АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Введение. Методика, разработанная в 30-е годы XX столетия венским психологом Л.Сонди* (в других переводах - Зонди

Прочитайте:
  1. I. ВВЕДЕНИЕ.
  2. Введение.
  3. Введение.
  4. Введение.
  5. Введение.
  6. Введение.
  7. Введение.
  8. Введение.
  9. Введение.
  10. Введение.

Методика, разработанная в 30-е годы XX столетия венским психологом Л.Сонди* (в других переводах - Зонди, Шонди или Сцонди), основана на эмпи­рических данных, полученных при многочисленных исследованиях в основном лиц с серьезными проблемами или психическими заболеваниями. Однако в по­следствии она широко применялась как проективный личностный тест, при этом обращает на себя внимание тот факт, что Сонди приводит большой набор про­фессий, соотносимых с разными личностными паттернами, выявляемыми методи­кой.

Психологический эксперимент состоит в том, что обследуемому лицу предла­гается выбрать наиболее симпатичные и наименее приятные портреты разных мужчин и женщин. Каждый портрет по своей физиогномической и психоло­гической сущности отражает в наиболее заостренном виде одно из основных восьми базисных человеческих влечений. Сонди полагает, что типологически разные личностные структуры могут быть представлены сочетаниями этих 8-ми основных влечений. Каждое из них в зависимости от формализованных показате­лей выявляет ту или иную патологию или проблему обследуемой личности.

В обоснование своего метода Сонди высказывает предположение, что наибо­лее выраженную силу и психодиагностическое значение имеют портреты, кото­рые соответствуют наиболее значимым потребностям индивида и соответствуют его генетически обусловленным и динамически актуальным склонностям. Свои предположения Сонди аргументирует проведенными экпериментальными исследо­ваниями и клиническими наблюдениями.

Портреты распределены на 6 серий по 8 портретов в каждой серии. Сама идея - использовать заостренные патологическим процессом личностные свойства не только для дифференциально-диагностических целей, но для изучения личности - лежит в основе многих психодиагностических методик, вы­свечивающих умеренными количественными показателями черты характера и свойства личности, которые при высоких показателях интерпретируются как от­клонение от нормы. Такую параллель проводил еще в начале XX века Кречмер. Этот подход достаточно долго критиковался, однако на практике проблема пре-морбида и стигматизированности всегда была в центре внимания как психологов и педагогов, так и психиатров.

Правомерность такого подхода в свое время была подмечена и известным отечественным психологом Б.В. Зейгарник. Она видела широкие возможности для изучения личности в патологически заостренных болезнью чертах, имея при этом в виду как бы огрубленную модель менее явных, смягченных и сбалансированных свойств нормальной личности в клинических проявлениях болезни.

Те специалисты (психологи, врачи, педагоги), которым довелось позна­комиться с тестом Сонди, безусловно обратили внимание на заметное своеобразие тезауруса автора методики и сложность сопоставления данных с результатами других исследований. В значительной степени это связано с чисто психоанали­тической базой построения интерпретационного подхода автора, к тому же и с определенным анахронизмом даже в понимании идей психоанализа, который за последние полвека также получил свое дальнейшее развитие. В то же время оп­ределенные трудности в понимании того, что хотел сказать своим читателям ав­тор, специалисты испытывают из-за того, что многие переводы работ Сонди гре­шат неточностью. Здесь лишний раз подтверждается ставшее уже расхожим мне­ние о том, что при переводе опыт и знания специалиста в его профессиональной сфере не менее важны, чем знание иностранного языка.

Все эти трудности привели к необходимости модификации как самой процедуры обследования, так и толкования результатов. В первую очередь, не смотря на стремление максимально сохранить специфику стиля Л.Сонди, вре­менами приходилось прибегать к более понятной современному психологу терми­нологии. Что касается интерпретации, то в модифицированном варианте она базируется на теории ведущих тенденций*, которая рассматривает личность как образование, уходящее корнями в генетически заданную предиспозицию. Ведущие тенденции, это - те устойчивые судьбореализующие свойства, которые пронизы­вают все уровни личности и во многом предопределяют выбор индивидом стиля жизни, профессиональной деятельности, сферы социальной активности итиерархии ценностей.

