АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

О КРАСОТЕ И ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Прочитайте:
  1. АППАРАТУРА ДЛЯ ИСКУССТВЕННОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЕГКИХ И НАРКОЗА
  2. В (breathing) – восстановление дыхания (искусственная вентиляция легких).
  3. В. Оценка искусственной вентиляции по притоку и вытяжке
  4. Виды искусственного отбора
  5. Виды искусственных зубов, их характеристика. Особенности
  6. Гигиеническое значение вентиляции. Характеристика систем естественной и искусственной вентиляции. Основные показатели воздухообмена.
  7. Для изготовления искусственных коронок
  8. Если искусственное дыхание проводится с помощью дыхательной аппаратуры, то необходимо плотно прижать маску к лицу пострадавшего. С какой целью?
  9. Естественная и искусственная вентиляция. Методы определения эффективности вентиляции. Особенности вентиляции спортивных сооружений.
  10. ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Теоретическое изучение прикладного искусства требует прежде всего выяснения того, что же представляет собой красота создаваемой человеком полезной вещи.

История эстетической мысли показала, что тщетными были все попытки найти такие признаки, такие элементы формы, которые были бы «носителями» красоты, которые всегда и во всех случаях «излучали» бы красоту. Напротив, можно считать неопровержимо установленным, что никаких элементов красоты ни в природе, ни в искусстве не существует. Один и тот же цвет, один и тот же звук, одни и тс же пропорции, один и тот же абрис в одних условиях будут казаться красивыми, в других условиях — уродливыми, а в третьих не вызовут никакой реакции, оставаясь эстетически нейтральными. Симметрическая треугольная форма кроны красива у ели, но была бы нелепой у дуба: изгиб лебединой шеи очарователен, но только у этой птицы, у орла или ласточки такая форма шеи показалась бы нам смешной; мы считаем красивым сизого голубя. но находим уродливым сизое лицо человека; напомним в этой связи меткое и остроумное замечание Г. Фехнера: «Да. красный цвет красив на щеках у красавицы, но каков он у нее на носу?»

Отсюда следует, что тайна красоты предмета кроется только я отношении между различными элементами его формы, которое в свою очередь обусловлено отношением между его формой и его содержанием, между сущностью и ее внешним проявлением.

Воспринимая явления природы, мы исходим из того, что все они представляют собой результат стихийного действия природных сил. От этого зависят и тс эстетические требования, которые мы к ним предъявляем. Но как только мы имеем дело с предметом, созданным человеком, позиции, с которых мы его эстетически воспринимаем, меняются: ведь мы знаем, что и его содержание, и его форма являются делом рук человеческих, плодом его сознательной и целесообразной деятельности. Это изменение позиции эстетического восприятия выражается в том, что если облик природного предмета мы соотносим с его естественным содержанием, то облик искусственного предмета мы соотносим с его человеческим содержанием, то есть с тем, для чего и как он создан человеком.

Законом психологии эстетического восприятия является то, что новый и совершенно непонятный по-своему содержанию предмет не воспринимается человеком эстетически: он может удивить, испугать, поразить, но до тех нор, пока человек не поймет, не догадается, и почувствует, что этот предмет собой представляет, до тех пор, пока его содержание остается загадкой, его форма остается эстетически бездейственной. Но стоит нам получить более или менее отчетливое представление о существе этого предмета, и мы начинаем невольно, почти бессознательно, соотносить видимую его форму с его содержанием, и тогда-то рождается эстетическая эмоция — «нравится» или «не нравится», «красиво» или «некрасиво».

Что бы ни говорили теоретики, красота неразрывно связана с целесообразностью, ибо последняя выражается в полном соответствии формы предмет его содержанию, а это соответствие всегда оценивается человеком эстетически. Поскольку же форма вещи непосредственно зависит и от того материала, в котором она исполнена, красота формы обусловливается не только ее отношением к содержанию, к назначению предмета, но и к оформленному и нем материалу.

Истинное, высшее, подлинное мастерство есть нечто иное, нечто большее, чем иллюзионистическая манипуляция. Это — способность раскрыть собственные, неповторимые и ценные именно неповторимостью своей практические и эстетические свойства каждого материала. Иными словами, — это способность наиболее эффективно использовать в созидаемых человеком вещах стекло как стекло, фарфор как фарфор.


Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 363 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)