Йога, включающая практику ваджроли, приносит совершенство тела. Эта благоприятная йога наряду с чувственным удовлетворением (бхогой) даже несет освобождение.
Эта важная шлока провозглашает основную концепцию тантры, которая противостоит пуританским идеям и вдребезги разбивает их. Сама идея, заключающаяся в том, что высшее, божественное переживание может раскрыться через переживание чувственное, — это не та идея, которую были в состоянии воспринять многие люди не только в последние несколько веков, но и в более ранние века. Некоторые комментаторы текстов по хатха-йоге отказываются принимать это как часть науки йоги и полностью опускают из первоначального текста шлоки, имеющие отношение к ваджроли и майтхуне, йогическому половому акту, утверждая, что это «непонятные и отвратительные практики, которыми занимаются лишь те йоги, у которых не хватило силы воли достичь своей цели другим способом».
Однако, согласно тантре, бхога (вовлеченность чувств) может быть хорошим средством для йога. У нас есть физическое тело, мы не можем отрицать его существование. Если не познать переживания, связанные с органами чувств, то как можно сделать сознание более глубоким и тонким? Переживания возникают в уме, а не в теле.
Прежде всего мы должны знать, что есть физическое переживание. Затем, увеличивая тонкое восприятие, переживание можно снова возбудить в уме уже без вовлечения в это физических чувств. В течение дня мы видим все глазами, но что происходит ночью, когда мы спим? Мы не видим глазами, но, тем не менее, ум имеет какие-то переживания. Мы вновь переживаем то, что когда-то воспринимали органами чувств. Поэтому в тантре физическое тело является средством для того, чтобы поглубже покопаться в уме и в реальности существования.
Выше неоднократно пропагандировалась мысль, что секреторные выделения органов воспроизведения должны вытягиваться в тело, посредством практики ваджроли, так чтобы бинду и раджас, то есть сознание и энергия, оставались внутри тела. Это дает возможность сексуальным импульсам путешествовать вверх через центральную нервную систему к высшим центрам мозга.
«Хатхаратнавали» утверждает: «Для сохранения семени, так же как и читты (сознания), следует приложить усилие. Мужчина должен любить ментально только ту женщину, с которой он практикует ваджроли... это семя является единственной причиной для творения, питания и разрушения. Только через это человек может стать раджа-йогом». Эта форма ваджроли не имеет ничего общего с «непристойным поведением или ритуалом». Ваджроли, амароли, сахаджоли и майтхуна являются научно обоснованными практиками, предназначенными для объединения положительного и отрицательного полюсов энергии в ядре сознания. Если позволить раскрыться потенциалу бинду, то имеет место более сильное пробуждение. В практике ваджроли в майтхуне мужчина является положительным полюсом энергии. Он представляет собой фактор времени, а женщина является отрицательным полюсом и представляет пространство; но эти две полярности существуют также внутри каждого индивидуума.
Муладхара чакра является местом пребывания шакти, а сахасрара является местом пребывания сознания, Шивы. Во время майтхуны муладхара стимулируется непосредственно, так что кундалини шакти может подниматься к сахасраре. Даже если она и не достигает сахасрары, она все же пробуждает дремлющие центры восприятия, поскольку каждая из последовательно проходимых чакр непосредственно связана с конкретными центрами ощущений в мозге. Это один путь, ведущий к расширению сознания.
Другой путь имеет в своей основе соединение двух полюсов внутри вашего собственного организма. Когда кундалини пробуждается, не имеет значения, пуританин вы или распутник, верующий или неверующий, ученый, священнослужитель или нищий. Есть только интеллектуальные убеждения и мирские переживания. Это качества и характеристики низшего ума. Это не имеет никакого отношения к тому, что вы есть на самом деле. Пробуждение кундалини является процессом высшего ума, который запускается в нервной системе человека. Это переживание более высокого ума, лежащего за пределами того забора, который окружает ваши собственные ум и личность.
В процессе эволюции этот высший ум должен стать известным вам; это неизбежно, потому что он уже существует внутри вас, но в подавленном состоянии. Это физиологическое развитие и научная неизбежность. В конечном счете имеет место слияние двух полюсов внутри вашего сознания, ведущее к постижению реальности.
