АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
СПИД – морально-этические проблемы
Инфекция, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), заражение которым приводит к развитию синдрома приобретенного иммунного дефицита (СПИД), в последние десятилетия XX в. распространилась на все континенты, поразив более 20 млн человек. К середине 1994 г. стало известно, что 2 млн жителей Земли уже умерли от СПИД. По мнению ВОЗ, к 2000 г. число умерших от СПИД достигнет 8 млн. Только в США за первые б нед 1996 г. от СПИД умерли 4357 человек. В России заболеваемость ВИЧ-инфекцией в 1996 г. выросла в 10 раз по сравнению с таковой в 1995 г.: с 1 случая до 10 на 100 000 населения.
Многие расценили СПИД как одну из важнейших угроз существованию человечества. Однако с точки зрения эпидемиологии и инфекционной патологии ВИЧ-инфекция не является необычным заболеванием. ВИЧ передается половым путем и при парентеральном попадании инфицированной крови, так же как возбудители сифилиса или вирусных гепатитов В и С. У зараженных ВИЧ длительное время не наблюдается клинических проявлений со стойкой утратой трудоспособности, так как и при туберкулезе. СПИД в большинстве случаев заканчивается смертью, так же как, например, бешенство или чума, и СПИД также мало поддается лечению, как и многие виды опухолей. В то же время в совокупности признаков ВИЧ-инфекция достаточно уникальна, в связи с чем ее неожиданное распространение породило немало этических и социальных проблем. Ко многим перечисленным выше заболеваниям у населения, а также у медицинских работников выработался определенный стереотип отношения, проявление СПИД заставило по-новому рассмотреть целый комплекс моральных проблем.
Моментом, повлекшим за собой наиболее тяжкие последствия, было то, что, очевидно, под действием средств массовой информации, живописавших «ужасы» СПИД и в равной мере распространявших как научные, так и ложные представления о СПИД, у населения многих стран выработался панический страх перед СПИД и в результате этого преувеличение возможности передачи болезни при обычном бытовом контакте, через укусы комаров и т.п. Интересно, что подобные концепции высказывали также и отдельные ученые [5], По этой причине эпидемия СПИД сопровождалась повышением общей тревожности населения, и так называемой второй волной эпидемии — распространением различных оправданных или неоправданных страхов среди определенных групп населения. Это было и по настоящее время остается следствием все еще недостаточной информированности общественности об этом заболевании. Так, опасения «заразиться СПИД вызывали в начале развития эпидемии в той или иной стране, включая такие типичные страны «демократической цивилизации», как США и Франция, массовые отказы медиков оказывать зараженным ВИЧ или даже «подозрительным на заражение» какую-либо медицинскую помощь вплоть до самой экстренной. Таким образом, распространение СПИД в значительной мере подвергло испытанию «на прочность» даже основы традиционной этики врачей.