В модифицированном варианте все портреты были выполнены зано­во известным и весьма талантливым художником Б.И.Энским с сохранением их психологической сущности и сходства с оригиналом. Затем валидность теста бы­ла проверена в эксперименте на репрезентативных группах нормы и контингента клиники пограничных состояний.

Тест в сущности не является таким количественным методом, в котором рестандартизация могла бы уточнить популяционные нормативы. Сам Л.Сонди на основании экспериментальных данных утверждает, что этнические и культурно-социальные аспекты не влияют на результаты тестирования, так как структура влечений, лежащая в основе перцепции материала методики, универсальна для людей любой национальности и социально-региональной принадлежности. По­этому адаптация теста в основном сводится к ревалидизации выявляемых мето­дикой феноменов, что и было сделано в процессе работы над модифицированным вариантом теста путем сопоставления с данными других психодиагностических тестов и результатами объективного наблюдения. Главная цель, которую пре­следовал автор новой разработки теста, это изучение концептуальной основы ме­тодики и ее феноменологической сопоставимости с индивидуально-типологическим подходом, лежащим в основе теории ведущих тенденций. Кроме того, модификация метода позволила использовать категориально-понятийный ар­сенал современного психолога и уточнить феноменологическую структуру теста в контексте используемых типологических паттернов.

1. Общие характеристики теста восьми влечений Сонди

Как уже говорилось, стимульны и материал методики представлен шестью се­риями портретов (I - VI), в каждой серии - 8 портретов людей, у каждого из ко­торых в наиболее чистом виде представлена определенная патология: сексуальная недифференцированность, агрессивность, проявляющаяся садо-мазохистическими тенденциями, эпилептоидные черты, истерические, кататонические проявления, паранойяльность, депрессия, маниакальное состояние.

В процессе обследования испытуемому предлагается выбрать сперва 2 симпа­тичных (или наиболее приемлемых) портрета, а затем - 2 наименее симпатичных (неприемлемых) портрета из 8 предъявляемых и разложенных согласно их порядковому номеру портретов первой серии. Эта процедура повторяется каждый раз по предъявлении каждой новой серии - их всего 6. Выбранные портреты регист­рируются' согласно порядковому номеру каждого портрета от 1 до 8 и коду каж­дого портрета, отражающему его факторное значение:

h - сексуальная недифференцированность;

s - садизм - мазохизм;

е - эпилептоидные тенденции;

hy - истерические склонности;

k - кататонические проявления;

р - паранойяльность;

d- депрессивное состояние; m - маниакальные проявления.

Римская цифра указывает на номер серии от I до VI. Таким образом, каждое из шести предъявлений содержит 8 портретов, которые раскладываются перед испытуемым в два ряда в соответствии с их нумерацией.

Испытуемому дается следующая инструкция: "Вам будут предлагаться серии портретов. Вглядитесь в них внимательно. Сперва отберите тот, который Вы хотя бы относительно предпочитаете перед остальными, а затем другой, тоже пред­почитаемый, но чуть меньше первого. Если даже это трудно сделать и не нравит­ся ни один из них, то выберите тот, что меньше всех не нравится, а затем - сле­дующий за ним". Испытуемый может выложить ряд из 8 портретов, принад­лежащих одной серии, при этом получится континуум, у которого 2 полюса полюс симпатии и полюс антипатии. 2 первых засчитываются как пред­почитаемые, 2 последних - как отвергаемые. При сильном сопротивлении, кото­рое чаще всего носит эго-защитный характер, исследование можно проводить следующим образом: после выполненной инструкции "Выберите, пожалуйста, два наиболее приятных или симпатичных портрета из лежащих перед Вами", оба выбранных портрета убираются и складываются в отдельную стопочку.

Затем следует инструкция: "Отберите, пожалуйста, 2 самых неприятных портрета и дайте мне их". Эти 2 портрета также убираются из поля зрения испы­туемого и складываются в отдельную стопочку отвергаемых портретов.

