АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Вандализм, граффити
Говоря о вандализме исследователи данного феномена подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парков и вытаптывания газонов до разгромов магазинов во время массовых беспорядков. Трудность в выработке определения состоит также и том, что индивидуальные, групповые социальные нормы и понимании того, какие именно разрушения имеют деструктивный для общества характер, не совпадают (Ю.А. Клейберг).
Как констатируют многие исследователи, вандализм преимущественно мужской феномен. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершается молодыми людьми, не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11–13 лет.
В зависимости от доминирующего мотива разрушения С. Коэн выделяет шесть типов вандализма: злобный, тактический, идеологический, как мщение, как способ приобретения, как игра.
Кроме уже рассмотренных мотивов мести и приобретения Д. Кантер называет следующие причины: гнев, скука, познание окружающего мира, эстетическое переживание, экзистенциональное исследование.
Однако существует оригинальная форма проявления девиантного поведения среди подростков и молодежи граффити. Термин «граффити» происходит от итальянского «graffito» и означает «нацарапанный», «проводить линии», «писать каракули». Первоначально этот термин относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами. Сейчас он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом на объектах общественной и частной собственности. Граффити составляют неотъемлемую часть пейзажа современных городов и сел, а также внутренней обстановки общественных зданий. Их можно обнаружить на стенax домов, заборах, скамейках, в транспорте, лифтах, на лестницах, в общественных туалетах, на столах и даже памятниках культуры. Они выполнены всевозможными способами – мелом, ручками и карандашами, маркерами, краской, иногда выцарапаны или выбиты. Граффити содержат разнообразные сообщения, ругательства, изречения, рисунки и символы. В современном мире граффити является одной из распространенных форм вандализма и наносит значительный финансовый и социальный ущерб городской среде во многих странах. Городское пространство, насыщенное граффити, снижает психологическую и функциональную поддержку со стороны окружающей среды. Граффити, как и разбитые стекла, мусор и другие признаки неухоженности, воспринимаются как симптом деградации, вызванной ослаблением механизмов социального контроля, что порождает у людей беспокойство, чувство страха и уязвимости.
В то же время граффити выполняют и некоторые положительные социальные функции. Настенные рисунки и надписи – разновидность коммуникации, свободной от повседневных общественных ограничений в силу своей анонимности Они являются способом выражения установок, конфликтов и проблем, большей частью подавленных и скрытых.
Настенные рисунки и надписи представляют весьма неоднородное явление – от детских каракулей до политических лозунгов, поэтому уместно привести некоторые классификации. Е.Л. Эйбл и Б.Е. Бекли различают публичные и личные граффити. К первым относятся городские надписи и рисунки, сделанные, как правило, на внешних сторонах зданий, заборах, деревьях, в метро и представляющие собой чаще всего сообщение о групповой идентичности. Вторые размещаются внутри зданий. К ним относят граффити в туалетах, на стенах общественных мест, столах, партах и т.п. Эти надписи чаще являются выражением личностных установок, эмоциональных состояний или внутриличностных конфликтов. Кроме того, в личных граффити в большей степени обнаруживается воздействие обстановки.
Рассматривая феномен городских надписей, М. Кокорев выделяет три вида. Первый – содержательные граффити, т.е. надписи, содержащие эксплицитное сообщение разнообразной тематики. Второе – разрушающие граффити, которые появляются преимущественно на рекламных плакатах и стендах. К ним относятся подрисованные усы и клыки, раскрашенные глаза, стертые или приписанные буквы и т.п. К третьему виду относятся специфические надписи, сделанные в стиле «хип-хоп» и принадлежащие к соответствующей подростково-молодежной субкультуре. Граффити в стиле «хип-хоп» представляют собой надписи и рисунки, выполненные чаще всего пульверизатором с краской. Наиболее распространенный вид – динамичные росчерки – автографы, украшенные различными символами (крестами, коронами, звездами, стрелами и т.п.). Однако встречаются и целые многоцветные картины большого размера, снабженные текстами.
В. Седнев собрал и классифицировал надписи и рисунки в общественном транспорте города. Его классификация содержит три вида. К первому относится идентифицирующие надписи – имена, клички, места жительства или учебы, дата или цель поездки, номера телефонов. Второй вид образуют асоциальные надписи – нецензурные слова и символы в чей-либо адрес или без адреса. Третий вид представлен символическими граффити, относящимися к популярным музыкальным группам и исполнителям, а также наименованиям фирм, производящих обувь, одежду, аппаратуру.
К мотивам рисовальщиков можно отнести следующие: утверждение личностной или групповой идентичности; протест против социальных и культурных норм; злобные реакции; мотивы творчества; сексуальные и развлекательные мотивы.
Таким образом, вандализм в целом и граффити как один из видов вандализма рассматриваются как разновидность подростково-молодежной девиантности и делинквентности.
Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 1119 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
|