На Западе основным методом решения этой проблемы стало распространение концепции о том, что помощь больным СПИД должна оказываться во всех медицинских учреждениях наряду и на равных условиях с другими пациентами. Однако и до настоящего времени многие клиники в США и отдельные врачи не оказывают помощь ВИЧ-инфицированным, маскируя иногда истинную причину отказа какими-то посторонними мотивами типа «несоответствия заболевания профилю нашего стационара». До настоящего времени в США сохраняется вероятность того, что врач не будет оказывать помощь больному СПИД под предлогом того, что он «некомпетентен» в данной патологии или выдвинув другую «объективную» причину отказа. В России в начале эпидемии, несмотря на примеры самоотверженной деятельности некоторых врачей, многие медики вообще отказывались оказывать какую-либо помощь ВИЧ-инфицированным, изолировали их в инфекционных стационарах и всячески пытались переложить оказание этой помощи на «специализированные учреждения», которых тогда не существовало. Имели место даже необъяснимые с разумной точки зрения отказы делать больным СПИД рентгенологическое или электрофизиологическое обследование и т.п. В значительной мере по этой причине в 1989 г. в нашей стране была создана сеть центров по профилактике и борьбе со СПИД с поликлинической, а в перспективе — и с клинической базой. Для привлечения сотрудников в такие учреждения была введена дополнительная оплата тем врачам, которые оказывают помощь больным СПИД, что в свою очередь привело к усилению страхов в медицинской среде, так как многие решили, что «надбавка за СПИД?- связана именно с опасностью заражения. В свою очередь это привело к тому, что «центры по СПИД» так и остались недоукомплектованными кадрами, несмотря на повышенную оплату. Ситуацию усугубило то, что более поздние наблюдения показали, что сотрудники медицинских учреждений, имеющие дело с ВИЧ-инфицированцыми, действительно подвергаются незначительной, но реальной угрозе заражения СПИД из-за парентеральных повреждений во время медицинских манипуляций. Кроме того, им угрожают туберкулез и другие инфекции, резервуаром которых становятся больные СПИД. Сотрудники таких учреждений подвергаются тяжелому психическому стрессу из-за необходимости общаться с пациентами, находящимися в состоянии острых и затяжных психотических реакций на известие о заражении. Их также угнетает невозможность предотвратить летальный исход заболевания. Со всеми этими проблемами встречаются медики других специальностей, но только в отделениях для больных СПИД эти «вредные воздействия» достигают такой степени концентрации. Даже в США было отмечено, что врачи в целом неохотно занимаются лечением больных СПИД, предпочитая по мере возможности менять направление своей деятельности. В связи с этим на Западе как самостоятельную проблему стали изучать методы поддержки медицинского персонала, причем среди этих методов наряду с психологическими не последним фактором оказалось материальное и моральное поощрение.
Таким образом, подбор кадров для оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным действительно представляет самостоятельную проблему, решение которой требует специальных подходов. Законодательство России в 1995 г. закрепило повышенную оплату и сокращенный рабочий день для лиц, работающих в указанной области, однако проблематично, достаточны ли эти меры для удержания квалифицированных кадров. Большую надежду, однако, внушают сохранившиеся в медицинской среде самоотверженные традиции отечественных медиков. Фактически этические взгляды врача определяют то, будет он заниматься проблемой СПИД или найдет другую область применения своих знаний.
В дальнейшем «искушения СПИД» в области профессиональной этики не прекратились. Когда стало хорошо известно, ВИЧ не передается при бытовом контакте, но передается с кровью, увеличения оплаты труда стали требовать также все работники лабораторий, проводящих какие-либо исследования крови, «в связи с потенциальным риском заражения СПИД». Отказы в оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным стали более дифференцированными и мотивированными: в основном были отказы в хирургических и акушерских вмешательствах. В ряде учреждений ввели практику "предгоспитализационного" обследования всех пациентов на наличие антител к ВИЧ. В некоторых медицинских учреждениях поступление ВИЧ-инфицированного пациента не означало отказа от лечения, но лечение проводилось с «полным соблюдением эпидрежима для предупреждения внутрибольничной передачи ВИЧ. Косвенно это, конечно, означает, что в тех случаях, когда угрозы СПИД не было, эпидрежим не соблюдался, а это ставит под сомнение и этическую, и профессиональную сторону деятельности медицинского руководства таких стационаров. В то же время руководители отдельных больниц указывали на то, что в современных экономических условиях они просто не могут обеспечить должный противоэпидемический режим из-за нехватки средств. При этом, однако, игнорировался тот факт, что на деньги, затраченные на обследование всех госпитализируемых в стационар, вполне можно было бы эти проблемы решить. Дело в том, что обследование на СПИД проводится «бесплатно», так как оплачивается не за счет стационара, а за счет федерального и частично областного бюджета здравоохранения.
