АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ПСИХОЛОГИЯ ГОРЯ
Вот как описывает горе Ф.Е. Василюк в книге "О человеческом в человеке".
Переживание горя, может быть, одно из самых таинственных проявлений душевной жизни. Каким чудесным образом человеку, опустошенному утратой, удается возродиться и наполнить свой мир смыслом? Как он, уверенный, что навсегда лишился радости и желания жить, сможет вое — становить душевное равновесие, ощутить краски и вкус жизни? Как страдание переплавляется в мудрость? Все это — не риторические фигуры восхищения силой человеческого духа, а насущные вопросы, знать конкретные ответы на которые нужно хотя бы потому, что всем нам рано или поздно приходится по профессиональному ли долгу или по долгу человеческому утешать и поддерживать горюющих людей — как взрослых, так и детей.
Может ли психология помочь в поиске этих ответов? В отечественной психологии нет ни одной оригинальной работы по переживанию горя и психологической помощи таким людям. Что касается западных исследований, то в сотнях трудов описываются мельчайшие подробности этой темы: горе "нормальное" и "патологическое", "отложенное" и "предвосхищающее", взаимопомощь людей, потерявших близких, синдром горя от внезапной смерти младенцев и влияние видеозаписей о смерти на детей, переживающих горе, и т.п.
Горе — это не просто одно из чувств, это одно из тех чувств, которое делает человека человеком. Ни одно самое разумное животное не хоронит своих собратьев. Хоронить — значит быть человеком. Но хоронить — это не отбрасывать, а прятать и сохранять. Человеческое горе не деструктивно (забыть, оторвать, отделится), а конструктивно, оно призвано не разбрасывать, а собирать, не уничтожать, а творить — творить память.
В принципе подобное переживание и симптомы не обязательно могут возникать только в случае смерти близкого.
Через аналогичные состояния (хотя они могут быть выражены слабее) проходит человек при любой утрате близкого — разлуке с ним или, например, при уходе родителя из семьи при разводе. И даже в случае смерти или потери собаки или кошки (тоже ведь почти член семьи!) или при ссоре с близким другом.
Особенно важно различение "нормального" и "патологического" горя, ибо горе, как и любая травматическая реакция, — представляет собой нормальный процесс. На примере горя можно проследить естественную динамику течения любого травматического стресса, т.е. то, как про — исходит преодоление психологической травматизации при оптимальном случае. Ведь психологи, помогающие преодолевать травматические последствия, были не всегда. Тем не менее люди как — то справлялись. До сих пор мы фокусировались на тех ситуациях, когда люди именно не справились с травмой. Здесь же мы будем говорить о том, как естественно происходит обратное, каковы этапы переживания травматического стресса, каким образом осуществляется процесс естественного самоисцеления, чем можно помочь на каждом из этапов.
Этапы естественного течения горя, или, как еще говорят, нормальная "работа горя" (так как человек действительно как бы работает над своей травмой), характерны для любой фазы психологического стресса, хотя разумеется, их продолжительность сильно варьируется в зависимости от тяжести травмы, а также в зависимости от других факторов.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 544 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
|