АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Классическая классификация Ч.С.Пирса

Прочитайте:
  1. I. Классификация форм организации образовательно -воспитательного процесса
  2. I. Формы организации процесса обучения и их классификация
  3. II. Классификация эндогенной интоксикации
  4. III. Классификация лекарственных форм в зависимости от способа введения в организм.
  5. III. Классификация ОА.
  6. L Классификация общих/видовых лейкоцитозов
  7. TNM классификация рака молочной железы (5-й пересмотр)
  8. TNM классификация.
  9. TNM-классификация опухолей молочной железы
  10. V. Классификация (TNM).

Американский философ Чарлз Сандерс Пирс еще в конце ХIХ в. создал классификацию знака. Пирс считается одним из основателей со временной семиотики. Важнейшая его заслуга состоит в том, что во главу угла он ставил человека как создателя и интерпретатора знака.

По Пирсу, любой знак имеет три основные характеристики: 1) материальная оболочка, 2) обозначаемый объект, 3) правила интерпретации, устанавливаемые человеком.

Данная классификация основана на типологии соотношения формы и содержания.

Он разделил знаки на три группы:

1. Иконические знаки - такие, план выражения которых похож на план содержания (форма и содержание сходны качественно или структурно).

Примером может служить портрет, фотография, или, например, батальное полотно или план сражения являются знаками-иконами, если считать их содержанием само сражение.

2. Символьные (конвенциональные, условные) знаки - такие, план выражения которых не имеет ничего общего с планом содержания (связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака).

Это большинство слов любого языка. Слово "кошка" не похоже на кошку в отличие от изображения кошки.

3. Индексальные знаки - такие, план содержания которых связан с планом выражения по смежности, то есть похож, но отчасти (форма и содержание смежны в пространстве или во времени).

Примерами индексов могут служить знаки дорожной сигнализации. Следы на песке, позволяющие предположить о том, что ранее в этом месте кто-то прошел, дым, предполагающий наличие огня, симптомы болезни, предполагающие саму болезнь, – все это индексальные знаки. По-видимому, точнее было бы говорить не о смежности формы и содержания, как это принято традиционно, а о наличии между ними определенных причинно-следственных связей.

Знак, запрещающий проезд, "кирпич" действительно напоминает некую преграду, но он означает не саму преграду, а инструкцию "сюда въезд запрещен". Если на щите нарисованы черные очки, то это означает, что здесь следует пропускать слепых. Знак, представляющий собой две параллельные линии, сужающиеся к концу наподобие бутылки, означает, что дорога впереди сужается.

Для иконических и индексальных знаков форма позволяет догадаться о содержании знака даже не знакомому с ним адресату. Что же касается символических знаков, то их форма сама по себе, т.е. вне специального договора, не дает никакого представления о содержании.

Но исчерпывающая теория знака на основе современных лингвистических и семиотических достижений так и не была создана, поскольку семиотика на протяжении ХХ века больше интересовалась не самим знаком, а последовательностью знаков - текстом.

Эта двухполюсная схема знака была существенно улучшена Ч. Пирсом. В противоположность модели Соссюра Пирс предложил триадичную модель знака [6, 7]:

· репрезентамен (representamen) – форма, которую принимает знак (необязательно материальная);

· интерпретанта (interpretant) – не интерпретатор, а скорее смысл, полученный из знака;

· объект – то, на что знак ссылается.

Пирс писал, что знак (в форме репрезентамена) – это нечто, что обозначает что-либо для кого-нибудь в определённом отношении или объёме. Он адресуется кому-то, то есть создаёт в мыслях этого индивидуума равноценный знак или, возможно, более развитый знак. Знак – это репрезентамен с ментальной интерпретантой. «Возможно, бывают репрезентамены, не являющиеся знаками, т.е. не нуждающиеся в ментальных интерпретантах…, но всё равно мысль есть главный, если не единственный, способ репрезентации» – подчёркивал Пирс. Тот знак, который он создаёт, Пирс называл интерпретантой первого знака. Далее, знак что-то обозначает – именно свой объект. Но он обозначает объект не во всех отношениях, но только в отношении к своего рода идее, которую Пирс называл основой репрезентамена. Взаимодействие между репрезентаменом, объектом и интерпретантой Пирс отнёс к понятию «семиозиса».

