АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Социально-стрессовое расстройство
Специфической коммуникативной девиацией считается социально-стрессовое расстройство, захватывающее в первую очередь сферы поведения человека. Оно обусловлено воздействием на психику человека глобальных жизненных изменений (часто бытового характера). Такой стресс называют стрессом повседневной жизни. По мнению Ю.А. Александровского, основными причинами и условиями возникновения социально-стрессовых расстройств являются:
1) макросоциальные общегрупповые психогении, изменяющие стереотип жизнедеятельности больших контингентов населения;
2) социально-стрессовые обстоятельства, имеющие хронический, растянутый по времени характер, их динамика непосредственно определяет компенсацию и декомпенсацию невротических нарушений;
3) коренное изменение общественных отношений, выходящее за рамки обычного опыта;
4) смена системы культурных, идеологических, моральных, религиозных представлений, норм и ценностей, остававшихся неизменными на протяжении жизни прежних поколений;
5) изменение социальных связей и жизненных планов;
6) нестабильность и неопределенность жизненного положения;
7) ухудшение соматического здоровья.
В современных условиях психика многих людей оказывается недостаточно пластичной для быстрого и адекватного приспособления к стремительно меняющимся условиям жизни, что приводит к развитию разнообразных поведенческих девиаций, связанных с кризисом идентичности.
Б.С. Положий выделяет четыре варианта кризиса идентичности: аномический, диссоциальный, негативистический и магический. Под аномическим вариантом кризиса идентичности понимается поведение людей, характеризующееся утратой жизненного тонуса, прежних интересов, снижением активности и целеустремленности, своеобразной аутизацией, доминированием тревожно-депрессивного фона настроения, неверием в собственные силы, ощущением своей малозначимости, неспособности противостоять коллизиям судьбы. Диссоциальный вариант кризиса идентичности выражается такими свойствами, как: стремление к агрессивному поведению по отношению к лицам, имеющим иную точку зрения, абсолютная нетерпимость к окружающим, доминирование угрюмо-злобного аффекта, сочетающееся с легкой внушаемостью. Негативистический вариант кризиса идентичности выражается в первую очередь в упрямстве, нарочитом недовольстве всеми и вся, скептически-пессимистической оценке происходящего, уклонении от любой активности подекларируемой причине безрезультатности какой-либо деятельности. В магический вариант кризиса идентичности входят такие поведенческие проявления, как: бурный всплеск интереса ко всему необъяснимому, иррациональному, мистическому, переключение всей деятельности (даже в ущерб себе и близким) на активность в сфере поиска истины, разгадки тайн бытия.
Наряду с перечисленными, выделяется и ипохондрическое девиантное поведение, характеризующееся сверхценным отношением к собственному здоровью с формированием опасливости, осторожности, мнительности, брезгливости. Такой человек склонен преувеличивать тяжесть имеющихся у него болезненных проявлений или приписывать себе несуществующие заболевания. Для него типично ограничительное поведение, страх «заразиться и умереть», вследствие чего он становится педантом в обыденной жизни, требуя от окружающих строгого соблюдения заведенных им правил.
Одна из наиболее социально значимых и потенциально опасных – коммуникативная девиация в виде поведения, основанного на ревности. Данная разновидность девиантного поведения может базироваться на каких-либо реальных фактах или быть абсолютно беспочвенной. В первом случае говорят о проявлениях нормальной ревности, во втором – о сверхценных или бредовых идеях ревности. При этом трудно отметить какие-либо кардинальные различия в поведении нормального и патологического ревнивца.
Считается, что эротическая (любовная, сексуальная) ревность – это комплекс переживаний при действительной или подозреваемой измене любимого человека (супруга, возлюбленного), характеризующийся сложной психологической структурой: типичными и весьма многообразными эмоциональными реакциями и состояниями (зависть, ненависть, тревога, гнев, отчаяние, жажда мести, страсть и др.), мучительными сомнениями и подозрениями, сложными проявлениями в интеллектуальной, волевой сферах, многообразием форм поведения, зачастую социально опасного (Е.И. Терентьев). При этом нормальная ревность представляет собой сложную, субъективно чрезвычайно значимую реакцию личности на одну из самых тяжелых ситуаций, затрагивающих наиболее важные для нее в морально-этическом отношении ценностные категории, – ситуацию супружеской измены. По мнению Е.И. Терентьева, немаловажным для оценки ревности как нормальной является параметр «ресоциализации», то есть формирования поведения, направленного на разрешение ситуации, возникающей в связи с супружеской изменой.
К. Леонгард выделяет две формы нормальной ревности: ревность, безопасная в своей основе, проистекающая из объективно доказуемого сексуального регресса; ревность, представляющая большую социальную опасность, – в форме подозрения. Различают также т.н. тираническую ревность и ревность «от ущемленности» (В.П. Левкович). Тиранической ревностью страдают обычно люди эгоистические, упрямые, деспотические, эмоционально холодные и отчужденные, достаточно авторитарные. Такие люди, как правило, рассматривают своего супруга как объект для собственного блага, удовольствия, как собственность. У них не развита способность замечать, а тем более уважать особенности личности другого человека. Ревность от ущемленности – это обычно удел людей неуверенных в себе, склонных к преувеличению опасностей и неприятностей, страдающих комплексом неполноценности. Их ревность, может быть, менее яростной, но по существу и она не менее губительна для функционирования семьи. Кроме того, выделяется т.н. «обращенная» ревность, которая имеет своим источником проекцию, перенос собственной супружеской неверности или, во всяком случае, ненадежности, постоянной готовности к измене на своего супруга.
В сфере общения выделяется такой феномен, как елейность поведения. Под елейностью понимают слащавость, умильность и угодливость в обращении с окружающими, которая воспринимается как неестественность и нарочитость, тем более что за подобным внешним поведением редко стоят истинные чувства и эмпатия.
ТЕМА 5. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 951 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
|