Иногда обследование пациентов на наличие антитела к ВИЧ проводится исключительно по требованию хирургов и акушеров, боящихся заразиться ВИЧ при проведении вмешательств. Такой риск действительно существует, хотя его трудно назвать большим: примерно 1 из 100 порезов или уколов во время операции ВИЧ-инфицированных пациентов приводит к заражению медика. При этом доказано, что только более тщательное соблюдение самой техники безопасности при проведении операций может снизить этот риск еще на 80 %. В то же время хорошо известны случаи, когда пациенты во время операций заражались от ВИЧ-инфицированных хирургов и стоматологов, при этом риск передачи ВИЧ от зараженного хирурга его пациентам значительно выше уже потому, что пациентов значительно больше. Между тем, настаивая на обследовании пациентов на наличие антител к ВИЧ, хирурги, как правило, выступают против того, чтобы их самих обследовали. Может показаться, что это указывает на серьезный этический дефект у представителей этой профессии. В основе конфликта, однако, лежит не недопонимание проблемы, а опасения потерять любимую и достаточно хорошо (а в США и Западной Европе очень хорошо) оплачиваемую работу- В то же время, так как формального запрета на занятия хирургией для ВИЧ-инфицированных в большинстве стран нет, а результаты такого обследования конфиденциальны, то хирургу приходится самому решать, продолжать или не продолжать свою деятельность. Нам пришлось наблюдать двух таких хирургов: один после достаточно долгих переживаний и попыток применить повышенные меры защиты (надевание трех перчаток и т.п.) совсем прекратил медицинскую деятельность, другой перешел на работу, не связанную с парентеральными вмешательствами.
Иной, касающейся врачебной этики проблемой стал вопрос о целесообразности оказания помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИД. Довольно быстро стало очевидным, что лечение больных СПИД является не очень перспективным. Достаточно отметить, что за 15 лет напряженной работы медиков разных стран в этом направлении среднюю продолжительность жизни больных СПИД удалось увеличить с 6 до 30 мес. Стоимость обследования и лечения, составлявшая в США до 50 000 долларов в год на одного больного СПИД, при увеличении продолжительности жизни больного естественно возрастает. С позиций чистого рационализма лечение не только бесполезно, но и экономически невыгодно. Однако традиционная этика и мораль решают эту проблему однозначно: больных СПИД надо обязательно лечить. В то же время страховая система здравоохранения, например, в США оказалась не в состоянии финансировать лечение почти 50 % больных СПИД. При этом страховые компании разработали специальные программы выявления ВИЧ-инфицированных исключительно для того, чтобы не заключать с такими лицами страхового договора. Дело кончилось тем, что в США лечение СПИД стало в значительной мере покрываться из бюджетных средств, отвлекаемых от других медицинских программ. Тем не менее и в настоящее время значительное число больных СПИД в США не получают систематического лечения.
Совершенно в другой ситуации оказались развивающиеся страны, бюджет здравоохранения которых вообще неспособен выдержать такой стоимости лечения, В странах Центральной Африки затраты на «лечение» одного больного СПИД оценивают всего в 300 долларов. Вполне понятно, что там продолжительность жизни больного СПИД по-прежнему не превышает 6 мес, а для медиков никакой дилеммы не сушествует, так как лечить больного в большинстве случаев вообще не на что.
К моментам, несомненно приводящим к возникновению этических проблем, относится и некоторая специфика контингентов ВИЧ-инфицированных лиц. В США и Западной Европе в начале эпидемии преобладающими контингентами оказались мужчины — гомосексуалисты и наркоманы, национальные меньшинства (африканцы, гаитяне). Негативное отношение к некоторым из них в ряде случаев порождало и такое же отношение и ко всем больным СПИД. У многих врачей возникает ощущение, что СПИД является как бы наказанием за «неправильное поведение» (без уточнения конкретных случаев). В иных случаях врач начинает по-разному относиться к пациентам из различных групп риска, что часто создает этический, а иногда и «производственный» конфликт. С этим, а не только со страхом заражения, были связаны некоторые случаи отказа в медицинской помощи. В некоторых исследованиях обнаружено, что медики в целом хуже относятся к больным СПИД гомосексуалистам и наркоманам, средне — к заразившимся при гетеросексуальных контактах и лучше — к зараженным при переливании крови. Такая дифференциация несомненно является своеобразной проблемой, так как противоречит концепции о равных возможностях людей в получении медицинской помощи. Любопытно, что врачи-гомосексуалисты хуже относятся к паци-ентам-гетеросексуалистам.