Репрезентамен подобен в значении означающему Соссюра, в то время как интерпретанта – означаемому. Однако интерпретанта в отличие от означаемого имеет свойство: она сама по себе является знаком в уме интерпретатора.

Пирс классифицировал знаки на категории, и самым фундаментальным разделением знаков считал разделение на иконы, индексы и символы, которые представляют объект на основе подобия, каузальности и произвольного консенсуса. Кроме такого разделения Пирс различал знаки согласно их категорному статусу, в соответствии со своими объектами и интерпретантами.

С категорной точки зрения знаки могут быть квалисайнами (qualisigns), синсайнами (sinsigns) и легисайнами (legisigns). По Пирсу квалисайн – это знак, имеющий природу явления (appearance), синсайн – это индивидуальный объект (слог sin – это первый слог таких слов как semel, simul, singular и т.д.), легисайн – это знак общей природы. «Разница между легисайном и квалисайном, ни один из которых не является индивидуальной вещью, состоит в том, что у легисайна есть совершенно определённая самотождественность, хотя зачастую и допускающая большое разнообразие проявлений. Например, &, and и соответствующий звук – всё это одно слово. Квалисайн же, напротив, не имеет никакой самотождественности. Это просто качество явления, уже через мгновение не совсем такое, как прежде. Вместо тождественности в нём есть большое сходство, и ему не надо сильно отличаться, чтобы получить название совсем другого квалисайна» [6, 7].

С точки зрения отношения между объектом и интерпретантой знак может быть ремой (rheme), дицентом (dicent) и аргументом (умозаключением), т.е. знак может означать качественную возможность, актуальное существование или пропозицию (proposition).

Пирс связал категории знака с тремя фундаментальными образами бытия [6, 8, 9]:

· образ бытия позитивной качественной возможности;

· образ бытия реального факта;

· образ бытия законности (или конвенциальности),

назвав их первичностью, вторичностью и третичностью.

Первичность как потенция сущности является образом монадичного бытия, состоящего из категории свойств явлений типа чёрный, горький или сладкий. По Пирсу первичность латентна (скрыта), неясна и одновременно важна. Первичность существует в силу самой себя, не зависима ни от чего другого. В силу своей монадичности чистая монада есть свойство, проявляющееся без своих частей, черт и к тому же без своего воплощения.

Вторичность определяется как диадичное отношение между знаком и его объектом. Отношение диадично, т.е. нечто «ещё» существует как бинарная сущность к чему-то «первому». Отношение между первичностью и вторичностью диадично в том смысле, что свойство само по себе не составляет факт, а просто связано с фактом. Вторичность есть отношение между знаком и объектом, но без любого восприятия отношения. Если мы бы восприняли такое отношение, мы были бы в третичности. Пирс определяет отношение между первичностью и вторичностью как закон природы (первичность) и как случаи, к которым закон применим (вторичность). Таким образом, первичность существует латентно в мире, но для того, чтобы проявиться, она должна стать вторичностью. Так, чтобы проявиться квалисайну, он должен быть поддержан синсайном или иконой, которые здесь являются знаками вторичности.

Третичность является триадным отношением между чем-то первым и чем-то вторым, которое показывает информацию о чём-то третьем. Третичность определяется как категория общности, понимания рациональности и правильности. Понятие «сила привычки» является центральным у Пирса, так как он предполагает, что законы природы проявляются формированием привычки в природе. Третичность есть посредник между первичностью и вторичностью, и она завершает триаду.