Такая процедура проделывается с каждой из шести серий. Испытуемый должен начинать рассмотрение портретов и делать свой выбор лишь тогда, когда все 8 портретов данной серии лежат перед ним. При этом следует строить экспе­римент таким образом, чтобы время на раздумье было ограничено. Необходима первая непосредственная реакция Исследование, обозначенное Сонди как "заднеплановый заход" (в нашей модификации - "второй план"), предусматривает довыбор испытуемым наиболее симпатичных и отвергаемых - 2 и 2 - из остав­шихся после первого выбора портретов каждой серии. Каждый заднеплановый личностный профиль формируется отдельно и сравнивается с данными первого исследования по векторной формуле.

Личностный профиль испытуемого вырисовывается при заполнении спе­циальных сеток. При многократных исследованиях их столько, сколько проведе­но обследований. Каждая отдельная сетка заполняется при очередном обследова­нии. Сетка представляет собой заготовку для получения профиля.

Для многократных исследований заготавливаются два регистрационных листа, каждый содержит десять сеток. Один набор сеток предназначен для переднеплановых заходов, второй - для дополнительного, "заднештанового" исследования.

Формула такого выбора выглядит так: b+ s- e+ hyO k- p- dO m+.

Каждая сетка предназначена для заполнения данными одного однократного исследования. Связанные с количественными показателями такого исследования толкования менее надежны, так как в значительной степени обусловлены кон­кретной ситуацией (аналогично методу цветовых выборов Люшера). Однако, и ситуативно обусловленные реакции уходят корнями в базисные свойства личности, в конституциональную предиспозицию, которая в значительной степени предопределяет непосредственные влечения, неподвластные сознанию пове­денческие акции. Поэтому даже ситуативно обусловленные проявления отражают реакцию, свойственную данному типу личности. В связи с вышесказанным, а также учитывая условия, в которых большей частью работает практический психолог (лимит времени, загруженность, требования работодателя), можно предположить, что однократное исследование окажется предпочитаемым видом использования методики.

2. Количественные показатели методики

Количественные показатели основываются на количестве выборов портретов одной серии, которое в свою очередь формируется из числа предпочитаемых и отвергаемых портретов этой серии. Затем показатели разных серий сравниваются между собой. Выделяется три вида реакций: средняя, нулевая и полная. Средней - испытуемый выбирает в среднем 3 (от 2 до 4) из 6 портретов одной серии (т.е. одного фактора).

При нулевой реакции испытуемый из 6 портретов одного фактора не выбирает ни одного портрета или выбирает самое большее один как симпа­тичный и один как несимпатичный портрет.

При полной реакции испытуемый выбирает все б или 5 (самое меньшее - 4) портрета одного какого-либо фактора.

Нулевая реакция - при которой испытуемый не выбирает ни одного или выбирает как симпатичный (или несимпатичный) только один портрет из соответствующего фактора, представляет крайнюю степень выраженности рас­крываемого данным фактором влечения, но в состоянии разряженное™, отреаги-рования, удовлетворения данной потребности. Напрашивается аналогия с интер­претацией цветового выбора, в котором тот или иной цветовой эталон, отражаю­щий ведущую потребность, расположен на первых позициях, что означает: по­требность актуальна, но не фрустрирована, или с цветами индифферентной зоны выбора, когда потребность не актуальна, находится в состоянии полного удовле­творения.

Полная реакция - так обозначается выбор, при котором 6, 5 или самое меньшее 4 портрета одного и того же фактора отобраны все равно, как: пред­почитаемые или отвергаемые. Согласно опыту, такой выбор выявляет то влечение или личностную тенденцию, которая оказывает наибольшее динамическое воз­действие, т.е. требует разрешения. При этом реакция может быть позитивной, если все (или почти все) выборы выявлены как симпатичные, и негативной, если все (или почти все) выборы расцениваются как несимпатичные. При комбиниро­ванном выборе речь пойдет об амбивалентной реакции. Полная реакция имеет двоякое значение: она может выявлять наиболее динамически сильный фактор, который не проявляется в спонтанном отреагировании, но сублимируется в про­фессиональном выборе, в дружеских отношениях, в любви и увлечениях, или трансформируется в болезненные проявления. Она также может обозначать со­стояние, которое предшествует проявлению какого-либо нереализованного, но актуального влечения, в то время как нулевая реакция указывает на влечение или склонность, которая себя уже проявила.