Особую проблему представляет врачебная тайна при ВИЧ-инфекции. Как правило, там, где впервые выявляется ВИЧ-инфицированный, его имя быстро становится известным окружающим. Некоторые врачи первым делом считают уведомить о больном мэра, губернатора и прочее начальство. В результате жизнь инфицированных превращается в истинный кошмар. Фактически все ВИЧ-инфицированные находятся в состоянии глубокого стресса с момента известия о заражении. Врачи, нарушая врачебную тайну (часто из лучших побуждений), еще более усиливают стрессовую ситуацию. Некоторые исследователи сравнивают положение ВИЧ-инфи-цированного по глубине стресса с пребыванием в концентрационном лагере.
Фактически психотерапевтическая коррекция является одним из наиболее ранних и необходимых аспектов лечения пациентов с ВИЧ-инфекцией. Безграмотное поведение медицинских работников достаточно часто провоцирует острые психические реакции у пациентов, что влечет за собой агрессивное поведение и самоубийства.
Фактически этические проблемы СПИДа как бы концентрируют в себе все этические проблемы медицины.
Отдельные аспекты ВИЧ-инфекции поставили проблемы и перед самыми разными специалистами в области медицины. Возникают такие частные проблемы оказания медицинской помощи больным СПИД, как, например, целесообразность оказания реанимационной помощи больным СПИД в агональном состоянии, когда пока абсолютно очевидно, что это только лишь незначительно отдалит неизбежную смерть. Особенно остро в связи со СПИД актуализировалась проблема эвтаназии. В одной из скандинавских стран в настоящее время до 50 % больных СПИД прибегают к этому средству облегчения страданий, хотя официально эвтаназия не разрешена. Официальные инстанции при этом придерживаются выжидательной тактики, не принимая никаких мер против медиков, участвовавших в этих мероприятиях.
Своеобразная этическая проблема, связанная с ВИЧ-ин-фекцией, возникла и в области акушерской практики. Как известно, ВИЧ может передаваться от матери ребенку во время беременности, во время родов и при грудном вскармливании. Поэтому некоторые склонны рассматривать ВИЧ-инфекцию у матери как безусловное показание к аборту. Однако при этом следует учесть, что в среднем лишь в 35 % случаев происходит заражение ребенка. Кроме того, назначение в период беременности противовирусного препарата, известного под названием «азидотимидин», а также искусственное вскармливание снижают риск передачи ВИЧ ребенку от инфицированной матери до 15—20 %. Таким образом, легко подсчитать, что если при аборте гибнут 100 % детей, то в случае сохранения беременности — только 20 %. Кроме того, против аборта безусловно выступает традиционная христианская мораль. Зараженный или незараженный человек представляет самостоятельную ценность и в плане других гуманистических концепций. С точки зрения сохранения численности населения, это тоже не является рациональным. Однако сторонники «радикального решения» заявляют, что оставшийся сиротой после смерти матери ребенок станет обузой для общества, даже если он не будет болен СПИД. Кроме того, показано, что беременность и роды как стрессорный фактор могут ускорить развитие СПИД у матери. С другой стороны, некоторые медики считают, что рождение ребенка, напротив, создает у зараженной ВИЧ матери стимул к дальнейшей борьбе за жизнь. Современная практика в общем показывает, что решение этой дилеммы врачи предоставляют самой матери, давая ей возможность взвесить все «за» и «против, сохранения беременности, учитывая не только ее физическое состояние, но и материальные возможности для выживания ее ребенка.
Самостоятельные этические проблемы возникают при испытании новых лекарственных средств для лечения ВИЧ-ин-фекции. Как известно, при классической и наиболее правильной схеме при клинических испытаниях должна быть группа пациентов, получающих плацебо. Однако при СПИД это может означать, что какое-то число испытуемых лишаются надежды получить лечение, которое теоретически может повлиять на продолжительность их жизни. В связи с этим возникает проблема подбора групп участников испытания. В ряде стран по этой причине допускается проводить испытания эффективности лечебных препаратов при ВИЧ-инфекции без использования плацебо, однако это затрудняет интерпретацию получаемых результатов.