Таким образом, квалисайн, синсайн и легисайн являются знаками природы, которые по своей сути монадичны и соответствуют первичности и репрезентамену. Квалисайн здесь определяется как свойство (качество) знака, описывающее объект благодаря элементам сходства или различия, т.е. квалисайн по необходимости есть икона, и когда свойство является его логической возможностью, он может интерпретироваться как знак бытия, т.е. рема. Синсайн, как конкретный пример знака, существует в качестве своего свойства. Например, «чёрный костюм» является примером синсайна, где «костюм» обладает свойством «черноты». Далее, легисайн понимается Пирсом как законность или конвенциальность (договорённость). Этот знак относится к знакам общего типа, а не к единичным объектам, смысл которого носит договорный характер. Так как синсайн является знаком фактической вещи, то он также выражает легисайн через свою точную копию, т.е. легисайн может пониматься через конвенциальность. Отсюда отношение между квалисайном, синсайном и легисайном проявляются в рамках самих себя, т.е. монадичности.

Теперь рассмотрим отношение между репрезентаменом и объектом, что будет выражаться иконой, индексом и символом, соответствующих вторичности. Будем считать икону, индекс и символ знаками человека [8, 9]. Заметим, что вторичность является диадичным отношением между репрезентаменом и объектом. Можно, конечно, при анализе образа человека сказать, что это икона, дым из трубы – индекс огня в печке, а человек, изображённый на светофоре, является символом. Но это будет правильным только в смысле восприятия, а на самом деле диадичное отношение воспринимается без всякой интерпретации. Здесь корректно было бы сказать, что образ человека, дым из трубы и изображение человека на светофоре содержат иконические, индексальные и символические черты.

Икона есть знак связи с объектом через сходство. Например, любые фотографии людей являются иконическими знаками, поскольку они сходны с объектами, их представляющими. Пирс установил, что икона динамически не связана с объектом, который она представляет, и её свойства только говорят о схожести со свойствами объекта. Индекс, в свою очередь, предполагает референцию на что-то, т.е. он ссылается на объект, имеющий каузальное с ним отношение. Результатом показаний термометра для измерения температуры воздуха является индекс температуры воздуха. Таким образом, индекс с объектом составляют органическую пару благодаря отношению между ними. И наконец, символ является знаком, имеющим значение благодаря конвенциальности или закону. Пирс понимает закон как ассоциацию обычных идей, и знак, будучи конвенциальным, означает, что среди пользователей по значению знака имеется соглашение. Примерами символических знаков являются буквы, слова и числа. Символ содержит в себе иконические и индексальные черты, что поясняется Пирсом на примере понятия «любить». Идея, стоящая за этим словом, является ментальной иконой одного человека, любящего другого. Тогда в предложении «Ромео любит Джульетту» «Ромео» и «Джульетта» являются индексами, без которых предложение теряет смысл, и пара объектов, обозначенная индексами «Ромео» и «Джульетта», представляется иконой или образом, представленным в наших умах.

И, наконец, знак можно трактовать с точки зрения связи объекта и интерпретанты как рему, дицент и аргумент, считая их знаками культуры, что соответствует третичности [9]. Пирс назвал культуру конечной интерпретантой, без которой мы не были бы теми, чем мы являемся на самом деле, и без которой мы не могли бы воспринимать мир таким, какой он есть.

Рема ссылается на возможные объекты и понимается как представляющая некоторый вид возможного объекта. Являясь коммуникативным компонентом сообщения, рема может пониматься как логический предикат. Так, в [10] на основе языка исчисления предикатов 1-го порядка был предложен метаязык, в котором использовались некоторые свойства материальной импликации. Считалось, что на глубинном уровне все предложения естественного языка имеют предикат импликативного характера, причём посылкой этого предиката является тема, а заключением – рема.

Дицентный знак является знаком реального существования. По этой причине этот знак не может быть иконой, которая не обеспечивает возможности интерпретации. Для описания случая, к которому дицент интерпретируется как референция, он должен содержать рему по необходимости. Примерами этого знака могли бы быть целые предложения.