Таким образом, Сонди считает, что между полной и нулевой реакциями нет качественной разницы. Разница только динамическая: речь идет о двух по­следовательных состояниях одной и той же склонности, сменяющих друг друга -состояние максимального напряжения и состояние разрядки. Отсюда, нулевую ре­акцию следует понимать не как отсутствие данной склонности, а как спад на­пряженной потребности после разрядки. Этим следует объяснить изменчивость профиля влечений при повторных исследованиях, когда полная реакция в одном выборе сменяется нулевой реакцией в другом, и наоборот. В связи с этим Сонди рекомендует большое количество повторных исследований с помощью теста 8-ми влечений на протяжении любого отрезка времени (от не­скольких в течение одного дня до многократных в течение месяца, года или не­скольких лет).

Состояние напряжения потребности, выявляемое полной реакцией по какому-либо фактору, может проявиться двояко: отреагирование вовне, т.е. реакция, предшествующая удовлетворению влечения и вытеснение неотреагированного влечения в подсознание, сублимация его в профессиональной деятельности, меж­личностных отношениях, интересах и увлечениях. В любом случае динамическое накопление влечения (склонности) определяет состояние готовности к разрядке. При генотипической полной реакции происходит прямое отреагирование, при ге-нотропической - путем трансформации в иной, социально приемлемый, сублими­рованный вариант реализации влечения. В связи с вышесказанным полные реак­ции подразделяются следующим образом: максимальный выбор симпатичных портретов в рамках определенного фактора выявляет напряженность влечения, готового к разрядке вовне. Испытуемый не пытается сдерживать это влечение и ждет лишь удобного момента к его реализации.

Максимальное количество отвергаемых портретов того же фактора определя­ет то переполняющее его влечение, которое он отвергает, неосознанно вытесняет или подавляет из-за невозможности реализации этого влечения в реальной обста­новке, что влечет за собой сублимацию нереализованного влечения через гено-тропические тенденции, проявляющиеся в профессиональном выборе, в сфере интересов, в межличностных контактах, словом в социализированной форме, в качестве компенсаторных реакций.

Реакции, при которых испытуемый выбирает по меньшей мере 2 портрета как симпатичных и как минимум 2 - несимпатичных, называются амбивалентными. Если испытуемый выбирает 4, 5 или 6 портретов, но среди них есть и симпа­тичные и несимпатичные, то такой двойственный выбор называется амбиэкваль-ным. Таким образом, реакции +2 +3 +3 +4 +2 +2

-2 -3 -2 -2 -3 -4

- являются амбивалентными (двойственными), из них первые две и амбиэквальными (равными). Реакции типа +1

-1

-относятся к разряду нулевых. +2 +3 +4 +5

- позитивные реакции

Реакции типа

+1 +1 +1 +1

-2 -3 -4 -5 - негативные реакции.

Амбиэквальные реакции выявляют двойственность внутриличностной установки на соответствующее фактору влечение: влечение одновременно и под­тверждается и отвергается. По направленности, таким образом, различают пози­тивную, негативную, двойственную - амбиэквальную и амбивалентную, а также нулевую (разрядка) реакции.

Позитивными реакциями являются:

+6 +5 +4 +3 +2 +2 +3 +4 +5

-0 -0 -0 -0 -0 -1 -1 -1 -1

т.е. реакции, при которых испытуемый выбирает из 6 портретов одного итого же фактора склонности по меньшей мере 2 в качестве симпатичных и самое большее 1 в качестве несимпатичного.

+1 +1

Негативные реакции:

+0 +0 +0 +0 +0 +1 +1

-6 -5 -4 -3 -2 -2 -3 -4 -5

т.е. реакции, при которых испытуемый выбирает из 6 портретов какого-либо фактора склонности по меньшей мере 2 в качестве несимпатичных и самое большее 1 в качестве симпатичного.