Что есть реальность? Если мы собираемся обсуждать предельную реальность, то она не будет предельной, потому что нам придется назначить какую-то точку и сказать: «Все, это конец», — но это не может быть концом, потому что за пределами этого может быть что-то еще. Это подобно ситуации, когда космонавт проникает в пространство на некоторое расстояние. Оптический телескоп может воспринять звезды, находящиеся на некотором расстоянии. Радиотелескоп может проникнуть несколько дальше, но можно ли на основании его показаний сделать какой-либо абсолютный вывод о размерах вселенной? Нет, он может рассказать только о том, что попадает в сферу его действия. Аналогичным образом мы не можем делать никаких заключительных утверждений относительно предельной реальности.
Нет никакой предельной реальности. Нет также никакого единственного пути для постижения ее. Не может быть также только одной формы Бога. Есть столько форм, сколько есть индивидуумов, отражающих их. Существует тотальность, которая является тотальностью в той степени, в какой ваш ум в состоянии постичь ее. Это зависит от степени вашего восприятия. За пределами этого для вас ничего нет. Если вы сможете продвинуть свой ум несколько дальше и увидеть несколько больше, тогда то, что вы увидели, станет предельной реальностью для вас. Когда ум становится однородным и когда он вливается в бесконечность, что можно сказать о переживании предельной реальности?
Предельная реальность — это понятие, имеющее отношение к уму, а не к состоянию без ума. Когда тело умирает, когда ум полностью растворяется, когда индивидуальное эго испаряется и больше нет никакого «я», «ты», «он», «она», тогда кто должен постигать кого? Кто должен узнавать кого? Кто должен обонять кого? Посредством чего вы будете издавать запах? Как вы будете узнавать того познающего, посредством которого вы собираетесь познавать все? Как вы узнаете его? Это очень трудно.
В «Брихадараньяка Упанишаде» есть диалог. Яджнавалкья был великим мудрецом, у которого было две жены. Старшую звали Катьяйяни, младшую — Майтрейи. Однажды он захотел уйти от мирской жизни. Он призвал обеих жен и сказал: «Я ухожу. Я хочу разделить свое имущество между вами». Катьяйяни приняла это, но Майтрейи спросила: «Стану ли я бессмертной от того имущества, которое ты сейчас отдаешь мне?» Яджнавалкья промолчал. Она снова спросила: «Смогу ли я достичь бессмертия с помощью всего того, что ты сейчас даешь мне?» Он ответил: «Нет». Тогда она спросила: «Почему ты не учишь меня Брахмавидье, знанию предельного?» Он сказал: «Майтрейи, ты не только моя жена, но и моя ученица. Приходи и садись, я буду учить тебя».
Во время беседы между Яджнавалкьей и Майтрейей возникает этот вопрос — природа предельной реальности, природа ее переживания. Яджнавалкья говорит: «Если у тебя есть нос, ты можешь ощущать запах, но если твой ум в беспорядке, ты не сможешь понять этот запах. Если у тебя есть глаза, ты можешь видеть форму, но если твой ум не в порядке, то ты не сможешь понять эту форму. Если и чувства, и ум изъяты, и эго изъято, и двойственность в форме «я», «ты», «он», «она» изъята, то время, пространство и объекты не существуют. Если время, пространство и объекты не существуют, то где переживание? Основой нашего переживания является ум, но ум не может иметь переживаний, если нет понятий времени, пространства и объекта. Если вы изымаете понятия времени, пространства и объекта, то ум угасает. Для того, чтобы имело место переживание, необходимо взаимодействие между умом и объектом. Для того, чтобы имело место переживание, должно быть взаимодействие между умом и пространством, между умом и временем».
«Есть еще одна важная вещь. Время, пространство и объект не являются независимыми. Они являются категориями ума. Если нет ума, нет ни времени, ни пространства, ни объекта. Где тогда познающий? Невозможно познать познающего». Это ответ, который Яджнавалкья дал Майтрейе.
Когда в воду бросают соль, она полностью растворяется. Она полностью и тотально теряет свою индивидуальность. Переживание и ощущение означают двойственность. Когда нет двойственности, не может быть переживания и ощущения. Это очень легко понять. Для того, чтобы имело место ощущение, необходимы две сущности — ощущающий и объект ощущения. Если есть только одна из них, кто кого ощущает? Этот познающий не страдает нарциссизмом. Он непорочен.
Гораздо лучше обсуждать предельную реальность, не делая никаких выводов. Иначе этот вывод может стать философской ошибкой.