Аргумент (умозаключение) является знаком конвенциальности и закона. Он представляет объект в качестве своего знака. Примерами аргумента могли бы быть целые отрывки текста, т.е. значимые связи дицентных знаков. При такой интерпретации аргументы могли бы быть областями знаний, культуры, общества и т.п. Можно интерпретировать аргумент как знак культуры, являющийся посредником между природой и человеком [9].

Рассмотренные три сущности знака Пирс, как уже говорилось, связал с тремя образами бытия: первичностью, вторичностью и третичностью, что графически представляется рис. 1 [8, 9].

 

Рис. 1

Первая часть (репрезентамен) является трихотомией первичности. Здесь квалисайн является знаком наиболее близким в первичности. Являясь основным знаком первичности (как позитивной качественной возможности), квалисайн является основой для конструирования иконы и ремы. Пирс писал: «Поскольку качество (свойство) вообще само по себе позитивно, оно может обозначать объект только благодаря некоторому обычному ингредиенту или подобию» [6]. Подобие здесь означает, что квалисайн при своём проявлении должен быть иконой, а когда свойство существует только как чисто логическая возможность, квалисайн интерпретируется как знак бытия, т.е. как рема. Рема является посредником между квалисайном и иконой, и с точки зрения логической возможности она определяет, можно ли идентифицировать сходство по картинке.

С другой стороны, объект, являющийся знаком, несущим квалисайн, есть синсайн. Синсайн по определению является реальной вещью или событием, а для того, чтобы квалисайн проявился, он должен быть воплощён в синсайне. Переход от квалисайна к иконе через рему составляет законность в рамках первичности. И легисайн делает возможной связь между квалисайном и синсайном. Пирс назвал такое проявление квалисайна в синсайне через легисайн «силой привычки» (force of habit). В этом случае семиозис монадичен и за ним не стоит никакой интеллектуальной интерпретации. В [8] такой семиозис называется семиозисом знаков природы.

Второй частью (объектом) является трихотомия вторичности. Между первичностью и вторичностью существует диадичное отношение. Вторичность является результатом эволюции, имеющей место в первичности, которая как бы «переключает» процесс в категорию вторичности. Из-за диадичного отношения между первичностью и вторичностью икона, индекс и символ содержат элементы из первичности. Являясь знаками реального существования, они выступают как объекты и несут в себе свойства первичности. Эти знаки имеют некоторые черты, общие со своим объектом (икона), они ссылаются на свой объект путём отношения существования с этим объектом (индекс) или путём отношения конвенциальности (законности) со своим объектом (символ). Можно сказать, что в индексе есть икона, в синсайне имеется один или много квалисайнов, а внутри дицента находится рема. Синсайн и дицент являются знаками реального существования. Индекс также является знаком реального существования, поскольку он выражает каузальное отношение между первичностью и вторичностью, определяемое этим существованием.

Примером иконы является пиктограмма, в которой знак напоминает объект. Примером индекса является след ноги, указывающий на человека, а примером символа – знак в контексте типа уличного знака с буквой Р, обозначающего, что парковка машин разрешена.

Третья часть (интерпретанта) рис. 1 является трихотомией третичности, и знаки, её составляющие, выражают законность и конвенциальность. Пирс ввёл эти знаки, когда разрабатывал свою логику. Вот почему отношение между ремой, дицентом и аргументом является тем же самым отношением, что и в логическом выводе. Здесь рема представляет собой предикат, дицент является посылкой, а аргумент есть заключение, т.е. заключение является посредником между предикатом и посылкой. Пирс подчёркивал, что в рамках интерпретанты наша способность делать суждения и выводить заключения основывается на некой врождённой логике, по-видимому, на логике, вытекающей из эволюции, идущей от природы к человеку со своей конвенциальностью, и устанавливающей связь между первичностью и вторичностью [9].

