АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ТЕКУЧЕСТЬ И ДВИЖЕНИЕ

Любая жидкость — «это вещество, способное течь и изменять свою форму при воздействии на нее какой-либо внешней силы»

(New Webster's Encyclopedic Dictionary of the English Language, 1997). Текучесть, таким образом, связана с движением жидкого вещества, форма которого легко меняется и не является чемто устойчивым. Слово «течение» обозначает продолжительный, непрерывный процесс движения жидкости в одном направлении. Течь могут воздух, вода или сухой песок. Человек может также имитировать течение движениями своего тела. Описание течения как некого физического процесса приводится в работе физика Фритьофа Капра (Сарга, 1979):

Физики, так же как и мистики, склонны воспринимать реальность как поток — или движение, изменение и трансформацию. Они пришли к пониманию того, что вселенная пребывает в непрерывном движении и состоянии активности, в неком космическом танце энергии.

Он продолжает:


2 0 2 | Часть V. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ

Все предметы в окружающем нас пространстве состоят из атомов, которые разным образом соединены друг с другом, создавая огромное разнообразие молекулярных структур. Эти структуры не являются устойчивыми и неподвижными, но вибрируют в зависимости от их собственной температуры, соответствующей также температурным вибрациям окружающей среды... Согласно квантовой теории, природа никогда не находится в состоянии статического равновесия, но всегда пребывает в состоянии.динамического баланса (Сарга, 1979, р. 61-62).

Движения человеческого тела отражают процесс развития и эволюции и обеспечивают адаптацию человека к возрасту, культурному и психофизическому статусу. Создание изобразительной продукции связано с определенными движениями, посредством которых человек вступает в диалог с различными материалами, такими, например, как глина или краска. В некоторых художественных традициях определенные действия и движения являются частью создаваемого образа. Термин «акциональная живопись», введенный художественным критиком Гарольдом Розенбергом, обозначает такой вид визуального искусства, когда действия человека, связанные с подготовкой холста и созданием художественного образа, имеют большее значение, чем само законченное произведение (Chilvers, 1996). Произведение изобразительного искусства — статичный объект, процесс создания которого включает серию движений, совершаемых его автором, и эти движения определенным образом запечатлеваются в произведении в виде линий, форм и цветов. «Живопись капель», использовавшаяся Джексоном Поллоком с 1947 по 1951 г., является примером тесной коммуникации художника со своим произведением. Иногда движения художника в процессе работы не столь ярко выражены, однако создаваемые им формы и цвета их отражают. Изображенные Анри Матиссом женщины и танцоры служат примером этого (Chilvers, 1996).

Профессиональный танец и танцедвигательная терапия основаны на предположении о том, что движения тела сопровождаются катарсическим психотерапевтическим эффектом. «Движения тела отражают эмоциональное состояние человека и... их изменение ведет к психическим переменам, тем самым способствуя восстановлению здоровья и личностному росту» (Levy,

Глава 15. Использование воды | 2 0 3

1998, р. 1). В соответствии с системой анализа движений, разработанной Лабан и Лэм, движения человека в процессе его адаптации к пространству могут быть проинтерпретированы с привлечением понятий усилия и формы. Четырьмя факторами, влияющими на усилия в процессе движения, являются пространство, вес, время и течение. Человек использует пространство напрямую или опосредовано; вес — сильно или слабо; время — быстро или медленно; течение — свободно или с определенными ограничениями (Levy, 1998, р. 134). С графической I точки зрения, движения тела представляют собой «рисование» телом в воздухе. Чтобы понять, какое состояние скрывается за процессом создания изобразительной продукции, его также можно анализировать с точки зрения представлений о внешних движениях тела и понятий пространства, веса, времени и тече-1 ния. При этом движения тела анализируются в соответствии с визуальным образом, создаваемым человеком при помощи различных материалов.

Арт-терапия обладает всеми возможности для того, чтобы регистрировать движения тела в виде изобразительных образов. Движения кисти художника невелики по амплитуде и хорошо контролируются. Более экспрессивные движения связаны с движениями всей руки или даже всего тела; они предполагают большее разнообразие и значительную свободу. Независимо от того, какая часть тела совершает движения, они могут быть короткими или протяженными, скованными или свободными. Интуитивное ощущение человека свидетельствует о том, что свободные движения не приведут к утрате им самоконтроля, но будут способствовать более гармоничному перераспределению энергии. Свободные плавные движения возможны лишь в том случае, когда «внутренние» движения совпадают с внешними. Симметрия или статическое равновесие препятствуют им. Уайтхаус, юнгианский двигательный психотерапевт, пишет:

В основе переживания человеком движений лежит ощущение произвольного движения и одновременно того, что телом что-то движет... Это связано с полным осознаванием им своих движений, когда человек осознает и то, что он делает, и то, что с ним происходит. Это состояние невозможно ни предугадать, ни объяснить, ни имитировать, ни повторить» (Whitehouse, quoted in Levy, 1988, p. 67).


2 0 4 | Часть V. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ

В процессе художественного творчества двигаются руки человека и те инструменты, которые в них находятся; помимо внешних движений они «движимы» внутренним состоянием или потребностями человека. Капра (Сарга, 1979) считает, что вселенная пребывает в постоянном движении и изменении — это обусловлено движением элементарных частиц. Физические структуры совершают свой «танец», хотя это внешне проявляется слабо. Их движение чем-то напоминает движения человеческого тела — внешне тот может казаться неподвижным, хотя его «внутренние» движения весьма активны и разнообразны, отражая сложные переживания и эмоции. Когда тело неподвижно, визуальный образ может передавать «внутренние» движения человека.

Формы воды

В таоистской традиции вода рассматривается как «движение жизни, противостоящее неподвижности смерти» (Cooper, 1978). Способность к плавному движению является одним из основных свойств воды, которые включают также способность к поддержке, отражению, очищению и др. Использование воды в арт-терапевтической работе связано с применением водорастворимых красок или сырого песка; при этом вода несет в себе самые разнообразные качества. Она ассоциируется и с плавными движениями тела, и с разнообразными жидкостями, заключенными в нем: слезами, мочой, слюной, потом и кровью, которые, в свою очередь, связаны с различными чувствами. Голубой цвет внутренней поверхности подноса отражает те качества воды, которые представляют для человека наибольший интерес. Изображая в песочнице пруд, клиент, возможно, стремится передать глубину; изображая ручей, старается передать движение чувств, «поток бытия» и т. д. Вода, проливающаяся с неба на землю в виде дождя, символизирует

небесную благодать и плодородие как в физическом, так и в духовном смысле... Дождь ассоциируется с «оплодотворением» земли небесными богами. Подземные воды связываются с женским началом — источником жизни, бесформенным, хаотичным, пребыва-

Глава 15. Использование воды |205

ющим в состоянии непрерывного движения океаном скрытых возможностей (Cooper, 1978).

В песочной терапии клиент может изобразить океан, сдвинув весь песок в одну сторону; открывшееся при этом голубое дно подноса будет означать выход за его границы. Изображения океана фигурируют во многих композициях, создаваемых как детьми, так и взрослыми.


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 401 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)