АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Островковоклеточные опухоли

Прочитайте:
  1. A) отрыв одной или группы опухолевых клеток от первичного очага опухоли
  2. A. нейроэпителиальные опухоли
  3. I. Костеобразующие опухоли.
  4. I. Неврогенные опухоли из собственно нервной ткани.
  5. I. Опухоли поверхностного эпителия и стромы яичников (цистаденомы).
  6. I. Органоспецифические опухоли вилочковой железы.
  7. I. Симптомы, вызванные внутриторакальным распространением опухоли
  8. I. Эпителиальные опухоли и опухолеподобньш поражения
  9. II. Неврогенные опухоли из оболочек нервов.
  10. II. Опухоли жировой ткани.

 

Все НЭО – редки. 5-10 на 1 млн. населения, но на аутопсии встречаются в 1% случаев (т.е. в 1000- 2000 раза чаще)

Злокачественность: от 10% при инсулиномах до почти 100% при глюкагономах и соматостатиномах (табл.).

 

Критерий злокачественности – инвазия и метастазы. Все опухоли очень похожи при гистологическом исследовании и окраске г + э (в т.ч. кишечные карциноиды), при световой микроскопии невозможно отличить злокачественную опухоль от доброкачественной если нет инвазии соседних органов. Тем не мене 2- см опухоли нередко уже злокачественные. Специфическая гормонопродукция определяется с помощью иммуноокрашивания.

Редкость - смешанные экзо – эндокринные опухоли (при этом эндокринная часть неактивна, кроме панкреатикобластом.)

 

ЭО ПЖ значительно варьируют по начальным признкам, тяжести симптомов, локализации и злокачественному потенциалу. Значительны различия среди специфических опухолевых синдромов, систематизировать их трудно.

Несмотря на то, что одна опухоль (и даже одна клетка этой опухоли) может продуцировать несколько гормонов, синдром распознается и называется по клиническим признакам доминирующего вещества. До 40% больных с НЭО ПЖ имеют повышенный уровень нескольких гормонов, но не имеют симптомов.

 

Почти все инсулиномы, глюкагономы и VIPомы исходят из самой ПЖ. Большинство гастрином сущ. в дуоденум, ПЖ и в перидуоденальном пространстве.

Соматостатиномы в 50% - в ПЖ и в проксимальной тонкой кишке. При болезни Реклинкхаузена в дуоденум могут быть соматостатиномы или гастриномы.

 

НЭО возникают спорадически или в составе MEN1синдрома (дефект 11 хромосомы, аутосомно-доминантное наследование) – ок. 25% гастрином, 10% инсулином и меньший % глюкагоном и VIPом.

 

MEN1= гиперпаратиреодизм (гиперплазия паращитовидных желез) + аденома гипофиза (чаще пролактинома) и > 50% - гастринома, 20% -инсулинома. Сначала, после выявления гиперкальцемиии – удаление всех четырех паращитовидных желез с немедленной реплантацией, затем все остальное.

 

Инсулинома

 

Самая частая функционирующая островковоклеточная опухоль ПЖ.

Может длиться годами.

 

Клиника: Триада Уипла:

  1. гипогликемия (симптомы выброса катехоламинов), спутанность сознания, заторможенность. Эмоциональная нестабильность, бессонница.
  2. низкий уровень сахара (40-50 мг/дл)
  3. исчезновение симптомов после в/в введения глюкозы

Эта триада может быть при введении гипогликемических веществ, редких опухолях мягких тканей, иногда – при реактивной гипогликемии).

 

Клинически синдром гиперинсулинизма может проявляться двумя путями

, или, иногда, их комбинацией

  1. при гиперактивости автономной нервной системы: усталость, слабость, страх, голод, тремор, потливость, тахикардия либо
  2. нарушения ЦНД: апатия (либо раздражительность, беспокойство), спутанность, возбуждение, потеря ориентации, мутность изображения, делирий, ступор, судороги.

 

Патогномоничная находка – очень высокий уровень инсулина (>5 микроединиц/мл) при симптоматической гипогликемии. Диагностическим является отношение инсулина (в микроед/мл) к глюкозе (в мг/дл) больше 0,4.

Лучший способ вызвать гипогликемию – голодание. Она развивается у 2/3 больных через 24 часа и почти у всех – через 72 часа. Есть провокационные тесты (с толбутамидом или глюкагоном), но они могут вызвать опасное снижение сахара и часто не нужны. Т.к. цереброциты метаболизируют только глюкозу, глубокая гипогликемия может вызвать долговременное повреждение мозга. Это нужно иметь в виду и при голодании, наготове всегда иметь шприцы с глюкозой.

 

Проблемной причиной гипогликемии является намеренное введение инсулина или сахароснижающих веществ (например сульфонилмочевины). Обычно, это медработники, или люди, имеющие доступ к этим препаратам. Их мотивы не ясны, но связаны с привлечением внимания. Самовведение инсулина может выявляться несоответствием концентрации С-пептида в крови, сульфонилмочевина может быть обнаружена в крови с трудностями (при этом уровень инсулина не очень высок).

 

Как только пациент с гипогликемией выявлен, необходима осторожность для предотвращения тяжелой гипогликемии с потерей цереброцитов. Диета изменяется в сторону учащения питания, даже по ночам. Стандартное лекарство – диазоксид (помогает в 2/3 случаев), но его необходимо отменять за неделю о операции в связи с возможной интраоперационной гипотензией. Соматостатин эффективен у детей с незидиобластозом, у взрослых помогает редко.


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 406 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)