Так, легисайн представляет собой конвенциальный знак и что более важно, он является также знаком, обозначающим законность в природе. Символ также является конвенциальным знаком и обозначает законность как диадичное отношение между природой и человеком. Однако это отношение всё же не интерпретируемо, и становится триадичным. Связь между легисайном и символом создаётся аргументом, который в наибольшей степени является знаком третичности. Так, в пределах аргумента мы имеем легисайн, состоящий из квалисайна и синсайна, и символ – из квалисайна, синсайна, легисайна, иконы и индекса. Также можно рассматривать рему и дицент в пределах аргумента, т.е. можно считать аргумент вырожденным знаком в том смысле, что он наиболее далёк от первичности, и всё же сохраняющим опасность снова стать знаком первичности.

Комбинируя вышеупомянутые категории знаков, Пирс остановился на 10, поскольку некоторые возможные знаки логически исключаются. По его классификации квалисайн всегда будет рематической иконой, потому что свойство не может быть конвенцией. Символ всегда представляет легисайн, так как он является представителем своего объекта, основанном на контексте, а легисайн – знак договорённости. Аргумент будет всегда символическим легисайном, поскольку он третичен к интерпретанте и требует высокой степени интерпретации. Эти десять категорий знаков рассматриваются как базовые и обеспечивают основу для обсуждения, каким образом разные типы знаков требуют различных типов интерпретации (см. рис. 2) [8, 9].

 

Рис. 2

Жирным шрифтом на рис. 2 отмечены границы между теми прилегающими квадратами, которые соответствуют категориям, сходным только в одном отношении. Все другие прилегающие квадраты принадлежат категориям, сходным в двух отношениях. Неприлегающие квадраты принадлежат к категориям, сходным в одном только отношении, за тем исключением, что каждый из трёх квадратов, составляющих вершину треугольника, принадлежит к категории, отличающейся во всех трёх отношениях от категорий, которым соответствуют квадраты, располагающиеся вдоль противоположной стороны треугольника. Названия, напечатанные светлым шрифтом, являются дополнительными.

Здесь знаки природы: квалисайн, синсайн и легисайн, являются как бы именами классов знаков. Интересно отметить, и это особенно подчёркивается в [9], что, например, квалисайн как знак природы, воплощён в иконе и может пониматься как рема, т.е. он может существовать как до-познавательная (pre-perceptive) позитивная возможность, но пост-познавательно (post-perceptively) он существует как рема. Аналогично синсайн также существует как возможность, хотя и неисчерпывающая, а пост-познавательно синсайн становится дицентом. Также до-познавательный легисайн, являясь знаком природы, пост-познавательно существует как некоторая законность, определяющая наше восприятие (познание), что делает его аргументом. Трихотомия первичности существует по обе стороны человеческого познания (до и после). Фактически мы познаём не реальный мир, а мир знаков, и он существует в нашей голове как символическое представление, определяемое нашей культурой.

Но если человек является частью природы, можно ли его отнести к первичности? Можно согласиться с точкой зрения Т. Теллефсена [9], что из-за своего интеллекта в процессе эволюции человек потерял способность находиться в рамках первичности, он вторичен. Поэтому то, что мы понимаем как мир, на самом деле является его представлением, формирующим культуру. Отсюда культура понимается в рамках третичности. Но как это согласуется с 10 категориями знаков Пирса?

Отметим, прежде всего, то, что все эти знаки ссылаются на трихотомию третичности, т.е. их корни находятся в культуре. Также следует подчеркнуть важность аргумента как знака культуры, который идёт от легисайна и понимается как перемещение от репрезентамена (природы) к объекту (человеку) и который осуществляет посредничество через интерпретанту (культуру). Пирс подчёркивал, что третичность есть категория привычек (habits), которые стремятся стать подсознательными. Таким образом, эволюционный путь третичности заключается в стремлении семиозиса через третичность сформировать привычку, которая постепенно становится всё более и более подсознательной, и третичность начинает свой регресс к первичности, к реме. Культура формирует наш способ взаимодействия в мире, который создаёт и формирует нашу способность к познанию, и то ментальное пространство, которое можно назвать «сферой познания» (восприятия) [9]. «Сила природы» знака лежит в том, что определяет эволюцию как знаков природы и человека, так и знаков культуры.

 

 


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 1394 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)