Достаточно тяжелая ситуация сложилась в России в 1997 г. в связи с появлением новых зарубежных препаратов — «ингибиторов протеаз ВИЧ». Зарубежные компании продают эти препараты по цене до 20 000 долларов на годовой курс. Из-за отсутствия денег у Минздрава РФ оплата этих препаратов из средств бюджета невозможна. Препарат могут получить только очень богатые люди, способные заплатить сами. По мере увеличения численности больных СПИД вероятность получения ими бесплатной медицинской помощи будет уменьшаться. Перед врачами неизбежно будет возникать очередная этическая дилемма: назначать или не назначать препарат больному, если известно, что он не сможет его приобрести.
Особой проблемой при отсутствии вакцин и терапевтических препаратов является осуществление профилактики ВИЧ-инфекции, которая в настоящее время сводится к обучению населения правилам безопасного в плане заражения ВИЧ полового поведения. Как показывает мировой опыт, медики, на которых в основном пытались возложить осуществление этой задачи, оказались малоспособны к ее решению. Дело в том, что традиционная медицинская подготовка, в том числе и в вопросах этики, не позволяла им в достаточной мере свободно заниматься обучением населения по теме «безопасного секса». Известный консерватизм медиков затрудняет переподготовку в этой области. Многим медикам представляется немыслимым, что вместо постановки диагноза по результатам разного рода тонких инструментальных и лабораторных методов им придется опуститься до такого «уровня», чтобы объяснять «каким-то» гомосексуалистам правила пользования презервативами.
Стремление решить все возникающие проблемы с совершенствованием медицинских технологий приводило к тому, что основные средства, выделяемые на борьбу со СПИД, расходовались на укрепление лабораторной базы, в то время как расходы на собственно профилактику были пропорционально ничтожными, как и результаты такой «профилактики». Это явление было типичным не только для России, но и для остальных стран мира и послужило одной из причин, приведшей к тому, что в 1995 г. программа ВОЗ по СПИД была закрыта, а средства переданы на организацию более широкой в плане предполагаемой деятельности программы под эгидой ООН, в которой ведущие направления выходят за рамки медицины.
Перспективы противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции предполагают возникновение новых этических проблем. Так, в случае создания вакцины, предупреждающей заражение ВИЧ, несомненно встанет вопрос, кого и когда иммунизировать этим препаратом. Отсюда возникнут разные рационалистические и этические концепции: «вакцинировать все население нецелесообразно, так как многие не подвергаются никакому риску заражения»; «вакцинировать только гомосексуалистов и наркоманов — это предоставлять им возможность безнаказанно продолжать свою «деятельностью и т.п. Фактически ни одну из этических проблем, поставленных СПИД, разрешить пока не удалось. Таким образом, пандемия ВИЧ-инфекции еще долго будет ставить перед будущими медиками не только чисто медицинские, но и социально-этические проблемы. Решать их придется не одному поколению врачей России.
Вопросы для самоподготовки
1. Каковы различия инфекционных и соматических заболеваний?
2. На чём базируется санитарно–эпидемиологическое благополучие общества?
3. Назовите основные аргументы противников вакцинации.
4. Какие новые требования введены в национальный календарь профилактических прививок с 1 января 2002 года?
5. Перечислите этические проблемы, возникающие в связи с распространением ВИЧ/СПИД инфекции?
6. Каковы основные пути передачи ВИЧ-инфекции и направления её профилактики?
7. Какова вероятность ВИЧ инфицирования в родах?
8. Чем обусловлен приоритет интересов общества над интересами инфицированного человека?
9. Каковы ценностные приоритеты в эпидемиологии в соответствии с «Конвенцией о правах человека и биомедицине» (Совет Европы, 1996г.)?
10. Имеет ли врач моральное право отказаться от оказания помощи ВИЧ-инфицированному? Каковы аргументы отказа и согласия?
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 3086 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 |
|