку Гуаньинь, китайской богини сострадания. Элла сказала, что Гуаньинь даст ей воды, потому что, в отличие от Белоснежки, на ее могилу не придет принц, для того чтобы ее исцелить. Вскоре она сообщила, что чувствует себя уже достаточно сильной для самоисцеления. Не спеша, Элла стала переделывать композицию: достала из могилы ангела и поставила его рядом с Гуаньинь, а в левом нижнем углу подноса поместила дом с мебелью и накрытым столом и перенесла деревья от могилы к дому. Она засыпала могилу песком, разровняла поверхность и поставила на это место детскую коляску и скамейку. «Я думала про Белоснежку, которая так долго жила в лесу, — сказала она. — Она умерла. А я буду жить и радоваться тому, что у меня есть — дому, детям и внукам. Я похожа на Гуаньинь — также как она, я крепка как мрамор. Я не ангел, быть ангелом нереально. Могила от меня никуда не денется, но я не собираюсь в нее торопиться — у меня еще много дел».

Глава 14. Проникновение в толщу песка | 1 9 9

ОБСУЖДЕНИЕ

Играя на пляже с песком, многие люди любят выкапывать в нем ямы или что-то в него закапывать. В песочной терапии выкапывание в песке ям или создание тоннелей зависит от распределения песка на подносе. Достигая дна подноса, яма может изображать пруд. Дети и взрослые часто создают углубления в песке, но пещеры, тоннели и шахты встречаются в песочных композициях относительно редко. Если бы песочница имела глубину 17-20 см, это позволяло бы насыпать в нее больше песка и создавать более глубокие ямы. В этом случае выкапывание глубоких ям, пещер и тоннелей или просто проникновение в толщу песка являлось бы дополнительным средством самовыражения. Очевидно, что более глубокие отверстия в песке иногда не позволяли бы видеть, что находится внутри, и отображать это на фотографии. При использовании обычного мелкого подноса все детали композиции достаточно хорошо видны как при ее непосредственном обзоре, так и на фотографии. Недостаточная глубина песка заставляет клиента либо воображать более глубокий его слой, либо отдавать предпочтение более емкой песочнице. На выбор клиентом мелкого или более глубокого подноса влияют разные факторы, в частности потребность в создании более конкретных изображений или, напротив, таких, при создании которых он больше представляет, чем непосредственно изображает.

Арт-терапевтическая работа связана с созданием двухмерных образов посредством техник живописи, графики и коллажа либо трехмерных образов, создаваемых из глины, пластилина или в технике ассамбляжа. Создавая двухмерные образы, клиент может имитировать объем либо использует объемные материалы. Применяемые в песочной терапии материалы не предоставляют возможности создавать достаточно глубокие отверстия. Вероятно, в этом нет необходимости тогда, когда песочница используется в рамках конвенциональных психотерапевтических подходов. В то же время арт-терапия предоставляет клиенту значительные возможности для передачи своего


2 0 0 | Часть У. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ

состояния — таким образом, целесообразно использовать в арттерапевтическом процессе песочницу, поскольку она позволяет имитировать глубину. Проникновение в толщу песка и работа на его поверхности отражают полярные качества психики, переданные через противопоставление образов тьмы и света, невидимого и видимого, спрятанного и найденного, пойманного и свободного, смерти и возрождения.

ГЛАВА 15


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 370 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)