Двойственно направленные, амбивалентные или амбиэквалъные реак­ции:

+2 -1 -3 +3 +4 +2

-2 -3 -2 -2 -3

При амбивалентных, двойственно направленных реакциях испытуемый
выбирает из 6 портретов одного и того же фактора по меньшей мере 2 в качестве
симпатичных и одновременно по меньшей мере 2 в качестве несимпатичных.
Разряжённые или нулевые реакции: 0+1 +10

00 -1-1

- испытуемый не выбирает ни одного портрета из 6, относящихся к дан­ному фактору, или выбирает только 1, или самое большее 2, но 1 как симпа­тичный и 1 - как несимпатичный. При позитивных реакциях испытуемый под­тверждает удовлетворенность соответствующей тенденцией, при негативных отствует о разряженности генотипической склонности. Избыточными называются реакции, когда выбираются или отвергаются более трех портретов одной серии. Если 4, то ставится знак!, если 5 -!!, если все 6, то!!!.

Амбивалентные реакции не могут превышать 4, поэтому они обозначаются толь­ко одним знаком "! ". При этом вариант +2 / -4 обозначается " i ".

3. Основные принципы интерпретации. Судьбоанализ.

Согласно теории влечений Сонди, факторы влечений - это ведущие жизнен­ные радикалы. Они обладают способностью к превращению в разные формы проявления, т.е. имеют несколько вариаций, проявляющихся в "возможностях судьбы". Благодаря их способности к метаморфозе человек имеет перспективу множества возможных судеб, а не одной единственной, предначертанной наперед. Для понимания множества возможностей реализации в жизни восьми влечений, Сонди утверждает следующее:

1. Каждому фактору влечения соответствует филогенетическая, родовая, исто­рическая первичная форма проявления, которая корнями уходит в реакции пред­ставителей животного мира, особенно сообщества приматов. Только так называе­мые Я факторы (k и р) не имеют первичной формы в царстве животных, они свойственны только человеку.

2. Каждый фактор влечения имеет особую форму проявления в раннем детстве, которая полностью совпадает с прегенитальными парциальными влечениями по Фрейду.

3. Биполярная природа каждого фактора влечения может манифестироваться уже в первом пубертате (от 3 до 6 лет). Двухполюсные факторы влечений, такие как любовь к личности - любовь к человечеству (h), активность - пассивность (s), Авель - Каин (е), тщеславие - стыдливость (hy), аутизм - отказ от собственного Я (k), инфляция - проекция (р), поиск - прилипание (d), судорожное цепляние -отрыв (т), обуславливает те противоположности, которые обнаруживаются уже в раннем детстве при обследовании данным тестом.

4. Каждый из восьми факторов влечений обусловливает определенный набор ха­рактерологических черт, позволяющий понять типологическую принадлежность обследуемого человека, относимого к норме.

5. Каждый фактор влечения обусловливает определенный круг профессий, а так­же и определенный круг общения и интересов

6. Каждый фактор влечения обусловливает и определенный тип духовной жизни человека и его деятельности в этой сфере. Отсюда способность методики выяв­лять глубоко спрятанные пружины в выборе направления социально-культурной жизни человека. Именно эти факторы изначально предопределяют, как считает Сонди, применит ли обследуемый свои духовные способности в сфере культуры и гуманизма (h), техники и цивилизации (s), религии и этики (е), театрального исусства (by), философии, психологии, математики, филологии (k), поэзии, научных исследований (р), национальной экономики, хозяйства, коллекциониро­вания произведений искусств (d), речевых видов деятельности (оратор, певец)(т). При этом Сонди подчеркивает, что имеет в виду не сублимацию как смещение угрожаемых сексуальных влечений (т.е. по Фрейду), а самостоятельно сущест­вующие изначально априорные духовные ценности, которые являются контраст­ными по отношению к низменным (первичным, примитивным) тенденциям и при­сущи каждому человеку ab ovo как возможный вариант его судьбы. 7. Восемь факторов влечений обусловливают именно те совершенно особые бо­лезненные симптомы, которые не выводимы из других факторов или симптомов и могут выступать в виде клинических проявлений при психических расстройствах и нарушении влечений.

Эти данные по каждому из 7 приведенных пунктов в отношении каждо­го из 8 факторов приводятся далее в виде схемы.

4. Схема трансформации 8 факторов влечений

а) - соответсвует предпочтениям "+",

б) - отвержениям "-"

 

Интерпретация факторов


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 379 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.01 сек.)